Рабочая программа
рабочая программа (старшая группа) на тему
Рабочая программа «Формирование коммуникативного опыта старших дошкольников средствами театрализованной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_trenoginadocx.docx | 40.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №180 ОАО «РЖД»
Утверждаю:
Заведующий НДОУ «Детский сад №180 ОАО «РЖД»
_______________________________ Е.П. Малаканова
Принято на заседании педсовета
10 сентября 2014 протокол №1
Рабочая программа
«Формирование коммуникативного опыта старших дошкольников средствами театрализованной деятельности»
в рамках реализации основной образовательной программы НДОУ «Детский сад № 180 ОАО «РЖД».
Образовательная область
«Социально – коммуникативное развитие»
Составитель:
воспитатель
высшей квалификационной категории
Треногина Елена петровна
г. Новоалтайск
2014 год
Структура | ||
1. | Целевой раздел …………………………………………………… | 3 |
1.1 | Пояснительная записка …………………………………………… | 3 |
1.2. | Цель рабочей программы ………………………………………… | 5 |
1.3. | Задачи рабочей программы ……………………………………… | 5 |
1.4. | Принципы и подходы в организации образовательного процесса | 6 |
1.5. | Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров) ………………………………………………………… | 7 |
2. 2.1 | Содержательный раздел Календарно - тематическое планирование………… | 8 9 |
3. 4. | Организационный раздел (материально-техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе) Список литературы | 12 13 |
1. | Целевой раздел …………………………………………………………. |
- Пояснительная записка
«Театр – высшая инстанция для решения
жизненных вопросов».
Александр Герцен
Детство, как особая культурная реальность и пространство развития человека, с точки зрения социального статуса, отлично тем, что именно на этот период (с рождения до восемнадцати лет) приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры.
Социализируясь, ребёнок начинает осваивать ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.
В процессе социализации у ребёнка формируются навыки коммуникативного взаимодействия в обществе. Под человеческой, или социальной коммуникацией, в самом общем виде понимается обмен информацией между людьми с помощью различных каналов или общение.
Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, сопереживать, искать понимания. Каналом связи с другими людьми является общение. Основной способ удовлетворения личных потребностей человека в общении – речь. Именно поэтому его называют речевым общением.
Для того, чтобы речевая коммуникация ребёнка развивалась эффективно, необходимо включить в работу по развитию речи основные виды деятельности дошкольника, такие как игра, общение, творчество. Игра является естественным видом деятельности ребёнка, именно в игре дошкольник развивается и социализируется.
В классификации детских игр особое значение отводится театрализованной игре. Театрализованная игра является одним из наиболее действенных методов развития навыков речевой коммуникации дошкольников, так как освоение новых знаний и умений в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Участвуя в театрализованных играх, беря на себя определённую роль, дошкольник учится связно излагать свои мысли, использовать неречевые методы общения, у него значительно обогащается словарь, вырабатывается выразительность речи.
Испокон веков театр завораживал зрителей. Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берет на себя педагог, рассказывая и показывая различные сказки и потешки.
Театрализованная деятельность представляет собой сложный феномен человеческой культуры. Искусство театра – органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, созданный средствами выразительности, имеющимися в арсенале отдельных искусств.
В настоящее время наблюдается спад речевой активности детей, что обусловлено рядом таких негативных факторов, как: существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей, глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе, недостаточное внимание педагогов к вербальным и невербальным средствам коммуникации детей, дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи и др.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У детей развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
В формировании речевых коммуникативных умений особое место принадлежит театрализованной деятельности, в основе которой лежит театрализованная игра.
Существует множество методов внедрения театрализованных элементов в практику работы группы детского сада. Помимо развития речи, театрализация помогает решить ряд проблем, направленных на развитие личности ребёнка, помогает раскрепоститься, научится контролировать свои эмоции, улучшает моторику, координацию движений, помогает развить чувство ритма, прививает любовь к театральному искусству и т.д.
Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности - это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определённые отношения со сверстниками и взрослыми. Большую часть жизни дошкольники проводят именно в играх, причём за годы дошкольного детства, от трёх до шести-семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно – манипулятивных до сюжетно-ролевых игр с правилами.
Включение театрализованной деятельности в работу детские сады позволяет сформировать у детей не только правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, раскрыть творческий потенциал самого ребенка, но и обогатить и активизировать словарь детей, дать образцы использования грамматических конструкций, развить звуковую сторону и связную речь.
- Цель программы
Создать условия для формирования коммуникативного опыта старших дошкольников средствами театрализованной деятельности.
- Задачи программы
- Пробудить у детей интерес к театральному искусству, его истории и развитию.
- Формировать у детей первоначальные представления о средствах актёрской выразительности, умения перевоплощаться, брать на себя роль, быть актером и зрителем.
- Содействовать развитию игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.
- Способствовать, формированию умений налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность.
- Поощрять желание участвовать в театрализованном представлении.
1.4. | Принципы и подходы в организации образовательного процесса |
- Принцип создания развивающей среды – создание в ДОУ и группе условий, которые будут способствовать творческому развитию детей.
- Принцип психологической комфортности – создание в группе атмосферы безусловного принятия каждого ребенка.
- Принцип активности и свободы самовыражения – создание в группе условий, способствующих постижению и преобразованию своих возможностей.
- Принцип наглядности имеет особо важное значение в обучении дошкольников, потому что мышление носит наглядно-образный характер.
- Принцип индивидуального подхода к детям – педагог организует работу с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.
- Принцип преемственности взаимодействия взрослых с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье.
- Принцип проблемности направлен на поиск разрешения проблемных ситуаций.
1.5. | Планируемые результаты освоения Программы |
- В центре драматизации пополнятся и обновятся костюмы и предметы, которые дают детям желание разыграть сценки,
- Шапочки, маски для игр-драматизаций на темы любимых сказок.
- Разные виды театров (Театр из игрушек-самоделок, пальчиковый, перчаточный, варежковый театры, театр резиновых игрушек, клубковый театр и др)
- "Лаборатория удивительных вещей": "Волшебный плащ и палочка", книга сказок и зеркало, «Говорящая шляпа» ( она помогала детям раскрепоститься), « Мыльные пузыри» (воображаемое передвижение).
- Атрибуты для театрализованных и режиссерских игр (элементы костюмов).
- Разработка планов – конспектов занятий
- Проведение цикла тематических экскурсий
- Создание картотеки игр и выразительных средств языка (загадки, пословицы, поговорки, скороговорки)
- Составление каталога дидактических игр, направленных на обогащение и активизацию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.
Целевые ориентиры
В результате освоения рабочей программы ребенок овладевает следующими умениями:
- владеет навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения;
- передаёт различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
- проявляет интерес, желание к театральному искусству;
- передаёт образы сказочных персонажей характерными движениями;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, проявляя свою индивидуальность;
- умеет последовательно высказывать свои мысли;
- знает артикуляционные упражнения и пальчиковую гимнастику;
- произносит одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
- выразительно читает стихотворный текст;
- владеет своими чувствами, держится уверенно перед аудиторией.
2. | Содержательный раздел (описание образовательной деятельности) |
Специфика организации деятельности группы общеобразовательной направленности для детей старшего дошкольного возраста определяются особенностями развития детей данной категории и основными принципами построения психолого-педагогической работы, а также с учетом требований нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
- Закон РФ №273 «Об образовании в Российской Федерации».
При реализации программы не рекомендуется делать акцент на одну из поставленных задач, а целесообразнее планировать и организовывать процесс познания так, чтобы задачи интегрировались. Для реализации этих тем представлены методические приёмы, которые помогут педагогам спланировать занятийную и совместную (игровую, познавательную, музыкальную и др.) деятельность, а также создать условия для возникновения самостоятельной деятельности. В течение месяца предусматривается проведение обязательного развивающего занятия. Их рекомендуется рассматривать, как специально организованные занятия познавательного цикла. Занятия построены на тематической основе, знакомящей детей с театральной жизнью. Выделяемые на занятиях сюжетные линии проецируются в дальнейшем на разные формы совместного сотрудничества ребёнка со взрослым и сверстниками, самостоятельную деятельность в предметно – развивающем пространстве. Организация и проведение занятий могут осуществляться с учётом ситуативного подхода, который предполагает обучение детей на основе реально возникающих проблемных ситуаций. Ситуативный подход помогает учесть актуальные интересы детей, сделать образовательный процесс мотивированным, практико–ориентированным, эмоционально положительным. Дети на занятиях являются полноправными его участниками, они могут высказывать идеи, вносить предложения, задавать вопросы. Успешность реализации программы обеспечивают разные формы психолого - педагогического сотрудничества детей и взрослых. Планирование и организация занятий носит открытый характер, что предполагает, с одной стороны, наличие ориентиров и методического сопровождения и, с другой стороны, возможность педагогу отклониться от них, изменить структуру занятия, игру, текст художественного произведения, быстро отреагировать на ситуацию, на возникший внезапно интерес детей к деятельности, теме, предмету, событию.
2.1.Календарно-тематическое планирование:
Формы деятельности (НОД) | Тема | Организация развивающей предметно-пространственной среды |
Познавательно-игровая деятельность Сентябрь | «Чудесный сундучок, и что в нём» Программное содержание: Побудить детей к действию ясно, громко, отчётливо произносить знакомые слова, уделить внимание интонационной стороне речи. | Моделирование ситуации на тему: «Одень артиста» Рассматривание иллюстраций Д/И «Угадай сказку», «Сказки и тени», «Назови сказочного героя», «Сказочное лото» Презентация на тему «Как появился театр?» |
Чтение художественной литературы Владимира Свинцова, «Мой друг Сенька» Октябрь | Развивать умение слушать и рассказывать рассказ по алгоритму; способствовать развитию эмоционально воспринимать и понимать содержание рассказа; пробудить чувство эмпатии, образность речи;воспитывать у детей доброжелательное отношение к героям рассказа, интерес к художественной литературе. | Рассматривание иллюстраций из книжки Д\ И «Что хорошо, что плохо» алгоритм рассказа « Мой друг Сенька», модель описания животных, книга, компьютер, экран, магнитофон, аудиозапись |
Опытно-эксперементальная деятельность «Как появился театр?» Ноябрь | Проект на тему: «Как появился театр?» Тип проекта: исследовательский, творческий, игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный. Цель проекта: создание оптимальных условий для развития коммуникативной, эмоционально- волевой, познавательной, двигательной сферы, речи, развитие позитивных качеств личности каждого ребенка. | Презентация проекта: «Как появился театр?» Компьютер, интерактивная доска. |
Поисковая деятельность Декабрь | « Что мы узнаем о азбуке театра?» Программное содержание: развивать способность нравственно-эстетического осмысления театрального искусства на основе сравнительного анализа. Помочь понять эстетические категории: прекрасное, доброе, злое, безобразное, космическое. | Куклы, маски, иллюстрации (театр - ширма). |
Экскурсия в библиотеку Январь | «Урок чудо- воспитания» Программное содержание: пробудить интерес детей к посещению детской библиотеки. | План - схема экскурсии в библиотеку, флажки. |
Занятие - беседа Февраль | Беседа - почемучка о театре и актёрском мастерстве. Программное содержание: познакомить детей с миром театра и основами актёрского мастерства, рассказать о том, какую роль играет театр в жизни современного человека. Дать основные понятия: грим, декорации, сценический образ и т.д. | Иллюстрации театра, актёров. Этюд на различные позиции в общении «Давайте поздороваемся» |
Игра – путешествие Март | «Здравствуй, детский сад!» Программное содержание: развивать дружелюбные отношения у детей к детскому саду, сотрудникам; формировать представления о сотрудниках детского сада, о трудовых процессах, выполняемых каждым из них; воспитывать уважение к труду взрослых; совершенствовать умение ориентироваться в помещениях детского сада; воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, развивать речь, мышление, память. | Большой гриб с надписью: «Детский сад», декорации леса, листев, травы, цветные карандаши, листы бумаги. Игра «Руки знакомятся. Руки ссорятся. Руки мирятся» |
Занятие импровизация сказки Апрель | «Волк и семеро козлят на новый лад» Программное содержание: развивать у детей умения выстраивать процесс речевой коммуникации используя стихотворную речь и средства её выразительности.способствовать развитию речевого дыхания, техники речи, расширить диапазон голоса, работать над артикуляцией, поддерживать эмоциональный подъем и интерес к музыке как к средству самовыражения и игры;развивать умение понимать и интерпретировать выразительные средства музыки, координацию слуха и голоса;прививать певческие навыки;воспитывать культуру слушания. | Корзинка, костюмы и ободочки (рожки) для детей козлят, декорации леса (деревья), избушка, костюм волка или маска. |
Игра- занятие (малой активности) Май | « Путешествие в царство золотой рыбки» Программное содержание: развитие координации движений (быстро-медленно), умения двигаться в темпе музыки. | Музыка морских дев (автор Александр Мазин) Маски или эмблемы обитателей моря: медузы, осьминоги, скаты, золотыми рыбкы, акулы, киты и др. |
Сотрудничество с родителями | ||
Мастер- класс по изготовлению «Кукольного театра своими руками на основе пластмассовой ложки». Мастер-класс по изготовлению «Кукла из ракушки». | ||
Конкурс детско-взрослой игрушки «Петрушки в наш театр». Ситуация общения на тему: «Зачем артистам костюмы?» Творческая мастерская по ремонту игрушек: « Всем игрушкам - новую жизнь!» «Зачем ребёнку нужен кукольный театр?» Обмен опытом между родителями «Организация домашнего театра» Разработка семейных проектов «Семья театральная» | ||
Практикум для родителей «Игры, направленные на развитие креативного воображения и словесного творчества, способствующее развитию связной речи дошкольников» Акция «Подари игрушку» для детей детского дома. Анкетирование « Средства речевой коммуникации» | ||
Индивидуальная работа с детьми | ||
Заучивание наизусть считалочек к играм. | ||
Совершенствование актёрских умений, коммуникативных и игровых навыков. | ||
Отработка выразительности и чёткой дикции. | ||
Организационно - интегрированная деятельность со специалистами Художественно- эстетическое развитие знакомство с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Музыкальный руководитель: подбор музыки к разнообразным представлением, разучивание танцевальных движений и др. Воспитатель по изодеятельности: рисование разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей, знакомство с музыкальными произведениями к очередному спектаклю, определение характера музыки, способствующее более полной передаче образов героев. Инструктор по физической культуре: использование подвижных-сюжетных игр для проведения непосредственно образовательной деятельности. |
3. | Организационный раздел (материально-техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе) Срок реализации данной программы 1 учебный год |
Продолжительность занятий определена с учётом требований СанПИН, а также возрастных, психофизиологических и индивидуальных возможностей детей: 25 минут в старших группах. К театрализованной деятельности детей в ДОУ нужно обязательно привлекать родителей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Совместно с родителями можно изготовить декорации, атрибуты, маски, костюмы сказочных персонажей, эмблемы, шумовые музыкальные инструменты (банки с крупой, камешками; коробки с палочками и др.). Сотрудничество с родителями в ознакомлении детей с театральной жизнью обогатит процесс успешного усвоения данной программы.
4. Список литературы
- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (действующая редакция от 01.04.2012) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс.- июнь 2012 г.
- ФГОС - http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
- Конвенция о правах ребенка http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtm
- Концепция дошкольного воспитания http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_15714.htm
- Концепция модернизации российского образования 29 декабря 2001 г.
N 1756-р http://www.ed.gov.ru/ofinf/nd_fao/6662
- Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии / Е.А. Антипина. – М.:. Сфера, 2006. – 128 с.
- Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности / Н. Ф. Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 121с.
- Саво, И.Л. Обучение дошкольников рассказывать по картине, как одно из направлений работы по формированию связной речи / И.Л. Саво // Дошкольная педагогика.- 2009.- №6.- С. 14-17.
- Щёткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми4-5 лет/ под ред.О.Ф. Горбуновой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.-128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...