Игрушка в жизни маленького ребенка
консультация (младшая группа) на тему

Харитонова Виктория Васильевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushka.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с №4

Тема: Игрушка в жизни маленького ребенка

        Выполнила: Харитонова В. В.

        

Починок 2016

Родительской любви присуще стремление сделать ребенка счастливым, наполнить его жизнь разнообразными впечатлениями, удовлетворить возникающие потребности. Желая порадовать ребенка, взрослые дарят ему игрушки. Очень важно, чтобы этот подарок стал для малыша открытием окружающего мира, дал возможность общения с близкими людьми. Серьезное отношение родителей к игрушке, как к основному другу своих детей, - залог успеха в воспитании, умении дружить, формировании таких качеств, как доброта и сочувствие. Необходимо стремиться, чтобы ребенок дорожил игрушками.

Выбор игрушки - дело непростое. Чтобы правильно выбрать игрушку ребенку, нужно знать возрастные особенности его развития, потребности в той или иной деятельности, желания, вытекающие из конкретного жизненного опыта.

Уже в раннем возрасте ребенок испытывает интерес к познанию, исследованию всего, что окружает его. Эта экспериментальная деятельность, прежде всего, находит отражение в манипулировании различными предметами. Малышу необходимы игрушки яркие, звучащие, мобильные, приятные на ощупь. Они становятся посредниками в общении между ребенком и взрослым, между детьми в семье.

Дети с удовольствием включают в игру мягкие игрушки, им нравится чувствовать их прикосновение пушистого меха, сопровождаемое ласковой интонацией взрослого.

От простого манипулирования игрушкой ребенок постепенно переходит к выполнению ею непосредственно игровых функций: кормит куклу, возит в коляске котенка, качает медвежонка и т.п.

Очень эмоционально реагируют дети на игру с куклами бибабо, к сожалению, почти забытыми в практике семейного воспитания. А ведь сколько проблем может решить эта кукла? Например, дети начинают ссориться, вдруг появляется Петрушка, как всегда задорный и смешливый. Веселое стихотворное приветствие каждому вызывает улыбки ребятишек. Петрушка хвалит детей, подчеркивает достоинство каждого, а затем он подсказывает, во что можно поиграть вместе.

Эта театрализованная игра дает возможность родителям установить контакт с детьми и избежать плача, а то и драк. Ребята воспринимают такие игрушки как живые и очень эмоционально общаются с ними. Игрушка - надежный помощник в воспитании. Отношение к ней родителей - это преподаваемая ими модель отношения к окружающему миру, эмоционально понятная и наглядно доступная ребенку. Дети часто бросают игрушки на пол, а родители не придают этому значения, а ведь этот момент требует особого внимания. Нужно подсказать ребенку, что игрушка больно и обидно, потому, что её бросили. «Ты же тоже обижаешься, когда с тобой вдруг перестают играть и оставляют тебя одну. Пожалей куклу!».

Общеизвестно, что в воспитании нет мелочей. Небрежного отношения к игрушкам нельзя допускать даже случайно. Иначе ребенок перестанет верить в искренность слов родителей, а значит, не сделает данное требование привычкой в своем поведении. Обращая внимание на то, что игрушки - живые друзья, надо и обращаться с ними как с живыми. Нельзя игрушечного зайку поднимать с пола за уши - «ведь ему больно». Каждая мелочь в поведении таких авторитетных для ребенка людей, как мать и отец, не остается незамеченной им.

Игрушка может стать самым настоящим помощником в регулировании поведения ребенка, если взрослому удалось сформировать отношение к ней как к другу. Конечно, это весомо и значимо, но если осуждает игрушка, значимо вдвойне, ибо с ней у ребенка устанавливаются положительные эмоциональные отношения. Как спутник игры она приносит ребенку радость, удовлетворение, уверенность в себе, реализацию своих личных потребностей. Оценку поведения ребенка с помощью любимой игрушки можно эффективно использовать и в практике семейного воспитания.

Нередко игрушка эффективно используется, чтобы указать ребенку на его ошибки, недостатки. Например, ребенок завтракает. Рядом с тарелкой сидит игрушечная кошка. На столе крошки, пролит чай. Взрослый подмечает: «Это с тобой кошка завтракала». Какая она неаккуратная! Посмотри, как накрошила. Ты ее, пожалуйста, научи есть аккуратно. Ведь такая грязь - это некрасиво? Как ты думаешь?» Ребенок соглашается и сразу предлагает: «Я вытру». Берет тряпку, стирает со стола. Замечание не обидело его, более того, у ребенка появилась цель - есть красиво и чисто не ради выполнения просьбы взрослого, а чтобы не подвести любимую игрушку.

Игрушку можно использовать также для восстановления контакта с ребенком в конфликтной ситуации.

Например, ребенок разбросал игрушки по всей комнате и упрямо отказывается их собирать. Взрослый может обратиться к любимой игрушке ребенка, сказав: «Посмотри, какой беспорядок у нас в комнате. Ведь так игрушки обидятся на свою хозяйку и однажды все убегут из нашего дома». Ребенок- свидетель обращения взрослого к любимой игрушке. Он подумал и вдруг говорит: «Я сейчас все уберу».

Жизнь детей неотделима от игры. Все другие виды деятельности гармонично вплетаются в нее, создавая предпосылки для формирования личности. Именно через игру можно эффективно влиять на разностороннее развитие ребенка. С этой целью уже в раннем детстве нужно научить ребенка использовать в своей деятельности самые разнообразные игрушки: дидактические (мозаику, пирамидки, лото), строительные материалы, игрушки для театрализованной деятельности (пластмассовые или резиновые в виде персонажей известных ребенку сказок, а также куклы бибабо), музыкальные, моторные (мячи разного размера, игрушки на колесах, а также спортивный инвентарь). 

Большие возможности для разнообразных игр создает домашний спортивный комплекс, овладеть которым помогают детям родители. Нельзя забывать и об изобразительной деятельности малышей. Бумага, краски, карандаши, мелки, фломастеры, пластилин должны использоваться ребенком под руководством взрослого. Все эти игрушки и атрибуты деятельности могут стать любимыми, если позаботиться о формировании интереса к ним.

Чтобы вести серьезную воспитательную работу с помощью игрушек, необходимо выделить в доме место для игрового уголка. Он поможет формировать у ребенка такие качества, как аккуратность, самостоятельность, ответственность, эстетический вкус. Первой и самой важной обязанностью малыша по дому должно быть поддержание порядка в игрушечном хозяйстве.

Проявление любви к своим игрушкам, заботы о них - это первые ростки ценных качеств характера.

Подарить ребенку игрушку - это значит подарить ему радость общения, радость познания мира, удовлетворение от реализации творческих возможностей своего «я».

Нередко перед современными родителями встает вопрос, видя то разнообразие игрушек в магазине, а как выбрать нужную игрушку для моего ребенка? Какой она должна быть, чтобы он увлеченно играл с ней?

И тут на помощь приходят советы педагогов-психологов. Они напоминают нам, родителям, что:

1. Каждая игрушка рассчитана на определенный возраст. Если ребенка 2-3 лет вполне удовлетворит машинка с нарисованными на ней частями, то ребенку 6-7 лет играть с такой машинкой будет неинтересно.

2. Чем младше ребенок, тем крупнее должен быть материал для строительных игр. В возрасте 6-7 лет крупный строительный материал обязательно надо дополнить мелким.

3. Ребенок не играет всеми игрушками сразу, поэтому время от времени убирайте некоторые из них. Когда эти игрушки появятся снова, он будет рад им, как новым.

4. Прежде чем покупать игрушку, подумайте, какую пользу она может принести. У подвижного ребенка, безусловно, должны быть спортивные мячи, скакалки и т.д., но ему также необходимы игрушки, которые воспитывают усидчивость, сосредоточенность (мозаика, пазлы, конструкторы, всевозможные наборы ручного труда).

5. Приобретая игрушки, учитывайте склонности детей, но не всегда руководствуйтесь только их интересами. Предлагая ребенку разные игрушки, мы пробуждаем у него разнообразные интересы.

6. Необходимо научить ребенка «пользоваться» игрушками. Лучшие игрушки те, которые можно комбинировать всякий раз по-новому. Это куклы и разные комплекты к ним, мебель, посуда, 2-3 машинки различного назначения, игрушки-животные, строительный материал, конструкторы, наборы для тематических игр: «Парикмахерская», «Доктор», «Маленькой хозяйке», «Учись шить», «Сделай сам» и многие другие.

7. Внимательно присмотритесь, как играет ваш ребенок. Если он просто перекладывает игрушки с места на место, помогите ему организовать игру.

Чаще играйте вместе с детьми.

Но как часто приходится слышать от взрослых: «Господи, ну и игры...». Нам не нравится, как и во что играют современные дети? Что же, это повод для размышлений. Только менять надо не их игры, игра - всего лишь отражение того содержания, которым наполнены их души. Менять надо их жизнь...

То, что мы видим в играх наших детей - это отражение того мира, который мы, взрослые, им «подарили».

Когда взрослый играет с ребенком, то, безусловно, уделяет ему внимание. Когда взрослый играет в то, что ребенок ему предложил, взрослый показывает ребенку, как он ему интересен, и на сколько высоко он оценивает его способности, раз вы, такой взрослый и умный, следуете его плану игры и выполняете то, что он просит.

Чем больше взрослый будет подражать ребенку, тем больше ребенок будет подражать взрослому. Способность к подражанию, имитации - одна из важнейших составляющих способности к обучению, а у одаренных детей эта способность особенно развита. Кроме того, имитируя игру ребенка, играя в то, во что хочет он, взрослый много о ребенке узнает. А это не только пойдет на пользу вашим отношениям, но и, возможно, поможет заметить (особенно папам), что малыш, несмотря на свой юный возраст, намного интересней, чем казалось со стороны.

То, что дети сегодня играют иначе, чем мы, и есть одно из проявлений общей особенности современного мира.

Каждый день появляются новые технологии, игрушки и игры, новые модели поведения и сферы, где их можно применить. Представления о том, что хорошо и что плохо, социальные роли и стили жизни сегодня крайне многообразны и динамичны. Человеку не только необходимо воспринимать все это многообразие, но и постоянно делать выбор.

Игра готовит детей к жизни в хаотическом и сложном мире будущего. Игра может помочь детям развить способности, необходимые для того, чтобы подготовленными встретить сложные задачи хаотического и сложного мира будущего. Игры помогают исследовать мир, учат взаимодействовать с ним, ухватывать фрагменты в его течении и соединяться с ними.

Ребенок проигрывает несколько сюжетов одновременно, причем истоки их лежат в разных ценностных, культурных и смысловых плоскостях. Он удерживает в памяти и осуществляет сразу несколько ролей, вкладывает один сюжет в другой, причудливо переплетает разные истории и свободно путешествует по ним.

Есть мнение, что игра - вещь полезная, игра со взрослыми - вещь очень полезная, игра с родителями - вещь особо полезная.

Необходимо дать нашим детям внимание, участие, себя в качестве партнера по игре - если они этого захотят. Получить от ребенка приглашение в свою игру - знак величайшего доверия.

Необходимо чаще думать, какими красками мы рисуем их детство - ведь оно полностью в наших руках.

В первые дни жизни  малыш знакомится с новым для него миром через общение с мамой, слушая ее голос, ощущая ее нежные прикосновения.  Затем мама знакомит его с первыми игрушками: погремушками, подвесками, резиновыми кольцами и т.д. Они привлекают малыша своей яркостью, вызывая желание взять в руки, потрясти, извлечь звуки.

После полугода, когда малыш уже уверенно сидит, наступает время детских развивающих игрушек. Это всевозможные мячики; резиновые игрушки разных видов (животные, пупсы, сказочные персонажи с четко прорисованными деталями лица); коробочки-стаканчики, которые можно вкладывать друг в друга, насыпать и высыпать из них, например, песок или крупу; пирамидки, кубики. Родителям необходимо следить за чистотой игрушек, т.к. ребенок в этом возрасте все пробует «на зубок» - это один из способов познания мира малышом.

От года до трех лет малыш, научившись ходить, получает большую самостоятельность, начинает проявлять интерес не только к детским играм и игрушкам, но и к предметам, которыми пользуются взрослые. Старайтесь не провоцировать лишний раз своего малыша на «подвиги», уберите от него подальше книги, документы, бьющуюся посуду, косметику и бытовую химию, острые и мелкие предметы. Подарите ему мягкую игрушку, которая станет ему другом,  вместе  с которой так приятно засыпать. В этот период малыша уже следует приучать к определенному порядку.

Поставьте коробку, пусть это будет домик для игрушек, в который они должны возвращаться после игры, научите ребенка убирать их туда.

Примерно к трем годам малыш начинает понимать назначение окружающих его предметов.  Детские игры и игрушки помогут ему лучше усвоить, что лопатка предназначена для того, чтобы ей копали, а стул нужен для того, чтобы сидеть. В этот период  роль игрушек в жизни ребенка возрастает, а значит необходимо грамотно их подбирать. 

Это могут быть наборы игрушечной мебели и посуды, всевозможные конструкторы, пирамидки более сложных конструкций, матрешки и т.д. Куклы, машинки и игрушечные животные теперь нужны большольшего размера.

С трехлетнего возраста обычно дети начинают осваивать и настольные развивающие игры.

К четырем – пяти годам ребенку уже доступны практически все виды детских игр и игрушек, с которыми он сам разыгрывает различные действа. В это время уже четко видно, что мальчики предпочитают играть с машинками и солдатиками, а девочки – с куклами и кукольными принадлежностями. Но детские развивающие игрушки и игры, такие как мозаика, домино, лото и т.п. интересны всем.

У шестилетних детишек проявляется стремление сделать что-то своими руками: слепить, склеить, сшить, поэтому родителям надо обеспечить малышей различным материалом для творчества.

Помимо готовых детских игр и игрушек, купленных в магазине и имеющих конкретное функциональное назначение, есть еще так называемые предметы-заместители. К ним относятся различные лоскутки, коробки, маленькие кусочки дощечек, палочки и т.д. Казалось бы, обычный хлам, но для ребенка эти вещи имеют огромное значение. Ведь именно с помощью них он учится фантазировать, видеть перспективу, а заодно и учится говорить – ведь нарекая обычную палочку волшебной, или видя в ней меч, лопатку, поварешку, ребенок вынужден проговаривать ее новое назначение. Такие многофункциональные игрушки должны присутствовать в арсенале малыша примерно с двух лет, когда у него начинается активное развитие речи.

Родителям важно помнить, что какими бы замечательными ни были  детские развивающие игрушки, их не должно быть слишком много. Иначе ребенку сложно будет выбрать, чем поиграть. И еще один  существенный момент: роль игрушек в развитии ребенка, конечно, очень велика, но гораздо больше для малыша значит внимание близких людей. Играя вместе с ребенком, вы можете легко научить его многим вещам, справиться с некоторыми капризами.

Воспитание ребенка – это большой труд, но вместе со своим малышом растете и вы, приобретая новый опыт, делая для себя новые открытия.

Принимая участие в играх малыша, находясь рядом с ним, научите его быть человеком среди игрушек, и тогда он станет настоящим Человеком среди людей.

Примеры дидактических игр на развитие внимания дошкольников:

 I. Развиваем зрительное внимание. 

1. «Сделай как у меня»                                                                                                     

Ребёнку взрослый предлагает выложить из палочек (или мозаики) по образцу букву, цифру, узор, картинку и т.п. (Можно использовать палочки Кюизенера)                   

2. «Расставь как было»           

Перед дошкольниками на столе воспитатель расставляет семь игрушек. После того, как дети рассмотрели игрушки, взрослый просит их отвернуться от стола, а он в это время игрушки меняет местами и даёт задание: «Расставьте игрушки в той последовательности, которой они были».

3. «Дорисуй»                                                                                                                       

Взрослый раздаёт детям рисунки с изображением предметов на которых отсутствуют некоторые детали. Предлагает назвать, что именно отсутствует на рисунке и дорисовать их. Например: машина без колёс, дом без крыши и т.п.

4. «Найди отличия»     

Воспитатель предлагает дошкольникам карточку с изображением двух картинок, которые имеют несколько различий. Детям нужно как можно быстрее найти эти отличия.

5. «Кто быстрее»

Взрослый показывает детям ленточки разных цветов. Задача дошкольников состоит в том, чтобы назвать как можно больше предметов, овощей, фруктов, животных и т.п., которые соотвествуют определённому цвету. Например: Жёлтый – груша, карандаш, солнце, лимон…; красный – яблоко, помидор, вишня… зелёный – жаба, кузнечик, огурец, трава… и т.д.

6. «Кто спрятался?»                                                                                                   

Взрослый раскладывает на столе перед детьми 10 картинок с животными. После того, как ребята их рассмотрели, воспитатель просит их закрыть глаза, а он в это время убирает 3 – 4 картинки и спрашивает: «Посмотрите, какие животные спрятались?»       

7. «Срисовывание по клеточкам»   

Дошкольникам даётся лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

8. «Найди лишнее»                                                                                                           

Детям предлагается карточка с изображением 6 – 7 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти. Например: лиса, медведь, волк,воробей, белка, заяц, ёж. (Воробей – птица).                                                                               

II. Развиваем слуховое внимание.

1. «Самые внимательные»

Дети сидят по кругу и выполняют движения в соотвествии со словами: «Вода» – руки в стороны; «Земля» – руки вниз; «Огонь» – закрыть руками глаза; «Воздух» – поднять руки вверх.

2. «Что звучало?»                                                                                                               

Детям демонстрируются звучание разных музыкальных инструментов. Затем эти музыкальные  инструменты звучат за ширмой, а дошкольники называют, что звучало.

3. «Повтори за мной»

Дошкольникам  предлагается воспроизвести по образцу, задаваемому воспитателем, ритмичные удары палочкой по столу.

4. «У кого колокольчик?»

Дети ходят по кругу звоня в колокольчик, который передают друг другу. Ребёнок с завязанными глазами стоит в центре круга и внимательно слушает от куда доносится звон колокольчика. Когда взрослый произносит фразу: «Колокольчика не слышно», ребёнок, стоящий в центре круга, должен указать рукой в ту сторону, откуда ему последний раз слышался звон.

5. «Слова»

Воспитатель чётко произносит детям 6 слов, после чего просит ребят повторить слова в той же последовательности. Например: собака, курица, корова, утка, поросёнок, цыплёнок и т.п.                                                                                                                                   

6.«Что в коробке?»

Дошкольникам демонстрируются звучание в спичечных коробках: песка, земли, проса, гороха, камешков. После чего взрослый мешает коробочки и предлагает детям за звучанием определить, что находится в коробке.

7. «Расскажи как было»                                                                    

Дошкольникам предлагается рассмотреть сложную сюжетную картинку и запомнить все детали рассказа взрослого о приключении её героев. Затем воспитатель задаёт вопросы по этой картинке, а дети отвечают на них вспоминая рассказ.

8. «Кто это?»      

Взрослый читает интересные загадки в стишках, дошкольники должны назвать про что или кого идёт речь.

III. Развиваем моторно-двигательное внимание.     

1. «Съедобное – несъедобное»

В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) дети должны ловить или отбивать мяч, брошенный им взрослым.

2. «Повторяй за мной»

Воспитатель называет части тела человека, а дети должны выполнить соответствующее движения: дотронуться до носа, уха, локтя и т.д. (Можно выполнять движения под ритмическую музыку)

3. «Летает, прыгает, плавает»

Воспитатель показывает детям картинки животных, птиц, насекомых и т.д., а дошкольникам нужно без слов показать какие движения они умеют делать. Например: птичка – дети имитируют движения полёта, заяц – прыгают, жаба – прыгают, а затем плавают (или наоборот) и т.д.

4. «Зимующие и перелётные птицы»

Взрослый показывает картинки зимующих и перелётных птиц, детям даётся команда: «Хлопнуть в ладоши, если  птица – перелётная, если зимующая – руки опустить».

5. «Овощи и фрукты»

Взрослый зачитывает названия овощей и фруктов, дошкольникам даётся команда: «Присесть – если услышат название овоща, подпрыгнуть – название фрукта».

6. «Запретное движение»

Воспитатель показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.

7. «Поезд»

Дошкольники становятся по кругу и имитируют движение поезда, взрослый показывает карточки, которая обозначает определённое движение: жёлтая карточка – поезд рушился, красная – поезд останавливается, синяя – поезд едит в обратную сторону, зелёная – поезд едет быстрее.

8. «Внимательные ребята»    

Дети строятся в колону. Взрослый называет различные объекты, после чего каждый ребёнок, который стоит в колоне, должен подбежать к столу, на котором стоит корзина с предметами и выбрать предмет соотвествующего цвета с названым объектом. Например, воспитатель называет слово «бумага», ребёнок должен подбежать к столу и выбрать из корзины предмет белого цвета – белый мячик, карандаш и  т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр в жизни маленького ребенка

Статья по опыту работы....

Роль подвижной игры в жизни маленького ребенка.

Ребенку необходима игра для полноценного развития. Она имеет огромное значение для развития воображения, мышления, речи. Игра несет в себе творческий характер, благодаря чему ребенок не только ра...

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Консультация для родителей

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.Игра - это ис...

Консультация для родителей: "Сенсорика в жизни маленького ребенка"

Консультация для родителей имеющих детей 2-3 лет...

консультация для родителей "Сказки в жизни маленького ребенка"

laquo;Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенка жизненных явлений» В. А. СухомлинскийВсе дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего...

Игрушка в жизни маленького ребенка

методическая разработка...