"Патриотическое воспитание в детском саду"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему
Материал могут использовать воспитатели старших дошкольников. Цель моей работы: воспитание гражданина и патриота своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_na_sayt.docx | 32.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«Патриотическое воспитание в детском саду»
Фетисова Вера Александровна
МДОУ «Детский сад №14 «Журавлик»
Воспитатель первой категории
Саратовская область Краснокутский район
с. Верхний-Еруслан
Пояснительная записка
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека».
Наша работа по патриотическому воспитанию началась с создания в группе уютной, теплой, дружелюбной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду встречали заботливые воспитатели, добрые друзья, а организованные педагогами весёлые и занимательные игры вызывали у детей неподдельную радость и улыбку на счастливых лицах. Ведь с воспитания чувства привязанности к детскому саду, родной семье, своей улице начинается формирование того фундамента, на котором будет строиться более высокое чувство – чувство любви к своей Родине, к своему Отечеству.
На каждом возрастном этапе развития ребёнка есть свой круг образов, эмоций, представлений и привычек, которые усваиваются им и становятся незаменимыми и близкими. Первоначально перед дошкольником предстаёт мир родной семьи, затем к нему присоединяется мир детского сада, улицы, села, района, края и мир родной страны – великой России.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, эстетического, умственного, а также физического воспитания. В процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром создаются благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития, решаются задачи эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают живое и яркое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героизму.
Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо, оно развивает и воспитывает чувства. Во время прогулок в лес, на ручей, в поле, к реке взрослый учит детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться.
Так решаются не только познавательные задачи, эстетические, но и, в конечном счете, и нравственные. Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют родную природу и праздники, строительство и уборку урожая. Чем интереснее и целенаправленнее педагог организует наблюдение окружающего, тем содержательнее становится детское творчество. Работа по патриотическому воспитанию связана и с физическим воспитанием. Будущие граждане России должны расти сильными, ловкими, здоровыми.
Воспитатели нашего детского сада с уважением относится к каждому ребенку и в процессе игр, праздников, интересных занятий формируют чувство любви к родному краю. Отсюда – цель работы нашего коллектива, нашей группы – поиск конструктивных форм взаимодействия, сотворчества между всеми участниками педагогического процесса в решении задач знакомства детей с краем, селом, земляками, используя личностно-ориентированную модель, субъект – субъектную форму общения между детьми и взрослыми. Основной формой патриотического воспитания являются занятия. На занятиях дети получают знания о своем крае, о событиях, происходящих в стране. Поскольку главная цель этих занятий формирование определенного отношения к общественной жизни, воспитание патриотических чувств, педагогу следует продумывать форму, структуру занятия, средства и методы, позволяющие реализовать поставленные задачи, он должен продумывать использование специальных приемов, повышающих эмоциональную нагрузку и познавательную активность каждого занятия. Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогает такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы и так далее. Использование на занятии игровых приемов важно одновременно для создания эмоциональной атмосферы занятия и для развития познавательной активности. Полезно включать в занятия дидактические игры. Эмоциональная атмосфера на занятии играет большую роль в воспитании чувств детей. Искренность взрослого непременно передастся и воспитанникам. Очень эффективным средством, способствующим усвоению нового материала и воспитания чувств детей является использование на занятии художественных средств в различных сочетаниях в зависимости от темы. Так на музыкальных занятиях дети слушают музыку России, поют песни о Родине, о природе. Одно из главных условий патриотического воспитания – приобщение детей к трудовой деятельности. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду и дома систематически, а не от случая к случаю. Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу. Следует воспитывать у детей бережное отношение к природе родного края.
Гипотеза: процесс воспитания чувства патриотизма будет успешным если:
в педагогическом процессе использовать разнообразные средства и методы по формированию основ чувства патриотизма у детей ;
поддерживать тесное сотрудничество с семьей в работе по воспитанию у детей любви к родному селу, городу, краю, стране.
Цель модели воспитания: воспитание гражданина и патриота своей страны; формирование нравственных ценностей, любви к своему краю, семье и дому через возрождение народной культуры и исторической памяти.
Задачи: создать новую воспитательную модель, обеспечивающую всестороннее развитие детей;
знакомить детей с символами республики и государства, в котором они живут: гербом, гимном, флагом;
формировать элементарные знания о правах человека; бережное отношение к родной природе и всему живому;
формировать толерантность, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
развивать чувство гордости и ответственности за достижения Родины (большой и малой);
воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, стране;
воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, традициям, обычаям;
воспитывать уважение к труду людей, желание оказывать взрослым свою посильную помощь.
Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту, в труде и т.д., так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Для реализации модели воспитания используются следующие методы: наглядный, словесный и практический.
Наглядный метод используется во время:
чтения педагогом рассказов;
экскурсий в музей, по городу, целевых прогулок;
наблюдений;
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривания книжных репродукций, иллюстраций, предметов;
проведения дидактических игр и др.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе: чтения литературных произведений воспитателем;
чтения стихотворений воспитателем, детьми;
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, приглашенных родителей;
ответов на вопросы педагога, детей;
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.);
сообщение дополнительного материала воспитателем;
загадывание загадок;
рассматривание наглядного материала;
рассказов детей по иллюстрациям, схемам, моделирование сказок;
разбор житейских ситуаций;
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод используется, когда необходимо:
организовывать продуктивную деятельность;
провести игры ( дидактические, строительные, инсценировки и др.);
оформить гербарий, альбомы;
организовать постановку сказок, литературных произведений;
организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Предполагаемый результат:
Модель нравственно – патриотического воспитания «На благо Отечества » ставит своей целью достичь следующих результатов:
Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
Ответственность за свои дела и поступки.
Деятельное отношение к труду.
Усвоение ребенком вечных ценностей: сострадания, милосердия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Для реализации модели предлагается интегрированный подход:
Включение форм работы во все виды детской деятельности: продуктивную, познавательную, игровую.
Работа спланирована в сотрудничестве с семьей.
Разработан собственный комплекс методических приемов, которые обеспечивают эффективное решение воспитательно-образовательных задач.
Данная модель построена на принципах развивающего обучения. Она состоит из нескольких направлений.
Первое направление: Я и моя семья
К основной задаче гражданского воспитания старших дошкольников причисляется:
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, прежде всего к матери и детскому саду.
Все начинается с родного дома, семьи, матери. Эта задача традиционно решалась в дошкольных учреждениях, но сегодня ощущается необходимость усилить работу в этом направлении, сделать ее более содержательной. Семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше уделяют внимание детям и их воспитанию, растет число неполных семей.
Мы готовы воспитать любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа основ патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.
Необходимым условием патриотического воспитания является работа с родителями. Их также необходимо заинтересовать, увлечь детей историей своей семьи путём красивого рассказа о происхождении фамилии, о существующих семейных обычаях и традициях. Мир ребёнка начинается с его семьи, где он впервые осознаёт себя как человека – полноценного члена маленького семейного общества. В рамках этого блока дети получают знания о своём ближайшем окружении, о семье. У них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представление детей об именах близких людей, об их занятиях, семейных традициях и историях. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Одна из функций семьи – первоначальная социализация ребёнка. Однако семья живёт в определённом обществе, в определённое время, эпоху. Все стороны (изменения) общества накладывают свои позитивные или негативные отпечатки на формирование современной семьи. И насколько благополучна семья зависит то, как будет складываться и развиваться ребёнок, как личность.
Обязанность каждой семьи – формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он сможет «измерить» свои и чужие поступки.
В процессе работы углублялись и систематизировались знания о социальном статусе семьи. Отмечалось влияние детского сада на воспитательную деятельность семьи, сплочение родительского и детского коллективов. В результате этой работы наблюдается повышение активности родителей и их теоретической подготовленности. Многие из них отмечали, что лучше стали понимать своих детей. Родители стали чаще общаться друг с другом, участвовать в жизни детского сада, а главное, в жизни своих детей, заглядывать в их глаза, прислушиваться к их сердцам. В работе с родителями я предлагаю использовать заповедь А.С.Макаренко «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям».
Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своей семьи.
Второе направление: Мир людей.
Это направление работы мы определяем следующим содержанием:
Родившись, человек становиться частью общества. Сначала – это семья, группа детского сада, соседи, но уже в этих маленьких сообществах действуют разные традиции и правила, которые выполняют все члены этого сообщества. В жизни также существуют правила: правила дорожного движения, правила гигиены, правила безопасности, правила поведения в общественных местах. В обществе взрослых, помимо правил, действуют законы. Выполнение законов обязательно для всех в равной степени.
В основе работы по социальному развитию стоят задачи воспитания гуманных отношений, эмоциональной привязанности и доверие к близким взрослым и сверстникам, стремление к взаимопониманию. Важно создавать проблемные ситуации, направленные на развитие гибкого социального поведения. Для развития интереса к “миру людей” и обогащения их представлений о социальной действительности: посещение театров, музеев, выставок, проведение экскурсий и прогулок, демонстрация фильмов.
Межнациональные конфликты как следствие отсутствия культуры межнациональных отношений – печальная реалия сегодняшнего дня. Один из путей выхода из кризисных ситуаций в межнациональных отношениях – этическое воспитание, сориентированное на межнациональное общение. Я разработала проект «Детям о Великой Отечественной войне». Вместе с воспитателем Саяпиной Л.И. провели музыкально-литературную композицию, посвященную Дню Победы.
Правовое воспитание – еще один путь воспитания личности ребенка. Дети должны знать о своих правах. Ребенок может требовать соблюдения своих прав, прав других людей. Для этого я провела с детьми старшей группы интегрированное занятие «Мои права и обязанности».
Третье направление: Человек-труженик.
В процессе работы по гражданскому воспитанию должны решаться, на наш взгляд, более широкий круг задач. Это обязательно, воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда.
В первую очередь нужно знакомить с трудом людей своего края, города (нефтяник, водитель, трубопроводчик). Воспитывать гордость за результаты их труда.
Необходимо также и приобщение дошкольников к трудовой деятельности. Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно способствовать трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для группы, для воспитателя, для детского сада и т.д.
Также следует организовывать систематически и в детском саду и дома труд с общественной мотивацией, направленного на общую пользу.
Четвертое направление: Экология.
Гражданское воспитание и экология. Какая может быть взаимосвязь между этими понятиями? Истинный патриотизм гораздо глубже, нежели любовь к определенной природной зоне. Законы природы не зависят от традиций народа, от его истории, от законов государства. Но воспитатель должен не только дать представление о природе и ее законах, но и научить видеть ее красоту, жить с ней в мире и добрососедстве, жить в ней, защищать ее, не нарушая ее ритма. Родившись, человек становится не только частью общества, но и вступает во взаимоотношения с окружающей средой. И отношения эти во многом определяются культурой и традициями того народа, представителем которого ребенок является.
Именно в повседневной жизни дошкольники получают основную массу конкретных чувственных представлений о жизни животных и растений. Ведь сколько бы ребенок не запомнил названий растений, сколько бы он не посадил деревьев и кустов, но если при этом мы не зажгли в нем любовь к природе, все это бесполезно. Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души. Патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования экологического сознания предполагает проведение непосредственно-образовательной деятельности, различных видов самостоятельной и совместной деятельности детей в комплексе.
Представления о родной природе успешно интегрируются с различными образовательными областями. Кроме того, природоведческие знания интегрируются:
- в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (целевые экскурсии, прогулки обеспечивают необходимую познавательную и двигательную активность и способствуют сохранению и укреплению здоровья дошкольников);
- в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, энциклопедий);
- в процесс взаимодействия с семьями (участие в проектах, конкурсах, соревнованиях). Повседневное общение с природой, постоянные наблюдения за птицами и животными дают возможность изучать их и повадки, привычки. Затем создаются рассказы и сказки, которые обобщают эти наблюдения. Сюжеты сказок доступны и привлекательны, учат детей быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом. Игра также является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста и вместе с тем источником их радостных эмоций. На фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно-правильного положительного отношения к ней. Для воспитания позитивного отношения детей к природе родного края регулярно проводятся экологические мероприятия, которые создают наиболее оптимальные условия для воспитания и обучения. В ходе развлечений используются различные формы познавательной деятельности: создание ситуаций, дающих возможность каждому ребенку проявить себя; ролевые познавательные и дидактические игры; решение кроссвордов, альтернативных экологических задач.
Работа по формированию любви к родному краю и бережному отношению к природе проводится в тесной связи с родителями. Это совместное изготовление вместе с детьми кормушек для птиц, подготовка к праздникам, совместные экскурсии.
Предлагаемая система работы по экологическому воспитанию дошкольников способствует развитию основ чувства гордости за свою Родину, историю России, российский народ, толерантного отношения к разнообразию народов, приобщению к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формированию патриотических чувств.
Пятое направление: “Родина моя – бескрайняя Россия”
Одно из направлений работы по гражданскому воспитанию – это воспитание любви к своей Родине. Ребенок прежде всего должен осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, потом гражданином России и не только жителем планеты Земля. Нужно постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая Родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с ним – большая Родина – Россия, Российская Федерация. Дошкольников нужно знакомить со своей страной, и прежде всего, со своим родным краем, чтобы полюбить свою землю, на которой родился, и каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать, уметь с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны. Поэтому начальным этапом формирования у детей любви к Родине считается накопление ими социального опыта жизни в своём селе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений с миром его культуры. Знакомство дошкольников с родным селом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Одна из главных задач, которую мы ставим перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные рисунки, схемы, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей.
Шестое направление: История.
Следующее направление работы, которое мы закладываем в свою модель гражданского воспитания – историческая перспектива воспитания. Как научить детей любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. Любить и беречь можно только то, что знаешь, чувствуешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история. Чем нам можно гордиться, так это своей историей. Мне хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих и мыслителей, полководцев, освободителей мира от фашизма, и первопроходцев космоса.
Седьмое направление: Культура.
Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.
Сохранение Российской культуры во всем многообразии ее проявлений, национального колорита оказывает непосредственное влияние на развитие личности дошкольника. Раздел “Культура” — еще одно направление в моей работе. Содержание этого раздела:
Праздники: обрядовые, народные, посвященные памятным датам.
Развлечения.
Одинаково интересным и важным для детей является знакомство с жизнью и творчеством отечественных художников, военачальников, композиторов, писателей и многих других достойных сынов и дочерей России. Дополнительно нужно сделать акцент на знакомстве с судьбой и творческим вкладом наших земляков в историю и культуру всей страны.
Приобщение детей к богатствам русской литературы.
Вся работа по патриотическому воспитанию проходила в тесном контакте с семьей. Родители были активными участниками всех праздников, помогали в оформлении фотовыставок о родном селе, о родном крае, участвовали в конкурсах рисунков, поделок. Целенаправленная работа по патриотическому воспитанию не прошла даром и дала положительный результат. Об этом свидетельствуют результаты диагностики, которая проводилась в каждой возрастной группе на начало и конец учебного года.
Начало учебного года - высокий уровень -30%, средний- 70 %
Конец учебного года – высокий уровень- 65%, средний- 35%
Таким образом, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает:
Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, деревне, природе у дошкольников.
У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, поделках, рисунках.
Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, воспитание любви к малой родине, любознательности.
Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать уважение и гордость за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Заключение
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: привязанность и любовь к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример близких людей, взрослых. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство гордости и восторга. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему : "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в детском саду".
Консультация для родителей на тему «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в детском саду».Дорогие родители одной из главных задач , которая заложена в «Программе обучения и восп...
Методическая разработка "Вопросы патриотического воспитания в детском саду"
Предлагаю свой опыт работы по патриотическому воспинаию дошкольников,разработанный на основе рекомендаций и программ Н.В.Алешиной,Т.И.Оверчук,Е.К.Ривиной. Надеюсь,что мой опыт будет полезен старшим во...
Патриотическое воспитание в детском саду "Растим патриотов с детства "
из опыта работы...
Патриотическое воспитание в детском саду
Воспитание патриотизма невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего города.В детском саду ставится основная цель работы – воспитание у ребят любви к своему городу. Если удиви...
Патриотическое воспитание в детском саду
О привитии любви к родному краю, к Родине...
Патриотическое воспитание в детском саду
О привитии любви к родному краю, к Родине....
«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»
Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...