Военно-патриотическое воспитание детей
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Андросова И. С.

Какими были дети на войне

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_voyny.docx16.09 КБ

Предварительный просмотр:

Дети войны.        

Цель: Познакомить дошкольников с жизнью детей во время войны. Воспитывать у детей, чувство патриотизма и любви к своей Родине

Задачи: Воспитывать нравственные чувства сопереживания и благодарности.

Дать представление о понятии «блокада», «оккупация», «эвакуация».

Ход занятия: Ход занятия:

Ты знаешь, что была война,

Когда тебя на свете не было;

И сколько помнила страна –

Такой войны на свете не было.

Разрыв снарядов, пулей свист,

Казалось, воздух весь наполнили;

И слово страшное “фашист”

Все дети в это время поняли.

Война — сколько ужаса, страха, горя в одном этом слове.

Ребята, вы уже знаете, как началась Великая Отечественная война, какие подвиги совершали наши воины. Но в войне погибают не только солдаты. От нее больше всего страдают самые маленькие.

Сегодня наша беседа о детях войны. Трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям.

Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые - в плену у немцев.

Про детей, которые родились во время или незадолго до войны, говорят: «Это люди с украденным детством».

Во время войны царил голод, и люди питались всем, чем могли, добавляя в муку размолотую кору деревьев, траву лебеду, часто отравляясь, поедая очистки, поскольку и лекарств в то время не хватало.

Детей никто не призывал воевать, никто не заставлял работать, но так случилось, что они должны были взять на себя равную со старшими меру ответственности.

Дети работали на полях вместе с женщинами и стариками потому, что взрослые мужчины были на войне, а хлеб был нужен стране и армии, и его нужно было вырастить любой ценой. Поэтому ни у кого не вызывало удивления, что колоски подбирали 5-летние дети, а семилетние дети пасли коров, на которых и пахали, так как лошадей забрали на войну.

Во время войны училась только небольшая часть детей. И даже после войны много школьников не посещали занятия только потому, что не имели одежды или обуви, а гораздо большее число их сверстников занимались в школе от случая к случаю, поскольку вынуждены были зарабатывать на жизнь. Трудно представить, но игрушек у детей тогда не было. Иногда дети сами делали игрушки из глины. Девочки делали себе тряпичных кукол, из бумаги, а потом вырезали для них разную одежду. Ещё дети играли в камешки.

Дети работали на заводах и фабриках, они становились за рабочие станки вместо ушедших на фронт взрослых. Часто из-за маленького роста дети не доставали до станков, и им под ноги ставили скамеечки. Но дети работали. Они знали, что помогают своим отцам и братьям.

Там, где раньше изготавливали оловянных солдатиков и игрушечные пистолеты, теперь мастерили запалы для ручных гранат, сигнальные ракеты, дымовые шашки. Дети хотели хоть чем-то помочь бойцам. Школьницы вязали для них теплые носки и варежки. Приходили они и в госпитали, где лежали раненые солдаты, ухаживали за ними, писали письма их родным, Устраивали для них концерты: пели песни, читали стихи.

Помогали дети и почтальонам. В почтовых отделениях они разбирали письма с фронта и разносили их по домам.

Но среди детей были и те, кто плечом к плечу со взрослыми воевали на фронтах и в партизанских отрядах.

Были и такие случаи, когда дети воевали вместе со взрослыми: кто-то находился в партизанском отряде и добывал сведения о врагах, ведь маленький ребенок или подросток не вызывал подозрения у немцев; кто-то жил вместе с солдатами, и тогда его называли «сын полка».

«Оккупация» — это очень страшное слово. Немецкие войска расстреливали людей по малейшему подозрению их в связях с партизанами - теми людьми, которые скрывались от немцев в лесах и боролись с ними: взрывали поезда с войсками, оружием, устраивали засады. Но самое страшное было в том, что немцы угоняли детей в Германию, и многим из них не суждено было вернуться с чужой земли. Детей отбирали у матерей, погружали в эшелоны и увозили. Дети попадали в концлагеря, которые называли фабриками смерти. Но и без оккупации многие семьи потеряли друг друга. Конечно, особенно страдали дети без своих родителей, они погибли при бомбежке, или потерялись при эвакуации. Им пришлось жить в детских домах. И хотя там о них заботились, каждый вспоминал родной дом и своих близких.

