"Художественно-творческая деятельность детей, как фактор развития одаренности"
статья на тему
статья для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvenno-tvorcheskaya_deyatelnost_detey.docx | 22.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Огромную роль в формировании духовного развития личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы играет искусство. Поэтому ознакомление с различными видами искусства, такими как живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство, литература, театр являются неотъемлемой частью художественно-эстетического воспитания, как условие создания психологического здоровья детей в нашем дошкольном учреждении.
В процессе работы с детьми мы стремимся к созданию такой атмосферы, которая позволила бы детям чувствовать себя свободно, непринуждённо, естественно, которая бы стимулировала общение детей, их независимость и самостоятельность в проявлениях творческой инициативы.
Почти никакие понятия о Родине маленьким детям ещё не доступны. Поэтому художественно-эстетическое направление развития дошкольников как условие создания психологического здоровья состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастить ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его Родины.
Творчество — это высший уровень познания, высшая и наиболее сложная форма деятельности, присущая человеку, предполагающая мобилизацию всех его основных психических процессов, всех знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных, а порой и физических сил и порождающая нечто качественно новое, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью.
Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.
Именно поэтому мы уделяем большое внимание художественно-эстетическому развитию своих воспитанников.
Основная цель педагогического коллектива ДОУ – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.
Для получения ожидаемых результатов в нашем дошкольном учреждении создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
Обновление содержания образования (выбор программ и технологий); создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды); организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями).
Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, всех специалистов ДОУ, заведующей детским садом, старшего воспитателя. Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.
Сегодня перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Основой развития творческой и уникальной личности является воображение.
На протяжении такого сравнительно небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, воображение ребенка проходит существенное развитие и является центральным психическим новообразованием этого периода. Воображение активно формируется средствами «детских» видов деятельности — игры, многообразных разновидностей художественного творчества, конструирования, восприятия сказок, самостоятельного сочинительства и др. В целом ряде исследований и методических разработок (Е. А. Флёрина, Т. С. Комарова, Т. Н. Доронова, Г. Г. Григорьева, О. М. Дьяченко И.А.Лыкова, Г.С.Швайко и др.) показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала изодеятельности на разных этапах дошкольного детства. Исследователи подчеркивают, что рисование, лепка, аппликация позволяют успешно развивать творческое воображение дошкольников.
Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:
- Непосредственно-образовательная деятельность;
- совместная деятельность педагогов и детей;
- самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:
- групповые и подгрупповые занятия,
- праздники
- развлечения,
- тематические музыкальные вечера,
- недели творчества,
- дидактические игры,
- выставки рисунков и поделок
- создание книг – самоделок.
- Детские проекты.
Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.
Работа по рельефной лепки
Цель:
- Развивать мелкую моторику рук, точность тонких движений, умение регулировать силу нажима, укреплять мускулатуру кистей рук.
- Развивать творчество и фантазию, образное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
- Воспитывать аккуратность, уважение к труду товарищей.
В настоящее время рельефная лепка незаслуженно забыта в практике работы детских садов, она оказывает большую помощь в развитии мелкой моторики рук у дошкольников. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена следованиями учёных института физиологии и подростков М.И.Кольцовой, Е.И.Есениной. Их исследования показали, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики ребёнка предполагает соответствующий уровень развития речи. Специальными исследованиями В.П.Дудьева, Т.Б.Филичёвой, Е.М.Мастьюковой выявлен ряд особенностей недоразвития мелкой моторики рук:
- Затруднения при выполнении противоположных действий каждой руки, изолированный характер их работы;
- Несовершенство процессов контроля и регуляции движений, явление моторной истощаемости;
- Неуверенность в воспроизведении точно дозированных движений, снижение скорости и ловкости их выполнения;
- Недостаточность тонких дифференцировок пальцев рук.
Всё изложенное обуславливает необходимость целенаправленной работы по развитию тонких координированных движений рук и ручной ловкости. Уровень развития мелкой моторики позволяет овладеть специальными умениями и навыками, которые предусмотрены программой обучения и воспитания.
В программе выделены образовательные области, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных особенностей: художественно- эстетическое; социально- личностное; познавательно-речевое; физическое развитие. Педагогам необходимо:
- Развивать эстетическое восприятие действительности, умение чувствовать характер, настроение, выделять выразительные средства.
- Развивать художественно-творческие способности, чувство цвета, формы, композиции.
- Создавать больше возможностей для упражнения детей в освоении таких технических приёмов лепки, как раскатывание пластилина прямыми, круговыми движениями, раскатывание кончиками пальцев.
- Увеличить работу различных мышц руки в ходе одного занятия.
- Упражнять детей в согласовании движений руки и глаза.
- Развивать композиционные умения.
- Комплексно воздействовать на развитие ребёнка и развивать общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизовать работу обеих рук, развивать силу пальцев.
Таким образом, в процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей.
Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.
Занятия лепкой не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но будят интеллектуальную и творческую активность дошкольника, учат его планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное. У детей формируется умение анализировать явления, сравнивать их, открывать новые идеи, новые пути, делать оригинальные выводы; появляется стремление к оригинальному, отрицание привычного, возникает желание преобразовывать окружающую действительность по законам красоты.
Однако творческое воображение развивается, прежде всего, тогда, когда есть свобода деятельности, свобода в выборе самой деятельности, свобода в формах ее реализации, в возможности творчества — именно такие условия должны предоставляться в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе. И только в тех случаях, когда взрослые поддерживают в ребенке искру творчества и фантазии, его воображение может дать чудесные результаты в старшем возрасте.
Поэтому, руководство изобразительной деятельностью, рельефной лепкой, требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала дошкольника.
Проблема развития одаренности дошкольников становится все более актуальной в современном обществе. В содержании воспитания на первом месте стоят проблемы передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности. Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложенных в нем природных данных. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми.
Тем не менее, художественно-творческая одаренность, ее выявление и развитие не входят в круг основных интересов педагогической науки и практики. Изучение одаренности дошкольников является результатом индивидуальной заинтересованности отдельных педагогов и осуществляется без опоры на научные основы изучаемой проблемы. Педагоги и родители в большинстве убеждены, что одаренность к художественному творчеству дается, а чаще не дается от рождения. Поэтому становится актуальной проблема построения творческого образовательного пространства, способствующего развитию художественно - творческой одаренности ребенка дошкольного возраста.
Доктор психологических наук, педагог A.M. Матюшкин определяет одаренность как развивающееся творчество. Творческая одаренность – особый вид одаренности, предполагающий создание чего-то нового, уникального в разных видах деятельности и областях жизни.
Можно выделить следующие составляющие художественной одаренности:
- Особое эстетическое отношение человека к миру.
- Направленность на создание художественного образа.
- Художественное воображение.
Процесс развития художественно-творческой одаренности детей приобретет целенаправленность и эффективность при реализации следующих педагогических средств:
- развивающая творческая среда ДОУ, способствующая развитию творческой художественной индивидуальности дошкольника и обеспечивающая создание персональных продуктов творчества;
- синтез искусств как средство погружения детей в культуру и способ подготовки к авторской деятельности посредством языка искусства;
- взаимодействие детей и взрослых в процессе совместной художественной деятельности.
Одаренность многогранна и проявляется индивидуально у каждого ребенка. Говоря о старших дошкольниках, следует упомянуть о возрастной одарённости. Возраст 5-7 лет можно назвать сензитивным для художественного развития. Применительно к этому возрасту формула “каждый ребёнок – художник” звучит наиболее убедительно. Для педагогов, работающих со старшими дошкольниками, сфера художественного развития должна быть приоритетной. Дошкольник в своём художественном развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного восприятия к возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к художественному обобщению осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.
Несмотря на активно обсуждаемые в педагогической среде вопросы художественной одаренности дошкольников, многие аспекты остаются до сих пор невыясненными и спорными. К таким можно отнести принципы выявления художественной одаренности. Вопрос объективности критериев и их формализации постоянно возникает в процессе детских художественных работ. Результаты творчества ребенка, безусловно, важны. Но главное – не достигнутый ребенком на данный момент уровень, а потенциал и направленность его творческого развития.
Одной из важнейших задач педагогов в работе с одаренными детьми является создание наиболее благоприятных условий для погружения в мир искусства. Перед одаренными детьми следует ставить такие задачи, которые не имеют “правильных” и общих для всех решений. Не следует форсировать гонку за результатами. Творческий рост должен совершаться естественно. Основой его должно быть собственное эстетическое отношение дошкольника к жизни. Освоение специальных навыков не должно становиться формальным натаскиванием, а должно стать подспорьем в творческом переосмыслении окружающего мира. Следует также не допускать ситуаций, когда одаренный ребенок становится средством самореализации педагога, который навязывает свое видение, средства выразительности. Гибельным для личностного и художественного развития детей может стать ситуация пренебрежительного отношения к продуктам детского творчества. Тем не менее следует помнить и о том, что признаки одаренности, проявляемые детьми в раннем возрасте, зачастую утрачиваются, когда ребенок взрослеет. Поэтому следует быть аккуратным в суждениях и избегать категорических определений.
Одаренные дети уникальны, они отличаются от других детей, но и в группе одаренных дошкольников нет ни одного похожего ребенка - у каждого свой набор способностей, свой темп развития, именно для них особую важность приобретает индивидуальный подход в обучении, воспитании, общении, и просто в повседневной жизни. Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения - психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. В последующие годы не складываются такие благоприятные условия и возможности для его развития. Поэтому развитие творческого потенциала дошкольников - одна из главных задач воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факторы развития художественно-творческих способностей для детей дошкольного возраста
Самообразование...
Легоконструирование как фактор развития одаренности детей
laquo;Легоконструирование как фактор развития одаренности детей»(Консультация для воспитателей)...
Консультация для родителей «Легоконструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»
Применяя конструктор, мы ставим перед воспитанниками понятные, простые и увлекательные задачи, достигая которых они, сами того не замечая, обучаются....
Консультация для педагогов «ЛЕГО конструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «ЛЕГО конструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста».ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня...
Консультация для родителей «Легоконструирование - фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей«Легоконструирование - фактор развития одаренности детейдошкольного возраста»...
Информационный мини-проект Тема: «Развитие цифровой среды ДОУ – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»
В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечело...