"Речь воспитателя- основной источник речевого развития детей"
консультация на тему

материал для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_vospitatelya.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Речь воспитателя — основной источник речевого развития детей»

Для развития речи ребенка, посещающего коррекционное дошкольное образовательное учреждение и большую часть времени находящегося в коллективе, особую значимость приобретает правильная, адекватная его восприятию речь педагогов ДОУ.

 Важнейшим условием для того, чтобы ребенок овладел культурой речи, является та речевая атмосфера, в которую он погружен. Дети дошкольного возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение.

 Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель.

Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей. Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми логопедической группы. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной.

 Давайте задумаемся, всегда ли правильно звучит наша речь?

 В практике воспитатели нередко допускают ошибки при повседневном общении с детьми:

 Вот один из примеров. «Катя, надень куклу» или «Одень на куклу платье» — говорит воспитатель детям.

 Иногда воспитатель употребляет педагогические, непонятные детям термины: “Сейчас будем заниматься дидактическими играми”.

Нередко взрослый допускает ненужную авторитарность в обращении к детям:

 “Вова, я тебя сейчас удалю из группы”. Или: “Василиса, мне не нравится, как ты сидишь”.

 Этими замечаниями педагог не воспитывает ребёнка, не учит его овладевать нужными навыками поведения в любой обстановке, а фиксирует внимание только на себе.

 Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.

Какие же требования предъявляются к речи воспитателя?

1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям, должно соотноситься с уровнем общего развития детей и запасом их представлений об окружающем мире. Чем меньше ребенок, тем проще синтаксическая структура обращенной к нему речи.

 Так, при разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем следует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми.

 “Юра, не пачкай скатерть, ешь ложкой, не лей воду на пол” и т. д., — говорит воспитатель младшим детям.

 Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам. Например: “Пачкать скатерть нельзя, это не аккуратно. На стирку скатерти затрачивается много труда. Надо беречь труд нашей прачки, которая стирает нам скатерти”.

2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. Но, к сожалению, очень часто встречаются такие ошибки: “Возьми со старшей группы” (здесь предлог “из” заменяется “со”). ““Не ложь сюда” (вместо “не клади”). “Сложь скатерти и положь их на место”. “Я тебе сказала, а ты обратно не слушаешь”.

 3. Речь воспитателя должна быть ритмичной, плавной, нормальной громкости – не чрезмерно тихой, так как это снижает слуховое восприятие и речевое внимание детей, но и не чрезмерно громкой, поскольку может привести к быстрому утомлению акустического анализатора.

 Возможности слухового речевого восприятия у детей дошкольного возраста тесно связаны с возможностями качественной моторной реализации устной речи. А поскольку функции моторного праксиса у дошкольников еще недостаточно сформированы, артикуляционная программа обращенного высказывания должна включать в себя не более девяти слогов, что соответствует простому предложению из 3-4 слов. При этом главная информативная часть высказывания должна быть вынесена в начало обращения (например: слова обращения, смысловая часть и т. д.) .

 Однако поскольку элементарной единицей речи является слог, в процессе общения фраза, как правило, произносится слитно, как одно слово. Поэтому для улучшения слухового восприятия устной речи детьми в речи взрослых должны присутствовать логические ударения, паузы, помогающие выделить главную существенную в смысловом плане часть высказывания. Постановка логических ударений осуществляется изменением громкости и высоты голоса, паузами, замедлением темпа речи, послоговым проговариванием.

 При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.

 Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций.

 Например, во время обеда в младшей группе воспитательница обращается к детям, которые медленно едят: “Ешь, ешь скорее, жуй, глотай, не смотри по сторонам”. И это сухое, монотонное обращение к детям повторяется много раз, дети не реагируют.

 В этой же группе другая воспитательница совсем по-иному вызывает у детей положительное отношение к еде:

 “Какой сегодня вкусный суп! Посмотрите, какой красивый зелёный горошек, бери его скорей на ложку. Вот так. Вкусно” Ребёнок соглашается.

Или: “Наташа у нас сегодня умница, научилась есть быстро и аккуратно”. “И я умею быстро”, — раздаются голоса детей. “Верно, Славик, у тебя зубки острые, они умеют быстро жевать”, — подтверждает воспитательница, дети улыбаются и быстро справляются с обедом.

 

 4. По форме и по тону речь педагога всегда должна быть безупречно вежливой. Взрослые должны демонстрировать детям образцы правильного речевого поведения в различных ситуациях общения:

 

 -при встрече обязательно здороваться и вызывать ответную реакцию ребенка, аналогично вести себя и при прощании;

 -обращение к ребенку не должно быть обезличенным – называние ребенка по имени демонстрирует личную заинтересованность собеседника в общении;

 Речевой образец воспитателя на занятиях имеет особое значение потому, что здесь привлекается внимание всех детей одновременно к тому, что говорит воспитатель.  Особенно распространённой ошибкой является многословие, употребление непонятных слов, слов – паразитов.

 Педагогам необходимо стремиться к искоренению неправильных речевых привычек (диалектное, сленговое коверкание слов, использование слов – эмболов- мусорных слов, нужно стараться не употреблять слова – паразиты такие, как «понимаешь», «вот», «между прочим», убогим выглядит язык, в котором пестрят междометия: «ага», «угу», «ого»).

 Ещё хочется остановиться на такой проблеме, как постановка вопроса. Часто в практике, воспитатели на занятии задают вопрос неверно, не продуманно.

 Большое значение для ясности понимания вопроса имеет краткость формулировки. Например, на занятии по пересказу педагог говорит: “Дети, послушайте, теперь я вам задам вопрос, вы подумайте хорошенько и отвечайте мне правильно, что такое метель? ” Подобное многословие затемняет смысл вопроса, утомляет внимание и слух, и дети молчат или отвечают неправильно.

 

 5. Воспитатель обязан быть достаточно натренирован в правильной артикуляции звуков речи и их сочетаний, что сделает более четкой его дикцию. А также натренирован в модулировании своим голосом всех просодем: силы голоса, высоты тона, темпа речи, тембра голоса — для выражения различных человеческих чувств: радости, горя, страха, торжества, досады, одобрения, гнева, ласки и т. д.

 

 Наряду с требованиями к образцу речи воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.

 

 1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения) .

 2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей) .

 3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

 

В заключение следует сказать, что правильной речи человек обучается всю жизнь. Каждому ребенку мы должны привить вкус к хорошей речи и отвращение к речи грубой, вульгарной, безграмотной.

 Рассмотрим употребление некоторых слов в соответствии с нормами современного русского языка:

 -ДеньгАми

 -ЗвонИшь – ПозвонИшь – ЗвонЯт – ПозвонЯт

 -НачалсЯ (обед началсЯ) – НачалОсь – НачалИсь

 - Лазить, лазать – не лазь (не лазьте, не лазай (не лазайте)

 - Ехать – поезжай, поезжайте

 - Лечь – ляг, лягте

 -СвЁкла

 - квартАл

 

 - красивее (не красивее, не красивше)

 -много чулок, сапог, но носков

 -килограммов

 -помидоров

 -граблей

 -полотенец

 -нельзя говорить местов, делов

 -не следует изменять несклоняемые существительные: в новом палъте

 -неверно: более лучше (просто — лучше) или самый умнейший (умнейший или самый умный)

 - настал предел терпения (терпению)

 

 -КЛАСТЬ – это нормативное литературное слово, а ЛОЖИТЬ – просторечное. Ошибкой являются выражения: *Я ложу книгу на место, *Он ложит папку на стол и т. д. Нужно употребить глагол класть: Я кладу книги на место, Он кладет папку на стол.

 

 НАДЕТЬ – ОДЕТЬ

 Глагол НАДЕТЬ обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или (в конструкциях с предлогом НА) по отношению к другому лицу либо предмету: надеть пальто, туфли, очки, кольцо; надеть шубу на ребенка, надеть наволочку на подушку. Глагол ОДЕТЬ обозначает действие, обращенное на другое лицо или предмет, выраженный прямым дополнением (т. е. существительным или местоимением в винительном падеже без предлога) : одеть ребенка, одеть куклу.

 

 ОПЛАТИТЬ – ЗАПЛАТИТЬ

 Глагол ОПЛАТИТЬ (вносить плату) употребляется в тех, случаях, когда говорится о возмещении расхода, стоимости, кредита. Этот глагол употребляется только в конструкциях с винительном падежом без предлога (оплатить покупку, проезд) .

 

 Глагол ЗАПЛАТИТЬ употребляется при указании на отдачу денег (или других ценностей) за покупку, а также в качестве штрафа или вознаграждения.

 

 Надо говорить: заплатить премию, заплатить штраф, но: оплатить работу, оплатить проезд.

 

Таким образом, говоря о коммуникативной функции  воспитателя, необходимо ещё раз сделать акцент на то, что речь педагога , общающегося с детьми, должна быть чёткой, громкой, эмоционально-окрашенной, понятной и культурной!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя.

М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультация "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя"

Консультация "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя"...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка непрем...

Консультация для воспитателей. Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя.

     Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особе...

РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ - ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ. ТРЕБОВАНИЯ К КУЛЬТУРЕ РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ

Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя...