Некоторые особенности дошкольного воспитания детей
статья

В статье раскрываются цель, задачи, формы, методы, современные принципы и подходы в воспитании детей дошкольного возраста. Статья полезна как педагогам, так и родителям осуществляющим воспитание детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osb_doshkol_vosp.docx31.24 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые особенности дошкольного воспитания детей

Воспитание – целесообразное, произвольно направляемое взросление ребенка в социокультурном (духовно-практическом) пространстве человеческого общения. В более широком смысле воспитание понимается как любое сознательно планируемое интеллектуальное, эстетическое и нравственное влияние на индивида или группу людей любого возраста. В нашем случае, - дошкольного.

Источник: https://gufo.me/dict/philosophy_encyclopedia/%D0%92%D0%9E%D0%A1%D0%9F%D0%98%D0%A2%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%95

Целью дошкольного воспитания детей является формирование основ всего будущего развития человека.

Согласно статье 29 Конвенции о правах ребенка  воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, его умственных, духовных и физических способностей.

Дошкольное воспитание детей включает в себя несколько направлений, расширяющихся по мере взросления ребёнка. Выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. Условия современного развития общества подталкивают к формированию новых направлений воспитательной работы — гражданского, правового, экономического, экологического и пр., основы которых предстоит закладывать уже в дошкольном возрасте.

Формы, методы и принципы воспитания детей

Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов (приемов) и средств и форм воспитания. Этот выбор, прежде всего, зависит от специфики поставленных целей и задач.

Форма воспитания детей зависит от его содержания, целей, методов и обуславливает воплощение задуманных идей в конкретном деле. Конкретная педагогическая ситуация определяет форму взаимодействия. Классификация форм воспитания строится на основе какого-то одного определяющего признака.

По количеству участников процесса можно выделить следующие формы воспитания:

Групповые – несколько участников непосредственно контактируют друг с другом (пример – кружок, дошкольная группа детского сада);

Индивидуальные – два участника: педагог и ребенок (беседы, занятия);

Массовые – большое количество участников, в том числе и педагогов (например, несколько детских садов, район, вся страна проводят мероприятия в виде шествий, праздников, конференций и др.).

Формы воспитания детей по основному виду деятельности:

Познавательная;

Физкультурно-оздоровительная;

Трудовая;

Общественно-полезная;

Эстетическая;

Ценностно-ориентационная.

Формы воспитания детей по методу воздействия можно разделить на:

Практические – в виде походов, конкурсов, субботников, экскурсий и др;

Словесные – сборы, встречи, конференции, линейки, радиожурналы и др;

Наглядные – выставки, витрины, стенгазеты, стенды, музеи и др.

Педагог может воздействовать на дошкольников переживанием, словом, игрой, работой или психологическими упражнениями.

Источник: https://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6730-formy-vospitanija-detej.php

Содержательно методы воспитания проявляются через:

- непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, просьбы, совета) (принуждение/приучение);

- создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер (рефлексию);

- общественное мнение коллектива значимого для воспитанника (семьи, группы, администрации дошкольного учреждения) (адаптацию/приспособление);

- личный пример, личностное влияние авторитетного для него человека — отца, матери, дедушки, бабушки, сказочного, былинного или мидийого персонажа (подражание);

- совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру, упражнение (игровое обучение);

- процессы обучения, передачи информации или социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского, игрового общения и совместного труда (опыт);

- контролируемое преодоление затруднительных психологических ситуаций, возникающих в процессе взаимодействия с окружающей средой (расширяющимся в ходе познания миром) (дружба, ссора, пространственное ориентирование, различение опасности) (осознание);

- выполнение социально значимой роли, переживания чувства ответственности (ответственность);

- погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, религии, культуры (чувственное восприятие);

- формирование образов и представлений о важных событиях и роли в них положительных и отрицательных героев (образное мышление, абстрактное моделирование);

- формирование требуемых качеств личности, протекающее под управлением неосознанной программы  развития самой личности (самовоспитание);

- выбор способа достижения цели на основе полученного опыта, совета, рекомендации (убеждение).

Существует устойчивое мнение, что раньше на детей воздействовали, навязывая им чувство вины, прививая правильные привычки принуждением и запретами, а сегодня современные дети фактически не реагируют на такие методы.

Несправедливо будет утверждать, что педагогическое сообщество прошлого оперировало только авторитарными методами, а современные педагоги всё больше склоняются к, так называемым, попустительским.

В работах ведущих русских и зарубежных педагогов К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, А. Дистервега, Дж. Дьюи и др. можно выделить мысль о важности оптимального сочетания всех методов в зависимости от потребностей в воспитании, намеченной цели  и сложившихся условий, способствующих или препятствующих воспитательному процессу.  Такой метод принято называть демократическим.

В основе эффективных методов воспитания лежат взаимное уважение и сотрудничество между взрослыми и детьми, при этом необходимое доверие и открытость отношений требует большой самоотдачи и от взрослых, которым также для успешного дошкольного воспитания детей необходимо менять собственные стереотипы, непрерывно совершенствуя свой стиль воспитания.

Среди принципов, на которых базируется современное воспитание детей можно выделить следующие:

Уважительное отношение, которое не допускает унижения, насилия и авторитарного давления;

Свобода выбора, которая позволяет в полной мере ребенку раскрыть заложенные в него способности. При этом речь не идет о полной свободе без контроля со стороны взрослых. Нужно создавать необходимые для всестороннего развития и дошкольного воспитания детей условия, позволяющие в безопасной обстановке максимально легко и просто получать знания и навыки;

Помощь в принятии решения, которая заключается в том, чтобы показать достоинства, недостатки и возможные последствия от тех или иных поступков;

Обоснование требований и объяснение поступков. Это позволит малышу понимать, что взрослый не давит на него, а старается уберечь от опасности или учит дисциплине, необходимой в жизни;

Постоянное общение, которое позволяет не только установить доверительные отношения между родителями и ребенком, но и способствует развитию правильной речи;

Поддержка любых начинаний и поощрение инициативы, что позволит выработать уверенность в себе и ответственность за свои поступки;

Проявление добрых чувств по отношению к ребенку.

Многим родителям кажется, что ребенок априори знает о том, что он любим. Однако это не соответствует действительности. Малыш нуждается в ежедневном подтверждении того, что его действительно любят.

Любовь может выражаться различными способами: совместно выполненной работой, ласковыми словами, проведенным вместе временем и одобрением.

Роль воспитателя-педагога в воспитании и дошкольном образовании детей 

С рождения ребёнок воспитывается в семье, и естественно, каждый родитель воспитывает его по-своему, по своим представлениям о воспитании. По этому, когда ребёнок приходит в детский сад, ему трудно адаптироваться к новым условиям, к сверстникам и к новым методам воспитания.

Главной задачей педагога-воспитателя является помощь родителям в воспитании ребёнка и обучении родителей методам и правильным принципам воспитания.

Принципы воспитания детей дошкольного возраста определяют работу педагога дошкольного учреждения. Их применение в работе позволяют повысить эффективность труда воспитателя, способствуют формированию основ личности ребёнка и раскрытию его творческих способностей. В процессе дошкольного воспитания и обучения детей главной задачей воспитателя и педагога является создание необходимых условий для повышения общей познавательной активности детей, формирование положительного отношения к обретаемым занятиям, развитие самостоятельности и потребности к новому знанию.

Одним из основных принципов дошкольного воспитания детей и формирования качеств личности ребенка является системность и последовательность. Благодаря этому все необходимые навыки и знания преподносятся в зависимости от возраста с постепенным усложнением (от простого – к сложному). Системность обучения подразумевает:

Учебный материал должен отражать различные стороны окружающей действительности и обобщаться в единую систему знаний;

Квалификация педагога должна позволять ему донести необходимые знания по мере возрастания сложности с учетом того, что ребенок может понять в зависимости от возраста и способностей;

Учебный план должен способствовать постепенному развитию логического мышления и включать различные его составляющие – сравнение, анализ, синтез, обобщение, развитие.

