Формирование этнокультурной осведомлённости дошкольника. (консультация для педагогов)
консультация на тему

Томилова Ольга Леонидовна

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением ребенка в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе. Поэтому работа по  формированию у дошкольников этнокультурной осведомленности имеет благоприятные перспективы. Успех этого зависит от форм, методов и приемов воспитания и образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование этнокультурной осведомлённости дошкольника.

Этнокультурная осведомлённость - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия. Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости.

Успех формирования этнокультурной осведомлённости зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение при выборе форм организации данного процесса следует отдавать тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и умения самореализации, органически вписываются в современный учебно-воспитательный процесс.

К таким формам относятся:

  • Циклы занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др. - на основе единого содержания.
  • Беседы. Представляется важным использовать беседы не только в качестве словесного метода обучения во время занятия, но и самостоятельной формы работы с детьми. Содержание познавательных бесед может строиться на основе:
  • Жизнедеятельности детей в семье.
  • Наблюдений (экскурсии, досуги)
  • Образовательной работы.
  • Видеопросмотры - позволяют создать у детей динамические наглядные образы из жизни и деятельности разных народов, расширить кругозор - дети получают представления о тех событиях, явлениях, предметах, т.е. об исторических фактах, о быте и архитектуре народов, проживающих в разных уголках Земли, о труде взрослых родного края и т.п.
  • Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой. Они дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.
  • Фольклорные концерты и театрализованные представления. Именно в концертно-театральной деятельности находят своё отражение быт, искусство и культура народов, их специфика.
  • Целевые прогулки, экскурсии. На прогулках воспитатель может предложить детям проверить народные приметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих данному региону.
  • Экскурсии, посещение выставок, музеев и др. культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров, об особенностях уклада жизни, культуры народов.
  • Народные подвижные игры служит средством приобщения детей к народной культуре.  Именно  в  них отражается весь образ жизни и дух народа, его быт, национальные устои, представления о чести, смелости и  мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью и красотой движений, проявлять смекалку и  находчивость, волю и стремление к победе, чем стимулируют переход детского организма к более высокой стадии развития.

     Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность.

Использование потенциала семьи осуществляется путём:

  • Привлечения родителей к проведению занятий.
  • Участия родителей в выставках семейного творчества.
  • Устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций.
  • Предоставления родителями альбомов с фотографиями, предметов быта и искусства, хранящихся в семье или привезённых из путешествий, для демонстрации на тематических выставках в д/с.
  • Создания мини-музея семейных коллекций в групповой комнате.
  • Проведения совместных прогулок и экскурсий.
  • Ведения вместе с детьми исследовательской деятельности с дальнейшим представлением её результатов в образовательном процессе.
  • Участия родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой.

Методы и приёмы активизации процесса формирования

 этнокультурной компетенции детей.

  • Игровые методы и приёмы.
  • Игры: "Старинное-не старинное", "Чем мы похожи?", "Особенности быта народов России", "Лавка сувениров" и т.д.
  • Сравнение.
  • Вопросы.
  • Сюрпризные моменты.
  • Метод моделирования и конструирования.
  • Заполнение карт.
  • Метод проектов.

     Искусство педагогов состоит в умелом комбинировании методов и приёмов, в логическом соотнесении их с формой и местом использования, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.

Используемая литература:

  1. Журнал "Дошкольное воспитание № 12-2007 год",
  2. А.Д. Жариков "Растите детей патриотами",
  3. Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова "Наша Родина",
  4. Н.Н. Наумова "Фольклорный праздник".


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование этнокультурной осведомлённости дошкольника. (консультация для педагогов ) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 84 комбинированного вида Подготовила: старший воспитатель О.Л.Томилова г. Владикавказ, 2016

Слайд 2

Этнокультурная осведомлённость - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия. Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью.

Слайд 3

Успех формирования этнокультурной осведомлённости зависит от форм и методов обучения и воспитания. К таким формам относятся: Циклы занятий (НОД), включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др. - на основе единого содержания

Слайд 4

Беседы. Представляется важным использовать беседы не только в качестве словесного метода обучения во время занятия, но и самостоятельной формы работы с детьми. Содержание познавательных бесед может строиться на основе: -Жизнедеятельности детей в семье -Наблюдений (экскурсии, досуги) -Образовательной работы. Видеопросмотры - позволяют создать у детей динамические наглядные образы из жизни и деятельности разных народов, расширить кругозор - дети получают представления о тех событиях, явлениях, предметах, т.е. об исторических фактах, о быте и архитектуре народов, проживающих в разных уголках Земли, о труде взрослых родного края и т.п.

Слайд 5

Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой. Они дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям. Фольклорные концерты и театрализованные представления. Именно в концертно-театральной деятельности находят своё отражение быт , искусство и культура народов, их специфика.

Слайд 6

Целевые прогулки, экскурсии. На прогулках воспитатель может предложить детям проверить народные приметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих данному региону . Экскурсии, посещение выставок, музеев и др. культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров, об особенностях уклада жизни, культуры народов.

Слайд 7

Народные подвижные игры служит средством приобщения детей к народной культуре. Именно в них отражается весь образ жизни и дух народа, его быт, национальные устои, представления о чести, смелости и мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью и красотой движений, проявлять смекалку и находчивость, волю и стремление к победе, чем стимулируют переход детского организма к более высокой стадии развития

Слайд 8

Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи осуществляется путём: Привлечения родителей к проведению занятий. Участия родителей в выставках семейного творчества. Устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций. Предоставления родителями альбомов с фотографиями, предметов быта и искусства, хранящихся в семье или привезённых из путешествий, для демонстрации на тематических выставках в д/с. Создания мини-музея семейных коллекций в групповой комнате. Проведения совместных прогулок и экскурсий. Ведения вместе с детьми исследовательской деятельности с дальнейшим представлением её результатов в образовательном процессе. Участия родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой.

Слайд 9

Методы и приёмы активизации процесса формирования этнокультурной компетенции детей. Игровые методы и приёмы. Игры: "Старинное - не старинное", "Чем мы похожи?", "Особенности быта народов России", "Лавка сувениров" и т.д. Сравнение. Вопросы. Сюрпризные моменты. Метод моделирования и конструирования. Заполнение карт. Метод проектов.

Слайд 10

Искусство педагогов состоит в умелом комбинировании методов и приёмов, в логическом соотнесении их с формой и местом использования, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников. Используемая литература: 1. Журнал "Дошкольное воспитание № 12-2007 год", 2. А.Д . Жариков "Растите детей патриотами", 3. Н.Ф . Виноградова, С.А. Козлова "Наша Родина", 4. Н.Н . Наумова "Фольклорный праздник".

Слайд 11

Спасибо за внимание Успехов и удачи в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников".Консультация для педагогов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида № 400городского округа Самара       Сказка как средство формирования н...

Консультация для педагогов Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности детей

Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности детей...

«Этнокультурный компонент в художественно эстетическом воспитании дошкольников, формирование этнокультурного самосознания и самоэдентичности дошкольников на основе музыкально-игровой культуры, народно- праздничной культуры и народных музыкальных инструмен

Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот в...

Практические методы и приемы по формированию финансовой грамотности дошкольников (консультация для педагогов)

Для того, чтобы обучение финансовой грамотности стало продуктивным и результативным необходимо, в первую очередь, вызвать интерес у участников образовательного процесса: педагог-ребенок-родители. И ес...

Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры дошкольников Консультация для родителей

        Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность....