Патриотическое воспитание средствами искусства
статья (подготовительная группа) на тему

Созонова Инна Дмитриевна

Выступление на родительском собрании

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание дошкольников средствами
музыкального искусства.

Созонова Инна Дмитриевна - музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МБДОУ № 67 «Колокольчик».

   В настоящее время, на современном этапе развития общества, как никогда стали актуальными вопросы военно-патриотического воспитания подрастающего поколения.                                                                                                                

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и
длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и
родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

То, какие нравственные качества разовьются
у ребёнка, зависит прежде всего, от родителей  и окружающих его взрослых,
от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Я, как музыкальный руководитель детского сада,  считаю,    что музыка, литература, изобразительное искусство - это тот комплекс мероприятий, которые наиболее близки и понятны детям дошкольного возраста. Поэтому работая по теме «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников», серьезное внимание уделила использованию в жизни дошколят синтеза искусств, для раскрытия способностей каждого ребенка и самореализации его творческого потенциала.

Осознание значимости проблемы воспитания у детей дошкольного возраста
чувства патриотизма, позволило организовать работу в ДОУ на более
высоком уровне. Планирование по данной теме проходит в тесном
взаимодействие со всеми педагогами ДОУ.  Использование инновационных
форм и методов работы с детьми, способствуют активизации познавательной деятельности воспитанников и в усилении усвоения предложенного материала.                                                                                                                                                                   Организуя работу по данной теме, в начале года я наметила задачи :

1. Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастностй
к родному краю, дому, семье, детскому саду.

2. Развивать познавательные, художественные и творческие способности
детей через ознакомление с музыкальными произведениями.

3. Побуждать детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления
через речь, творческое движение.

4. Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие
произведений искусства.

Система работы по теме «Патриотическое воспитание дошкольников
средствами музыкального искусства» представлена через организацию
тематических, комплексных, интегрированных занятий, развлечений,
творческих встреч, праздников, которые объединяют музыкальную,
изобразительную, театрализованную деятельность детей.                                                   Разнообразие тем охватывает то, что близко и
доступно ребенку. Это фольклор, природа, искусство, сказка, человек.

Большие потенциальные возможности патриотического воздействия
заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво,
часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского
народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством
юмора.

Прекрасные возможности в воспитании патриотизма представляет
знакомство с русским народным творчеством, с историей русского народа,
традициями, культурой, обычаями, бытом, прикладным искусством и
фольклором России. Вместе с педагогами мы поставили задачу - показать
детям красоту русского языка через устное народное творчество (песни,
припевки, колядки); формировать интерес к фольклору и, как следствие,
обогащать словарный запас детей. Способы подачи информации для детей
разнообразны: беседы, занятия, участие в обрядах, играх, хороводах,
прослушивание народной музыки и обучение игре на народных
инструментах.

Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость,создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги
- словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие.
Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют
выбирать наиболее яркие его образцы.                                                                                              
Региональный компонент:                                                                                                                            Решая  задачи  регионального компонента в системе образовательной работы с
дошкольниками в нашем детском саду сложилась уже определенная система
по ознакомлению детей с родным краем с учетом окружающей социальной
жизни и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают
ребенка. Это дом, детский сад, улица, исторический и современный город; а
так же природное окружение. Эта работа ведется систематически во всех
возрастных группах. Педагогический коллектив детского сада в своей работе
использует различные формы по знакомству детей с родным городом
Йошкар-Ола и Республикой Марий Эл, для этого проводятся целевые
прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение
художественной литературы, знакомство с марийской национальной
музыкой, исполняемой на национальных инструментах, участие в творческих
конкурсах «Пеледше тукым» и других. А также эта работа ведется в
организованной деятельности на музыкальных занятиях, в совместной
деятельности взрослого с ребенком, так и в самостоятельной детской
деятельности и неразрывно она связана с музыкой.

  Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского и марийского народа, с образцами народного музыкального творчества. Органично вплетённые в жизнь детей мудрые народные пословицы и поговорки, забавные частушки, загадки и потешки вызывают у детей интерес к творчеству России, желание продолжать знакомство с ним. Таким образом, постепенно даются понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор», «народный танец». При игре на детских музыкальных инструментах использование народных инструментов: ложек, бубенцов, трещоток, бубнов, помогает ярче выразить характер и настроение русской народной музыки.

Так искусство, в том числе и народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды.

Стало уже традицией проведения народных праздников: Масленица, Пасха, Рождество, что позволяет знакомить детей в интересной форме с традиционными народными праздниками и гуляниями.

