Консультация «Игра в дошкольном возрасте»
статья (средняя группа) по теме

Кутузова Людмила Владимировна

Проблема игры в дошкольном возрасте - одна из самых сложных и интересных проблем современности. Игра – это фундамент будущих социальных отношений ребенка, его успешности в жизни. Именно в ней ребенок обретает первичные навыки и опыт взаимодействия с окружающими. Педагоги жалуются, что с/р. игру организовать сегодня очень сложно: сюжеты непонятны, герои неизвестны, игровая среда не привлекает детей. Как помочь? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_v_doshkolnom_vozraste.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

«Игра в дошкольном возрасте»

Проблема игры в дошкольном возрасте - одна из самых сложных и интересных проблем современности. Игра – это фундамент будущих социальных отношений ребенка, его успешности в жизни. Именно в ней ребенок обретает первичные навыки и опыт взаимодействия с окружающими. Педагоги жалуются, что с/р. игру организовать сегодня очень сложно: сюжеты непонятны, герои неизвестны, игровая среда не привлекает детей. Как помочь?

Поговорим об особенностях с/р. игры детей 4-5 лет. Дети этого возраста любят играть в с/р. игры, они предпочитают сюжеты, соответствующие их полу. Девочки выбирают социально-бытовые игры: «Дочки-матери», «Парикмахер», «Больница», «Супермаркет», «Фирма *Эйвон*».

Мальчики выбирают мужские взаимоотношения: «Корабль», «Гараж», «Такси», «Подводная лодка», «Гонки», «Супергерои», «Трансформеры».

Дети удивительным образом умудряются сочетать разноплановых героев, переплетать сюжеты, противоречий у них не возникает.

Наиболее привлекательными для абсолютного большинства девочек этого возраста становятся куклы, посуда, игрушечная косметика, мягкие игрушки. Некоторых привлекают машинки. Игрушечные машинки сегодня делают очень красивыми, чем они и привлекают девочек, поэтому они используют их для куклы Барби или Розы Барбоскиной.

Мальчики выбирают машинки, роботов, самолеты, разнообразные конструкторы, с которыми они с удовольствием совершают игровые действия.

Девочки и мальчики 5 лет играют только с детьми своего пола.

Мальчики объясняют это тем, что девочки не играют в «мальчиков», а именно в «Подводную лодку», так же объясняют и девочки: «Мальчики не играют в «Дочки-матери» - у них свои игры!

При этом в реальном общении мальчики и девочки среднего возраста доброжелательно относятся друг к другу.

В 5 лет мальчики очень подвижны и динамичны, они не могут ограничиться только игровым уголком, им нужно пространство для перемещений и активных действий. Сам характер игр предполагает движение. Машина, которую ведет шофер, едет, корабль преодолевает шторм и рифы. Мальчики строят из стульев автобус, используя пространство группы.

Девочки более комфортно себя чувствуют в ограниченном пространстве: им достаточно уголка, иногда стола с  игровыми атрибутами.

Мальчики более изобретательны в использовании предметной среды. С одним и тем же предметом, например, кубиком, они придумывают многочисленные манипуляции. Девочки в этом возрасте более склонны к конкретике. Им необходимо наличие игрового оборудования, представляющего собой аналог предметов взрослого мира.

В связи с высокой мобильностью и готовностью использовать все, что под рукой, мальчики совершают самые разнообразные игровые действия: управляют автомобилем, ремонтируют их; готовят автобус для поездки и так далее.

Характер ролевых действий девочек, как правило, заключается в том, что мама готовит, стирает, занимается уборкой, проявляет заботливое отношение к дочке, занимается ее воспитанием, наказывает и так далее.

Способность к игровому творчеству у мальчиков выше за счет способности комбинировать сюжеты, переключаться с одного ролевого взаимодействия на другое. Этот факт необходимо учитывать педагогу при сопровождении с/р. игр детей в средней группе.

Ролевое взаимодействие, возникающее между девочками, более длительное, чем у мальчиков. Они не пытаются менять освоенные действия, готовы повторять их по нескольку раз, и поэтому между ними реже возникают споры и конфликты, игра имеет однообразный, но стабильный характер.

Мальчики распределяют роли конфликтно, не могут уступать, меняться ролями (пример). Нестабильность игры часто приводит к конфликтам, которые мальчики разрешают с помощью силы. Игра, как правило, прерывается.

Необходимо помнить, что предпочитаемые игры для мальчиков и девочек 5 лет тесным образом связаны с их половой принадлежностью. Будущие мужчины в 5 лет любят игры, требующие силы, смелости, воли и характера, отражающие типично мужские профессии.

Для девочек содержание игр связано с освоением социальных ролей матери и с процессами, подтверждающими женское поведение в обществе. Их увлекает неоднократное выполнение типично женских функций: им нравиться готовить, кормить дочку, делать прическу, совершать покупки.

Игровое объединение девочек основано, как правило, на интересе друг к другу, а мальчиков – на интересе к содержанию игры.

Большое влияние на игру оказывает телевидение, компьютер, планшет, современные мультфильмы. Поэтому жестокое поведение в игре обязательно должно быть замечено воспитателем или родителями. Необходимо обсудить его с ребенком, показать опасность подобных действий для человека, помочь определить, что хорошо, а что плохо.

Каковы особенности с/р. игры мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

В старшей группе мы наблюдаем несколько изменившийся игровой процесс. В этом возрасте у мальчиков и девочек наблюдаются различные игровые интересы, избирательность в сюжетах, ролях, игрушках и характере их использования, в организации игрового пространства. Выбор партнера осуществляется на основе интереса к содержанию и замыслов сверстников независимо от половой принадлежности. Дети проявляют интерес к ровесникам, у которых хорошо развиты игровые умения, социально-коммуникативные навыки. Активность и тех и других проявляется по разному. Девочки чаще - воспроизводители, мальчики-создатели. Уровень творчества у мальчиков выше. Они более инициативны в создании новых сюжетов, чем девочки.

Дети обоего пола проявляют активность в ролевых взаимодействиях и диалогах, разыгрывая роли в форме беседы. Ролевое взаимодействие между мальчиками и девочками возникает на основе замыслов, увлекательного содержания и выраженной игровой позиции. Их ролевые действия разнообразны, отражают богатство действий персонажей, изображаемых детьми. Характер ролевых действий девочек заключается в выразительной передачи придуманного образа, его характера, системы отношений с другими персонажами.

Ролевые действия мальчиков включают в себя передачу смелых поступков изображаемого героя, фантастических событий.

Дети обоего пола комбинируют сказочные, фантастические и реалистические события, связанные с передачей отношения к окружающим людям. Однако девочки в большей степени передают в игре взаимоотношения между людьми на основе реальных и сказочных событий, мальчики – на основе фантастических.

Мальчики придумывают ситуации по ходу игры, девочки обсуждают последовательность содержания до игры.

Этапы педсопровождения игровой деятельности детей старшего возраста.

 1 этап. Диагностико – организационный

Цели: Диагностика игровой деятельности, создание условий для развития с/р. игр.

2 этап. Совместная игровая деятельность воспитателя и детей

Цель: Развитие умения сюжетосложения

  • Развитие умения придумывать новые перевоспитывающие сюжеты для отрицательных героев.
  • Развитие умения вместе с воспитателем комбинировать разнообразные события с использованием ролевого взаимодействия.
  • Развитие умения сочинять сюжет, импровизировать, придумывать новую интересную с/р. игру.

3 этап. Самостоятельная игровая деятельность.

Цель: развитие самостоятельной игровой деятельности.

 Методические подсказки для воспитателей при сопровождении игровой деятельности  детей старшего дошкольного возраста.

  1. Создавать копилки игровых сюжетов, отражающих современную детскую игровую субкультуру, учитывающих полоролевые интересы.
  2. предлагать детям сюжеты, помогающие овладеть умением придумывать новые перевоспитывающие ситуации для отрицательных героев.
  3. придумывать новые интересные с/р. игры.
  4. соблюдать определенную логику развития игровых умений мальчиков и девочек.
  5. При осуществлении педагогического сопровождения последовательно изменять игровую позицию в зависимости от степени освоения ребенком опыта игровой деятельности
  6. заинтересовывать ребенка нестандартным ходом развития игры
  7. развивать воображение, фантазию, творчество посредством игровых приемов, этюдов, придумывания новых героев, историй.

Логика игровых умений девочек 5-6 лет

  • обогащать представления о предпочитаемых ролях
  • способствовать активному вживанию в роль
  • обогащать ролевое взаимодействие с помощью диалога с включением героев из мультфильмов
  • разыгрывать роли в форме игровой беседы
  • включать в игровое содержание современные проблемы, литературные сюжеты, ситуации на основе личных впечатлений
  • показ воспитателем разных вариантов развития взаимоотношений между героями
  • использовать сочинительство для развития событий

Логика игровых умений для мальчиков 5-7 лет

  • вызывать интерес к согласованному распределению ролей
  • показывать варианты ролевого диалога в разных видах отношений: профессиональных, подчинения, дружеских
  • предлагать сюжеты, включающие в себя приключенческие события, сказочные истории, фантазийные сюжеты
  • использовать сочинительство  для развития событий
  • развивать опыт длительного ролевого взаимодействия, включая в игру проблемные ситуации, опасные события, требующие сплоченности героев, совместного участия в решении возникших трудностей
  • развивать умение вести длительный диалог с помощью включения игровых ролей, телевизионных и фантазийных сюжетов.

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда

центр развития ребенка – детский сад №131

Консультация

«Как и во что играют мальчики и девочки дошкольного возраста и что с этим делать взрослым»

Воспитатель:

Л. В. Кутузова

г. Калининград

2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Методика организации и руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов Методика организации и руководствасюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста      Старший воспитатель Орлова Светлана Васильевна...

Консультация для родителей. Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.

Консультация для родителей.Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. Во все времена игра для детей дошкольного возраста была ведущим видом деятельности.Невозможно  представить себе ра...

Консультация для родителей. ТЕМА:«Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.»

Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь сос...

консультация "Игра в дошкольном возрасте"

материал знакомит родителей с тем,чо игра в дошкольном возрасте выступает на первый план, материал рекомндует родителям уделять больше внимания детям и т.д....

Консультация для педагогов ДОО "Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры детей дошкольного возраста"

В данном материале раскрывается три основных метода руководства играми детей, структурные компоненты и основные направления развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста....

«Консультация для педагогов ДОО "Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры детей дошкольного возраста»

В данном материале раскрывается три основных метода руководства играми детей, структурные компоненты и основные направления развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста....