Готовность к школьному обучению детей с особенностями развития
статья (подготовительная группа) на тему

Готовность к школьному обучению детей

с особенностями развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byt_gotovym_k_shkole_uzhe_segodnya.docx32.13 КБ
Файл gotovnost_k_shkole.pptx2.03 МБ

Предварительный просмотр:

Готовность к школьному обучению детей

с особенностями развития

Подготовила: воспитатель МДОУ

детский сад №7 «Алёнушка»

Виленская Наталья Владимировна

Малоярославец, 2016г.


(2 –й слайд)

«Быть готовым к школе уже сегодня –

не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть

 готовым  всему этому научиться».

(Л.А. Венгер,  А.Л. Венгер

«Готов  ли ваш ребёнок к школе»).

Прежде всего, позвольте конкретизировать, что включается в понятие «готовность ребенка к школьному обучению» с медико-психолого-педагогической точки зрения:

(3-й слайд)

  1. Физиологическая готовность:
  • Общее физическое развитие;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Физическая выносливость;
  1. Психолого-педагогическая готовность:
  • Развитие высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия;
  • Развитие речи;
  • Круг знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.
  1. Социальная и личностная готовность:
  • Уровень развития эмоционально-волевой сферы;
  • Уровень развития коммуникативных навыков;
  • Мотивационная сфера;
  • Самооценка.

(4-й слайд)

Дети с особенностями развития – это дети, имеющие те или иные отклонения в своем физическом  или психическом  развитии. К этим детям относятся:

  • дети с ограниченными возможностями здоровья и дети – инвалиды;
  • «трудные дети».

(5-й слайд)

«Трудные дети» -  не входят ни в норму, ни в группу патологий, серьезных болезней. Но от того, какие условия для них создадут родители, педагоги, общество в целом, будет зависеть их целостное, гармоничное развитие.

Большинство детей, относящихся к категории «трудные дети» имеют проблемы в развитии именно социально-личностной сферы. Социальная или личностная готовность к обучению в школе определяется уровнем развития эмоционально-волевой сферы ребенка, желанием ребенка учиться, принятием социального статуса школьника, сформированностью навыков совместной деятельности и навыков общения с детьми и взрослыми, ориентацией на социальные нормы и ценности, уровнем самооценки.

Позвольте отметить основные категории «трудных детей», с которыми наиболее часто сталкиваются педагоги ДОУ и, которые в дальнейшем часто характеризуются как «неготовые к школьному обучению»:

(6-й слайд)

  • СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности.  Ребенок постоянно вертится, ни секунды не сидит на месте. У него проблема с концентрацией внимания, воображением. У таких детей отстают в развитии определенные участки мозга, утверждают специалисты. У такого ребенка низкий уровень произвольной регуляции деятельности (побегав на перемене, он долго не может включиться в урок).
  • Ребенок – «вундеркинд». Ребенок словно перерос своих ровесников. Он владеет научной недетской информацией, постоянно пытается  продемонстрировать в беседах свои знания. При этом, эти дети не вступают в совместную деятельность со сверстниками, им не интересны игры.
  • «Неуспешный» ребенок – неуверенный в себе ребенок. "Приступая к выполнению любого задания, ребенок уже заранее ожидает неудачи. И, конечно, оказывается прав. Ведь если ты думаешь не о том, как выполнить задание, а о том, как тебя будут ругать за допущенные ошибки, то добиться высоких результатов почти немыслимо. Ожидание неудачи становится постоянным. А из-за него и достигаемые результаты становятся все более низкими.
  •  «Негативистическая демонстративность» - это весьма активные дети с повышенной потребностью во внимании к себе. Отчаявшись добиться внимания с помощью обычных средств, ребенок прибегает к «сильнодействующим средствам». Это кривлянье, намеренное и подчеркнутое нарушение правил поведения.

(7-й слайд)

Пожалуй, в каждой группе детского сада найдется ребенок с вышеназванными особенностями, а скорее всего, далеко ни один ребенок.

Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что основная проблема - социальная и личностная готовность будущих первоклашек. Почему-то родители направляют все свои усилия в первую очередь на развитие интеллектуальной сферы ребенка (чтобы поступить в престижные школы, а затем в ВУЗы), забывая о развитии эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, о развитии личностных и нравственных качеств. А ведь это имеет очень важную роль в жизни детей: в конечном итоге определяют всю жизнь человека и его место в социуме.

Анализируя индивидуальные особенности развития детей можно сделать вывод, что необходимо комплексное сопровождение детей и работа всех специалистов ДОУ и их взаимодействие с родителями воспитанников.

Основу организации образовательного процесса определяют следующие принципы

  • обеспечение двигательной активности;
  • разнообразные игровые формы обучения;
  • использование игровых ситуаций для создания эмоционально значимых ситуаций;
  • формирование детской группы, обеспечивающей чувство комфортности каждому ребенку;
  • взаимосвязь занятий с повседневной жизнью детей и их самостоятельной деятельностью.

Что же является главным средством в социально-личностном развитии дошкольника?

(8-й слайд)

Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

Значение игры в развитии ребенка трудно переоценить. Каждая вносит определенный вклад в его развитие и с этой точки зрения выполняет дидактическую функцию.

(9-й слайд)

Так, в играх-забавах и подвижных играх развиваются эмоциональная сфера, двигательная активность ребенка, умение координировать свои действия с действиями партнеров.

Практически все игры способствуют развитию внимания, восприятия, мышления, воображения, речи.

Сюжетные игры и игры-драматизации способствуют социальному развитию детей. Изображая взаимодействия персонажей игры, они учатся понимать чувства и состояния других, сопереживать им. Через собственные переживания малыш осваивает моральные нормы, знакомится с понятиями «добрый», «злой», «смелый», «трусливый», «жадный» и др.

В процессе коллективных и совместных игр учится общаться с другими, согласовывать с ними свои желания и действия.

Важно отметить, что при комплексном сопровождении ребенка, т.е медицинском, педагогическом и психологическом; при активном участии родителей в педагогическом процессе; при правильно организованных условиях, учитывающих индивидуальные особенности развития каждый ребенок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своем уровне, соответственно своим личностным особенностям.

(10-й слайд) Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовность к школьному обучению детей с особенностями в развитии Доклад подготовила Воспитатель МДОУ д етский сад №7 «Алёнушка» Виленская Наталья Владимировна

Слайд 5

Трудные дети могут иметь различные сложности, некоторые испытывают проблемы в общении, некоторые характеризуются повышенной возбудимостью и даже агрессивностью, некоторые, наоборот, являются слишком пассивными, слабохарактерными и безвольными.

Слайд 6

В.А. Сухомлинский писал: «Если ребенок стал трудным, если все, что посильно другим людям, ему непосильно, значит, в детстве он не получил для своего развития от окружающих людей того, что должен был получить. Трудным ребенок становится именно в этом возрасте — от года до семи-восьми лет».

Слайд 8

Игра – основной вид деятельности дошкольника Самое главное умение ребёнка – это умение играть. Игра - путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. А.М. Горький


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".

Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...

Статья: Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.

Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы....

Определение понятия «готовность к школьному обучению», критерии и виды психологической готовности к школьному обучению

Готовность к школе - совокупность психологических, личностных, морфологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.Основные виды готовности к школьному обучению....

Возрастные особенности детей 6-7 лет и готовность к школьному обучению

Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам....

Особенности мотивационной готовности к школьному обучению мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей "Особенности мотивационной готовности к школьному обучению мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста"...

Статья «Особенности готовности к школьному обучению у детей с ОВЗ»

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся ...