Проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Давайте познакомимся, друзья!"
проект (подготовительная группа) на тему
Повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт; содействие возрождению семейного воспитания, доброжелательного (доброго) отношения к близким людям и организация совместной деятельности с семьёй.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6 «Рябинка»
Проект
«Давайте познакомимся, друзья!»
Автор-составитель:
Кривошеева Елена Николаевна
педагог-психолог,
1 кв. категория
Моршанск 2016
Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознателъное стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.
Н.И. Пирогов
Актуальность проекта:
Об актуальности духовно - нравственного воспитания свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей; у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости.
Сегодня все реже можно встретить семью, где не утеряна та духовность, любовь и уважение традиций, которые были присущи поколениям лет 20-30 назад. Формирование моральных качеств происходит в раннем детстве, когда человек еще не готов к встрече с большим, незнакомым миром, к взаимодействию с чужими людьми. И в ответе за этот процесс самые близкие люди, семья.
Одной из важнейших задач дошкольного образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.
Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность духовно-нравственного воспитания.
Новизна проекта:
Проект обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания детей старшего дошкольного возраста; воспитание личности, стремящейся к духовному росту, доброте, обладающей позитивными ценностями и качествами.
Проблема:
- современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других;
- не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения;
- разрыв родственных связей;
- отсутствие воспитания в доброте, воспитания чувства толерантности по отношению к окружающим;
- отсутствие взаимосвязи между поступками и словами (добрые дела, добрые слова).
Цель проекта:
Повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт; содействие возрождению семейного воспитания, доброжелательного (доброго) отношения к близким людям и организация совместной деятельности с семьёй.
Задачи проекта:
- способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
- развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
- помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;
- формировать представления о семье, родственных связях, семейных традициях, семейных реликвиях, учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;
- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;
- развивать умение проявлять доброе отношение к близким людям;
- обогащать словарь детей «добрыми» словами;
- развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
Основные принципы проекта:
- Гуманистический: тесно связано с развитием эмоций ребенка, умением сочувствовать, удивляться, сопереживать, уметь видеть красоту окружающего мира.
- Прогностический: у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающим.
- Интегративный: сочетание духовно-нравственного воспитания и эстетического, интеллектуального, эмоционально-волевого развития детей старшего дошкольного возраста.
- Педоцентрический: отбор актуальных для детей старшего дошкольного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития.
- Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций, истории своего края и возможностями восприятия дошкольника.
- Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и ДОО на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Тип проекта:
- познавательно-творческий
По содержанию:
- социально-педагогический
По составу участников: детско – взрослый:
- дети от 6 до 7 лет;
- педагог-психолог Кривошеева Елена Николаевна;
- родители (законные представители) воспитанников.
По времени проведения:
- долгосрочный (октябрь-май 2015/16 учебного года)
- занятия с подгруппой детей (5-6 человек) проводятся один раз в неделю, продолжительность составляет 20-25 минут.
По характеру контактов:
- в рамках ДОО
Форма работы с детьми:
- развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры на развитие навыков общения);
- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);
- этюды;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- чтение художественных произведений;
- рассказ психолога и рассказы детей;
- сочинение историй;
- беседы;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- слушание музыки;
- рисование;
- мини-конкурсы, игры-соревнования
К каждому занятию прилагается домашнее задание для совместного выполнения ребенком и родителями.
Содержание работы с родителями:
1. Круглый стол «Роль отца и матери в воспитании самостоятельности у детей».
2. Консультации «Нравственное воспитание детей»; «Как правильно вести себя с ребёнком»; «Роль отца в воспитании ребёнка».
3. Памятка «Психолого-педагогическое благополучие ребенка в семье»; «Как правильно общаться с детьми».
4. Буклет «Роль семьи в воспитании ребенка».
5. Семинар – практикум «Типы семейного воспитания».
6. Анкетирование родителей «Нравственные ценности»
7. Тест для родителей «Умеете ли вы воспитывать своих детей?».
Ожидаемые результаты реализации проекта
Воспитанники приобретут:
- повышение осознания своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений;
- представление о семейных традициях, об особенностях семейных отношений, духовных и нравственных ценностях, о ценностном отношении к окружающему их миру; о таких чувствах, как доброта, милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, радость;
- определенное эмоциональное состояние; научатся объяснять, что оно означает, и давать ему словесное обозначение;
- положительный социальный опыт для личностного развития.
Родители:
- сотрудничают в тесном контакте с педагогом-психологом по формированию духовно-нравственных ценностей у детей;
- воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;
- понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности;
- становятся деятельными участниками детско-взрослой событийной общности.
1. Подготовительный этап.
- Определение актуальности проекта.
- Предварительное изучение психологической и педагогической литературы, интернет – ресурсов по теме;
- Изучение эффективных методик и технологий, написание плана мероприятий, разработка мероприятий, оснащение материальной - технической базы;
- Подбор методической и художественной литературы: сказки, стихи, рассказы, хороводные песни, раскраски к сказкам о добре и добрых делах; дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Благородные поступки», «Мешок плохих поступков», «Цветок добрых дел», «Вежливые слова», «Пожелания» и др.; пословицы о доброте: «Добрые дела в сказках», «Мои мысли о доброте»;
- Подбор диагностического материала;
- Диагностика детей с целью выявления имеющихся знаний, представлений о духовно-нравственных ценностях.
2. Основной этап
- Реализация содержания проекта, выполнение запланированных мероприятий;
- Отслеживание процессов, анализ состояния.
3. Заключительный этап
- Подведение итогов работы над проектом;
- Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях;
- Презентация опыта работы.
Реализации проекта
Раздел | Тема занятий | Цель |
Развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям, способности различать свои индивидуальные особенности, свои мышечные и эмоциональные ощущения. | ||
«Тайна моего имени» | Способствовать гармонизации осознания своего имени | |
«Автопортрет» | Помочь осознать характерные особенности; дать понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим | |
«Мой внутренний мир» | Помочь осознать свои характерные особенности, предпочтения | |
«Мой любимый сказочный герой» | Способствовать самовыражению, учить средствами жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки | |
«Имя собственное» | Помочь осознать характерные особенности; дать понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим. | |
Презентация «Мое имя» | Формировать позитивное отношение к своему «Я»; помогать осознавать свои характерные особенности, предпочтения. | |
«Что такое хорошо и что такое плохо?» | Познакомить с нормами христианской этики, объяснить, как были устроены отношения в красивом, добром мире, почему они изменились; напомнить, что в душе человека горит неугасаемый огонёк совести, который подсказывает, что хорошо, что плохо. | |
Развитие навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; формирование внимательного отношения к людям и друг к другу; развитие языка жестов, мимики, пантомимики, понимание, что кроме речевых существуют и другие средства общения. | ||
«Мы так похожи» | Формировать чувство принадлежности к группе; развивать способность к эмпатии. | |
«Мы такие разные» | Закреплять представление о том, что все люди непохожи друг на друга; развивать восприятие образа ровесника по его внешности и индивидуальным особенностям. | |
«Язык жестов и движений» | Формировать умение устанавливать и поддерживать контакты; учить понимать своего собеседника по выражению его лица, жестам, движениям тела. | |
«Давайте жить дружно» | Формировать чувство принадлежности к группе, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации. | |
«Мальчики и девочки» | Развивать навык общения мальчиков и девочек; понимание своих возможностей при общении с партнерами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности. | |
«Тайна и еще тайна» | Развивать понимание своих возможностей при общении с партнерами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности. | |
«При солнышке тепло, при матери добро» | Воспитание любви и уважения к матери, сравнение отношений к детям матери и мачехи, объяснить понятие сирота, многодетная мать. | |
«Послушный папа» | Улучшать взаимоотношение в семье. Воспитание в душе ребенка гармоничного видения мира. | |
Знакомство с эмоциями человека, опознавание своих эмоций, распознавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции. | ||
«Радость» | Расширять представление об эмоции «радость»; учить понимать относительность в оценке чувств; формировать положительные эмоции, чувства через улыбку; способствовать открытому проявлению эмоций. | |
«Удивление» | Расширять представление об эмоции удивления; учить понимать свои чувства и чувства других людей; развивать эмпатию. | |
«Страх» | Расширять представление об эмоции «страх»; учить понимать относительность в оценке чувств; способствовать открытому проявлению эмоций; способствовать снятию тревожных состояний, страхов. | |
«Гнев» | Расширять представление об эмоции «гнев»; способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами, снятию негативных настроений, ослаблению агрессивности; учить анализировать агрессивность и устранять ее через игру и позитивное поведение. | |
«Горе» | Расширять представление об эмоции «горе»; способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами; снимать негативные настроения. | |
«Интерес» | Расширять представление об эмоции «интерес»; способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами. | |
«Замок Уныллоу» | Развивать умение понимать чувства других; продолжать развивать эмпатию, воображение, выразительность речи и движений. | |
«Наши эмоции» | Развивать умение понимать свои чувства и чувства других; продолжать развивать эмпатию, воображение, выразительность речи и движений. | |
Осознание своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений; осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого члена семьи; развитие интереса к истории и традициям своей семьи. | ||
«С кем я живу» | Формировать чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях. | |
«Кем ты приходишься своим родителям?» | Формировать чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях. | |
«Права и обязанности в современной семье» | Укрепление детско-родительских отношений. | |
«Правила домашнего этикета | Учить ценить доброе отношение близких и отвечать им заботой, добротой, лаской и вниманием; учить находить социально-приемлемый выход из конфликтных ситуаций. | |
«Традиции семьи» | Воспитывать интерес к истории и традициям своей семьи и потребность радовать близких добрыми делами и заботливым отношением к ним. | |
«Проект «Генеалогическое древо нашей семьи» | Научить составлять рассказ о своей семье, уточнить знания о том, кто старший в семье, а кто младший из родственников. Дать понятие генеалогического древа, учить составлять схемы своих родственных связей. | |
Проект «Колыбельные песни» | Воспитывать интерес к истории и традициям; формировать умения анализировать и презентовать свои работы. Развивать доброжелательность. | |
«Подари маме дело и слово доброе» | Формировать уважение к окружающим людям через развитие эмоций и мотивов, способствующих формированию коммуникативных умений и навыков. | |
Принятие ребенком самого себя и оптимизация самооценки | ||
«Путешествие в сказку» | Формировать представление о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов; способствовать саморегуляции и снятию психоэмоционального напряжения. | |
«Я знаю, я умею, я могу!» | Развивать представления о себе и своем отличии от других; формировать адекватную самооценку; учить позитивным способам общения со сверстниками. | |
«Путешествие на остров нарисованных человечков» | Развивать навыки общения со сверстниками; формировать представление о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов; способствовать саморегуляции и снятию психоэмоционального напряжения. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Конспект организованной образовательной деятельности
«Тайна моего имени»
Цель: формирование положительного отношения к именам, осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности, эмоционального комфорта
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с миром имён, их значением, своеобразием;
- способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени;
- познакомить с историей возникновения имен;
- пополнить знания детей о народных традиция, праздниках (именинах)
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к своему имени;
- развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
- развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения
Воспитательные:
- прививать моральные, эстетические и духовные ценности, которые формируют положительную, нравственную и развитую личность;
- прививать любовь к своему имени и к имени окружающих;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие; социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.
Ресурсное обеспечение: мультимедийное оборудование и интерактивные средства; аудиозаписи «Звуки леса» и «Звуки моря»; списки толкований наиболее распространенных имен мальчиков и девочек; мяч; альбомы; цветные карандаши; клубочек; ленты; кукла-перчатка Сократ
Ход организованной образовательной деятельности
“ Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,
когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.
Без этого он засушенный цветок”.
В.А.Сухомлинский
Звучит музыка /Дети входят в зал/
- Орг. момент
Педагог-психолог
- «Придумано кем – то
Просто и мудро -
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!»
Педагог-психолог
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, к нам в гости пришел Сократ.
Сократ - это древнегреческое имя, которое означает «сохраняющий власть». Мальчик с серьезным именем Сократ растет забиякой и сорванцом. Но всегда отстаивает справедливость, заступается за обиженных.
Педагог-психолог
- Ребята, послушайте загадку. Как вы думаете, о чем она?
«…Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет;
Никто ни у кого его не видел,
А у каждого оно есть:
И у мамы есть, и у папы есть,
И у дочки есть, и у внучки есть.
Чтобы его узнать, надо вслух сказать…»
Что это?
(Дети: Имя)
Педагог-психолог
-Как вы думаете, как появились имена?
-Это произошло случайно? (Ответы детей)
-Из книжек мы можем узнать историю возникновения имен, о том, что имена появились не случайно; имя человека возникло очень давно; древние люди придумали выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.
- Если я спрошу: “Тебе здесь нравится?”, вы поймете к кому я обратилась?
- А если я спрошу: “Настя, тебе здесь нравится?”
- Верно, Настя сразу поймёт, что нам важно именно ее мнение.
- Как вы думаете, как раньше давали имя человеку? (Ответы детей)
Педагог-психолог
- А теперь садитесь удобнее, я и Сократ расскажем вам интересную историю: В далекие времена люди, чтобы отличаться друг от друга, стали придумывать себе и другим имена – клички. «Зоркий глаз», «Храбрец», «Доброе сердце», «Быстроногий олень», «Весельчак», «Следопыт». Как вы думаете, почему они давали такие имена? /ответы детей/
Педагог-психолог
- Правильно, называя так человека, люди как бы сразу давали ему характеристику, которую он должен был подтверждать в течение всей жизни. - По мере того как людей становилось больше, имена стали повторяться, да и звучали короче, так было удобнее обращаться к человеку. И придумывать их стали задолго до рождения ребенка. И назвать мальчика или девочку могли теперь в честь деда или бабушки
- Основная часть
Игровое задание 1. «Чтение стихотворения» /Сидя за столами/
Педагог-психолог
- Без чего на свете нельзя обойтись? Что радует слух лучше любой музыки? Конечно же, собственное имя.
- Интересно, что означают ваши имена? Знаете ли вы, когда ваши именины? /Ответы детей/
- А теперь я предлагаю вам послушать стихотворение об одном имени:
«Дарья»
Девочку назвали Дарья.
Дедушка просил об этом,
Бабушка того хотела.
Молодая мать сияла:
- Дайте Дашеньку скорее!
Молодой отец сердился,
Целый день ходил не в духе:
- Дарья! Что это за имя?
Дарья – это дар природы,
Теща зятя устыжала.
Потихоньку зять сдавался,
Сам улыбку в фикус прятал,
Потому что тесть заметил,
Что у Даши нос папаши.
- Но часто родители, выбирая имя, стараются, чтобы оно было красивым и говорило о том, каким они бы хотели бы видеть ребенка, ведь каждое имя и сегодня что-то означает.
Педагог-психолог
«Имена, имена, имена –
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна эта страна –
Так и имя – загадка и тайна»
Педагог-психолог
- Имена были всегда, смешные и серьезные, жутковатые и такие, произнося которые язык сломать можно. Имена давались, например:
- По внешним признакам (Чернава, Кудряш, Белёсая)
- По черте характера (Добрыня, Молчун, Прыгунок)
- По очереди рождения в семье (Первой, Вторуня, Пятой, Осьмой)
- По явлениям природы (Метелица, Знойник, Снегурочка)
- По событиям (Вилена, Электростанция, Гэсса)
- Традиций, связанных с присвоением имени ребенку, столько, сколько народов и времен.
- Имя. Самое лучшее имя для желанного сына или дочки – оно должно было содержать напутствие к жизненному пути, должно было быть ласкающим или жестким, дарить здоровье и мудрость.
- Вот и ваши имена тоже что-то означают:
Антон (древнеримское имя Антоний), т.е. «вступающий в бой».
Как правило, это очаровательный ребенок. Обаятелен, располагает к себе людей. Характером обычно похож на мать, но крепко держится отца. Очень работоспособен. Трудолюбив.
Даниил (древнееврейское), означает «Божий суд».
Спокойный и улыбчивый ребенок. Даниилы похожи на мать, отзывчивы, добры, но с хитринкой. Любят играть в футбол, увлекаются борьбой.
Евгений (древнегреческое), означает «благородный»
Поражает всех своей смекалкой. Большой фантазер. Трудолюбив, дружит со многими, его уважают за доброту и щедрость.
Анастасия (древнегреческое), означает «воскресение» (возвращенная к жизни). Девочка с таким именем красивая, умная, нежная. Ее все любят, она никогда не будет ни злобной, ни мстительной. Очень мечтательна, любит детские сказки, у нее хорошо развито воображение.
Дарья (древнеперсидское), означает «сильная, побеждающая».
Смышленая и несколько импульсивная, не любит одиночества, любительница шумных, веселых игр.
Мария (древнееврейское), означает «горькая», «любимая», «упрямая».
Добрая, нежная, спокойная девочка. Ее просто обидеть, тем не менее, в ней достаточно твердости и достоинства, чтобы постоять за себя. Она бывает своенравна, любит делать то, что ей нравится.
Игровое задание 2. «Игра «Имя растет» /с клубочком/
Педагог-психолог
- Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы малы и имя у вас маленькое (например, Юля, Женя). Это неполное имя. Когда вы подрастете и пойдете в школу, ваше имя тоже подрастет и станет полным (например, Юлия, Евгений).
- Сейчас, передавая друг другу клубочек, вы будете называть свое неполное имя и полное. /Дети выполняют задание/
- А когда вы станете взрослыми, вас станут величать по имени-отчеству. Вспомните, как зовут ваших пап. У нас, на нашей родине, то есть Отечестве, принято к своему имени добавлять имя папы, отца. Раз отец – значит отчество – отечество. Имя папы дополняется частичкой («-овна»), («-евна»), («-ович»), («-евич»).
- Вот так: если папу зовут Николай, то ребенок получает отчество Николаевна или Николаевич.
- А какое у вас будет полное имя-отчество?
Игровое задание 3. «Игра «Цветок – имя»
Педагог-психолог
- А сейчас мы все вместе отправимся на чудесную полянку. Чтобы лучше представить ее себе, закройте глаза. Почувствуйте запахи летнего дня. А теперь попробуйте представить себе цветок, который вы бы могли назвать своим именем. Какой он? Нарисуйте его. /Дети рисуют сидя за столами/
Игровое задание 4. «Игра «Имя шепчут волны»
Педагог-психолог
- А теперь я хочу вас пригласить на берег моря. Закройте глаза. Представьте, что вы сидите на теплом песке, на который набегают теплые волны. Сделайте глубокий вдох (через нос), затем выдох (через рот). Откройте глаза. Волны хотят заговорить с вами, волны шепчут имя каждого из вас. Попробуйте услышать сначала про себя, как зовут вас волны. Произнесите по очереди это имя вслух.
Игровое задание 5. «Рисунок «Ромашка с именем»
Педагог-психолог
- Вы хорошо потрудились сегодня, узнали много нового о своих именах, все это пригодится вам. А теперь на ромашке с большими лепестками нарисуйте свои пожелания друг другу и подпишите свое имя.
3. Заключительная часть
- Подведение итогов занятия
- Рефлексия - Что делали на занятии? Что понравилось на занятии? Что вызвало затруднение? Что интересного для себя узнали?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкетирование родителей
- Является ли традицией Вашей семьи празднование христианских
праздников: Рождество, Пасха, Крещение Господне и др.?
а) да, это традиция нашей семьи
б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время это становится традицией нашей семьи
в) мы не празднуем эти праздников
г) другой ответ ______________________________________________
- Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости формирования духовных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?
а) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей
б) мы все больше в этом убеждаемся
в) с этим утверждением мы не согласны
г) другой ответ
- Могут ли детские сады стать центрами духовно-нравственного возрождения поколения русского народа
а) да, педагоги должны знакомить детей с историей и традициями нашего народа
б) да, мы с этим согласны
в) нет
г) другой ответ __________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Анкета «Нравственные ценности»
Вопросы для детей:
1. Каким ты хочешь быть человеком?
2. Кем ты хочешь быть?
3. Что нужно, чтобы дома у вас было всем хорошо?
4. Без чего нельзя прожить человеку?
5. Если бы ты нашел клад, то чтобы ты сделал?
6. Если бы у тебя была волшебная палочка,что чтобы ты сделал?
Вопросы для взрослых:
1. Качества необходимые вашему ребенку, как человеку…?
2. Вы хотели, чтобы ваш ребенок стал…?
3. В хорошей семье всегда…?
4. Нельзя прожить без…?
5. Если бы я нашел клад, то…?
6. Если бы я все мог, то…?
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Памятка для родителей «Основы нравственных отношений в семье»:
- Проявилась заинтересованность к жизни и проблемам ребенка, будьте искренним – подражая, он очень скоро вернет это вам.
- Ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребенком, и он учится лжи и лицемерию.
- Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам – это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.
- Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребенок вырастет и станет отзываться так же о вас.
- Поведение – это нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Тест для родителей «Мой стиль воспитания ребенка в семье»
Задание: из трех ответов по каждому вопросу выбрать тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.
1. Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:
а) дадите ребенку другое блюдо;
б) разрешите выйти из-за стола;
в) не выпустите из-за стола до тех пор, пока все не съест.
2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:
а) идете во двор и ищете игрушку ребенка;
б) погрустите вместе с ребенком о его утрате;
в) успокоите ребенка словами: «Не стоит расстраиваться из-за пустяков».
3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:
а) без слов выключите телевизор;
б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание;
в) пристыдите ребенка за несобранность.
4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:
а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: «Пусть поскучает без них»;
б) предложите свою помощь в уборке, типа: «Я вижу, что тебе скучно делать это одному…», «Я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя…»;
в) накажите ребенка лишением игрушек.
5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, «тянет» время. Вы:
а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением;
б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;
в) пытаетесь сами быстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.
Подсчитайте, каких ответов больше – а, б, в.
Под каждой буквой прочтите резюме.
«А» - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей.
«Б» - стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки.
«В» - стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....
Консультация для педагогов «Роль экологического воспитания в формировании духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».Теодор Рузвельт...
Презентация проекта "Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на тему: "О маме".
Цель проекта Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на тему «О маме»....
Консультация «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста»
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного учреждения. Оно очень многообразно по содержанию – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение...
Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в разрушении личности. Н...