Консультация для воспитателей «Гендерное воспитание в условиях детского сада».
презентация на тему
Почему детей нужно воспитывать с учетом их гендерных особенностей?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernoe_vospitanie.ppt | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж. Руссо
Притча о сундуке. Однажды учитель принес сундук и сказал ученикам: – Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом. Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принес из дома разные ключи, но, ни один из них не подошел. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно .
от клад. – Учитель, может, начнем учиться? – робко спросил один ученик. –Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время. Учитель обнял ученика и объявил: – Ты прав. Образование – клад, а труд – ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад.
-Сегодня мы все вместе попробуем подобрать ключи к кладу в вопросе «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста». А для этого я вам желаю придерживаться принципа « Ученье без уменья не польза, а беда».
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Гендерное воспитание – это… В английском языке для обозначения пола человека употребляются два слова: sex и gender. Первое из этих слов обозначает пол человека как сексуально-биологическую характеристику. Второе — пол как систему полоролевых отношений. Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности .
"Ничего не умеешь делать, неумейка!". Пол — это совокупность анатомо-физиологических особенностей организма, заданных от рождения. Человек является существом либо женского, либо мужского пола. Гендер — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Гендерное воспитание – это относительно социально контролируемый процесс развития девочки и мальчика в ходе их гендерной социализации – воспитание основ гендерной культуры взаимоотношений, развитие способности к реализации полоролевого репертуара и овладение умениями и навыками соответствующего поведения.
В настоящее время имеют место изменения в системе образования, которые сопровождаются энергичным поиском путей совершенствования и развития педагогического процесса. Не составляет исключения и дошкольная педагогика, являющаяся начальной ступенью образования. Общество задумывается о благоприятных условиях развития, воспитания и обучения детей. Проводимые исследования в России и за рубежом, исторический опыт, накопленный веками показывают, что именно гендерное воспитание девочек и мальчиков способствует гармоничному и безболезненному вхождению в реальную действительность .
Обращение к гендерному аспекту в образовании обосновывается существованием ряда проблем: 1.Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек. 2.Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности. 3.Повышение неадекватности форм поведения среди детей.
Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Гендерные типы: Маскулинность трактуется обычно как предпочтение инструментальных стилей деятельности, большая энергия, агрессивность (напористость), способность к кратковременному, но значительному усилию. Феминность рассматривается как тяготение к экспрессивным стилям деятельности, связанным с опорой на коммуникацию, тонкость чувств, восприятие нюансов, способность к продолжительному поддержанию активности, не требующей чрезмерных усилий. . Андрогинность рассматривается как одновременная выраженность маскулинных и феминных черт.
С точки зрения гендерных типов определены : 1. Маскулинные дети - ценят авторитет силы и независимость поведения; ориентированы на высокие индивидуальные достижения; отдают предпочтение мужскому авторитету, нуждаются в общении со значимым мужчиной; не терпят возражений, отстаивают свое мнение любыми способами; предпочитают занимать позиции лидера; обладают независимо соревновательным стилем поведения, а взаимоотношения со сверстниками носят авторитарный характер.
2. Феминные дети - отличаются зависимым, подчиненным поведением, ведомые, а не лидеры; осторожны, не проявляют инициативы и самостоятельности; сознательно ограничивают свое «исследовательское пространство» (особенно мальчики); высокая потребность в поддержке, вере в их силы и возможности; избегают контактов с маскулинными детьми; у мальчиков проявляются трудности в общении.
3. Андрогинные дети - свободны от жесткой половой типизации; не привязаны к традиционным нормам; направлены на реальное осмысление ситуации, самостоятельное преодоление трудностей; высокая социальная активность, контактность, активно взаимодействуют с детьми и взрослыми любого пола хорошие организаторы; высокая социальная активность, контактность, активно взаимодействуют с детьми и взрослыми любого пола хорошие организаторы;
4. Недифференцированные дети - отвергают и мужской, и женский стиль поведения, отсутствуют полоролевые ориентиры; пассивны; низкие реальные достижения; избегают контактов; социальное непринятие в коллективе сверстников; феминные мальчики требуют других подходов в обучении и воспитании, чем маскулинные; феминные девочки - других подходов, чем маскулинные.
МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ. ПОЧЕМУ ОНИ РАЗНЫЕ? , Девочки: Рождаются более зрели на 3-4 недели Чувствительны к шуму Больше развита чувствительность кожи Опираются на ближнее зрение Раскладывают игрушки возле себя Смотрит при ответе на вопрос в глаза Вопросы задаются для установления контактов Все надо объяснять конкретно Лучше развиты беглость речи и скорость чтения Мозг готов к ответу на любую неприятность Мальчики: Начинают ходить на 2-3 месяца позже Начинают говорить на 4-6 месяцев позже Более подвижны Трудновоспитуемы До 8 лет острота слуха выше Игры опираются на дальнее зрение При ответе на занятиях смотрит на парту, в сторону - если не знает , или перед собой - если знает Вопросы задаются конкретно для получения информации Можно не до объяснить, чтобы организовать ситуацию поиска знаний Лучше решают задачи Лучше отгадывают кроссворды Более возбудимы Более раздражительны Более нетерпимы
Распределение способностей на мужские и женские
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни. Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у педагогов должна быть сформирована гендерная компетентность, которая предполагает овладение педагогами организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с акцентом на гендерную идентичность.
- Как необходимо организовать работу с детьми по гендерному воспитанию? педагогизация родителей по вопросам гендерного воспитания детей; организация предметно — развивающей среды, ориентированной на самопознание ребенка; создание условий для выполнения гендерных ролей детьми, осуществляемых с позиций духовно — нравственного становления личности компетентность педагогов в вопросах психосоциальных различий мальчиков и девочек, особенностей их воспитания и обучения
Механизмом гендерного воспитания детей дошкольного возраста выступают личностно-ориентированные технологии: Средства игры народные сказки пословицы колыбельные песни Методы: игры познавательно-развивающие этические беседы проблемные ситуации схемы-действия. Формы: игровая деятельность экспериментальная проблемно - поисковая
1 . Технологии, способствующие формированию представлений детей о различиях полов. В их число входят: специально организованные проблемные ситуации . В ней педагог описывает возможную ситуацию, например: «Посмотрите, какое красивое платье у Ирочки. Его Ире сшила мама, но помогала ей Ирочка. Я знаю, многие из вас помогают маме. Расскажите, как вы это делаете». Дидактические игры . «Найди правильно». Дети подбирают картинки с учётом интересов мальчиков и девочек (вышивает- строит, шьёт-пилит, варит- режет, прыгает через скакалку - носит тяжести) Игры-состязания. Дети получают от педагога задание: сказать больше добрых, красивых слов о маме, папе, друзьях; назвать предметы, принадлежащие маме и папе; перечислить имена мальчиков (девочек) .
2. Технологии, способствующие овладению способами мужского и женского поведения: игры-занятия с куклами, которых следует накормить, одеть, вылечить, причесать. «Наряди Алёнушку и Иванушку», «Наши причёски», «Кто что носит». Подвижные игры , создающие атмосферу общности, воспитывающие чувства ответственности, сопереживания. «Утка и утята», «Дождливая погода». Сюжетно-ролевые игры , которые помогают овладеть полоролевым репертуаром, способами мужского и женского поведения в семье. Воспитатель предлагает детям различные ситуации: «Дочки-матери», «Новоселье» и помогает распределить роли (мама-сын, папа-сын, мама-дочь, папа-дочь, папа-мама и пр.)
3. Технологии, развивающие нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек: совместная трудовая деятельность . Получив задание, дети в зависимости от пола распределяют трудовые обязанности, цель которых - получить положительный результат. Например: стирка кукольной одежды: мальчики носят воду, девочки стирают; мальчики относят чистое бельё, девочки развешивают. Символические игры . «Кто живёт в твоём сердце». Получив карточки-символы, схематически изображающие понятия «доброта», «сила», «смелость», «забота» и пр. отобрать те, которые обозначают ценности, определяющие и направляющие поведение мальчика и девочки. В качестве символа можно воспользоваться изображением мишки-папы, мишки-мамы, выполняющего различные действия. Например: Настенька - красивая, добрая, аккуратная. Алёшенька - смелый, сильный, заботлив ый.
Метод диалога с самим собой , в основе которого размышления: «Мне грустно, потому что… », «Мне радостно, когда… », «Больше всего я люблю… », «Когда я вырасту… », «Если бы я был (а) мальчиком (девочкой… ». В процессе руководства полоролевыми технологиями воспитатель должен стараться создавать ситуацию, направленную на проявление у мальчиков и девочек тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Задача дошкольного учреждения заинтересовать родителей, объяснить им важность формирования гендерной идентификации мальчиков и девочек именно с малых лет . Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста. Спасибо всем педагогам за внимание!
Интернет ресурсы http://kira-scrap.ru/dir/nadpisi/nadpisi_pro_semju/346 - надпись http://kira-scrap.ru/index/detskie_kliparty/0-70 - персонажи художницы Ruth Morehead (Рут Морхед) http://www.lenagold.ru/fon/clipart/b/bab17.html - угловая виньетка, бабочки https://fotki.yandex.ru/next/users/knataliv/album/186913/view/572344?page=0 – цветы http://pedsovet.su автор слайдов Поташинская М.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерное воспитание в условиях детского сада
Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности....
" Гендерное воспитание в условиях детского сада"
" Гендерное воспитание в условиях детского сада"...
консультация для воспитателей "Гендерные аспекты воспитания дошкольников"
Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс ...
Гендерное воспитание в условиях детского садав соответствии с требованиями ФГОС
Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время наблюдается омужествление девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где – слабый).Причины:...
Консультация для педагогов "Гендерное воспитание в условиях детского сада".
Цель: Актуализация и уточнение знаний педагогов "Почему детей нужно воспитывать с учетом их гендерных особенностей?"...
Консультация для родителей " Гендерное воспитание в условиях детского сада".
В данном материале раскрывается тема гендерного воспитания детей дошкольного возраста в детском саду....
Консультация для родителей "Гендерное воспитание в условиях детского сада"
Консультация для родителей "Гендерное воспитание в условиях детского сада"...