Проект "Русский валенок"
проект (старшая группа) на тему
Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_russkiy_valenok.docx | 39.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №173 «Росинка» комбинированного вида
Проект
«Русский валенок».
Авторы проекта:
Усикова А.Г., Музыкальный руководитель,
Бабошина А.В., воспитатель
г. Улан-Удэ
Обоснование проекта.
Родителям и педагогам нужно чаще вспоминать, какими они были в детстве, а еще лучше сохранить в себе черты детскости – доверие к людям, радостное восприятие жизни. Если помнить детское восприятие мира, то можно реагировать на все синхронно с ребенком, а это и есть самое важное для контакта. Создавая совместный проект, мы повысим психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений. Выстроим духовно-нравственные отношения между ребенком и родителем.
Ход проекта построен на играх, хороводах, на знаниях истории и традиций русского народа. Родители и дети активно включены в совместную деятельность, обогащать отношения через эмоциональное общение.
Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».
Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидят, что дети гордятся ими, им захочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Дети в своей памяти навсегда сохранят тепло общения со своими родителями, радость сопереживания. Взрослые и дети творчески подойдут к выполнению заданий: придумают поделки для конкурса, приготовят костюмы, испекут сладкое угощение и поделятся рецептами, примут участие в выставке, составят книжки-малышки про валенки.
Дети, родители, бабушки и дедушки примут активное участие в играх, конкурсах, расскажут много стихов, узнают историю возникновения валенка.
В рамках проекта пройдёт семейный праздник, который станет итоговым событием и доставит много радостных, волнующих минут.
Мамы и папы будут гордиться своими детьми, а внуки и внучки – бабушками и дедушками, а я – творческой фантазией всех участников проекта и плодотворным сотрудничеством семьи и детского сада.
Конкурсы и мероприятия, проведенные в рамках проекта, расширят границы общения взрослого и ребенка, укрепят связь между поколениями.
Наименование проекта: «Русский валенок».
Вид проекта: творческий, групповой.
Возраст детей: старший дошкольный возраст
Сроки реализации: краткосрочный.
Цель проекта: приобщение воспитанников ДОУ к ценностям семейных и национальных традиций русского народа
Задачи проекта:
- Познакомить детей с историей возникновения русского валенка, с культурными традициями, связанными с этой русской обувью, через различные виды деятельности;
- Развивать у детей интерес к русской культуре, народному быту;
- Развивать у детей творческие познавательные способности в процессе разрешения моделирующих проблемных ситуаций.
- Формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром.
- Обеспечить преемственность: семья - детский сад.
- Активизировать мотивацию педагогов детского сада по повышению эффективности работы по воспитанию детей в духе народных традиций.
- Активизировать мотивацию родителей на сотрудничество с дошкольным учреждением в вопросах формирования семейных и национальных традиций.
Актуальность:
У детей праздники пробуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности. Каким бы ни был повод для проведения праздника, всегда найдется возможность познакомить детей с новыми фактами, помочь им проявить свои знания, умение думать.
Реализация проекта «Русские валенки» направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближают детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребенку свои знания, связанные с истоками народного творчества.
Социальная значимость проекта: направлен на расширение духовно – нравственного опыта детей
Гипотеза проекта: если создать соответствующую развивающую среду в группе, помочь ребенку накопить необходимые знания по выбранной теме, то можно заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддержать у детей и родителей потребность в совместной творческой деятельности. Дети и родители получат знания о русском валенке, захотят носить эту обувь, расширится сотрудничество родителей и педагогов в вопросах воспитания детей.
1 этап – подготовительный:
В течении первой недели участники образовательных отношений:
- подбирают информацию о валенках в книгах, журналах, в интернете
- рассказывают истории о валенках из своего детства, жизни;
- разработка макетов валенок, рисунков и других творческих работ родителей и детей;
- экскурсия ООО Швейная фабрика «Наран» г. Улан-Удэ;
- Музей истории города Улан-Удэ.
II этап – реализация:
- выставка, посвященная истории русского валенка (войлочный валенок, книжка «валенок», валенок- «домик», валенок «самовар», новогодняя открытка в форме валенка.)
- занятия по изо деятельности (украшение макета валенка: рисование, аппликация).
- украшение войлочных валенок детьми совместно с родителями.
- составление и отгадывание загадок, разучивание потешок, прибауток.
- дефиле войлочного валенка, украшенный детьми совместно с родителями.
В педагогическом процессе используются следующие методы, оперируя собранным материалом:
- беседа, рассматривание разных видов валенок;
- чтение художественной литературы: Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”, Сергей Гришунин “Дедушкины валенки”, Владимир Новиков. Сказка “Теплые валенки”;
- рассматривание иллюстраций, фотографий разных видов валенок, обсуждение их;
- разучивание песен, стихов;
- прослушивание аудио записи русской народной песни “валенки”
- использование дидактических и подвижных русских народных игр;
- решение проблемной задачи: “Как можно использовать валенки не по назначению”.
III этап – подведение итогов:
- сладкое угощение в форме валенка приготовленные родителями и детьми;
- проведение праздника «Русский валенок»;
- сбор отзывов о детских и родительских впечатлениях о проекте;
- оформление альбома “Русский валенок”
- анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными целями.
Ожидаемые результаты: Работа над проектом позволит достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. Данный проект даст ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения.
Литература:
1.Анчикова Т.П., Виноградова М.Ю. “Праздник русского валенка”, Журнал “Воспитатель”, № 4, 2008 г., с.70-75.
2.М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
3.О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. Детство-Пресс,2004.
4.Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н, Корепанова и др. –СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
5.Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
6.Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
7.Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Приложение1
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «Русский валенок»
Звучит русская народная музыка – дети входят в музыкальный зал.
1-й скоморох:
Что за славный денек!
Собирайся, народ!
Будем петь и шутить
Да себя веселить.
2-й скоморох:
А мы пришли вас позабавить,
С праздничком поздравить.
Людей посмотреть
Да себя показать.
3-й скоморох:
На пиру большом и малом,
На веселье небывалом –
Мы вам скажем без утайки –
Не прожить нам без хозяйки.
Дети:
Дорогих гостей встречает,
Добрым словом привечает.
И так вышло, что сейчас
У нее мы все в гостях.
Принимай, хозяйка, нас.
Начинаем в добрый час!
Тук-тук (2 раза)
В ворота слышен стук.
Двери отворяйте,
В дом гостей впускайте!
Веселых ребятишек –
Девчонок и мальчишек!
Под музыку выходят Хозяйка с дочерью.
Хозяйка:
Добро пожаловать!
Всех привечаем, всех встречаем.
По обычаям российским
От души поклон вам низкий!
Дочь Маша:
Здравствуйте, дорогие гости!
Если в доме, на работе
У вас валенки в почете,
То мы вас, своих друзей,
Приглашаем поскорей
Все (вместе:)
К нам на праздник –
Поплясать, свою удаль показать.
Хоровод
(дети выполняют перестроения и проходят на стульчики).
Хозяйка:
Ребята, вы, наверное, знаете, что валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ этой великой обуви! Валенки – прекрасная, удобная обувь! В них не страшны морозы и метели, поэтому лучшей обуви для гуляния на Руси не было! В валенках праздновали Масленицу, колядовали, плясали под гармонь! Валенки и сейчас очень нужная и необходимая обувь. Её надевают взрослые и дети в сильные морозы.
1-й ребенок:
Заиграй-ка ты, гармонь,
Заиграй-ка звончато.
2-й ребенок:
Что вы, девицы, сидите,
Танцевать вы не хотите?
3-й ребенок:
Засиделись, чай, с утра
Поплясать всем нам пора!
4-й ребенок (девочка):
Ой ты, миленький ты мой,
Выходи скорее.
Поплясать, переплясать я тебя сумею!
Танец с валенками.
Хозяйка: В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно, это считалось признаком достатка. В играх валенки помогали узнать, кто самый сильный, ловкий, быстрый.
1-й ребенок:
Всем нам отдохнуть пора,
А вот отдыху – игра.
2-й ребенок:
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Мы грустить не разрешаем,
Мы играть здесь начинаем!
Проводится игра “Бой валенками”.
Дочь Маша:
Вижу я, издалека
Едет Ваня к нам сюда,
Едет прямо в хоровод,
Расступись, честной народ!
Дети водят хоровод “Как на тоненький ледок”.
4-й ребенок (девочка):
Ой, Ванюша, ты не ушибся?
Ванюша:
Нет! Я падал понарошку,
Посмешить хотел немножко!
4-й ребенок (девочка):
(Маше)
А Ванюша наш – герой,
Только валенки с дырой!
Дочь Маша: Так пойдемте к моему дедушке, он быстро валенки подошьет. Он на все руки мастер!
Под музыку дети шагают разными танцевальными шагами по диагонали, по кругу, “змейкой”.
Далее выполняют ритмическое в соответствии с текстом.
Белым снегом замело, (Ходят, отводя руками воображаемый снег.)
Все дороги на село.
Все дороги, все пути –
Ни проехать, ни пройти! (Удивляются.)
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым. (Ходят с высоким поднятием ног.)
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Снег, снег, белый снег –
Засыпает он нас всех. (Водят хоровод.)
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег – (Имитируется езда “На саночках”.)
Мчимся мы быстрее всех.
А вот и дедушка, Дедушка Всеведушка!
На скамейке сидит Дед Всевед – под русскую народную музыку подшивает старый валенок (имитирует движения).
Дед Всевед: Деточки мои дорогие, рад вас видеть! Проходите, мою избу посмотрите!
Дети рассаживаются на скамейки.
Дед Всевед: Все уселись? Сегодня у нас веселье – праздника продолженье!
Дочь Маша: Дедушка, выручи, подшей валеночки!
Дед Всевед: Что ж, это можно.
(Рассказывает и показывает последовательность ремонта валенок.)
А вы, ребята, чтобы веселее мне работалось, частушки бы спели, порадовали старика!
Дети.
И частушки есть веселье,
И задорный перепляс,
Песни русские раздольные
Приготовили для вас!
Эй, ребята да девчушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей!
Начинаем петь частушку,
Первую, начальную,
Мы хотим развеселить
Публику печальную.
Дети исполняют частушки (в валенках).
Девочки.
Раздайся, народ,
Сейчас пляска пойдет!
Пойдем, попляшем
И себя покажем!
Мальчики
Наши девки меленьки –
Чуть побольше валенка,
Ну а как заголосят –
Всех в округе удивят.
Девочка
Охоньки да аханьки –
Какие парни махоньки!
Из-за кочек, из-за пней
Не видать наших парней!
Мальчик
А мы валенки наденем
Выпьем простокваши,
Вся душа истосковалась
По подружкам нашим!
Все.
Мы вам пели и плясали,
Дорогая публика!
Не держитесь за карманы,
Не возьмем ни рублика!
(Родитель) Хозяйка: Раз уж русский человек придумал делать обувь из войлока, То почему бы ему не придумать, как эту самую обувь не только носить, но и на другие нужды использовать. Вот он и придумал. Кто знает что?
1 родитель: Испокон веков валенки в российских деревнях использовались в качестве подушки, вернее, её содержимого. А что – штука теплая, не очень мягкая, не очень твердая, в самый раз в наволочку засунул и спи себе на полотях
2 родитель: В отдаленных чукотских селениях, где температура не поднимается выше минус30 градусов, валенки использовали иногда в качестве…почтовых ящиков. Приколачивали к двери, мелом малевали “Для писем и газет” и спокойно ждали почтальона
Хозяйка: а вы дети, для чего бы могли использовать валенки: (паровозики мастерить, клетки для птиц, корзины для мусора, костюмы из войлока сделать, копилку для монеток сделать.
Дед Всевед. Ну вот, принимайте работу – новые валенки, на вырост!
Проводятся игры для родителей: “Пробеги по сугробам в валенках”, “Прыжки в валенках на скакалке”.
Дуняша: Как же нам, дедушка, тебя за работу отблагодарить?
Дед Всевед:
А я, Дед Всевед, долго живал, много видал,
Все на свете знаю, к себе в решето собираю.
Вы бы мне про валенки что-нибудь рассказали, а я бы к себе эти рассказы в решето положил. У меня там много чего – и загадки, и пословицы, и потешки!
1-й ребенок:
Баю, баю, баиньки,
Скатаем Маше валенки!
Валенки по ножке –
Бегать по дорожке,
К бабушке по прянички,
К дедушке по яблочки.
2-й ребенок:
Без шубы и валенок –
Зима без конца.
Дед Всевед: Молодцы, ребята! А я вам теперь загадки загадаю:
Не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки. В них мы бегаем зимой, утром – в садик, вечером – домой! (Валенки).
Треплют, катают, а зиму таскают. (Валенки).
Все в шерсти, а кожи нет. (Валенки).
Да, отгадка одна – это валенки. А как же их делают?
Дети (рассказывают). Валенки – единственная обувь, полностью сделанная из натуральных материалов: с овечек, состригают шерсть и перерабатывают ее. Потом обрабатывают шерсть кипятком, паром, дымом, сбивают в общую массу – войлок – и катают – сначала на столе, а потом на колодке нужного размера.
Из овечьей шерсти катают валенки трех цветов: черные, серые, белые. А производят только в России, и традиция этого промысла передается из поколения в поколение.
Дуняша: Так что валенки не просто натуральная обувь, она еще и полезная. Смотри, дедушка, какие модели сделали наши дети со своими родителями.
Дефиле валенок.
Дед Всевед: а теперь несколько вопросов родителям.
– Есть ли музей валенок?
1 родитель: Есть два музея русских валенок: один в Москве, а другой в городе Мышкине Ярославской области.
2 родитель: В Московском музее можно увидеть, как художественные валенки в форме самовара, чайника, паровоза и даже самолета, так и исторические: офицерские валенки-бурки на кожаной подошве, которые носили военные и милиционеры в 20-30 годы 20 столетия. А также валенки времен Великой Отечественной войны, в том числе принадлежавшие карельским партизанам, со специальным крючком для лыж.
3 родитель: Нельзя обойти вниманием белоснежные свадебные валенки. Оказывается, помимо домотканых половичков и скатерти, которые девушки вязали долгими вечерами, с малолетства готовясь к замужеству, в приданное невесты входила и пара новеньких валенок ручной работы. Так что поговорка “Два сапога – пара” взялась не с потолка.
4 родитель: а в Мышкинском музее под гордым названием “Русский валенок” есть валенки, украшенные изящной сеткой и красными розами, с ажурными голенищами, расписанные цветами и диковинными птицами. Есть даже гусарские валенки с миниатюрными металлическими шпорами!
Под музыку демонстрируются модели художественно оформленных валенок.
А теперь давайте посмотрим выставку детских рисунков “Русский валенок”.
Под музыку идет просмотр выставки.
Все рассаживаются. Возле дерева сидит Марфуша
Дед Всевед: Что это за девица здесь сидит? (Марфуша ничего не отвечает)
(Обходит дерево с другой стороны). Тепло ли тебе, красна девица, тепло ли тебе милая? (Марфуша недовольна посмотрела.)
Как зовут тебя. Красна девица. Зачем ты к нам на праздник пришла?
Марфуша: За подарками
Дед Всевед: Прежде чем подарки получить, нужно быть работящей, умной, доброй. Вот это мы сейчас проверим.
А если я все сделаю подарки дашь?
Дед Всевед: Ну мы еще посмотрим! Валеночки подшей.
Марфуша берет иголку, валенок, укалывает палец.
Марфуша: Маманя!
Дед Всевед: Ну ладно. Тогда проверим твои знания. В старину в крещение девушки бросали валенок за порог. Для чего была такая забава?
Марфуша: а знаю! Валенки лишние были, не нужные!
Дед Всевед: Опять не справилась с заданием!
Я тоже знаю одну забаву! В старину на Крещение девушки бросали валенок за порог – куда его носок укажет, оттуда жди сватов. Надо было только сказать слова: “Брошу валенок через забор, ступай, валенок, к милёночку во двор!”
Проводится игра “Гадание” – Дуняша комментирует действия.
Дед Всевед: а теперь посмотрим какая ты добрая. (дает конфету, Марфуша ест.)
Как ты разве с детьми не поделишься
Марфуша: Ты кому конфету дал? Мне? Вот я и ем. Дай им, и они будут есть
Дед Всевед: Эх, Марфуша, не справилась ты ни с одним заданием!
Марфуша: (Плачет). Как же я без подарков. Я же замерзла, я же есть хочу!
Хозяйка: Наши дети добрые они не оставят тебя в беде. Мы дарим тебе валенки, чтобы ноги твои не мерзли и приглашаем всех гостей и тебя на чай. Приглашаем к самоварчику, выпить чаю по стаканчику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация праздника "Валенки, валенки - красивые да ладненькие!"
Презентация праздника о валенках, выставку поделок из валенок . Направлен на формирование представления детей с бытом и традициями русского народа на развитие творческой и познавательной а...
Сценарий физкультурно-музыкального развлечения "Валенки да валенки - хороши да стареньки"
Данный сценарий предназначен для детей старшей о подготовительной групп....
Сценарий развлечения "Валенки, валенки - красивые, да ладненькие!"
Закреплять знания детей о валенках - как о старинной, теплой и полезной обуви на Руси....
Презентация "Валенки, валенки- красивые, да ладненькие!"
Ознакомление с народным промыслом - валянием валенков....
Конспект праздника совместно с родителями "Ах валенки, да валенки..."
От праздника получили огромный "мешок" эмоций, впечатлений, знаний, умений и похвал!...
Дефиле-презентация "Валенки-валенки"
Развлечение...
«Валенки да валенки»
Открытый просмотр музыкального досуга...