Воспитанники нашего детского сада неоднократно принимали участие и становились дипломантами различных конкурсов регионального, муниципального значения, посвященных народному творчеству:

Следующим этапом в этом направлении является использование музыки
при ознакомлении
 с образом Родины. Для ребёнка-дошкольника тема
Родина - это мама, близкие родные люди, окружающие его. От того, что
видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и
отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребёнка-дошкольника
- это прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих
людей это слово «мама» - самое прекрасное на земле.   На музыкальных занятиях дети не только исполняют песни о маме, бабушке,
но и слушают классическую инструментальную музыку, например, пьесы
П.И.Чайковского из «Детского альбома» такие как «Мама», «Нянина сказка»
и другие произведения из репертуара слушания музыки в детском саду.

Чувство любви к родной природе - еще одно из слагаемых патриотизма.
Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать
патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты,
окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его
восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы.

  Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) знаменуется
тематическим праздником или развлечением. Уже стало традицией нашего
детского сада проводить «Праздник Осени» «Встреча» и «Проводы Зимы», «Весенние забавы».

Тема защитников Отечества.                                                                                                                     Теме «Наша Родина - Россия» педагоги старших и подготовительных к
школе групп провели цикл познавательных занятий и бесед «Путешествие в
историю», с целью поддержания интереса к жизни наших предков,
обогащения их знаниями об исторических событиях и конкретных
личностях: «Город чудный, город древний», «Москва златоглавая», «Русь -
защитница», «Полководцы и герои», «Русские богатыри». Предварительная
работа ведется и на музыкальных занятиях: дети знакомятся с символикой и
гимном России, поют песни о России, слушают стихи, выполняют
музыкально-ритмические упражнения с флагами .

В нашем детском саду была разработана и осуществлена программа,
посвященная 70-летию Победы. Педагоги вообще много внимания уделяют
Великой Отечественной войне, ими проведена большая работа. В
методическом кабинете организуются выставки Славы и Памяти к 23
февраля, 9 Мая, посещение таких выставок заставляет наших воспитанников
задуматься над такими понятиями, как честь, долг, формирует уважение к
героям, отдавшим жизнь за Родину.  Дети узнают о том, когда и как началась
война, какие сражения сыграли важнейшую роль в ходе военных операций, о
роли женщин в войне, о том, какой ценой досталась нашем народу Победа.
На музыкальных занятиях мы учим песни о наших воинах, такие как «Бравые солдаты» муз. Филипенко, « Будем в армии служить» муз.Чичкова, «День Победы» муз.Попатенко, «Вечный огонь» муз. Попатенко «Все мы моряки» муз. Протасова, «Солнечный круг» муз. Островского и другие. Разучиваем танцы «Летите, голуби», «Морячка», «Казачок». Знакомим с песнями военных лет, прослушивая аудиозаписи.
Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников:
«День защитника Отечества», «9 Мая - День Победы», «День защиты детей»
и др., где даются представления об армии, о родах войск, боевой технике,
силе и мужестве нашей родины России.                                                            
Сотрудничество с родителями.

   Для родителей подготовила и провела консультации по патриотическому воспитанию, оформила консультативно-методический материал по теме «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников».                                                                             В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что встреча с музыкой, искусством  поражает воображение детей, помогает воспитать чувство любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Список литературы:

  1. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С. 16 – 26.
  2. Долгополова Л.А. Воспитываем патриотов //Музыкальный руководитель С. 45.
  3. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.: Сфера, 2007.
  4. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С. 36 -46.
  5. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников                       // Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С. 55 – 67.
  6. Соболева Г. Священная война. – В кн.: О. Очаковская. Рассказы о песнях. – М., 1985.
  7. Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России»                         // Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С. 46 – 48.
  8. Хрестоматия для старшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада /Под ред. В.И. Логиновой. – М.: Просвещение, 1990. – 420 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание средствами декоративно - прикладного искусства".

Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу - патриотическое воспитание у детей. У детей формируется чувство гордости за Отечество, дружбы между народами и национальностями, насел...

Нравственно-патриотическое воспитание средствами художественной литературы.

В данной статье говорится о патриотическом воспитании дошкольников средствами художественной литературы. Чувство патриотизма многогранно по содержанию:это любовь к близким людям,к родному краю,го...

Нравственное воспитание средствами искусства.

Воспитательные возможности образовательной области художественно-эстетическое развитие (изобразительное искусство, музыка, художественная литература, театрализация), воспитательный потенциал...

Патриотическое воспитание средствами изобразительного искусства в старшей группе.

Патриотизм – одна из важнейших черт гармоничной личности и отличительное качество граждан России.Воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у учащихся гордости за свою ...

Опыт работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание средствами декоративно - прикладного искусства».

Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу - патриотическое воспитание у детей. У детей формируется чувство гордости за Отечество, дружбы между народами и национальностями, насел...

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства»

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства»07 марта 2021Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание средствами декоратив...

"Духовно-нравственное воспитание средствами искусства"

Духовно-нравстенное воспитание средствами искусства. Искусство – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, морали и нравственности.И чем он богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира...