Ключ к внутреннему миру
методическая разработка на тему

Колотушкина Анна Алексеевна

Материалы мастер - класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_klyuch_k_vnutrennemu_miru.docx36.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 города Карабаша

Мастер-класс

«Ключ к внутреннему миру                                                                 или                                                                                                     метод изо-терапии как механизм достижения эмоциональной разгрузки…»

Подготовил:

Колотушкина Анна Алексеевна,

воспитатель смешанной группы

Ноябрь 2017

Проблема: Отсутствие или незначительный опыт педагогов в овладении методами для эмоциональной разгрузки детей.

Гипотеза: создание благоприятной обстановки, эмоциональной разгрузки детей возможны, если использовать в педагогической деятельности метод изо-терапии.

Цель: Раскрыть значимость изо-терапии в развитии ребенка, как одной из сторон личности, умеющей свободно адаптироваться в социуме.

Задачи:

- Познакомить с методом изо-терапии;

- Дать понятия арт-терапия, изо-терапия, нетрадиционные техники рисования;

- Продемонстрировать одно из упражнений изо-терапии;

Индуктор:

На сцену выходит педагог в образе врача, здоровается и загадывает загадку:

В руках стетоскоп, и тонометр на месте,

Он знает лекарств, тонн наверное двести.

Бежит на участок и шлет всем привет,

Магистр медицины, родной… (терапевт)

Вопрос к зрителям: А как называется раздел практической медицины, который диагностирует болезни, разрабатывает методы их лечения и профилактики? (терапия).

И сегодня мы поговорим о терапии в педагогике, а именно об арт-терапии.

И так тема моего мастер-класса  «Ключ к внутреннему миру или метод изо-терапии с использованием нетрадиционных техник рисования»

Вопрос к зрителям: А как вы понимаете, что такое арт-терапия?

Ход мастер-класса:

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности, при которой происходит выражение эмоциональных переживаний и чувств ребенка посредством специально подобранных техник (кисти, краски, пластилин, глина и др.).

Изо-терапия - терапия изобразительным творчеством (лепка, коллаж и т.д.), в первую очередь рисованием.

Нетрадиционные техники рисования - это способы рисования различными  материалами: поролоном, комканой бумагой, трубочками, ниточками, пенопластом, парафиновой свечой, восковыми мелками, сухими листьями и т.д. рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т.д.

Вопрос к зрителям: А что мы лечим при помощи арт-терапии?

Арт – терапия означает исцеление искусством. Давайте перечислим хотя бы некоторые виды искусства: литература, живопись, скульптура, музыка, хореография и д.р.

Является ли рисунок (даже ребенка), как часть живописи, тоже искусством? (Ответы)

Продуктом какого психического процесса является рисунок? (воображение)

Воображение является высшей психической функцией, отражающей действительность. Основой воображения является творческая деятельность, в которой творчество (как развитие) есть необходимое условие человеческого существования. Само понятие "творческое" предполагает акцентирование новизны, оригинальности создаваемых воображением образов, самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Известно, что художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, звуки, подводит к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний, обеспечивает понимание языка различных видов искусства. Выражение ребенком своих переживаний в изобразительной деятельности является инструментом исследования его бессознательных процессов, облегчает отреагирование переживаний и фантазий, способствует изменению поведения, обеспечивает развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.

Между тем изобразительная деятельность является одной из форм арт-терапии и называется изо-терапия – исцеление живописью.

Давайте попробуем определить задачи изо-терапии.

Задачи изо-терапии:

1. Создает положительный эмоциональный настрой в группе.

2. Способствует творческому самовыражению, развивает воображение, фантазию, умение видеть необычное в обычных предметах окружающей действительности, способность нестандартно мыслить, образное мышление, память, внимание, тактильные ощущения, зрительно-моторную координацию, любознательность, наблюдательность.

 3. Развивает чувство внутреннего контроля, саморегуляцию.

 4. Развивает эмоциональную сферу детей, формирует адекватную самооценку, способствует  снижению эмоционального и мышечного напряжения, снятию негативных эмоциональных состояний (страхов, агрессивности, негативизма).

Рисование – это творческая деятельность, позволяющая  человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний,  выражать мечты и надежды. Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе отрицательных или негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

В своей педагогической деятельности я второй год использую метод изо-терапии с применением нетрадиционных форм рисования. На таких занятиях дети активно и самостоятельно проявляют себя. Так как нетрадиционные техники рисования интересны, увлекательны и доступны детям, позволяют сочетать необычные материалы, открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний.

Вопрос к зрителям: А как вы думаете, только ли с детьми дошкольного возраста можно проводить такие эмоциональные разгрузки?

Вы правы! Такие разгрузки возможно проводить и не только с детьми но и со взрослыми. Данную методику я апробировала и на своих коллегах. И теперь в нашем коллективе уже стало традицией раз в неделю проводить сеанс изо-терапии.

Так же в тандеме с психологом данную методику можно использовать при эмоциональной разгрузки школьников, особенно начального звена.

А когда вы в последний раз рисовали «для себя»? Скорее всего, на скучном совещании, когда ручка сама выводила на листке каракули? А вы знаете, что рисование может справиться со многими душевными затруднениями и стать мощным толчком для развития творческого потенциала во всех сферах жизни. Самое главное – получать удовольствие от процесса и не бояться выразить себя.

Я предлагаю сейчас провести сеанс изо- терапии и получить от этого процесса удовольствие.

На сцену выходят желающие и делятся на две группы.

Задание для первой группы «Рисуем пальцами». Педагогам нужно пальцами нарисовать на листе бумаги пейзаж или натюрморт.

Задание для второй группы «Каракулеграфия». Педагогам нужно нарисовать в произвольном порядке каракули, а затем внимательно посмотреть на то что получилось, определит на что или кого похожи каракули и дорисовать детали.

А пока творческие группы проходят сеанс изо-терапии, давайте попробуем определить принципы изо-терапии.

Принципы изо-терапии:

         Никогда не просите ребенка нарисовать вам что-либо конкретное по заказу, можете только предложить несколько вариантов на выбор, но не настаивайте, чтобы обязательно было нарисовано что-нибудь из предложенного вами; пусть лучше рисует то, что задумал сам.
       
Никогда не критикуйте работы маленького ребенка; да, он еще несовершенен, он рисует, как может, но рисует с душой; если вы будете постоянно его критиковать, он может вообще отказаться от этого занятия.
        Никогда, ни под каким предлогом
не дорисовывайте ничего и не улучшайте в работах ребенка, это тоже его обижает, подчеркивает его неполноценность, невозможность самому нарисовать хорошо (часто родители делают это, чтобы потом демонстрировать работы ребенка родственникам и знакомым, как его достижения).
       
Никогда не учите ребенка рисовать какой-либо конкретный образ, так как это убивает его фантазию, накладывает штампы на те или иные изображения (ваше видение); лучше научите ребенка приемам работы с материалами, рисования разных форм, а из этих умений он сам извлечет пользу и будет рисовать необычные, ни на чьи не похожие образы того или иного предмета или существа.
       Поощряйте нестандартные решения образов или приемы работы; пусть малыш понимает, что
главное - это именно его фантазия.

Творческие группы закончили выполнять задания. Уважаемые коллеги, какие чувства вы испытывали во время выполнения заданий, какие мысли вас посетили в этот момент? Первая группа работала в технике «Рисование пальцами». Данная техника развивает воображение, образное мышление, память, мелкую моторику рук и способствует эмоциональному расслаблению. Вторая группа работала в технике «Каракулеграфия». Данная техника активизирует мыслительную деятельность, развивает воображение и фантазию, способствует переключению с негативных мыслей на положительные эмоции.

Вот на такой красивой ноте я хочу закончить свое выступление, задав уже традиционный вопрос всех мастер-классов: «Уважаемые руководители, сможете ли вы применить данную методику в своей профессиональной деятельности и с кем?»

«Уважаемые методисты, старшие воспитатели и завучи сможете ли вы применять данную методику в своей профессиональной деятельности?»

«Уважаемые воспитатели и учителя сможете ли вы применять данную методику в своей профессиональной деятельности?»

Художник всегда ощущает связь со своими работами. Если он плохо относится к своему рисунку, есть основания предполагать плохое отношение и к себе. Ничего не бывает случайного в рисунке. При внимательном наблюдении и искреннем желании понять ребенка можно заметить много сигналов и признаков, указывающих на его эмоциональное состояние.

А сейчас я попрошу подняться на сцену руководителей образовательных организации. Уважаемые руководители любите себя, любите свой коллектив, будьте в гармонии с окружающим миром. Проложите тропинку к внутреннему миру каждого сотрудника. А в помощь  я хочу подарить вам небольшую подборку упражнений по изо-терапии.

Желаю вам успехов в профессиональной деятельности и совместном творчестве!

 

Упражнения по изо-терапии

ИНТЕРВЬЮ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Упражнение выполняется в парах (или в малых группах)

 Инструкция: попросите партнёра рассказать о его жизни, интересах, планах и т.д., а затем изобразите на рисунке то, что он Вам рассказал. Обсуждение, обратная связь группы.

Или:  ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Расслабьтесь и посмотрите на партнера. На общем листе бумаги изобразите поочередно любые элементы внешнего облика партнера, на которых останавливается Ваш взгляд, не отрывая карандаша от бумаги. Обсудите созданные рисунки. Варианты: поочередно рисуя в абстрактной манере, постарайтесь передать свои первые мысли и впечатления, связанные с партнером, передайте свои впечатления, связанные с партнером, используя один цвет и одну форму нарисуйте, каким Вы представляетесь партнеру, нарисуйте портреты друг друга, а под ними запишите свои впечатления друг о друге.

"САМОЕ-САМОЕ...". (для повышения самооценки)

Предложите ребенку согнуть лист (формата A3) пополам. На внешней половине листа пусть он нарисует любую дверь (каменную, деревянную, закрытую, открытую…) в любое помещение (в пещеру, в дом, в замок, в подземелье, в сказку…). Ребенок "открывает" дверь и на внутренней части листа рисует "Самое-самое-самое...". У каждого свое. У кого-то это самое красивое, у кого-то самое страшное или самое интересное, небывалое и т.д. Пусть сын (или дочь) придумает свою историю о том, какое "самое-самое" скрывается за нарисованной дверью. Важнее всего для вас будет рассказ ребенка о своем рисунке. Задайте малышу разнообразные вопросы, по правилам игры принимается абсолютно любой вопрос, и отвечающему нужно быстро сориентироваться и придумать ответ. А самый захватывающий момент для ребенка - это, конечно, посмотреть на ваш рисунок, услышать вашу историю о "самом-самом..." и затем самому задать каверзные вопросы маме или папе. Вот это удовольствие!

ГОВОРЯЩИЕ РИСУНКИ

(развитие воображения, образного мышления, графических навыков)

Взрослый говорит детям: «Когда-то, давным-давно, люди не знали букв и не умели писать, а истории, которые им надо было сохранить и запомнить, они рисовали. Такой вид записи назывался пиктографией, и им пользовались в древних странах - в Египте и Ассирии, Японии и Китае.  Мы тоже можем оставить на память о себе какую-нибудь историю или сказку. Если вместо букв мы будем использовать «говорящие» рисунки, то нас смогут понять жители разных стран. Чтобы рисунки стали «говорящими», они должны быть совсем простыми и в то же время понятными. Посмотрите, как можно при помощи рисунков «записать» начало сказки: «Красная Шапочка пошла в лес и встретила волка».

Взрослый рисует на доске или показывает детям готовый образец.

Детям предлагается при помощи пиктографии продолжить сказку про Красную Шапочку или изобразить то, что произошло с другими сказочными героями - Колобком, Буратино, Дюймовочкой и т.д.        

Примечание. Когда дети освоят пиктографическую запись, можно будет предложить им придумать истории, изобразить их, обменяться рисунками и попробовать «расшифровать» записи друг друга и рассказать содержание истории.

Упражнение «МОГУ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ИГРАТЬ...»

Нарисовать «нерабочей» рукой самую любимую игру (или занятие) и придумать к рисунку название.

Для работы лучше брать мягкие изобразительные материалы (гуашь, мелки, акварель и т.п.), листы бумаги большого формата (А3 и больше).
Понятно, что при рисовании левой рукой «правша» как бы раздвигает границы умений, открывает в себе новые чувства, становится более спонтанным. При этом высока вероятность проявления сильных переживаний, детских страхов, и наоборот, появления ярких творческих образов.
Важно обсудить, почему именно эта детская игра возникла в воображении? Как чувствовал себя человек, работая над образами? Что чувствует сейчас?