Очень тяжело было выживать детям в блокадном Ленинграде. Немцы окружили город, люди умирали с голоду и от бомбежек. Я хочу вам рассказать об одной ленинградской девочке. Её звали - Таня Савичева.

Таня Савичева не стреляла в фашистов, не была разведчицей у партизан. Она просто жила в родном городе в очень трудное блокадное время.

Танин дневник был обнаружен в пустой, полностью вымершей квартире. Он хранится в музее Пискаревского кладбища, до сих пор волнует людей и известен всему миру. Девять страничек из ее дневника, с трудом выведенных обессиленной рукой, стали документом потрясающей силы. В её дневнике были написаны такие последние строчки:

“Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня”.

Когда умерла мама, Таня достала заветную тетрадь, сделала в ней последнюю запись. Затем она взяла самую дорогую вещь, картонную коробку с маминой подвенечной фатой, положила в нее несколько фотографий, писем, свой дневник и вышла из дома, тонкая как былиночка от голода. Умирающую Таню удалось вывести из блокадного Ленинграда, но спасти девочку уже было нельзя. Война – не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

Война – не место для детей!

Ребёнку нужен тёплый дом,

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

Но война очень жестока, она не щадила ни взрослых, ни детей. И дети очень рано становились взрослыми, они должны были помогать своим отцам и матерям бороться с фашизмом, чтобы выжить, чтобы выжила страна.

-Ребята, что можно сказать о детях, которые жили в те далёкие, страшные годы? Какими они были? (Ответы детей).

Сегодня дети войны стали нашими дедушками и бабушками, многих из них уже нет в живых, а те, кто живы хранят в своей памяти события военных лет. И им будет очень приятно, если вы, сегодняшнее поколение, будете помнить о том, что пережил наш народ в годы войны и расскажите о подвиге нашего народа своим детям, когда станете родителями. И если на вашем пути встретится это зло, я уверенна, что вы выберете верный путь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мы кадеты" Военно-патриотическое мероприятие для детей старшей и подготовительной группы.

Задачи:·          Образовательные: закрепление, совершенствование двигательных умений, навыков, развитие физических качеств и выразительности дв...

Сценарий квест - игры по военно-патриотическому воспитанию для детей средней группы «Я б в военные пошёл, пусть меня научат»

Обучение в форме игры — замечательная творческая возможность интересно и оригинально организовать жизнь своих воспитанников. Квест приглашает детей отправиться в занимательное путешествие в стра...

Сценарий спортивно — игрового праздника с родителями, посвященного Дню защитника Отечества «СЛАВА НАШЕЙ АРМИИ РОДНОЙ» Цель: военно — патриотическое воспитание дошкольников. Задачи: 1. закреплять знания о военных профессиях, названиях военной техники; 2. р

Целевая аудитория: возраст 5 -7 лет.Продолжительность: 40минут.Предварительная работа:Ознакомление учащихся с историей нашей страны и армии, великими сражениями, родами войск, с военной техникой.Конку...

Военно - патриотический досуг для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Мы - Защитники Отечества!"

Физкультурный досуг – одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Его цель – доставить детям радость и способствовать решению задач физического воспитания. Физкультурные досуги спо...

Картотека подвижных игр по основным видам движений военно - патриотической направленности для детей старшего возраста

В картотеки представлены игры по основным видам движений. Некоторые из игр педагогам будут  знакомы. В них может быть изменено название, придана иная окраска, введены изменения и усложнения, неко...

Сценарий военно-патриотической эстафеты для детей и родителей старшей группе

Сценарий военно-патриотической эстафеты для детей и родителей старшей группы         Дети и родители делятся на две команды, чтобы количество родителей в обеих ...