Для родителей
консультация по теме

Последнее время тема экологии становится все более актуальной и социально значимой. Все чаще мы слышим об  экологических катастрофах, проблемах, их последствиях и причинах. Однако, экология для многих является призрачным понятием, окутанной неизвестностью.  У населения возникает четкое представление о том, что проблемами экологии должны заниматься некие солидные инстанции, а роль простого рядового жителя планеты, в решении экологических проблем, ничтожно мала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«РОЛЬ СЕМЬИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ  ВОСПИТАНИИ  РЕБЕНКА»

Последнее время тема экологии становится все более актуальной и социально значимой. Все чаще мы слышим об  экологических катастрофах, проблемах, их последствиях и причинах. Однако, экология для многих является призрачным понятием, окутанной неизвестностью.  У населения возникает четкое представление о том, что проблемами экологии должны заниматься некие солидные инстанции, а роль простого рядового жителя планеты, в решении экологических проблем, ничтожно мала.

     Одной из  проблем населения является  всеобщее  убеждение в том, что экологический след от одного жителя планеты еле заметен в масштабах экологических борозд, которое оставляет после себя любое производственное предприятие, транспорт и энергетика. Вследствие  этого у населения возникает ощущение не причастности ко всем возникающим  экологическим проблемам.

   Ну и наконец,  одной из самых сложных проблем в сознании современного человека  – это само восприятие природы. А где эта природа?  Возникает ощущение, что человек живет изолированно от природы. А та, что окружает, воспринимается как элементы декора городских улиц: клумбы  цветов, некоторые деревья, соседские собаки и т.д.

Безусловно, связь «Человек – Природа» ослабевает, а порой и безнадежно обрывается. У человека формируется потребительское отношение к природе: хорошая погода, удобная полянка для пикника и чистый пляж у моря.

Это специфическое мировоззрение, мы волей – неволей передаем своим детям. И они в свою очередь формируют свое видение природы, воспринимая ее как некую угрозу для жизни. Дети боятся взаимодействовать с домашними животными, так как от них обязательно появятся заразные болезни. Детям категорически запрещается  бегать по лужам, босиком по траве, а тем более под  дождем, так как это  обязательно приведет к ОРЗ и гриппу, хождение в лес не поощряется из-за опасения укусов вредных насекомых.

Так в каждой семье формируется своя неповторимая психологическая атмосфера, которая отражает отношение к окружающему миру. Взгляды родителей  являются ориентиром  в формировании экологической культуры для подрастающего поколения. К сожалению, ориентиры семьи направлены на экономические и личностные интересы, а природа в аспектах ценностях не рассматривается.

Поэтому реализацию  экологического просвещения     нужно начинать с раннего возраста детей и их родителей.

Экологическое воспитание детей достигает огромного эффекта, если родители и педагоги находятся в сотрудничестве и взаимосвязи, создается необходимое условие  для полноценного развития ребенка.

Важно донести до родителей осознание необходимой целенаправленной работы, тесной взаимосвязи семьи и школы. На начальном этапе задача педагога привлечь внимание родителей к проблеме, постепенно побуждая их к сотрудничеству в первую очередь с самими детьми.

Экологический опыт закладывается в ситуациях, когда эмоционально-чувственная сфера обнажается: ребенок получает радость от общения с природой, сострадает и грустит, замечая негативные последствия антропогенного фактора.  Именно семья  в близком контакте со своим ребенком может создавать такие ситуации, формируя у ребенка экологический смысл.

           Рекомендации для родителей «Как приобщить ребенка к природе»

  «Никогда никого не убивай!» 

Совершая прогулки, следует помнить, что в природе нет полезного и вредного. Все в природе взаимосвязано.

 «Время с пользой!» 

Организуя походы в природу, загородные поездки всей семьей, помните, что с вами дети, поэтому заранее нужно быть готовым стать для них на это время проводником по миру природы. Это уникальный шанс обогатить знания детей, приобщить его к природе, принимая в этом  прямое участие.

  «Природу – мать с любовью встречать!»  

Поход в природу желательно начинать с приветствия не только друзей, с которыми встречаешься, но при этом важно поздороваться и с деревьями, кустами, птицами, насекомыми, солнцем, небом. Детей, как правило, такое поведение родителей приводит в восторг. Да и взрослым следует помнить, что улыбка солнцу – поднимает настроение, а рассматривание неба – снимает мышечное напряжение глаз, стабилизирует внутриглазное давление.

  «Замеченное – оживает!» 

Объекты природы, попавшие во внимание ребенка, оживают. Взрослым следует привлекать внимание детей к муравейнику, полету птиц, гнездам, интересным растениям и т.д.  Дети -  неутомимые исследователи. Помощь ребенку стоит оказывать по возможности так, чтобы большую часть поиска он делал сам. Иногда достаточно бывает указать на лужу, как место поиска и понаблюдать там осторожно за водомерками.

  «Наблюдай!» 

  Уместно загадать детям загадки о природных явлениях. Подумайте, сколько положительных эмоций получит ребенок, получив живую отгадку! Хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки, пословицы, поговорки, приметы.  

 «Пример родителей – самый надежный урок!»  

Не допускайте того, чтобы ребенок видел следы варварского поведения на лоне природы, которое превращает лесные поляны, полные тайн и чудес, в полумертвый пейзаж. Такие картины глубоко ранят и развращают душу детей!

 Только в том случае, если вы сами бережно относитесь к природе, можно требовать этого от детей, терпеливо обучая их азбуке поведения на природе с детства!

«Очеловечивайте нечеловечное!» 

Взрослые часто навязывают детям чувство отвращения к некоторым животным: червякам, паукам, лягушкам, насекомым. Не делайте этого! Наоборот, акцентируйте внимание детей на их беспомощности, жертвенности, трудности в выживании и заботе о потомстве.

«Никогда не поздно начать!» 

Помните, что бережное отношение к богатствам природы надо воспитывать с раннего детства, но и никогда не поздно начать с любого возраста



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль семьи в развитии

поисково-исследовательской активности ребенка»

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.

Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

В индивидуальных беседах, консультациях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с «равным», поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Чтобы родители следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – т одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Вот несколько советов для родителей по развитию посково – исследовательской активности детей

Чего нельзя и что нужно делать

Для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию.

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Поощрять любознательность, которое порождает потребность в новых впечатлениях: она порождает потребность в исследовании.

Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив,  связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своем участием.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Если у вас возникают необходимость что – то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

Не следуйте бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы. Взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому – либо, то это не проступок, а шалость.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том как ребенок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

 Ральф У. Эмерсон.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Цель: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.

1. Объясните, на Ваш взгляд, что такое эксперимент?

2. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

3. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

4. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то,  как часто?

5. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребенка?

6. Делится ли ребенок с вами результатами  эксперимента (открытиями)

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...