консультация"фольклор ,как средство развития речи детей дошкольного возраста"
консультация на тему

Брагина Татьяна Владимировна

консультация"фольклор ,как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folkler.docx37.42 КБ

Предварительный просмотр:

 «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Одна из важнейших задач воспитания ребёнка – развитие его умственных способностей, формирование   мыслительных умений и навыков ,развитие речи ,духовно-нравственное воспитание и т.д. Фольклор –одно из важнейших средст во всестороннем  развитии детей дошкольного возраста.

Слово фольклор - английского происхождения, оно значит: народная мудрость, народное знание. Историзм и народность- приоритет фольклорного жанра. Малые фольклорные формы: потешки, прибаутки, песенки, небылички. побасенки, загадки, сказки, заклички, хороводы - несут в себе этнические характеристики, приобщают нас к вечно юным категориям материнства и детства

 Знакомство с потешками надо начинать с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав рассмотреть детям игрушку, рассказать о персонаже потешки, о ею особенностях. Объяснить детям значение новых слов, услышанных в потешке. Хорошо когда у детей уже сформировано представление о рассказываемом животном в потешке : «киска», «конь», «козлик», «курочка», «котик», «коровушка» и т.д. Можно использовать дидактические игры «Узнай потешку» (по содержанию картинки, надо вспомнить произведения народного творчества), «Угадай, из какой книжки (сказки, потешки) прочитан отрывок?». Словесные игры по мотивам народного творчества; например: «про сороку» (читать потешку и пусть дети отображают ее содержание в действиях). Дидактические упражнения «Узнай и назови» ( достают из коробки игрушки или картинки по знакомым потешкам). Настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений («парные картинки», «подбери такую же картинку», «лото», «разрезные картинки»).Можно проводить игры - инсценировки; например: «курочка - рябушка на реку пошла».«Живые картинки» - при чтении потешки «сорока-белобока» - всех детей ставят друг за другом и раздавать им кашу; а самому последнему - нет! «А ты постой, вот тебе горшок пустой!», т.е. сопровождать потешки действием. Таким образом, потешка превращается в игру, увлекает детей. 

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.

        Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления,            творчества, носитель памяти, информации и пр. Овладение связной   монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. . Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор.      В раннем возрасте очень важно ускорить появление  первых сознательных слов у ребенка. Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребенка, т.е. привлекают его внимание к предметам, животным, людям. Вызывают интерес у детей народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и описываются их повадки.

Словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки используют соответственно уровню развития детей. Интонация, с которой  их произносят понятна детям. Простые, короткие, они побуждают малышей к действию, произнесенные же нараспев, ласково, негромко, настраивают на отдых. Используют  потешки, чтобы заставить детей двигаться, например: «Киска, киска, киска, брысь!».

Фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. Он является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.

В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с фольклорными жанрами на первое место выдвигается содержательный аспект, а не жанровые и языковые особенности. Педагоги не редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию.

Например, используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно ,выразительно выражать свои мысли и чувства, при этом интонационно окрашивая свою речь.

Отгадывание и придумывание загадок влияет на разносторонность развития речи детей. Они способствуют формированию образности речи.

С помощью прибауток, небылиц, дразнилок дети могут развеселить, рассмешить сверстников.

С помощью потешек , пестушек возможно развивать фонематический слух, так как они используют наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.

Средствами фольклора повышается  уровень развития связной речи дошкольников; дети приобщаются  к традициям и культуре

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества: они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека; поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями. Пословицу можно использовать в любой ситуации: собираясь на прогулку ,во время прогулок пословицы помогают детям лучше понять различные явления, события .Много пословиц и поговорок о труде; знакомя с ними , детям нужно объяснить их смысл, чтобы они знали, в каких ситуациях их можно применить.

Загадки - это полезное упражнение для развития речи ,мышления и воображения .Дети могут сами попытаться загадать - придумать загадку об игрушке. Можно начинать занятие по изо - деятельности загадкой, а дети отгадывают, что они будут рисовать или лепить. Используются загадки и на прогулке: «Бел, да не сахар, Ног нет, а идет!» и т.д.Можно проводить игры, которые помогут углубить и уточнить знания детей об окружающем мире.

 Сказки - являют собой особую фольклорную форму, основанную на парадоксе реального и фантастического. Сказки лучше рассказывать, чем читать. Знакомя ребенка со сказкой, нужно знать, что же лежит в основе ее содержания, с какой целью она создана первым автором (чему-то научить, удивить или позабавить). Есть три разновидности сказки: бытовые, волшебные, сказки о животных.Хорошо начинать сказку с присказки: «Сказка, сказка, прибаутка...»,а заканчивать словами: «Вот и сказке конец ,а кто слушал - молодец!». После рассказа сказки, узнать с помощью вопросов, поняли ли дети сказку? Вносить соответствующие игрушки, спросить: «Дети, из какой сказки пришли эти герои?» Можно провести конкурс рисунков, поделок по мотивам сказок, вносить предметы ряжения.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает речевой запас личности, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.

    Таким образом, использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим   удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены.

     Большое место к приобщению детей к фольклору ,несомненно занимают народные праздники. Именно в них собрана и показана доступная для детского восприятия информация об особенностях времен года,поведении птиц,насекомых и многом другом.Тексты используемых песен обогащают словарный запас детей.

Тема использования фольклора во всестороннем развитие детей не нова,но интересна на протяжении многих лет.

Подводя итог вышесказанному,следует отметить,что образный язык фольклора влияет на всестороннее развитие ребенка,его внутренний мир,развивает речь ,разширяет и украшает словарный зас.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста

Раздел детского календарного фольклора – один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крес...

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возрастаФольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.Классификация и терминология детского музыкального фольклорСобирание и изу...

Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Сообщение для воспитателей: Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста

Для того чтобы речь детей была не только правильной, точной, живой, выразительной, но дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами, необходимо знакомить их с фольклорным...

Статья "Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста"

В современной образовательной ситуации, когда одним из основных регламентирующих документов является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), педаг...

Консультация для родителей "Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлен...