Проект "Русский валенок"
проект (старшая группа) на тему

Бабошина Анна Викторовна

Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkiy_valenok.docx39.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №173 «Росинка» комбинированного вида

Проект

«Русский валенок».

 

Авторы проекта:

Усикова А.Г., Музыкальный руководитель,

Бабошина А.В., воспитатель

г. Улан-Удэ

Обоснование проекта.

 Родителям и педагогам нужно чаще вспоминать, какими они были в детстве, а еще лучше сохранить в себе черты детскости – доверие к людям, радостное восприятие жизни. Если помнить детское восприятие мира, то можно реагировать на все синхронно с ребенком, а это и есть самое важное для контакта. Создавая совместный проект, мы повысим психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений. Выстроим духовно-нравственные отношения между ребенком и родителем.

Ход проекта построен на играх, хороводах, на знаниях истории и традиций русского народа. Родители и дети активно включены в совместную деятельность, обогащать отношения через эмоциональное общение. 

Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».
Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидят, что дети гордятся ими, им захочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Дети в своей памяти навсегда сохранят тепло общения со своими родителями, радость сопереживания. Взрослые и дети творчески подойдут к выполнению заданий: придумают поделки для конкурса, приготовят костюмы, испекут сладкое угощение и поделятся рецептами, примут участие в выставке, составят книжки-малышки  про валенки.

Дети, родители, бабушки и дедушки примут активное участие в играх, конкурсах,  расскажут много стихов, узнают историю возникновения валенка.

В рамках проекта пройдёт семейный праздник, который станет итоговым событием и  доставит много радостных, волнующих минут.
Мамы и папы будут гордиться своими детьми, а внуки и внучки – бабушками и дедушками, а я – творческой фантазией всех участников проекта и плодотворным сотрудничеством семьи и детского сада.
Конкурсы и мероприятия,  проведенные  в рамках проекта, расширят границы общения взрослого и ребенка, укрепят связь между поколениями.

Наименование проекта: «Русский валенок».

Вид проекта: творческий, групповой.

Возраст детей: старший дошкольный возраст

Сроки реализации: краткосрочный.

Цель проекта:  приобщение воспитанников ДОУ к ценностям семейных и национальных традиций русского народа

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с историей возникновения русского валенка, с культурными традициями, связанными с этой русской обувью, через различные виды деятельности;
  2. Развивать у детей интерес к русской культуре, народному быту;
  3. Развивать у детей творческие познавательные способности в процессе разрешения моделирующих проблемных ситуаций.
  4. Формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром.
  5. Обеспечить преемственность: семья - детский сад.
  6. Активизировать мотивацию педагогов детского сада по повышению эффективности работы по воспитанию детей в духе народных традиций.
  7. Активизировать мотивацию родителей на сотрудничество с дошкольным учреждением в вопросах формирования семейных и национальных традиций.

Актуальность:

У детей праздники пробуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности. Каким бы ни был повод для проведения праздника, всегда найдется возможность познакомить детей с новыми фактами, помочь им проявить свои знания, умение думать.

Реализация проекта «Русские валенки» направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближают детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребенку свои знания, связанные с истоками народного творчества.

Социальная значимость проекта: направлен на расширение духовно – нравственного опыта детей

Гипотеза проекта: если создать соответствующую развивающую среду в группе, помочь ребенку накопить необходимые знания по выбранной теме, то можно заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддержать у детей и родителей потребность в совместной творческой деятельности. Дети и родители получат знания о русском валенке, захотят носить эту обувь, расширится сотрудничество родителей и педагогов в вопросах воспитания детей.

1 этап – подготовительный: 

 В течении первой недели участники образовательных отношений:

  • подбирают информацию о валенках в книгах, журналах, в интернете
  • рассказывают истории о валенках из своего детства, жизни;
  • разработка макетов валенок, рисунков и других творческих работ родителей и детей;
  • экскурсия ООО Швейная фабрика «Наран» г. Улан-Удэ;
  • Музей истории города Улан-Удэ.

II этап – реализация: 

  • выставка, посвященная истории русского валенка (войлочный валенок, книжка «валенок», валенок- «домик», валенок «самовар», новогодняя открытка в форме валенка.)
  • занятия по изо деятельности (украшение макета валенка: рисование, аппликация).
  • украшение войлочных валенок детьми совместно с родителями.
  • составление и отгадывание загадок, разучивание потешок, прибауток.
  • дефиле войлочного валенка, украшенный детьми совместно с родителями.

В педагогическом процессе используются следующие методы, оперируя собранным материалом:

  • беседа, рассматривание разных видов валенок;
  • чтение художественной литературы: Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”, Сергей Гришунин “Дедушкины валенки”, Владимир Новиков. Сказка “Теплые валенки”;
  • рассматривание иллюстраций, фотографий разных видов валенок, обсуждение их;
  • разучивание песен, стихов;
  • прослушивание аудио записи русской народной песни “валенки”
  • использование дидактических и подвижных русских народных игр;
  • решение проблемной задачи: “Как можно использовать валенки не по назначению”.

III этап – подведение итогов:

  • сладкое угощение в форме валенка приготовленные родителями и детьми;
  • проведение праздника «Русский валенок»;
  • сбор отзывов о детских и родительских впечатлениях о проекте;
  • оформление альбома “Русский валенок”
  • анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными целями.

 Ожидаемые результаты: Работа над проектом позволит достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. Данный проект даст ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения.

Литература:

1.Анчикова Т.П., Виноградова М.Ю. “Праздник русского валенка”, Журнал “Воспитатель”, № 4, 2008 г., с.70-75.  

2.М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

3.О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. Детство-Пресс,2004.

4.Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н, Корепанова и др. –СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

5.Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

6.Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

7.Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Приложение1

 СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «Русский валенок»

Звучит русская народная музыка – дети входят в музыкальный зал.

1-й скоморох:

Что за славный денек!
Собирайся, народ!
Будем петь и шутить
Да себя веселить.

2-й скоморох:

А мы пришли вас позабавить,
С праздничком поздравить.
Людей посмотреть 
Да себя показать.

3-й скоморох:

На пиру большом и малом,
На веселье небывалом – 
Мы вам скажем без утайки – 
Не прожить нам без хозяйки.

Дети:

Дорогих гостей встречает,
Добрым словом привечает.
И так вышло, что сейчас
У нее мы все в гостях.


Принимай, хозяйка, нас.
Начинаем в добрый час!
Тук-тук (2 раза)
В ворота слышен стук.


Двери отворяйте,
В дом гостей впускайте!
Веселых ребятишек – 
Девчонок и мальчишек!

Под музыку выходят Хозяйка с дочерью.

Хозяйка:

Добро пожаловать!
Всех привечаем, всех встречаем.
По обычаям российским
От души поклон вам низкий!

Дочь Маша:

Здравствуйте, дорогие гости!
Если в доме, на работе
У вас валенки в почете,
То мы вас, своих друзей,
Приглашаем поскорей

Все (вместе:)

К нам на праздник – 
Поплясать, свою удаль показать.

Хоровод

(дети выполняют перестроения и проходят на стульчики).

Хозяйка:

 Ребята, вы, наверное, знаете, что валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ этой великой обуви! Валенки – прекрасная, удобная обувь! В них не страшны морозы и метели, поэтому лучшей обуви для гуляния на Руси не было! В валенках праздновали Масленицу, колядовали, плясали под гармонь! Валенки и сейчас очень нужная и необходимая обувь. Её надевают взрослые и дети в сильные морозы.

1-й ребенок:

Заиграй-ка ты, гармонь,
Заиграй-ка звончато.

2-й ребенок:

Что вы, девицы, сидите,
Танцевать вы не хотите?

3-й ребенок:

Засиделись, чай, с утра
Поплясать всем нам пора!

4-й ребенок (девочка):

Ой ты, миленький ты мой,
Выходи скорее. 
Поплясать, переплясать я тебя сумею!

Танец с валенками.

Хозяйка: В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно, это считалось признаком достатка. В играх валенки помогали узнать, кто самый сильный, ловкий, быстрый.

1-й ребенок:

Всем нам отдохнуть пора,
А вот отдыху – игра.

2-й ребенок:

У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Мы грустить не разрешаем,
Мы играть здесь начинаем!

Проводится игра “Бой валенками”.

Дочь Маша:

Вижу я, издалека
Едет Ваня к нам сюда,
Едет прямо в хоровод,
Расступись, честной народ!

Дети водят хоровод “Как на тоненький ледок”.

4-й ребенок (девочка):

Ой, Ванюша, ты не ушибся?

Ванюша:

Нет! Я падал понарошку,
Посмешить хотел немножко!

4-й ребенок (девочка):

(Маше)

А Ванюша наш – герой,
Только валенки с дырой!

Дочь Маша: Так пойдемте к моему дедушке, он быстро валенки подошьет. Он на все руки мастер!

Под музыку дети шагают разными танцевальными шагами по диагонали, по кругу, “змейкой”.

Далее выполняют ритмическое   в соответствии с текстом.

Белым снегом замело, (Ходят, отводя руками воображаемый снег.)

Все дороги на село.
Все дороги, все пути – 
Ни проехать, ни пройти! (
Удивляются.)
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым. (
Ходят с высоким поднятием ног.)
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Снег, снег, белый снег – 
Засыпает он нас всех. (
Водят хоровод.)
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег – (
Имитируется езда “На саночках”.)
Мчимся мы быстрее всех.
А вот и дедушка, Дедушка Всеведушка!

На скамейке сидит Дед Всевед – под русскую народную музыку подшивает старый валенок (имитирует движения).

Дед Всевед: Деточки мои дорогие, рад вас видеть! Проходите, мою избу посмотрите!

Дети рассаживаются на скамейки.

Дед Всевед: Все уселись? Сегодня у нас веселье – праздника продолженье!

Дочь Маша: Дедушка, выручи, подшей валеночки!

Дед Всевед: Что ж, это можно.

(Рассказывает и показывает последовательность ремонта валенок.)

А вы, ребята, чтобы веселее мне работалось, частушки бы спели, порадовали старика!

Дети.

И частушки есть веселье,
И задорный перепляс,
Песни русские раздольные
Приготовили для вас!


Эй, ребята да девчушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей!

Начинаем петь частушку,
Первую, начальную,
Мы хотим развеселить
Публику печальную.

Дети исполняют частушки (в валенках).

Девочки.

Раздайся, народ,
Сейчас пляска пойдет!
Пойдем, попляшем
И себя покажем!

Мальчики

Наши девки меленьки – 
Чуть побольше валенка,
Ну а как заголосят – 
Всех в округе удивят.

Девочка

Охоньки да аханьки – 
Какие парни махоньки!
Из-за кочек, из-за пней
Не видать наших парней!

Мальчик

А мы валенки наденем
Выпьем простокваши,
Вся душа истосковалась
По подружкам нашим!

Все.

Мы вам пели и плясали,
Дорогая публика!
Не держитесь за карманы, 
Не возьмем ни рублика!

(Родитель) Хозяйка: Раз уж русский человек придумал делать обувь из войлока, То почему бы ему не придумать, как эту самую обувь не только носить, но и на другие нужды использовать. Вот он и придумал. Кто знает что?

1 родитель: Испокон веков валенки в российских деревнях использовались в качестве подушки, вернее, её содержимого. А что – штука теплая, не очень мягкая, не очень твердая, в самый раз в наволочку засунул и спи себе на полотях

2 родитель: В отдаленных чукотских селениях, где температура не поднимается выше минус30 градусов, валенки использовали иногда в качестве…почтовых ящиков. Приколачивали к двери, мелом малевали “Для писем и газет” и спокойно ждали почтальона

Хозяйка: а вы дети, для чего бы могли использовать валенки: (паровозики мастерить, клетки для птиц, корзины для мусора, костюмы из войлока сделать, копилку для монеток сделать.

Дед Всевед. Ну вот, принимайте работу – новые валенки, на вырост!

Проводятся игры для родителей: “Пробеги по сугробам в валенках”, “Прыжки в валенках на скакалке”.

Дуняша: Как же нам, дедушка, тебя за работу отблагодарить?

Дед Всевед:

А я, Дед Всевед, долго живал, много видал,
Все на свете знаю, к себе в решето собираю.

Вы бы мне про валенки что-нибудь рассказали, а я бы к себе эти рассказы в решето положил. У меня там много чего – и загадки, и пословицы, и потешки!

1-й ребенок:

Баю, баю, баиньки,

Скатаем Маше валенки!

Валенки по ножке – 

Бегать по дорожке,

К бабушке по прянички,

К дедушке по яблочки.

2-й ребенок:

Без шубы и валенок – 

Зима без конца.

Дед Всевед: Молодцы, ребята! А я вам теперь загадки загадаю:

Не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки. В них мы бегаем зимой, утром – в садик, вечером – домой! (Валенки).

Треплют, катают, а зиму таскают. (Валенки).

Все в шерсти, а кожи нет. (Валенки).

Да, отгадка одна – это валенки. А как же их делают?

Дети (рассказывают). Валенки – единственная обувь, полностью сделанная из натуральных материалов: с овечек, состригают шерсть и перерабатывают ее. Потом обрабатывают шерсть кипятком, паром, дымом, сбивают в общую массу – войлок – и катают – сначала на столе, а потом на колодке нужного размера.

Из овечьей шерсти катают валенки трех цветов: черные, серые, белые. А производят только в России, и традиция этого промысла передается из поколения в поколение.

Дуняша: Так что валенки не просто натуральная обувь, она еще и полезная. Смотри, дедушка, какие модели сделали наши дети со своими родителями.

Дефиле валенок.

Дед Всевед: а теперь несколько вопросов родителям.

– Есть ли музей валенок?

1 родитель: Есть два музея русских валенок: один в Москве, а другой в городе Мышкине Ярославской области.

2 родитель: В Московском музее можно увидеть, как художественные валенки в форме самовара, чайника, паровоза и даже самолета, так и исторические: офицерские валенки-бурки на кожаной подошве, которые носили военные и милиционеры в 20-30 годы 20 столетия. А также валенки времен Великой Отечественной войны, в том числе принадлежавшие карельским партизанам, со специальным крючком для лыж.

3 родитель: Нельзя обойти вниманием белоснежные свадебные валенки. Оказывается, помимо домотканых половичков и скатерти, которые девушки вязали долгими вечерами, с малолетства готовясь к замужеству, в приданное невесты входила и пара новеньких валенок ручной работы. Так что поговорка “Два сапога – пара” взялась не с потолка.

4 родитель: а в Мышкинском музее под гордым названием “Русский валенок” есть валенки, украшенные изящной сеткой и красными розами, с ажурными голенищами, расписанные цветами и диковинными птицами. Есть даже гусарские валенки с миниатюрными металлическими шпорами!

Под музыку демонстрируются модели художественно оформленных валенок.

А теперь давайте посмотрим выставку детских рисунков “Русский валенок”.

Под музыку идет просмотр выставки.

Все рассаживаются. Возле дерева сидит Марфуша

Дед Всевед: Что это за девица здесь сидит? (Марфуша ничего не отвечает)

(Обходит дерево с другой стороны). Тепло ли тебе, красна девица, тепло ли тебе милая? (Марфуша недовольна посмотрела.)

Как зовут тебя. Красна девица. Зачем ты к нам на праздник пришла?

МарфушаЗа подарками

Дед ВсеведПрежде чем подарки получить, нужно быть работящей, умной, доброй. Вот это мы сейчас проверим.

А если я все сделаю подарки дашь?

Дед Всевед: Ну мы еще посмотрим! Валеночки подшей.

Марфуша берет иголку, валенок, укалывает палец.

МарфушаМаманя!

Дед Всевед: Ну ладно. Тогда проверим твои знания. В старину в крещение девушки бросали валенок за порог. Для чего была такая забава?

Марфуша: а знаю! Валенки лишние были, не нужные!

Дед ВсеведОпять не справилась с заданием!

Я тоже знаю одну забаву! В старину на Крещение девушки бросали валенок за порог – куда его носок укажет, оттуда жди сватов. Надо было только сказать слова: “Брошу валенок через забор, ступай, валенок, к милёночку во двор!”

Проводится игра “Гадание” – Дуняша комментирует действия.

Дед Всевед: а теперь посмотрим какая ты добрая. (дает конфету, Марфуша ест.)

Как ты разве с детьми не поделишься

Марфуша: Ты кому конфету дал? Мне? Вот я и ем. Дай им, и они будут есть

Дед Всевед: Эх, Марфуша, не справилась ты ни с одним заданием!

Марфуша: (Плачет). Как же я без подарков. Я же замерзла, я же есть хочу!

Хозяйка: Наши дети добрые они не оставят тебя в беде. Мы дарим тебе валенки, чтобы ноги твои не мерзли и приглашаем всех гостей и тебя на чай. Приглашаем к самоварчику, выпить чаю по стаканчику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация праздника "Валенки, валенки - красивые да ладненькие!"

Презентация праздника  о валенках, выставку поделок из валенок . Направлен на формирование  представления детей с бытом и традициями русского народа на развитие творческой и познавательной а...

Сценарий физкультурно-музыкального развлечения "Валенки да валенки - хороши да стареньки"

Данный сценарий предназначен для детей старшей о подготовительной групп....

Сценарий развлечения "Валенки, валенки - красивые, да ладненькие!"

Закреплять знания детей о валенках - как о старинной, теплой и полезной обуви на Руси....

Презентация "Валенки, валенки- красивые, да ладненькие!"

Ознакомление с народным промыслом - валянием валенков....

Конспект праздника совместно с родителями "Ах валенки, да валенки..."

От праздника получили огромный "мешок" эмоций, впечатлений,  знаний, умений и похвал!...

«Валенки да валенки»

Открытый просмотр музыкального досуга...