«Рисуем без кисточки»
методическая разработка (младшая группа) на тему
Дополнительная образовательная программа «Рисуем без кисточки» для детей 3-4 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_programma_risuem_bez_kistochki_dlya_detey_3-4_let.doc | 174.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ:
Педагогического совета Заведующий
МДОУ «Детский сад № 18 «Сказка» МДОУ «Детский сад № 18 «Сказка»
Протокол № ___ от _____________ _______ М.Н. Емельянова
« » _____________2014 г.
Дополнительная образовательная программа
«Рисуем без кисточки»
для детей 3-4 лет
Срок реализации программы: 1 год
Ф.И.О. автора:
воспитатель МДОУ «Детский сад № 18 «Сказка» Вяткина С.В.
г. Котлас
2014 г.
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дошкольного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Рисуем без кисточки» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.
Цель:
Развивать у детей 3-4 лет художественно-творческие способности посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- Формировать у детей способность к изобразительной деятельности, знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
- Обогащать и расширять художественный опыт детей. Побуждать детей экспериментировать с цветом, формой, продумывать и создавать композицию.
- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. Формировать у детей положительное отношение к собственной деятельности и её результату.
Формы и методы работы:
- тематическая совместная деятельность педагога с подгруппой детей;
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные (рассматривание предметов, картин, наблюдения в природе и др.)
- практические (обследование предметов, материалов и др.)
- игровые (дидактические, словесные игры и др.)
Используемые методы:
- позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Форма работы
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во второй половине дня в рамках работы кружка изобразительной деятельности. Общее количество занятий в год - 32. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае). Возраст детей 3-4 года, количество детей 15 человек, время занятий 15 мин.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Проведение выставок детских работ;
- Проведение открытого мероприятия для родителей воспитанников;
- Проведение мастер-класса среди педагогов МДОУ;
Описание нетрадиционных художественных техник:
- Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
- Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
- Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
- Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Программное содержание | Оборудование |
1 | Диагностическое занятие Грибочки | -------------- | Выявить уровень изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста | Листы бумаги А-4, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, пальчиковые краски, салфетки. |
Диагностическая карта
по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой
№/n | Ф.И. Реб. | Технические навыки | Точность движений | Средства выразительности (цвет, форма и др.) | Наличие замысла | Проявление самостоят. | Отношение к рисованию | Речь в процессе рисования | ||||||||
Н. | К. | Н. | К. | Н. | К | Н. | К. | Н | К. | Н. | К | Н | К | |||
1 | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||
15 |
Н.- начало года К.- конец года
Вывод:
Анализ детских работ показал, никто из детей не воспользовался нетрадиционными техниками, так как нет достаточного уровня развития изобразительных творческих способностей. Следовательно, на следующем этапе будет проводиться работа по развитию художественно - творческих способностей.
№ | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Программное содержание | Оборудование |
2 | Мой любимый дождик | Рисование пальчиками | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности. | Листы с изображением грядки с репкой и контуром тучки. Синяя пальчиковая краска в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы. |
3 | Ягоды и яблочки на тарелочке | Оттиск печатками из картофеля, яблок | Познакомить с техникой печатания печаткой из картофеля, яблок. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. Развивать чувство композиции. | Круг из тонированной бумаги, пальчиковая краска в мисочках жёлтого, красного, фиолетового, зелёного цветов, различные печатки, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи |
4 | Вкусный компот | Оттиск яблоком | Упражнять в технике печатания. Воспитывать аккуратность. | Лист с контурным изображением банки, пальчиковая краска красная, желтая, салфетки, яблоки натуральные или муляжи |
5 | Осеннее дерево | Рисование ладошкой | Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – «рисование ладошкой». Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Учить видеть красоту осенней природы; развивать ритм и цветовосприятие, навыки коллективной деятельности. | Лист ватмана тонированный с изображенным на нем стволом дерева; доска; пальчиковая краска желтая, оранжевая, салфетки, засушенные листья знакомых детям деревьев. |
6 | Ветка рябины | Скатывание салфеток, оттиск печатками | Познакомить с новой нетрадиционной техникой. Учить изображать на ветке ягоды. Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции и цвета Закрепить знания и представления о цвете (красный), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много). | Гроздь рябины, пальчиковая краска красного цвета, салфетки, листы с изображением ветки рябины без ягод, иллюстрация дерева рябины. |
7 | Украшение чайного сервиза | Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. | Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная пальчиковая краска в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды |
8 | Нарядные матрешки | Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции. | Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска , салфетки |
9 | Свитер для друзей | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор | Две куклы - мальчик и девочка, пальчиковая краска, салфетки, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами |
10 | В лесу родилась елочка | Рисование ладошкой | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони. Развивать творчество, навыки коллективной деятельности. | Тонированный лист (голубой), пальчиковая краска зеленая, салфетки, иллюстрации с изображением елочки |
11 | Мои рукавички | Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. | Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки, пальчиковая краска в мисочках, выставка рукавичек, салфетки |
12 | Елочка пушистая, нарядная | Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Познакомить с техникой тычкования. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Развивать чувство ритма. | Маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жёсткая кисть, гуашь красного и оранжевого цвета в мисочках, салфетки |
13 | Морозко | Рисование ладошкой | Совершенствовать умение в художественных техниках рисования ладошкой и пальчиками. Развивать воображение. | Листы бумаги тонированные (синие) с изображением лица и шапки деда мороза, белая пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации |
14 | Снежок для елочки | Рисование пальчиками | Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). | Тонированные листы бумаги (синие, фиолетовые) с изображенными елочками, белая пальчиковая краска в мисочке, салфетки, иллюстрации зимнего леса |
15 | Зайчишка | Тычок жесткой полусухой кистью | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. | Листы тонированные (светло-голубые) с контурным изображением зайчика, гуашь белая, жесткие кисти, салфетки |
16 | Рыбки в аквариуме | Рисование ладошкой, пальчиками | Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями. | Тонированные листы бумаги (светло-голубые), пальчиковая краска, салфетка, иллюстрации. |
17 | Ночь и звезды | Рисование манкой, скатывание салфеток | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. | Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки |
18 | Веселый снеговик | Тычок жесткой полусухой кистью | Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура | Бумага тонированная (синяя). Гуашь белая, жесткая кисть, салфетки |
19 | Закат | Рисование пальчиками | Показать прием получения коротких линий. Закрепить данный прием рисования. Развивать цветовосприятие. | Листы бумаги с контурным изображением, пальчиковая краска, салфетки |
20 | Цветочек для папы | Оттиск печатками из картофеля (цветочек) | Упражнять в печатании с помощью печаток. Развивать чувство композиции. | Лист бумаги тонированный (светло-голубой), печатки в форме цветов, пальчиковая краска зеленая, синяя, красная и т.п. салфетки |
21 | Корзина для тюльпанов | Скатывание салфеток | Упражнять в скатывании шариков из салфеток, упражнять в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. | Ватман, клей , кисть, синие салфетки, корзина |
22 | Тюльпаны в подарок маме | Рисование ладошкой | Упражнять в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Развивать цветовосприятие. | Ватман с работой детей по пред. теме, пальчиковая краска красная, салфетки. Иллюстрации с изображением тюльпанов |
23 | Ветка мимозы | Скатывание салфеток | Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый) , форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники. | Листы с изображением ветки, желтые салфетки, ветка мимозы. |
24 | Веселая птичка | Рисование пальчиками | Учить рисовать оперение птицы пальчиками. Развивать цветовосприятие. Воспитывать аккуратность. | Лист с контурным изображением птицы, пальчиковая краска, салфетки, |
25 | Солнышко, которое мне светит | Рисование ладошкой | Учить наносить отпечатки– лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | Листы светло-голубого цвета с кругом желтого цвета посередине, пальчиковая краска желтого цвета, салфетки, картинки с изображением солнышка. |
26 | Цветы для пчелки | Рисование ладошкой и пальчиком | Поддерживать интерес к изобразительной деятельности; Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги; Закрепить знания красного и зеленого цветов; Развивать воображение; воспитывать аккуратность. | альбомные листы, пальчиковая краска красная, зеленая, салфетки, игрушка пчелка, искусственный цветок |
27 | Салфетка | Рисование пальчиками | Закрепить данный прием рисования. Развивать чувство композиции | Лист с изображением салфетки, пальчиковая краска, салфетки, эскизы и иллюстрации |
28 | Божьи коровки | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки. Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. | Лист с контурным изображением божьей коровки, пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации |
29 | Одуванчики | Рисование пальчиками | Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики. Закрепить знания цвета (зеленого, желтого). Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Воспитывать бережное отношение к природе | Альбомные листы, пальчиковая краска желтая и зеленая, иллюстрации с изображением одуванчиков, салфетки. |
30 | Волшебный цветочек | Рисование пальчиками | Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать учить рисовать пальчиками. Закрепить знания цветов радуги. Развивать воображение. | Лист с контурным изображением цветка, пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации к сказке « Цветик-семицветик» |
31 | Сиреневый букет | Скатывание салфеток | Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. | Лист с наклеенным изображением корзинки, салфетки сиреневые, клей, кисть, ветка сирени. |
№ | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Программное содержание | Оборудование |
32 | Диагностическое занятие Грибочки | ----------------- | Выявить уровень изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста. | Листы бумаги А-4, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, пальчиковые краски, салфетки. |
Список используемой литературы:
1.« Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Г.Казаковой Москва 2005
2.«Ознакомление с окружающим миром» Г.В.Морозова Москва 2010
3.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
4.«Яркие ладошки» Н.В.Дубровская «детство-пресс» 2004
5.« Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «Москва-пресс» 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка_Рисуем без кисточки
Для младших групп ДОУ, работников ДОУ, работников домов детского творчества, реабилитационных центров для детей-инвалидов, коррекционных школ, родителей. Представленные разработки занятий по освоению ...
Мастер-класс для родителей "Рисуем без кисточки"
Знакомство родителей с нетрадиционными техниками рисования .Рисование цветным песком, цветной манной крупой,гречкой,семенами мака. Родители выберали понравившийся материал и рисовали Ёжика. Рабо...
Мастер - класс "Рисуем без кисточки"
«Истоки способностей и дарований детей- на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерс...
«Рисуем без кисточки»
Нетрадиционные техники рисования для детейВсе мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. Оно позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окруж...
Рисуем без кисточки.
Данный материал познакомит родителей с нетрадиционной техникой рисования. Используя такую технику рисования в совместном творчестве, родители дарят детям радость - радость творчества, удивления ...
Презентация мастер-класса для родителей "Волшебство краски- Рисуем без кисточки"
Мастер-класс "Волшебство краски-Рисуем без кисточки". Разработан для родителей с целью знакомства с нетрадиционными техниками рисования. Задачи: обогощать детско-родительские отношения опытом совместн...