Компетентностный подход в решении задач по формированию здорового образа жизни и физического развития дошкольников
учебно-методический материал на тему

Ежова Лариса Владимировна

Отличительные признаки каждого вида профессиональной компетентности обнаруживают профессионально значимые знания и умения  педагога в области физического воспитания, свойства и качества его личности, отражают специфику профессиональной деятельности: направленность на формирование и реализацию двигательного потенциала детей, сохранение и укрепление их здоровья, развитие у дошкольников интереса к занятиям физическими упражнениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnostnyy_podhod.docx28.16 КБ
Файл uchene-svet.pptx2.47 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение «Детский  сад  общеразвивающего  вида  №12»

городского  округа  Самара

Компетентностный подход в решении задач по формированию здорового образа жизни и физического развития дошкольников

Составил: воспитатель Ежова Л.В.


Государственная политика в сфере образования уделяет большое внимание проблеме КОМПЕТЕНТНОСТНОГО  подхода. «Концепция долгосрочного социально – экономического развития РФ до 2020 года» устанавливает необходимость инновационного  характера базового образования, включающего

«обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и педагогических умений»

        Компетентностный подход направлен на разрешение противоречий между приобретенными знаниями и неспособностью их использования для решения практических задач.

        Итогом работы с использованием такого подхода является компетентность – способность управлять своей деятельностью, видоизменять ее в зависимости от складывающейся ситуации, условий и индивидуальных особенностей. Профессиональная компетентность педагога – достаточно сложное образование, включающее в себя не только комплекс знаний и умений, но и ценностные ориентации, свойства и качества личности. Вместе с тем ее структуру и содержание следует рассматривать в контексте определенной области специализации. В нашем случае – это область дошкольного физического воспитания.

        Профессиональная компетентность  педагога  дошкольного образования в области физического  развития   представлена теоретико-методической, практической и личностной готовностью   специалиста к решению задач обучения, воспитания и оздоровления дошкольников, которая предусматривает наличие знаний, умений, навыков в области физического воспитания детей и личностной предрасположенности к профессиональной деятельности.  

    Выделяют следующие виды профессиональной компетентности

- нормативно-правовую,

- научно-методическую,

- организационно-управленческую,

- аутопсихологическую.  

Нормативно-правовая компетентность отражает способность специалиста ориентироваться в профессиональной деятельности с позиции законодательства, определять собственную точку зрения на основе неразрывности прав и обязанностей, решать проблемные ситуации образовательного процесса правовыми средствами, позволяет педагогу построить результативную, динамично развивающуюся систему физического воспитания в учреждении дошкольного образования.

          Научно-методическая компетентность предполагает направленность педагога   на систематизацию и углубление научно-теоретических, организационно-методических, психолого-педагогических основ физической культуры, которые необходимы для решения приоритетных задач физического воспитания дошкольников - укрепления их здоровья, обеспечения гармоничного физического и психического развития, эмоционального благополучия каждого ребенка.

Научно-методическая компетентность это не столько знания, сколько умения и навыки педагога добывать и использовать эти знания. Ее движущими силами становятся, в первую очередь, стремление к достижению познавательной цели, к открытиям, к продолжению начатого творческого дела.

        Организационно-управленческая компетентность проявляется в оптимальной организации процесса физического воспитания дошкольников, в управлении педагогом собственной профессиональной деятельностью и двигательной деятельностью детей (коллективной, групповой, индивидуальной), в быстром, гибком применении имеющихся знаний и опыта для решения практических задач оздоровления, обучения и воспитания дошкольников.

Важную роль в приобретении навыков результативного управления процессом физического воспитания детей играет практический опыт специалиста, его творческая индивидуальность и стремление к  профессиональному совершенствованию.

Аутопсихологическая компетентность связана с реализацией рефлексивных способностей  педагога в области физического воспитания, направленных на оценку результатов своего труда, полное и глубокое познание себя как личности, осознание своих сильных и слабых сторон.

Таким образом, отличительные признаки каждого вида профессиональной компетентности обнаруживают профессионально значимые знания и умения  педагога в области физического воспитания, свойства и качества его личности, отражают специфику профессиональной деятельности: направленность на формирование и реализацию двигательного потенциала детей, сохранение и укрепление их здоровья, развитие у дошкольников интереса к занятиям физическими упражнениями.

В результате целенаправленного педагогического воздействия у детей формируются те двигательные качества, навыки и умения, которые служат базой для формирования собственной физической компетентности.

Сущность физической компетентности дошкольника может быть заключена в одной фразе: знаю, умею, могу, хочу! Поэтому, формирование физической компетентности ребенка должна развертываться с учетом следующих позиций: от первоначального сообщения знаний о себе, своем здоровье, через формирование разнообразных умений и навыков, способностей применять эти знания в специально организованной деятельности, к самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности, проявляя при этом свое двигательное творчество.

В структуре физической компетентности дошкольника выделяются такие компетенции как:

  • Информационные компетенции (необходимый и доступный ребенку объем знаний и представлений о себе, своем здоровье и физической культуре человека, способах укрепления своего здоровья средствами санитарии и гигиены, физического воспитания и др.).
  • Мотивационные компетенции (формирование личностно-значимых и общественно-значимых интересов и мотивов – понимание, что значит физическая культура, занятия спортом для меня самого, для группы, для команды, в которой я играю).
  • Операционально-деятельностные компетенции (формирование навыков здоровья и физической культуры в целом, способов выбора разнообразных упражнений; конструирование своего поведения в социальной действительности для достижения физического совершенства).
  • Рефлексивные компетенции (приобретение детьми собственного опыта физкультурно-оздоровительной деятельности на основе умения анализировать свое поведение; становление собственной позиции).

Одним из важных структурных элементов в формировании физической компетентности являются формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности. Помимо традиционных занятий, используются такие формы, как: занятия-сказки, занятия-загадки, гимнастика-путешествие, недели спорта, занятия-тренировки, мини-походы, спортивные секции, праздники и развлечения, дни здоровья. Все эти формы способствуют закреплению полученных навыков, активизации физиологических процессов в организме под влиянием усиленной двигательной активности в сочетании с эмоциями.

Комплексное использование обозначенных форм предполагает широкую палитру методов и приемов, реализация которых обеспечивает становление разных ключевых компетенций. Метод упражнений в большей мере ориентирован на решение задач по формированию операционально-деятельностных компетенций; методы исследования и экспериментирования – на формирование информационных компетенций; игровые и тактические – на формирование мотивационных компетенций.

Наиболее существенное значение в плане реализации комплексного подхода в процессе формирования физической компетентности, имеет метод моделирования, поскольку позволяет решать задачи всех ключевых компетенций.

Схемы и модели, по своему функциональному назначению можно условно разделить на следующие группы:

«Предметные картинки» – на карточках помещены изображения спортивных атрибутов, с которыми предстоит действовать дошкольникам по заданию взрослого.

Задания:

  1. Выполнить любое задание с предложенными на карточке предметами (цель: обращение к личному опыту ребенка).
  2. Придумать новые задания с предложенными предметами (цель: развитие творческих замыслов).
  3. Объединиться парами и по двум карточкам придумать интересные задания (цель: формирование партнерских отношений).

«Предметно-действенные схемы» – схемы, на которых изображено двигательное действие, выполняемое одним или несколькими детьми.

Задания:

  1. Внимательно рассмотреть схему (цель: учить «читать» схему, анализировать ее, выслушивая мнения друг друга).
  2. Расставить атрибуты, согласно схеме (цель: учить готовить рабочее место согласно схеме, распределять действия партнеров между собой).
  3. Выполнить задание по схеме (цель: учить самостоятельно действовать согласно схеме, воспитывать дружелюбие, терпение).
  4. Придумать новые задания с этими предметами – «изменить схему» (цель: развитие двигательного творчества, умения действовать в команде).

«Действенно-схематичные модели» – схемы, где изображенные действия с определенными предметами, выполняемые детьми, указаны стрелками.

Задания по данным схемам идентичны предыдущим (цель: учить видеть направления движений и соотносить направленность движений с собственным телом; развивать желание проявлять инициативу, используя изменение элементов схем).

«Схематичные модели» – схемы, где изображенные действия указаны только стрелками, а дети и взрослые – условными знаками.

Задания:

  1. «Прочитать схему» (цель: учить выделять живые объекты и спортивную атрибутику, замененную символами).
  2. Расставить команду, спортивные атрибуты согласно схеме (цель: учить брать на себя ответственность, развивать положительные качества лидера; развивать чувство командного взаимодействия).
  3. Составить новую схему с другим спортивным оборудованием (цель: развивать творчество, пространственное воображение).
  4. Анализировать результат выполнения задания (цель: учить видеть проблему и находить пути решения)

«Конструктивно-расчлененные модели» – схемы, где сложное действие изображено по циклам выполнения, т.к. в процессе наблюдения за его выполнением ребенок не может увидеть отдельных технических моментов данного движения.

Задания:

  1. Внимательно рассмотреть схему (цель: учить видеть начальное и конечное состояние спортсмена, промежуточные действия).
  2. Выполнить выбранное по желанию задание (цель: учить применять полученные ранее знания, навыки в измененных условиях по собственной инициативе).
  3. Применить схему к личному опыту (цель: уметь анализировать новые ситуации и переносить их выполнение в повседневную жизнь).

«Игровые модели» – модели-игрушки, с которыми можно действовать в сымитированных условиях, отрабатывая действия отдельных игроков и команды в целом. Чаще всего применяется при обучении спортивным играм, имеющим командный характер.

Таким образом, вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любого дошкольного учреждения, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития, а в результате целенаправленного компетентностного педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат базой для формирования его собственной физической компетентности.

Литература:

1.     Власенко, Н.Э. Виды профессиональной компетентности руководителя физического воспитания учреждения дошкольного образования / Н.Э. Власенко // Вестник Полоцкого государственного университета.- 2011. - № 15.- С.30-37.

2.     Глазырина, Л.Д. Повышение профессиональной компетентности руководителя физического воспитания дошкольного учреждения в условиях использования системы индикаторов / Л.Д. Глазырина, Н.Э. Власенко // ТехноОбраз-2011: материалы VIII междунар. науч.-практ. конф. (Гродно, 17-18 марта 2011 г.). В 4ч. Ч 4 / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: В.П. Тарантей, (гл. ред.) [и др.]. – Гродно: / ГрГУ, 2011. – С.47-50.

3 Славянская М.В. Технологические аспекты формирования физической компетентности у дошкольников


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Компетентностный подход в решении задач по формированию здорового образа жизни и физического развития дошкольников

Слайд 2

« Концепция долгосрочного социально – экономического развития РФ до 2020 года» устанавливает необходимость инновационного характера базового образования, включающего « обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и педагогических умений»

Слайд 3

КОМПЕТЕНТНОСТЬ – способность управлять своей деятельностью, видоизменять ее в зависимости от складывающейся ситуации, условий и индивидуальных особенностей. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ педагога – образование , включающее в себя не только комплекс знаний и умений, но и ценностные ориентации, свойства и качества личности.

Слайд 4

ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 3. организационно-управленческая 2 . научно-методическая 1 . нормативно-правовая 4 . аутопсихологическая

Слайд 5

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ С пособность специалиста ориентироваться в профессиональной деятельности с позиции законодательства, определять собственную точку зрения на основе неразрывности прав и обязанностей, решать проблемные ситуации образовательного процесса правовыми средствами, строить результативную, динамично развивающуюся систему физического воспитания в учреждении дошкольного образования.

Слайд 6

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ Направленность педагога на систематизацию и углубление научно-теоретических, организационно-методических, психолого-педагогических основ физической культуры, необходимых для решения приоритетных задач физического.

Слайд 7

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ П роявляется в оптимальной организации процесса физического воспитания дошкольников, в управлении педагогом собственной профессиональной деятельностью и двигательной деятельностью детей, в применении имеющихся знаний и опыта для решения практических задач оздоровления, обучения и воспитания дошкольников.

Слайд 8

АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ Реализация рефлексивных способностей педагога в области физического воспитания, направленных на оценку результатов своего труда, полное и глубокое познание себя как личности, осознание своих сильных и слабых сторон.

Слайд 9

СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА 3. Операционально- деятельностные компетенции 2 . Мотивационные компетенции 1 . Информационные компетенции 4 . Рефлексивные компетенции

Слайд 10

Успех становления физической компетентности связан с правильным подбором форм, средств и методов, направленных на полноценное физическое и психическое развития детей.

Слайд 11

МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ Для реализации комплексного подхода в процессе формирования физической компетентности наиболее существенное значение имеет метод моделирования . Данный метод обучения делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.

Слайд 12

СХЕМЫ И МОДЕЛИ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ НАЗНАЧЕНИЮ « Предметные картинки» Карточки с изображением спортивных атрибутов, с которыми предстоит действовать дошкольникам по заданию взрослого.

Слайд 13

ЗАДАНИЯ Выполнить любое задание с предложенными на карточке предметами ( цель: обращение к личному опыту ребенка). Придумать новые задания с предложенными предметами ( цель: развитие творческих замыслов). Объединиться парами и по двум карточкам придумать интересные задания ( цель: формирование партнерских отношений ).

Слайд 14

Схемы с изображением двигательного действия, выполняемого одним или несколькими детьми. «Предметно-действенные схемы»

Слайд 15

ЗАДАНИЯ: Внимательно рассмотреть схему ( цель: учить «читать» схему, анализировать ее, выслушивая мнения друг друга). Расставить атрибуты, согласно схеме ( цель: учить готовить рабочее место согласно схеме, распределять действия партнеров между собой). Выполнить задание по схеме ( цель: учить самостоятельно действовать согласно схеме, воспитывать дружелюбие, терпение). Придумать новые задания с этими предметами – «изменить схему» ( цель: развитие двигательного творчества, умения действовать в команде).

Слайд 16

Схемы с изображением действия с определенными предметами, выполняемые детьми и указанием траектории движения. «ДЕЙСТВЕННО-СХЕМАТИЧНЫЕ МОДЕЛИ»

Слайд 17

ЗАДАНИЯ Идентичны предыдущим Цель : учить видеть направления движений и соотносить направленность движений с собственным телом; развивать желание проявлять инициативу, используя изменение элементов схем.

Слайд 18

Схемы с изображением действия стрелками. «СХЕМАТИЧНЫЕ МОДЕЛИ»

Слайд 19

ЗАДАНИЯ « Прочитать схему» ( цель: учить выделять живые объекты и спортивную атрибутику, замененную символами). Расставить команду, спортивные атрибуты согласно схеме ( цель: учить брать на себя ответственность, развивать положительные качества лидера; развивать чувство командного взаимодействия). Составить новую схему с другим спортивным оборудованием ( цель: развивать творчество, пространственное воображение). Анализировать результат выполнения задания ( цель: учить видеть проблему и находить пути решения)

Слайд 20

Схемы с изображением действия по циклам выполнения, для уточнения отдельных технических моментов данного движения. «КОНСТРУКТИВНО-РАСЧЛЕНЕННЫЕ МОДЕЛИ»

Слайд 21

ЗАДАНИЯ Внимательно рассмотреть схему ( цель: учить видеть начальное и конечное состояние спортсмена, промежуточные действия). Выполнить выбранное по желанию задание ( цель: учить применять полученные ранее знания, навыки в измененных условиях по собственной инициативе). Применить схему к личному опыту ( цель: уметь анализировать новые ситуации и переносить их выполнение в повседневную жизнь).

Слайд 22

Модели-игрушки, с которыми можно действовать в условиях имитации, отрабатывая действия отдельных игроков и команды в целом. «ИГРОВЫЕ МОДЕЛИ» Применяется при обучении спортивным играм, имеющим командный характер.

Слайд 23

ВЫВОД В опросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любого дошкольного учреждения, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития. В результате целенаправленного компетентностного педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат базой для формирования его собственной физической компетентности.

Слайд 24

С пасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у своих детей (дошкольников)

Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у своих детей (дошкольников)...

Формирование здорового образа жизни посредством активной деятельности дошкольников на прогулке

Двигательная активность детей - важная составляющая в формировании здорового образа жизни детей. Педагог должен грамотно организовать виды деятельности, чтобы укрепить физическое и психофизическое здо...

План мероприятий по формированию здорового образа жизни и двигательной активности дошкольников на 2017-2018 уч. год

Формирование любви к здоровому образу жизни, к полезным привычкам, сохранение и укрепление здоровья — одни из основных задач учреждения, где ребенок проводит максимальное количест...

Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у своих детей (дошкольников)

Семья – это опора, крепость, начало всех начал. Это – первый коллектив ребёнка, естественная среда, где закладываются основы будущей личности и здоровья ребенка....

«Игра-викторина: сущность, решаемые задачи в формировании здорового образа жизни»

Презентация "Игра-викторина: сущность, решаемые задачи в формировании здорового образа жизни"...