Проект «Широкая Масленица »
материал (средняя группа) на тему
Россия богата своими традициями, обячиями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое нарродное гулянье в конце зимы "Масленица"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_proekta_shirokaya_maslennitsa.docx | 34.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Широкая Масленица »
Автор проекта: воспитатель Крупская Е.В.
Участники проекта: воспитатель, родители, дети разновозрастной группы.
Срок реализации проекта: 1 неделя
Актуальность.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица - один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с народными традициями празднования «Масленицы», можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Более полное и обширное представление о нем дает детям возможность понять всю глубину, широту и смысл этого веселого и немножко грустного народного праздника. Поэтому и возникла идея об организации и проведении с детьми праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и дошкольников.
Проблема:
В настоящее время вызывает тревогу и беспокойство забвение русских традиций, отражающих многовековой опыт познания народом окружающей природы, способов гармоничной жизни в согласии с ней. Одной из проблем дошкольного образования ребенка сегодня – противоречие между богатейшим наследием русского народа и недостаточным представлениями о традициях народа у педагогов и детей.
Цель:
формирование у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русским народным традициям на примере ознакомления с праздником Масленица.
Задачи:
1. Обобщать и систематизировать представления детей о народных традициях, символах праздника, народных гуляньях, играх и забавах праздника Масленицы.
2. Приобщать к ценностям русской культуры.
3. Развивать интерес к познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями русского народа, истоками культуры.
4. Развивать творческие наклонности детей, желание заниматься интересным творческим делом (лепка, рисование, конструирование)
5. Воспитывать чувство патриотизма основанного на русских традициях.
Ожидаемые результаты:
Приобщение детей к традиции проведения народного праздника - Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории
Этапы реализации:
1. Подготовительный – изучение методической литературы, Интернет-ресурсов, постановка цели, задач, разработка проекта, выбор форм и методов работы с детьми, определение содержания работы, изучение условии для проведения проекта, определение и формулировка ожидаемых результатов.
2. Организационный – НОД, досуги, беседа, подвижные игры и упражнения, наблюдения в природе, художественное творчество детей. Консультация для родителей о значимости фольклора в развитии детей-дошкольников. Памятка для родителей о традициях праздника.
3. Результативный – организация выставки детского творчества «Как на Масленичной неделе… », праздник Масленица, фотоотчет.
План работы с детьми:
Беседы «Широкая Масленица». «Ой, ты, Масленица» - рассказ о каждом дне масленичной недели, заучивание народной песни: «Как вставала я ранешенько…».
Дидактические игры: «Когда это бывает», «Времена года».
Подвижные игры: «Снежный тир», «Кто быстрее на метле» , «Малечина-калечина», «Заря», «Два Мороза», «Веснянка», «Салки-догонялки», «Ровным кругом», «Ручеек», «Гори, гори ясно», «Снежный тир», «Русская метла», «Горелки».
Восприятие художественной литературы и фольклора: Д. Кузнецов «Блины», рассказ Т. Нуждиной «Блины». Знакомство детей с пословицами и поговорками о масленице.
Художественное творчество: рисование «Зимний разгуляй», «Роспись птиц». Лепка из соленого теста «Гонцы весны». Конструирование из бумаги «Солнышко – лучистое» .
Праздник «Широкая масленица»
Работа с родителями: Заучивание с детьми частушек. Выпекание блинов совместно с детьми. Изготовление костюмов для мероприятия.
Достигнутые результаты:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, мы сделали вывод, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
«ИСТОРИЯ МАСЛЕНИЦЫ».
Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.
Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Тем более что в переводе с итальянского «карнавал» означает «говядина, прощай! ». А масленица, предшествующая Великому посту, издавна называлась «Мясопустом», поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо.
Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».
Проходили века, менялась жизнь, с принятием христианства появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ничто не смогло заставить россиян отказаться от любимого праздника – хлебосольного и разгульно-веселого. Кстати, одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.
А вот в 1724 году в Петербурге Масленица не удалась. Петр, известный любитель всяческих увеселений, намеревался и в новой столице устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться к кому-нибудь в гости. Увы, стихия победила, забава не удалась.
Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием «Торжествующая Минерва». Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки – мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой Екатерины.
Со временем «катальная потеха» в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Кстати, катание с городских гор в то время было платным и стоило копейку. Возле ледяных гор разворачивалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику в больших шатрах-балаганах веселили скоморохи и любимый народный герой Петрушка.
В деревнях, где балаганов отродясь не бывало, жители сами становились действующими лицами необычной баталии – взятия снежного городка. Собравшись, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби.
Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром, а вслед скакали крестьянские лошадки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками.
Конечно, главным угощением на Масленице были блины. Они пеклись и поедались в несметных количествах.
На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник – встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками
ПРИЛОЖЕНИЕ №2.
ЗАКЛИЧКИ.
1. Ой, Масленица – кривошейка
Встречаем тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачами
И румяным пирогом!
2. А мы Масленицу повстречали
Сыром гору поливали
На широкий двор зазывали
Да блинами заедали!
3. Широкая Масленица
Мы тобой не нахвалимся
Приезжай к нам в гости
На широкий двор
С детьми поиграть
На горках кататься!
4. Ну – ка, Солнце, просыпайся
В чисто небо выбирайся
Будешь по небу ходить
Песни петь и всем светить.
5. Солнышко, Солнышко, выгляни в окошко
Солнышко, Солнышко, покажись немножко
Тут твой любимчик – симпатичный
ПРИЛОЖЕНИЕ №3.
ЧАСТУШКИ.
*Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя —
Будьте счастливы, как мы!
*Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.
*Прилетали марсиане,
Остались довольные.
Их тарелки не пустые,
А блинами полные.
*Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.
*Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!
ПРИЛОЖЕНИЕ №4.
ИГРЫ:
Хороводная игра: «Ровным кругом».
Слова к игре:
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг
Стой на месте, дружно вместе
Сделаем вот так.
Общий танец «Топа – топ»
Слова к танцу: Топа – топ, топа – топ
Топа – топа, топа-топ
Хлопай – хлоп, хлопай – хлоп
Хлопай, хлопай, хлопай хлоп
Прыг да скок, прыг да скок
Прыг да скок да прыг да скок
Ножку – раз, ножку – два
Вот как пляшет детвора
Сели – встали, сели – встали
И нисколько не устали и т. д.
Игра «Масленица»
Слова к игре: А я — масленица
Я не падчерица
Со платочком хожу
К вам сейчас подойду
(между детьми) На плече платок лежит
Кто быстрее побежит?
Игра «Гори, гори ясно»
Эта веселая игра известна в народе издавна. Сначала все игроки разбиваются на пары и выстраиваются этими парами в колонну, одна пара за другой. Каждая пара игроков берется за руки и поднимает их вверх, чтобы получились «ворота». Последняя пара в колонне проходит под этими «воротами» и становится в начале колонны, потом идет следующая пара и т.д.
Впереди колонны, на расстоянии пяти-шести шагов от первой пары, спиной к игрокам становится «горящий». Пока пары проходят через «ворота», все участники приговаривают или поют такие слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
- Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!
Когда песенка заканчивается, та пара, которая в этот момент стояла впереди колонны, перестает держаться за руки, и ее участники разбегаются в разные стороны. А все остальные игроки кричат хором:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» должен догнать кого-то из убегающий, а они должны успеть снова взяться за руки. Если им удалось убежать от «горящего» и снова стать в пару, они становятся впереди колонны, и игра повторяется. Если «горящий» поймал одного из убегающих, он становится с ним в пару, а «горящим» вместо него становится игрок, который остался без пары.
Игра «Заря»
Игроки становятся в круг, держа руки за спиной. Один из игроков - водящий, «заря». Он ходит за спинами игроков с лентой в руках и приговаривает:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла!
Произнеся последние слова, водящий должен осторожно положить ленту на плечо одного из игроков. При этом игрокам нельзя поворачиваться, чтобы посмотреть, кому «заря» собирается положить ленту. Когда игрок замечает, что «заря» положила ему на плечо ленту, он быстро берет ее, и игрок с водящим разбегаются в разный стороны и бегут по кругу навстречу друг другу, стараясь занять пустое место. Пересекать круг при этом нельзя. Тот игрок, которому не удалось занять место, становится «зарей», и игра повторяется снова.
ПРИЛОЖЕНИЕ №5.
ПРАЗДНИК «Широкая Масленица!»
Яшка: Эй, ребятишки, сюда, шалунишки!
Аркашка: Собирайтесь все сюда, подходите, детвора!
Вместе: Самый добрый в мире праздник начинать уже пора!!! Здравствуйте!
(дети здороваются все вместе)
Яшка: Меня зовут Яшка!
Аркашка: А меня зовут Аркашка!
Вместе: Спросим мы сейчас у вас, отвечайте хором в раз, как зовут всех вас???
(дети отвечают все вместе)
Вместе: Мы – скоморохи! Любим мы шутить, играть, да людей потешать!
Яшка: Кому сейчас холодно – станет жарко!
Аркашка: Кому скучно – станет весело!
Вместе: Собирайся, народ, неделя «сырная» идет!
Будем вместе мы играть – Масленицу встречать!
Яшка: А знаете ли вы, что Масленицу на Руси праздновали, целую неделю и каждый
день Масленицы имеет своё название?
Аркашка: Итак, первый день! Какой? Понедельник, как он назывался? (ответы детей)
«Встреча»! В этот день Масленицу встречали, прославляли, величали!
Яшка: Давайте и мы будем Масленицу в гости звать!
Аркашка: Масленица годовая, наша гостья дорогая!
Приезжай на конях вороных, на саночках расписных!
Яшка: Душа ты наша, Масленица годовая, наша гостья дорогая!
Приезжай к нам в гости на широкий двор,
На горах покататься, в блинах поваляться!
Вместе: Расступись, честной народ – Масленица к нам идёт!!!
Под музыку, на санках, вывозят чучело Масленицы.
Аркашка: Здравствуй, гостья наша Масленица!
Авдотья Ивановна, Дуня белая, Дуня румяная, гостья важная, долгожданная!
Яшка: Давайте, детушки, пославим её, повеличаем.
Аркашка: Масленица, Масленица – душа красная девица!
Яшка: Коса длинная, двуполтинная!
Аркашка: Сарафан расписной, да платок набивной.
Яшка: Щёки яркие, да румяные.
Аркашка: Брови чёрные, наведённые.
Вместе: Здравствуй, Масленица годовая, наша гостья дорогая!
Аркашка: Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!
Мы по кругу пойдём, дружно спляшем и споём!
Яшка: Так что пой, гуляй, пляши семь денечков от души!
Первый день привечай – звонкой песней встречай.
Хоровод «Выпал беленький снежок» рус. нар. мелодия
(под музыку дети идут в хороводе и поют песню, затем выполняют простейшие танцевальные движения: топают ногами, хлопают в ладоши, прихлопывают по плечикам, прыгают на двух ногах)
Яшка: Повеселились, потешились, да позабавились!
Второй день — какой? Вторник! Как он назывался? (ответы детей)
«3аигрыш»! Дети с горочек катались, как могли, так развлекались.
Давайте и мы с вами поиграем.
Игра-кричалка «У меня – у тебя»
Аркашка: Зима длится долго-долго, а Масленица бежит быстро.
День третий приближается, как он называется? Среда! (ответы детей)
А в масленичную неделю как его называли? (ответы детей)
«Лакомка». А чем лакомятся на Масленицу?
Правильно, в этот день ходили, друг к другу в гости, угощались блинами!
А с чем блины-то ели?.. (ответы детей)
Яшка: Четвёртый день недели какой? Четверг!
День самый-самый масленый и как же его называли? (ответы детей)
«Широкий четверг» - «Разгул».
В этот день больше всех веселились, пели, плясали до вечера.
Разойдись, честной народ, не пыли, дорожка!
Мы сейчас плясать пойдём, ну и ты немножко.
Общая пляска «Барыня»
Аркашка: День пятый — наступает. А дети знают, как его называют? (ответы детей)
Пятница! «Тещины вечерки».
Зять тёщу на блины приглашал, да блинами угощал.
Яшка: День шестой – кто скажет, какой? Суббота! (ответы детей)
Правильно, суббота! В этот день попить чайку охота.
Недаром он назывался «Золовкины посиделки».
В эти дни устраивались семейные чаепития.
Аркашка: Наступает день седьмой, ну, скажите нам, какой? Воскресенье!(ответы детей)
Самый весёлый и добрый день на масленичной неделе. Все от мало до велика
просят друг у друга прощения. Недаром его называли как? (ответы детей)
«Прощёное Воскресенье».
Яшка: С вами мы поговорили, дни недели повторили.
Аркашка: А теперь все собирайтесь, на гулянье отправляйтесь!
Ждут вас игры, да забавы, развлечения на славу!
Детей на участке встречают Снежная Баба и Скоморох Аркашка:
Сн. Баба: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!\
А меня-то вы узнали?
Дети: Снежная Баба!!!
Сн. Баба: Да, я Баба Снеговая, снег метлою разметаю,
Чтоб могли вы поплясать, да в игры разные сыграть!
Аркашка: Добрый день всем добрым людям,
Пусть весёлым праздник будет!
Здесь будут игры, веселье и смех,
Радости хватит сегодня на всех!
Сн. Баба: Предлагаю в круг всем встать и с Аркашкой поплясать.
Хоровод «Ровным кругом» рус. нар. мелодия «Ах вы, сени»
(исполняют танец с простыми движениями: «зайчики» - прыгают, «мишки – идут», «лошадки» - скачут, хлопают, топают)
Сн. Баба: Поплясали вы на славу, да Аркашке на забаву.
Отгадайте-ка, ребятки, мои зимние загадки:
- Говорят, что он идёт, только где же ноги?
Падал сутки напролёт, не видать дороги! Что это? (снег)
- Сам не бежит, и стоять не велит. Что это? (мороз)
- Снег на полях, лёд на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой)
Зиму очень я люблю, из снега колобки леплю.
Аркашка: А я предлагаю с ними сыграть их в ложке друг другу передавать.
Игра-забава «Перенеси снежок в ложке»
(дети встают в колонну, друг за другом, по сигналу бегут до ориентира, возвращаются назад и передают ложку со снежком следующему игроку, побеждает та команда, которая быстрее всех выполнила задание и не выронила снежок из ложки)
Сн. Баба: Есть ещё одна игра – интересная она.
Буду я метлу крутить, и метлою вас ловить.
А вы будете скакать – на метлу не наступать!
Игра-забава «Метла»
(дети стоят в кругу, Снежная Баба крутит метлу, игроки перепрыгивают через неё, стараясь на неё не наступить)
Аркашка: Ох и холодно стоять, надо братцы поиграть!
Сн. Баба: Давай валенки возьмём, да играть с ними начнём?!.
Аркашка: Давай! С ними поиграем, кто дальше кинет мы узнаем?!.
Игра-забава «Кто дальше кинет валенок»
(Выбираются несколько человек из команды. По сигналу игроки одновременно бросают валенок вперёд, побеждает тот игрок, который кинет валенок дальше всех. Игра продолжается с новыми игроками.)
Аркашка: Мы играли, песни пели, а блинов ещё не ели…
Сн. Баба: И то, правда! Пойдёмте угощаться…
Яшка: Ото всех дверей! Ото всех ворот!
Приходи скорей, торопись, народ!
Аркашка: Ай да зимушка-зима! Зима славная была!
Но пришла пора проститься! Да с весною подружиться!
Яшка: Подходи скорей народ, Масленица всех вас ждёт!
Давайте, ребятишки, с Масленицей простимся, да блинами угостимся!
Аркашка: Какая же Масленица без блинов горячих, да румяных?!.
Песню дружно запевайте, Масленицу провожайте!
Песня «Блины»
Аркашка: Песню спели громко, дружно, поиграть теперь нам нужно!
Яшка: Ой, блины, блины, блины, поиграем с вами мы!
Русская народная игра «Блины»
Яшка: Ты прощай, прощай наша Масленица!
Ты прощай, прощай наша широкая!
Аркашка: И сегодня к сожаленью наше кончилось веселье.
Ты прощай, прощай наша Масленица!
Все вместе: Ты прощай, прощай наша Масленица!
Яшка: А теперь настал черёд положить блины нам в рот.
Аркашка: Подходите, не стесняйтесь, да блинами угощайтесь!
Угощение детей блинами
Яшка: Мы блиночков все поели, прокатиться захотели!
Аркашка: Ждут вас кони удалые, ждут вас сани расписные!
Дети катаются на санках, с горок.