Готовность к школьному обучению детей с особенностями развития
статья (подготовительная группа) на тему
Готовность к школьному обучению детей
с особенностями развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
byt_gotovym_k_shkole_uzhe_segodnya.docx | 32.13 КБ |
gotovnost_k_shkole.pptx | 2.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Готовность к школьному обучению детей
с особенностями развития
Подготовила: воспитатель МДОУ
детский сад №7 «Алёнушка»
Виленская Наталья Владимировна
Малоярославец, 2016г.
(2 –й слайд)
«Быть готовым к школе уже сегодня –
не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть
готовым всему этому научиться».
(Л.А. Венгер, А.Л. Венгер
«Готов ли ваш ребёнок к школе»).
Прежде всего, позвольте конкретизировать, что включается в понятие «готовность ребенка к школьному обучению» с медико-психолого-педагогической точки зрения:
(3-й слайд)
- Физиологическая готовность:
- Общее физическое развитие;
- Развитие общей и мелкой моторики;
- Физическая выносливость;
- Психолого-педагогическая готовность:
- Развитие высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия;
- Развитие речи;
- Круг знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.
- Социальная и личностная готовность:
- Уровень развития эмоционально-волевой сферы;
- Уровень развития коммуникативных навыков;
- Мотивационная сфера;
- Самооценка.
(4-й слайд)
Дети с особенностями развития – это дети, имеющие те или иные отклонения в своем физическом или психическом развитии. К этим детям относятся:
- дети с ограниченными возможностями здоровья и дети – инвалиды;
- «трудные дети».
(5-й слайд)
«Трудные дети» - не входят ни в норму, ни в группу патологий, серьезных болезней. Но от того, какие условия для них создадут родители, педагоги, общество в целом, будет зависеть их целостное, гармоничное развитие.
Большинство детей, относящихся к категории «трудные дети» имеют проблемы в развитии именно социально-личностной сферы. Социальная или личностная готовность к обучению в школе определяется уровнем развития эмоционально-волевой сферы ребенка, желанием ребенка учиться, принятием социального статуса школьника, сформированностью навыков совместной деятельности и навыков общения с детьми и взрослыми, ориентацией на социальные нормы и ценности, уровнем самооценки.
Позвольте отметить основные категории «трудных детей», с которыми наиболее часто сталкиваются педагоги ДОУ и, которые в дальнейшем часто характеризуются как «неготовые к школьному обучению»:
(6-й слайд)
- СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Ребенок постоянно вертится, ни секунды не сидит на месте. У него проблема с концентрацией внимания, воображением. У таких детей отстают в развитии определенные участки мозга, утверждают специалисты. У такого ребенка низкий уровень произвольной регуляции деятельности (побегав на перемене, он долго не может включиться в урок).
- Ребенок – «вундеркинд». Ребенок словно перерос своих ровесников. Он владеет научной недетской информацией, постоянно пытается продемонстрировать в беседах свои знания. При этом, эти дети не вступают в совместную деятельность со сверстниками, им не интересны игры.
- «Неуспешный» ребенок – неуверенный в себе ребенок. "Приступая к выполнению любого задания, ребенок уже заранее ожидает неудачи. И, конечно, оказывается прав. Ведь если ты думаешь не о том, как выполнить задание, а о том, как тебя будут ругать за допущенные ошибки, то добиться высоких результатов почти немыслимо. Ожидание неудачи становится постоянным. А из-за него и достигаемые результаты становятся все более низкими.
- «Негативистическая демонстративность» - это весьма активные дети с повышенной потребностью во внимании к себе. Отчаявшись добиться внимания с помощью обычных средств, ребенок прибегает к «сильнодействующим средствам». Это кривлянье, намеренное и подчеркнутое нарушение правил поведения.
(7-й слайд)
Пожалуй, в каждой группе детского сада найдется ребенок с вышеназванными особенностями, а скорее всего, далеко ни один ребенок.
Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что основная проблема - социальная и личностная готовность будущих первоклашек. Почему-то родители направляют все свои усилия в первую очередь на развитие интеллектуальной сферы ребенка (чтобы поступить в престижные школы, а затем в ВУЗы), забывая о развитии эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, о развитии личностных и нравственных качеств. А ведь это имеет очень важную роль в жизни детей: в конечном итоге определяют всю жизнь человека и его место в социуме.
Анализируя индивидуальные особенности развития детей можно сделать вывод, что необходимо комплексное сопровождение детей и работа всех специалистов ДОУ и их взаимодействие с родителями воспитанников.
Основу организации образовательного процесса определяют следующие принципы
- обеспечение двигательной активности;
- разнообразные игровые формы обучения;
- использование игровых ситуаций для создания эмоционально значимых ситуаций;
- формирование детской группы, обеспечивающей чувство комфортности каждому ребенку;
- взаимосвязь занятий с повседневной жизнью детей и их самостоятельной деятельностью.
Что же является главным средством в социально-личностном развитии дошкольника?
(8-й слайд)
Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
Значение игры в развитии ребенка трудно переоценить. Каждая вносит определенный вклад в его развитие и с этой точки зрения выполняет дидактическую функцию.
(9-й слайд)
Так, в играх-забавах и подвижных играх развиваются эмоциональная сфера, двигательная активность ребенка, умение координировать свои действия с действиями партнеров.
Практически все игры способствуют развитию внимания, восприятия, мышления, воображения, речи.
Сюжетные игры и игры-драматизации способствуют социальному развитию детей. Изображая взаимодействия персонажей игры, они учатся понимать чувства и состояния других, сопереживать им. Через собственные переживания малыш осваивает моральные нормы, знакомится с понятиями «добрый», «злой», «смелый», «трусливый», «жадный» и др.
В процессе коллективных и совместных игр учится общаться с другими, согласовывать с ними свои желания и действия.
Важно отметить, что при комплексном сопровождении ребенка, т.е медицинском, педагогическом и психологическом; при активном участии родителей в педагогическом процессе; при правильно организованных условиях, учитывающих индивидуальные особенности развития каждый ребенок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своем уровне, соответственно своим личностным особенностям.
(10-й слайд) Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Трудные дети могут иметь различные сложности, некоторые испытывают проблемы в общении, некоторые характеризуются повышенной возбудимостью и даже агрессивностью, некоторые, наоборот, являются слишком пассивными, слабохарактерными и безвольными.
В.А. Сухомлинский писал: «Если ребенок стал трудным, если все, что посильно другим людям, ему непосильно, значит, в детстве он не получил для своего развития от окружающих людей того, что должен был получить. Трудным ребенок становится именно в этом возрасте — от года до семи-восьми лет».
Игра – основной вид деятельности дошкольника Самое главное умение ребёнка – это умение играть. Игра - путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. А.М. Горький
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психофизиологические особенности готовности к школьному обучению в контексте ФГОС ДО
Статья в редакции...
Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".
Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...
Статья: Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.
Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы....
Определение понятия «готовность к школьному обучению», критерии и виды психологической готовности к школьному обучению
Готовность к школе - совокупность психологических, личностных, морфологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.Основные виды готовности к школьному обучению....
Возрастные особенности детей 6-7 лет и готовность к школьному обучению
Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам....
Особенности мотивационной готовности к школьному обучению мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
Консультация для родителей "Особенности мотивационной готовности к школьному обучению мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста"...
Статья «Особенности готовности к школьному обучению у детей с ОВЗ»
Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся ...
- Мне нравится (1)