Педагогический проект «Животные и растения Воронежского государственного природного биосферного заповедника имени В.М. Пескова »
проект (старшая группа) на тему

Ткачева Татьяна Юрьевна

Систематизировать первоначальные знания о типичных представителях животного и растительного  мира Воронежского государственного природного биосферного заповедника  имени В.М. Пескова

Задачи проекта:

- формирование представлений дошкольников об уникальности животного и растительного  мира природного биосферного заповедника;

- обобщенных способов умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

- развитие умственных операций сравнения и обобщения;

- развитие познавательного интереса ко всему живому, желание получать новые знания из книг;

- любознательность, наблюдательность фантазию;

- приобретение детьми опыта исследовательской деятельности, формирование умения реализовывать интересы;

-воспитывать эмоциональное отношение к животным и растениям Воронежской области;

-воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tkacheva_1_st_gr.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 115»

Педагогический проект

«Животные и растения Воронежского государственного природного биосферного заповедника  имени В.М. Пескова »  

Воспитатели:

Ткачева Т.Ю

       

Воронеж  2017

Информационная карта проекта

Полное название проекта: «Животные и растения Воронежского государственного природного биосферного заповедника  имени В.М. Пескова »

Авторы проекта: воспитатели –Ткачева Т.Ю.

Продолжительность проекта: с 01.09.2017 - 31.05.2018.

Вид проекта: межгрупповой, комплексный, долгосрочный.

Участники проекта: педагоги, воспитанники и их родители.

Возраст детей: дошкольники старшего возраста.

Обоснование необходимости создания проекта

В настоящее время одной из актуальных задач развития дошкольного образования является модернизация его системы. Успешность данной модернизации в Российской Федерации в значительной степени зависит от обеспечения оптимального соотношения между федеральными и региональными составляющими дошкольного образования.

В современной России важно обозначить роль регионального компонента системы дошкольного образования, его соотношения с федеральными основами для обеспечения всестороннего формирования основ личностной культуры дошкольника. В условиях поликультурного российского общества от успехов этой стратегии во многом зависит повышение качества дошкольного образования.

Под региональным компонентом дошкольного образования понимается учёт историко-культурных, социально-экономических, этнографических и экологических особенностей и организации деятельности системы образования.

С учётом возрастных возможностей и потребностей детей дошкольного возраста национально - региональный компонент можно реализовать через ознакомление детей с историей родного края, экологической культурой и особенностями региона, этнокультурными традициями народа.

В связи с достаточно высокой значимостью необходимости реализации регионального принципа в системе дошкольного образования, нами был разработан проект «Животные и растения Воронежского государственного природного биосферного заповедника  имени В.М. Пескова» при помощи которого дошкольники получат возможность систематизировать первоначальные знания о типичных представителях животного  и растительного мира  .

Новизна: реализация регионального компонента через интеграцию образовательных областей.

Цель проекта:

Систематизировать первоначальные знания о типичных представителях животного и растительного  мира Воронежского государственного природного биосферного заповедника  имени В.М. Пескова

Задачи проекта:

- формирование представлений дошкольников об уникальности животного и растительного  мира природного биосферного заповедника;

- обобщенных способов умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

- развитие умственных операций сравнения и обобщения;

- развитие познавательного интереса ко всему живому, желание получать новые знания из книг;

- любознательность, наблюдательность фантазию;

- приобретение детьми опыта исследовательской деятельности, формирование умения реализовывать интересы;

-воспитывать эмоциональное отношение к животным и растениям Воронежской области;

-воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Основные формы реализации проекта:

Проект реализуется по двум направлениям:

- совместная деятельность с детьми (интегрированные виды непосредственно-образовательной и совместной деятельности в режимных моментах, проблемные ситуации, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, творческие игры, продуктивная и трудовая деятельность).

- взаимодействие с родителями (консультации, анкетирование, информационный стенд, совместная продуктивная деятельность, участие родителей в пополнении предметно-развивающей среды, в совместных педагогических мероприятиях) .

План мероприятий в рамках реализации проекта

этап

мероприятия

результат

I этап-подготовительный этап.

(сентябрь – октябрь)

Цель – разработать проект

Изучение материала и литературы по данной теме

Создание системы мероприятий проекта по взаимодействию с детьми и родителями.

- Разработка мероприятий педагогического проекта «Животные и растения Воронежского государственного природного биосферного заповедника  имени В.М. Пескова»

- Планирование работы с детьми и взаимодействия с родителями.

Пополнение методической литературы.

Подбор иллюстраций о заповеднике.

Разработка анкет для родителей.

II этап – основной.

(ноябрь – март)

Цель – реализация проекта в образовательную деятельность. Взаимодействие с детьми через виды детской деятельности Взаимодействие с родителями

Знакомство с растительным миром.

«Животные  воронежского края» (Познакомить детей с животными лесов. Учить узнавать по внешнему признаку).

 «ЖИВОТНЫЕ Воронежского заповедника» (Беседа, изготовление масок животных.)

«Деревья и кустарники»9 Беседа,

«Птицы  воронежского края» (Познакомить детей с пернатыми обитателями лесов. Учить узнавать по внешнему признаку).

«Гриб-грибок полезай в кузовок» (Познакомить детей с основными грибами леса).

Итоговое мероприятие: выставка книжек-малышек, альбомов - гербарий, поделок.

Игровая деятельность.

Дидактическая игра «Кто есть, кто? »; «Чьи следы»

Дидактические игры:

«Чей детёныш потерялся? »

«Что было бы, если бы из леса исчезли…»,

«Какого растения не стало»,

«С чем нельзя ходить в лес»,

«Найди листочек»,

«Деревья и их плоды»,

«Назови птицу»,

«Кто живёт в лесу?»,

«Узнайте по описанию»,

 «Освободите птичку из клетки»,

«Кто есть, кто? »;

«Назови чьё жилище».

Лото «Животные леса. Ассоциации»,

«Растения леса»

П/и «Шишки, желуди, орехи», «Охотники и звери».

Сюжетная игра «Лесная ветлечебница».

П/и «Перелет птиц», «Следы невиданных зверей», «Совушка», «На рыбалке», «У медведя во бору»

Коммуникативная деятельность.

Рассказ-суждение «Зачем нужна Красная книга? »;

Ситуативные разговоры о жизни животных в разные времена года;

Составление и отгадывание загадок;

Составление описательных рассказов «У медведя во бору»

Решение проблемных ситуаций – «Что было бы, если бы не было животных? », «Можно ли обижать животных».

Чтение художественной литературы:

Устинов С. К. «Пятнистая шубка», «Медведь близко».

Устинов С. К. «Рысь», «Заячье зеркало», «Ласка – белая лента»; Бунтовская С. «Цветок лета».

Трофимов М. Е. «Лесная азбука»

Бежал по снегу еж: Рассказы / Л. Семаго.

Презентация «Графский заповедник»

Художественно-эстетическая:

Слушание: «Зайчик», муз. Ю. Матвеева, сл. А. Блока.

«Зайчик, ты, зайчик» русская народная песня,

«Шагаем, как медведи», муз.М.Е.  Каменоградского,

«Воробьи» муз. В. Герчик, сл. А. Чельцова,

«Ёжик», муз. Д. Кабалевского,

«Птички летают», муз. М.А. Жилина,

«Медведь» муз. В. Ребикова,

«Воробушки», венгерская народная мелодия,

«Берёзка», муз. Р. Рустамова, сл. А. Метлиной,

«Шишки для медведя», песня-танец,

«Зайчики». Муз. Т. Ломовой.

«Пляска птиц» муз. Н. Римского-Корсакова;

Этюд «Игра в лесу», муз. Т. Ломовой

Характерные танцы: «Пляска медвежат», муз. М. Красева;

Лепка и аппликация:

«Лесные жители».

Рисование:

 «Цветок- ромашка»

Знакомство с искусством:

- Рассматривание картин:

А. И. Попов «Работа».

Аппликация:

Коллективная работа «Животные заповедника».

Знакомство с искусством:

- Рассматривание картин:

А. И. Попов «Одинокий волк»

Характерные танцы: «Встреча в лесу», муз. Е. Тиличеевой

Игры с пением «Хоровод в лесу», муз. М. Иорданского.

Привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды.

Выставка познавательной литературы.

Экологическая акция «Кормушка».

Изготовление  развивающих пособий «Животные и растения Воронежского края ».

Стендовая информация «Знакомство с родным краем – как средство патриотического воспитания дошкольников».

Изготовление макета «Биосферный заповедник и  его обитатели».

III этап - заключительный.

(апрель – май)

Цель - анализ результатов по реализации проектной деятельности.

Познавательно – исследовательская деятельность.

«Почему заяц меняет шубу? »

Конструирование – «Терем для всех зверей» - строительный материал,

Беседа «Сбережём природу для животных».

Экспериментирование:

- «Почему мишутка пищал? »;

Моделирование правил поведения в лесу.

Экспериментирование: «Лес – защитник и лекарь»

1.Обновление и пополнение предметно-развивающей среды.

2.Презентация «Животные,  птицы и растения Воронежского биосферного заповедника».

3.Оформление «Красной книги Воронежского биосферного заповедника».

4.Оформление выставки работ детей и родителей по теме «Эти забавные животные и растения».

Ожидаемые результаты:

- Появление у детей желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

- Развитие понимания необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека;

- Желание детей получить большую информацию о животных родного края.

Анализ проведённых мероприятий, определение дальнейших перспектив данного проекта.

Литература: .

  1. В.В. Петров  «Растительный мир нашей Родины»   М., «Просвещение»,1991
  2. Детская энциклопедия «Живая природа» М., «РОСМЭН»,2014
  3. Г.Снегирёв «Про птиц» М., «Малыш» ,1990
  4. Я познаю мир : Дет. Энцикл.: Растения/ сост. Л.А. Багрова; М.: ТКО «АСТ», 1996.
  5. Я познаю мир : Дет. Энцикл.:Животные / сост. П.Р. Ляков; М.: ТКО «АСТ», 1996.
  6. Заповедная природа Воронежского края / сост. Л. Ф. Полпова, Л. И. Зимина. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2009.
  7. Бежал по снегу еж: Рассказы / Л. Семаго. – Воронеж: Центр. – Чернозем. кн. изд-во, 2003.
  8. Гоббе Л.А. Мои питомцы и друзья. Издание второе, дополненное.- Воронеж: Центрально - Черноземное книжное издательство, 1977.
  9. Песков В. М. Окно в природу. Книга первая. – Воронеж: Центр. – Чернозем. кн. изд-во, 2003.
  10. Низовцев В. Воронежский заповедник / В. Низовцев // Живописная Россия.
  11. Природа. Большая энциклопедия для детей.   Махаон
  12. Интернет-ресурсы

http://www.humane.evol.nw.ru/popavis.html /САЙТ АССОЦИАЦИИ "ЗА ГУМАННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ"!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический праздник «Виртуальное путешествие по Воронежскому государственному природному биосферному заповеднику»

Цели и задачи:- Познакомить детей с заповедником нашей области; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле л...

Виртуальное путешествие по Воронежскому государственному природному биосферному заповеднику.

Презентация дает возможность заочно познакомить детей с заповедником нашей области; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей ...

«Животные и растения Воронежского государственного природного биосферного заповедника имени В.М. Пескова »

Систематизировать первоначальные знания о типичных представителях животного и растительного  мира Воронежского государственного природного биосферного заповедника  имени В.М. Пескова...

Презентация на тему " Уникальный уголок природы России _ Воронежский государственный природный биосферный заповедник.

1.Познакомить детей с Воронежским заповедником ;формировать ответственное и бережное отношение к родной природе, воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе....

Педагогический проект «Животные и растения Воронежского государственного природного биосферного заповедника имени В.М. Пескова »

В связи с достаточно высокой значимостью необходимости реализации регионального принципа в системе дошкольного образования, нами был разработан проект «Животные и растения Воронежского государст...

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ БИОСФЕРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК ИМЕНИ В.М. ПЕСКОВА

3 декабря 2022 г. Воронежскому заповеднику исполняется 99 лет...