Формирование этнокультурной осведомлённости дошкольника. (консультация для педагогов)
консультация на тему
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением ребенка в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе. Поэтому работа по формированию у дошкольников этнокультурной осведомленности имеет благоприятные перспективы. Успех этого зависит от форм, методов и приемов воспитания и образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_etnokulturnoy_osvedomlyonnosti_doshkolnika.docx | 19.77 КБ |
formirovanie_etnokulturnoy_osvedomlennosti_doshkolnikov.pptx | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Формирование этнокультурной осведомлённости дошкольника.
Этнокультурная осведомлённость - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия. Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости.
Успех формирования этнокультурной осведомлённости зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение при выборе форм организации данного процесса следует отдавать тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и умения самореализации, органически вписываются в современный учебно-воспитательный процесс.
К таким формам относятся:
- Циклы занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др. - на основе единого содержания.
- Беседы. Представляется важным использовать беседы не только в качестве словесного метода обучения во время занятия, но и самостоятельной формы работы с детьми. Содержание познавательных бесед может строиться на основе:
- Жизнедеятельности детей в семье.
- Наблюдений (экскурсии, досуги)
- Образовательной работы.
- Видеопросмотры - позволяют создать у детей динамические наглядные образы из жизни и деятельности разных народов, расширить кругозор - дети получают представления о тех событиях, явлениях, предметах, т.е. об исторических фактах, о быте и архитектуре народов, проживающих в разных уголках Земли, о труде взрослых родного края и т.п.
- Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой. Они дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.
- Фольклорные концерты и театрализованные представления. Именно в концертно-театральной деятельности находят своё отражение быт, искусство и культура народов, их специфика.
- Целевые прогулки, экскурсии. На прогулках воспитатель может предложить детям проверить народные приметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих данному региону.
- Экскурсии, посещение выставок, музеев и др. культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров, об особенностях уклада жизни, культуры народов.
- Народные подвижные игры служит средством приобщения детей к народной культуре. Именно в них отражается весь образ жизни и дух народа, его быт, национальные устои, представления о чести, смелости и мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью и красотой движений, проявлять смекалку и находчивость, волю и стремление к победе, чем стимулируют переход детского организма к более высокой стадии развития.
Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность.
Использование потенциала семьи осуществляется путём:
- Привлечения родителей к проведению занятий.
- Участия родителей в выставках семейного творчества.
- Устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций.
- Предоставления родителями альбомов с фотографиями, предметов быта и искусства, хранящихся в семье или привезённых из путешествий, для демонстрации на тематических выставках в д/с.
- Создания мини-музея семейных коллекций в групповой комнате.
- Проведения совместных прогулок и экскурсий.
- Ведения вместе с детьми исследовательской деятельности с дальнейшим представлением её результатов в образовательном процессе.
- Участия родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой.
Методы и приёмы активизации процесса формирования
этнокультурной компетенции детей.
- Игровые методы и приёмы.
- Игры: "Старинное-не старинное", "Чем мы похожи?", "Особенности быта народов России", "Лавка сувениров" и т.д.
- Сравнение.
- Вопросы.
- Сюрпризные моменты.
- Метод моделирования и конструирования.
- Заполнение карт.
- Метод проектов.
Искусство педагогов состоит в умелом комбинировании методов и приёмов, в логическом соотнесении их с формой и местом использования, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.
Используемая литература:
- Журнал "Дошкольное воспитание № 12-2007 год",
- А.Д. Жариков "Растите детей патриотами",
- Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова "Наша Родина",
- Н.Н. Наумова "Фольклорный праздник".
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этнокультурная осведомлённость - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия. Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью.
Успех формирования этнокультурной осведомлённости зависит от форм и методов обучения и воспитания. К таким формам относятся: Циклы занятий (НОД), включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др. - на основе единого содержания
Беседы. Представляется важным использовать беседы не только в качестве словесного метода обучения во время занятия, но и самостоятельной формы работы с детьми. Содержание познавательных бесед может строиться на основе: -Жизнедеятельности детей в семье -Наблюдений (экскурсии, досуги) -Образовательной работы. Видеопросмотры - позволяют создать у детей динамические наглядные образы из жизни и деятельности разных народов, расширить кругозор - дети получают представления о тех событиях, явлениях, предметах, т.е. об исторических фактах, о быте и архитектуре народов, проживающих в разных уголках Земли, о труде взрослых родного края и т.п.
Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой. Они дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям. Фольклорные концерты и театрализованные представления. Именно в концертно-театральной деятельности находят своё отражение быт , искусство и культура народов, их специфика.
Целевые прогулки, экскурсии. На прогулках воспитатель может предложить детям проверить народные приметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих данному региону . Экскурсии, посещение выставок, музеев и др. культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров, об особенностях уклада жизни, культуры народов.
Народные подвижные игры служит средством приобщения детей к народной культуре. Именно в них отражается весь образ жизни и дух народа, его быт, национальные устои, представления о чести, смелости и мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью и красотой движений, проявлять смекалку и находчивость, волю и стремление к победе, чем стимулируют переход детского организма к более высокой стадии развития
Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи осуществляется путём: Привлечения родителей к проведению занятий. Участия родителей в выставках семейного творчества. Устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций. Предоставления родителями альбомов с фотографиями, предметов быта и искусства, хранящихся в семье или привезённых из путешествий, для демонстрации на тематических выставках в д/с. Создания мини-музея семейных коллекций в групповой комнате. Проведения совместных прогулок и экскурсий. Ведения вместе с детьми исследовательской деятельности с дальнейшим представлением её результатов в образовательном процессе. Участия родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой.
Методы и приёмы активизации процесса формирования этнокультурной компетенции детей. Игровые методы и приёмы. Игры: "Старинное - не старинное", "Чем мы похожи?", "Особенности быта народов России", "Лавка сувениров" и т.д. Сравнение. Вопросы. Сюрпризные моменты. Метод моделирования и конструирования. Заполнение карт. Метод проектов.
Искусство педагогов состоит в умелом комбинировании методов и приёмов, в логическом соотнесении их с формой и местом использования, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников. Используемая литература: 1. Журнал "Дошкольное воспитание № 12-2007 год", 2. А.Д . Жариков "Растите детей патриотами", 3. Н.Ф . Виноградова, С.А. Козлова "Наша Родина", 4. Н.Н . Наумова "Фольклорный праздник".
Спасибо за внимание Успехов и удачи в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников".Консультация для педагогов
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида № 400городского округа Самара Сказка как средство формирования н...
Консультация для педагогов Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности детей
Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности детей...
«Этнокультурный компонент в художественно эстетическом воспитании дошкольников, формирование этнокультурного самосознания и самоэдентичности дошкольников на основе музыкально-игровой культуры, народно- праздничной культуры и народных музыкальных инструмен
Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот в...
Формирование доброжелательных взаимоотношений старших дошкольников. Консультация для педагогов
quot;Воспитание у детей дружеских взаимоотношений"...
Практические методы и приемы по формированию финансовой грамотности дошкольников (консультация для педагогов)
Для того, чтобы обучение финансовой грамотности стало продуктивным и результативным необходимо, в первую очередь, вызвать интерес у участников образовательного процесса: педагог-ребенок-родители. И ес...
"Формирование и развитие связной речи у дошкольников" консультация для педагогов
Консультация для педагогов...
Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры дошкольников Консультация для родителей
Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность....