Буклет "Дидактическая игра"
консультация (младшая группа) на тему

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: Игры – занятия (ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_igra_d.doc46 КБ
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:

1. Игры – занятия (ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др.)

2. Дидактические  игры.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала:

  1. учебное (познавательное)  
  2. игровое (занимательное).

Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены

Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности

Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно – ролевым играм: умение взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет

Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр и более старших детей: у них появляется желание играть в строителей, парикмахеров, хлеборобов, доярок.

Основные виды игр

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

1. игры с предметами (игрушками, природным материалом), 2. настольно-печатные 

3. словесные игры.

Игры с предметами

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам

Структура дидактической игры

Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Дидактическая задача

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. 

Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.).

Игровые правила

Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной.

Игровые действия

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. 

МКДОУ детский сад №4 «Колосок»

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка

Воспитатель:

Гутник Екатерина Сергеевна



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение  

детский сад №4 «Колосок»

Подготовила:

воспитатель

Гутник Екатерина Сергеевна

2017г.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности в разных формах. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.

Главная суть речевого развития детей заключается в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости четырёх компонентов:

1. Центральное место занимает речь воспитателя.

Своей речью педагог учит ребенка родному языку, общаясь на протяжении всего дня. Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей в детском саду, и он должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям (звукопроизношение, артикуляция, формирование лексических и грамматических навыков) .

2. Систематические занятия по развитию речи.

3. Беседы, игры, и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребенка, которые проводятся со всеми детьми, частью детей и в индивидуальной форме. Они могут быть кратковременными и более длительными (10-15 минут); могут быть спланированы заранее, а могут возникнуть стихийно - у педагога должно быть чутье на “момент”.

4. Создание педагогами определенных условий – специального места, обособленного от игровых зон, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа поразвитию речи – речевой центр.

Цель построения речевой развивающей среды (далее - РРС) – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.

Задачи построения речевой развивающей среды:

- обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;

- обеспечение богатства сенсорных представлений;

-обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;

- обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;

- обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой системе.

Компоненты РРС: речь педагога, методы и приемы, оборудование.

При организации речевого центра необходимо соблюдать следующие требования:

- необходимым атрибутом речевого центра  является зеркало, место для занятий у зеркала, игры ипособия, направленные на развитие всех компонентов речевой системы;

- речевой центр желательно разместить рядом с книжным центром;

оформление центра должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности;

- игровой материал должен быть доступным для ребенка;

- не следует перегружать центр оборудованием;

- неотъемлемым атрибутом речевого центра должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности;

- зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению группы.Ей можно придумать название, например «Учимся говорить правильно», или просто выделить место;

- в её оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями. Например, её героем может стать добрый гном, который будет учить правильно, говорить, или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, и наоборот, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить на русском языке.

Наполнение речевого центра  должно отражать все направления работы по развитию речи:

- развитие словаря ребёнка;

- работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи);

- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами);

- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи;

- развитие мелкой моторики;

- знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный центр).

Критерии оснащения при подборе дидактического материала:

- наполняемость центра;

- разнообразие материала;

- соответствие возрасту;

- доступность;

- системность;

- эстетика оформления;

- ведущая игрушка («хозяйка» речевого центра).

Содержание должно определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи.

Материал, содержащийся в речевом центре, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в уголке ежемесячно. Необходимо разнообразить деятельность детей в речевом центре. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. В то же время не следует перегружать центр оборудованием, так как это затрудняет выбор. Комплектование игрового и дидактического материала в речевом центре по темам занятий по развитию речи. Она регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или решаемыми задачами. А помогает им в этом введение цветовых маркеров на конвертах и накопителях, содержащих игры.

Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому необходимо уделять  большое внимание эстетике речевого центра. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в центре и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Содержание речевого центра:

1. Картотека артикуляционных упражнений.

3. Картотека дыхательных упражнений, например: «Дуй, ветерок» (для длительного плавного выдоха)

4. Картотека пальчиковых игр.

5.Картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом (динамических).

6. Предметы для поддувания.

7. Дидактические игры на обогащение словаря.

8. Дидактические игры на развитие  грамматического строя речи.

9. Дидактические игры на развитие  связной речи.

10. Картотека словесных дидактических игр по всем разделам.

11.Дидактические игры на совершенствование звуковой культуры речи.

12. Картотека игр на развитие фонематического восприятия.

13. Предметы на развитие мелкой моторики (шнуровки, застёжки)

14. Массажные мячики и картотека упражнений с ними.

Цветовое отображение разделов речевого центра:

• дыхание – голубой;

• звуковая  культура речи – оранжевый;

• лексика – жёлтый;

• грамматика – синий;

• связная речь – красный;

• мелкая моторика – чёрный.

Оборудование и наполнение речевой зоны:        

  1. Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи:

«Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.

  1. Формирование фонематического восприятия и слуха.

Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки:Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ) ; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень», «вата») ; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет»; «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Звуковые символы» и др.

  1. Развитие артикуляционной моторики.

Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой схема для характеристики звука.

  1. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных

звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи). Предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова;  Лото на звуки С, 3; Ж,Ш; Р, Л;  «Веселая гимнастика»; «Звуки, я вас различаю (Р, Л) »

  1. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.

Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др.

  1. Развитие связной речи.

Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.

  1. Развитие мелкой моторики.

Сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам); «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв); игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и др.

Работу по развитию обогащению словарного запаса детей включает в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников. Всякая двигательная активность не будет наиболее интересна для ребенка без использования в утренней гимнастики, на занятиях физкультурой, в подвижных играх, в самостоятельной двигательной деятельности; при выполнении закаливания считалок; словесных игр; без подвижной игры со стихотворным текстом.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Движения рук, в частности упражнения для пальцев являются хорошим стимулом не только для своевременного (на 2- ом году жизни ребенка) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. По мнению известного философа Канта, “рука - это выдвинувшийся вперед человеческий мозг”. Поэтому уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека. Необходимо как можно чаще использовать в занятиях и играх с детьми упражнения для развития мелкой моторики, так называемую пальчиковую гимнастику.

Особый интерес для педагогов составляют двигательно-речевые средства. Они часто используются на занятиях при динамической паузе, при автоматизации звуков, при развитии умений координировать движения с речью. Стихотворения подбираются так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища. Длина строки должна быть средней, чтобы подобрать к ней соответствующее движение.

Детям необходимо выполнять как традиционные дыхательные упражнения на тренировку верхнегрудного, нижегрудного и диафрагменного дыхания, так и звукоречевую гимнастику. Особенно эффективно сочетать дыхательную и звукоречевую гимнастику с упражнениями на мячах, используя их вибрационные свойства расслабления, а также используя музыку и пение.

Если захочет взрослый, то захочет и ребенок. Главное, вооружить воспитателей простыми и эффективными средствами для организации речевых центров, которые таят в себе огромный резерв творческого развития ребенка.

В заключение хочется напомнить, что одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...