РИСУЕМ МУЗЫКУ (Это занятие разовьет эмоциональную сферу ребенка, фантазию, воображение).

Приготовьте все, что понадобится для рисования: краски, кисточку, альбом, клеенку, воду. Включите какое-нибудь музыкальное произведение. Это должна быть музыка не связанная с конкретными образами, чтобы ребенок не был знаком с видеорядом произведения, не знал языка слов, если это песня, лучше, если это будет классика. Поинтересуйтесь у ребенка, что хотел выразить композитор, создавая мелодию. Что ребенок представил себе, когда ее рисовал. Попросите нарисовать не конкретный образ, а сочетание цветов, которые возникают в воображении ребенка при прослушивании. Спросите, какого цвета эта музыка.. Ребенок сможет отойти от обыденного стереотипа мышления и самостоятельно создаст что-то новое.

РИСУЕМ СКАЗКУ

Конечно, все читают детям сказки. Предложите к одной из них  нарисовать иллюстрации. Попросите ребенка изобразить героев сказки, что с ними происходит, что могло бы с ними случиться, если бы некоторые события изменились.

Если малышу понравится эта идея, и он основательно потренируется, предложите перейти к следующему шагу - придумать и нарисовать сказку самому. Не ограничивайте его фантазию, это может быть сказка о чем угодно, запишите произведение за своим маленьким сказочником.

КАРАКУЛИ  (для активизации мыслительной деятельности, развития воображения и фантазии).

Работа происходит в группе.

Свободно водя по листу бумаги карандашом, пусть ребенок нарисует каракули без какой-либо цели и замысла. После слова «Стоп!» ребята меняются рисунками по кругу, и  создают из них образ и развивают его.

РИСУНОК ПО КРУГУ - не предполагает предварительного планирования темы и содержания рисунка.

Дети рассаживаются вокруг стола по кругу и начинают рисовать на большом листе бумаги, после слова «Стоп» передавая его следующему. И так, пока рисунок не вернется к владельцу. В процессе рисования договариваться о сюжете не разрешается. Затем начинается групповое обсуждение готового результата, обмен мнениями о том, что же получилось в итоге, довольны дети или нет созданным рисунком. юные художники ревностно относятся к своему рисунку. В процессе рисования практически все ребята, внимательно наблюдают за продвижением своего рисунка и его изменением под чужой рукой. Постарайтесь соответствующим образом настроить малышей. Пусть каждый внесет в рисунок соседа только самое лучшее, подарит другу самую добрую частичку своей души.

ЧЕГО НА СВЕТЕ НЕ БЫВАЕТ? (развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков).

Взрослый предлагает детям нарисовать  то, чего на свете не бывает.

По окончании рисования (лепки) дети поочередно демонстрируют свои работы и рассказывают о них. Все участники игрового упражнения обсуждают: действительно ли то, что изображено (вылеплено) не встречается в реальной жизни.

Выигрывает ребенок, который создал наиболее выразительный фантастический образ.

САМОЕ ВЕСЕЛОЕ (развитие воображения, образного мышления, эмоциональной сферы, изобразительных навыков).

Взрослый предлагает детям придумать и нарисовать что-нибудь веселое - самое веселое на свете. Он обращает внимание, что можно изобразить не только предметы: вполне допустимы различные сочетания цветов и форм.

По окончании рисования дети демонстрируют свои картины и рассказывают о них.

Примечание. Аналогично проводятся игры «Самое грустное», «Самое доброе», «Самое злое», «Самое красивое», «Самое счастливое» и т.д.

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ (развитие воображения, изобразительных навыков, активизация мышления и речи.)

Взрослый говорит детям: «Ребята, ни один человек не может знать наверняка, что будет завтра, через неделю, через месяц, через год, а тем более спустя десять, двадцать или более лет, то есть в будущем. Наверняка многое изменится, но как, никто не знает. Давайте пофантазируем, попробуем представить картины будущего и нарисовать их».

Варианты рисунков:

а) автомобиль будущего;

б) дом моей мечты (дом, в котором они хотели бы жить в будущем);

в) космический корабль;

г) фантастический пейзаж (Земля в далеком будущем или неизвестная планета, которую предстоит открыть).

По окончании рисования, взрослый предлагает детям продемонстрировать рисунки и рассказать о них.

   

МЕТОД ВОЛШЕБНОГО РИСУНКА

Способ получения изображения: Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение. Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету.

Материалы: свеча, плотная бумага, гуашь.

МОНОТИПИЯ С ЦЕЛЛОФАНОМ

Способ получения изображения: На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем (не надо единообразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

Материалы: бумага, целлофан. Кисти, акварель.

РИСОВАНИЕ НА МОКРОЙ БУМАГЕ

Способ получения изображения:

Смочите водой бумагу и сразу начинайте рисовать. Когда подсохнет - снова смочите и рисуйте дальше. Получается дымчатое изображение с размытыми очертаниями и плавными переходами.

Материалы :краски, плотная бумага.

КОЛЛАЖ- само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.

РИСУНОК ПАЛЬЦАМИ

Цель: развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики.

Оборудование: листы бумаги, гуашь, смешанная с зубной пастой, салфетки (для каждого ребенка).

Ход игры

Взрослый предлагает детям нарисовать картины красками, но без кисти, то есть при помощи собственных пальцев.

Виды «картин»:

а) пейзаж;

б) натюрморт;

в) портрет (или автопортрет);

г) обложка или иллюстрация к любимой книге и т. д.

По окончании рисования, дети демонстрируют картины, рассказывают о них.

Выигрывает ребенок, который при помощи пальцеграфии создал наиболее выразительный и оригинальный образ.

«КАКТУС».                                                                                                                            Очень простой тест, в ходе которого нужно нарисовать кактус на листе бумаги с помощью простого карандаша. Оценка рисунка проводится по следующим параметрам. Положение на листе: в центре — адекватная самооценка, сосредоточенность на настоящем; внизу — низкая самооценка; вверху — завышенная самооценка; слева — сосредоточенность на прошлом, справа — на будущем. Размер: меньше 1/3 листа — заниженная самооценка, 2/3 и больше — завышенная. Линии: четкость — уверенность, штриховка — признак тревоги, прерывистость — импульсивность, сильный нажим — напряжение, слабый — пассивность, уныние. Иголки: чем их больше, тем больше уровень агрессивности.

 «ЧЕРНИЛЬНЫЕ ПЯТНА И БАБОЧКА»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

Капните чернилами на тонкую бумагу и сверните лист трубочкой или сложите пополам, разверните лист и преобразуйте увиденный образ. Обсудите результаты работы в группе, найдите наиболее понравившиеся вам изображения других участников.

«РАДУГА»

Цель: Развитие эмоционального мира. Развитие навыков коммуникации.

Материал: Ватман, краски, кисти.

Проведение: Детям рассказывается о последовательности цветов радуги. На большом листе ватмана они по очереди каждый рисует одну полоску радуги. Когда все дети нарисуют по полоске рисунок можно украсить цветами, деревьями, птицами и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект практикума с родителями «Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка»

Привлечение внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей как источника познания внутреннего мира ребенка,особенностей восприятия им окружающего....

детский рисунок-ключ к внутреннему миру ребенка

Цель. Привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей как источника познания внутреннего мира ребенка, особенностей восприятия им окружающего.Проведение практикума.Предложить ...

Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребёнка.

Все дети без исключения любят рисовать. Рисуют дети то, что видят вокруг себя, что любят, о чем мечтают. Поэтому любой детский рисунок можно считать, как говорят психологи, проективным, то есть отража...

Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребёнка

Детский рисунок можно считать проективным, то есть отражающим внутренний мир и переживания ребенка....

Методическая разработка "Детский рисунок- ключ к внутреннему миру ребенка"

Все дети любят рисовать, что видят вокруг себя, что любят, о чем мечтают!...

Консультация "Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребёнка"

Каждый ребёнок любит рисовать. Но многие родители критикуют детские рисунки и не дают ему творчески расти. А вы возьмите и, наоборот, помогите ребёнку расти. Как? Вы найдёте в данной консультации отве...