Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему
Методы и способы развития логического мышления у детей старшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие логического мышления у детей
старшего дошкольного возраста.
Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения, конкретизация).
Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.
В своей группе я развиваю логическое мышление с помощью дидактических игр. Многие родители считают что важно научить ребенка считать, решать задачи но сталкиваются с проблемой в первом классе: ребенок не может логически мыслить. Для этого я в своей группе провожу открытые мероприятия с родителями где они вместе с детьми развивают свое мышление, логику.
Для того чтобы начать работу по развитию логического мышления у детей, перед собой поставила следующие задачи:
1.Развитие у старших дошкольников логических приемов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).
2.Формирование умения понимать и прослеживать причинно — следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.
3.Выравнивания стартовых возможностей детей по формированию элементарных математических представлений перед школой.
4.Развитие позитивного отношения к школе и себе.
5.Воспитание любви к математике.
На первом этапе изучила литературу: Алябьева Е. В. «Игры для детей
5-7лет: развитие логического мышления и речи», Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для детей», Савенков А.В. «Маленький исследователь: развитие логического мышления: для детей 6-7 лет», «Логика. Задания на развитие логического мышления. Для детей 4-6 лет». Составитель: Шевелев К.В., Козырева Л.М. «Развиваем логического мышления для детей 6-7 лет».
Следующим этапом был изучен уровень развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью диагностического обеспечения:
· метод наблюдения
· диагностика групповая и индивидуальная.
В группе вместе с родителями создали уголок где изготовили игры для логического мышления. Детям очень нравится сравнивать, создавать, решать логические задачи. Что бы не надоедало игры каждую неделю добавляются. В течении дня создаются необычные ситуации с элементами проблемности в результате у детей вызывается интерес как решить эту задачу, ( например перестановка мебели в кукольном уголке). В процессе работы необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Я предлагала детям логические задачи и упражнения математического содержания, с помощью которых уточняла и закрепляла представление детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Эти упражнения способствовали развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Это такие игры, как «Скажи наоборот», «Бывает – не бывает», «Найди ошибки» и др. А вот игра «Да или нет?» . Я задавала детям вопросы, на которые можно было ответить только «да» или «нет». Любые другие слова, в качестве ответа означали, что ребёнок выбывает из игры. В игре использовала вопросы-ловушки, на которые нельзя ответить утвердительно или отрицательно в этом случае играющие должны были промолчать. Эта игра эффективно развивает у детей умение внимательно вслушиваться в вопрос, развивает сообразительность, логику мышления, а также умение точно выполнять игровые правила.
Наряду с этими играми, я давала детям логические упражнения, основанные на знаково-символических средствах, понятных и доступных пониманию дошкольников. Дети с удовольствием принимали участие в таких оригинальных играх. Например, упражнение «Как изменялась фигура?» направлено на развитие логического мышления детей и построено на аналоговой зависимости между парами или группами объектов – геометрических фигур.
Очень важно проводить с родителями совместные мероприятия, они с удовольствием играют и принимают участие вызвав у них интерес они начинают заниматься и играть с ребенком дома, а так же помогают в создании уголков для детей в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование на математических занятиях и в свободной деятельности дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»
технология опыта и результативность...

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр и упражнений" (обобщение педагогического опыта)
Каким образом построить систему педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников на основе использования логических игр и упражнений? Будет ли данная деятельность име...

Опыт работы "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»".
Краткое описание работы:· Основные противоречия, решаемые в опыте: Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развити...

Консультация на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр»
В данной консультации рассмотрены игры на развитие логического мышления, которые могут использовать воспитатели, студенты и родители для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Презентация к опыту работы: "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста по средствам игр, упражнений, логических задач и головоломок."
Конкурсный материал заочного конкурса "Лесенка успеха -2018"...

Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».
Чтобы повысить компетентность родителей в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье, научить их организовать интересную, увлекательную игровую деятельность в се...
Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».
Проблема развития математического образования на сегодняшний день стоит остро. Поэтому в 2013 году Министерством образования и науки Российской Федерации была разработана Концепция развития математиче...