В процессе  занятий необходимо фокусироваться на формировании у ребёнка понимания нового материала, а также на формировании образа красоты и чувства лада (гармонии). Другие задачи, которые необходимо решить в ходе занятия это - формирование внимания, воображения, памяти и формирование таких черт характера, как целеустремленность и настойчивость в преодолении возникающих сложностей.

Ещё одним условием для построения эффективного процесса обучения является доступность учебного материала. На этом принципе основана педагогика М. Монтессори, которая считала, что для всестороннего развития ребенка необходимо обеспечить его всеми необходимыми для этого пособиями и дидактическими материалами. Занятия с детьми должны стимулировать познавательную активность. Наглядным пособием может служить любая материальная или знаковая модель. Однако нужно понимать, это всего лишь инструмент познания, а не цель. Поэтому при их использовании нужно учитывать его содержание и возможность обратной связи.

В воспитании и дошкольном образовании детей в дошкольных учреждениях применяется групповой способ. Но несмотря на это, необходимо пользоваться индивидуальным подходом (принципом), учитывая особенности характера каждого ребенка, их темпераментов, наклонностей и способностей. Индивидуальный подход к обучению и воспитанию значительно повышает эффективность занятий и позволяет более полно раскрыть таланты в раннем возрасте. Благодаря индивидуальному подходу в дошкольном воспитании детей педагог может в полной мере изучить личные особенности ребенка и выявить факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на него.  

Принцип научности обучения заключается в переходе от внешнего описания предмета (его формы) к его внутреннему строению (содержанию), от познания явления к его сущности. С учетом этих требований должен строиться учебный материал, что позволит ребенку составить представление о многообразии окружающего его внешнего мира.

Еще одним необходимым принципом в дошкольном воспитании детей является прочность полученных знаний и навыков. Для этого воспитатель должен: выделять главное в изучаемом материале; показывать взаимосвязь главной мысли изучаемого материала с имеющимися у ребенка знаниями. В результате, – происходит закрепление связей, что делает невозможным в дальнейшем потерю субъективной значимости новых знаний в мыслительной деятельности ребенка.    

Упрочению полученных знаний способствует связывание знаний и нового опыта с эмоциями, чувствами и переживаниями. Для чего можно использовать различные игры, сказки, представления, спектакли, розыгрыши и праздники, что, несомненно, вызовет у ребенка эмоциональный отклик.

Применение этих принципов в дошкольном воспитании сыграет решающую роль в дальнейшей жизни ребенка, его интеллектуальном,  физическом,  духовном развитии и воплощении в Человека (с большой буквы).

Александрова Татьяна Анатольевна

Литература:

1. Августин Блаженный. Исповедь. – В кн.: Августин Блаженный. Исповедь. Абеляр. История моих бедствий. М., 1992;

2. Дидро Д. Письма. – Соч. в 10 т., т. 9. М.–Л., 1935;

4. Дистерверг Ф.А.В. Руководство для немецких учителей. М., 1913;

5. Дьюи Дж. Введение в философию воспитания. М., 1921;

6. Коновалова Л.В., Крутова О.К., Шварцман К.А. Философия и этика воспитания. М., 1993;

7. Макаренко А.С. Книга для родителей. Лекции о воспитании. – Соч., т. 1–7. М., 1950.;

8. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] : В 2 т. / Под ред. А. И. Пискунова (отв. ред.) [и др.]. - Москва: Педагогика, 1974.;

9. Конвенция о правах ребенка. Источник: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование по теме: «Физические и психолого-педагогические особенности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическ...

Особенности валеологического воспитания детей дошкольного возраста. Рекомендации родителям по профилактике заболеваний.

На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Дошкольные учреждения, выполняя социальный заказ, несут полную ответственность за воспитание человека XXI ...

Круглый стол "Особенности полового воспитания детей дошкольного возраста

Сценарий "круглого стола" для ролителей старшей группы....

Особенности патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание детей в детском саду...

Контрольная по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на тему:"Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста"

Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и ...

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...