«Интеркультурное воспитание дошкольников»
статья по теме
Воспитание толерантности в процессе общения детей разных национальных культур
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_tolerantnost.doc | 48.5 КБ |
prezentatsiya_tolerantnost.docx | 684.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Старший воспитатель
дошкольного отделения
ГБОУ СОШ № 933
Балахонова М.Н.
Благополучие многонационального общества возможно только при условии братских, дружественных отношений между носителями различных культур. Уважение к другой культуре приходит через её познание, через личностные отношения, сердцевиной которых являются любовь и дружба людей разных национальностей. Очень важно, чтобы человек имел возможность свободно изучать, пополнять и пользоваться историко-культурным наследием своего народа.
Наше дошкольное отделение посещают дети разных национальностей. И всем нам известно, как важно с детства заложить в сердце ребенка зернышко добра и любви, научить понимать, ценить и гордиться наследием не только своих предков, но и принимать и понимать культуру другого народа. Дошкольное отделение углубленно работает по воспитанию и обучению детей в этом направлении. Тесно сотрудничает с сетевым ресурсным центром по теме «Двуязычный ребёнок – диалог языков и культур», где представляется опыт работы детского сада по этому направлению.
Наша задача передать детям за короткий период детства основы духовных ценностей, которые созданы народом. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная. Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, потешки), народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального поведения, стимулирует проявление начальных социальных эмоций. Народная культура — это совокупность ценностей группы людей, объединенных сходством языка (славянская, тюркская, финно-угорская), общностью обрядов и традиций. Она отличается определенной долей «простоты» и поэтому является доступной детям с рождения. Передаваемая из уст в уста, она обогащается различными вариациями и представляет огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты традиций, праздников, обрядов. В настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема межнационального общения людей. Невозможно воспитать в ребенке уважительное отношение к другим языкам и культуре, если для него свой родной язык и культура — чужды. У детей старшего дошкольного возраста основным достижением является национальная идентификация, проявляющая в осознанном обозначении национальной принадлежности. Поэтому важно не упустить время. В противном случае процесс национальной идентификации как один из важнейших элементов национального самосознания нивелируется, что может привести впоследствии к закомплексованности, проявлению национальной ущербности, низкому уровню социальной успешности. Осознание себя с дошкольного возраста в качестве объекта и субъекта культуры и общества обеспечит фундамент для формирования более прочного опыта социокультурной идентификации, толерантности в период перехода к школьному образованию.
Содержание работы реализуется в различных формах: экскурсии, беседы, игры — путешествия, досуги. Педагогическая практика воспитательной работы последних лет обозначила определенную проблему — недостаточность программно — методического обеспечения для организации работы по по приобщению дошкольников к культуре разных народов. В нашем дошкольном отделении мы ставим задачу приобщения детей к культуре разных народов, изучению народных традиций, обычаев, формированию интереса к постижению своих родословных корней. Используются различные формы организации работы. Предполагается оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности (коммуникативной, игровой, учебной, речевой, двигательной, изобразительной, музыкальной, театрализованной). Логика изложения материала построена в соответствии с основными закономерностями развития ребенка старшего дошкольного возраста с учетом особенностей детского восприятия, мышления, общения. Изучение каждой темы начинается с просмотра и обсуждения наглядного материала. Дети знакомятся с национальными костюмами, предметами быта, народными изделиями. На занятии используются игровые ситуации, знакомство с легендами, сказками в различных изобразительных и познавательных формах. В содержание кружковых занятий включены темы, которые наиболее интересны и доступны дошкольникам: «Одежда», «Жилище», «Фольклор», «Подвижные игры». К темам подобран и систематизирован разнообразный наглядно — иллюстративный материал, подготовлены альбомы, дидактические пособия, оформлены экспонаты для мини-музея: предметы быта, куклы в национальных костюмах, детские и взрослые национальные костюмы народов. Познавательный материал способствует расширению и углублению детских представлений о том, как жили народы в разное историческое время. Изучение речевых традиций позволяют в интересной, увлекательной форме закреплять и совершенствовать необходимые при подготовке к школе знания и умения детей: освоение форм общения, формирование звуковой культуры речи.
Ознакомление детей строится по следующим принципам:
- учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения;
- обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;
- уважение к личности каждого ребенка.
РАБОТА С СЕМЬЕЙ
Формирование положительных этнических взаимоотношений между детьми желательно начинать с дошкольного возраста, а именно – начинать с воспитания культуры межличностных отношений и межнациональных взаимодействий.
Необходимо учитывать то объективное обстоятельство, что ребенок является субъектом определенного социума, и на его развитие в первую очередь, оказывают влияние все члены семьи и родственники. Поэтому эффективность работы с детьми будет в большой степени зависеть от эффективности работы педагогов с родителями.
Именно семья определяет стартовое развитие ребенка вообще и влияет на развитие его межличностных взаимоотношений с другими детьми, в частности. Поэтому необходимо разработать и применять эффективные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
В каждой группе дошкольного учреждения есть дети разных национальностей. Их родители общаются друг другом, но это общение часто носит приветственный характер. В интересах детей, их воспитания и развития родительское общение должно стать насыщенным, доброжелательным и разнообразным, и организовать его должны воспитатели.
Для того чтобы работа с родителями была плодотворной, необходимо, прежде всего, провести социологические исследования (опросы, анкетирование, тестирование и т.д.) для определения направлений этой работы. Следующим этапом будет выбор форм работы с семьями.
Это могут быть:
- клубы встреч с интересными людьми, среди которых могут быть и родители, например, «Давайте познакомимся», «Наш детский сад – многонациональный дом», «Особенности воспитания детей в национальных семьях», «Роль отца и матери в воспитании будущих граждан», «Отношение к бабушкам и дедушкам в национальных семьях», «Национальные обычаи и традиции», «Литература армянских авторов для детей»;
- дни открытых дверей в национальных группах;
- дни, недели, декады, фестивали национальных культур в детском саду, в рамках которых родители получают или пополняют знания о традициях, обычаях, культуре людей разных народов;
- вечера развлечений, которые обычно проводятся с детьми и для детей, могут быть расширены и по содержанию, и по составу участников. В подготовке и организации таких мероприятий родители могут принимать самое непосредственное и активное участие. Тематика таких мероприятий может быть разнообразная: «Приглашаем в дом гостей», «Встречаем праздник», «Национальная кухня», «Празднование дней рождений», «Живем в мире и согласии», «Язык соседей» и др.;
- организация работы музеев, комнат, уголков по народоведению, краеведению, этнографии;
- организация кружковой работы по ознакомлению с народными промыслами (с привлечением членов семей);
- пошив национальных костюмов к утренникам и досугам;
- информационные бюллетени, которые готовят воспитатели для родителей, должны содержать интересный познавательный материал, например, «Имена наших детей», «Знакомимся с семьей …», «Бабушки и дедушки наших детей», «Поиграйте с детьми в национальные игры», «Колыбельные песни» и др.;
- встречи с родителями в группе, например, «Дружат дети – дружат семьи». На этих встречах дети могут знакомиться с семьями своих друзей, вместе встречать праздники, что будет способствовать сплочению родителей и детей.
«Неделя толерантности»
Ежегодно в дошкольном отделении проходит «Неделя толерантности»:
1-ый день – День моей семьи
Оформленные семейные логотипы группы создали атмосферу торжественности и значимости. Дети с гордостью рассматривали и обсуждали логотипы, выполненные совместно с родителями.
В этот день старшие воспитанники говорили о своих корнях, о разных национальностях в своей родословной.
Дети младшего возраста познакомились со значением имён, играли в игры: «Моя семья», «Ласковое имя» и т.д.
2-ой день – День национальной культуры
На тематических занятиях воспитанники дошкольных групп знакомились с символикой, традициями русского народа и народов, проживающих на территории России. Малыши рассматривали куклу в русском национальном костюме, российский герб и флаг.
Воспитанники средних и старших групп наряду с русской символикой и традициями, познакомились с символикой и традициями белорусов, украинцев, народов Кавказа и др.
Воспитатель старшей группы Петрова Т.А. познакомила детей с традиционными национальными праздниками. Ребята узнали о татарском «Сабантуе», украинском - «Ивана Купалы» и, конечно, о русских народных праздниках.
Подробно Татьяна Андреевна остановилась на русских традициях, связанных с празднованием светлого праздника «Пасхи». Она предложила детям нарядиться в русские костюмы и поучаствовать в пасхальном катании яиц.
Чтобы быть красивыми и пригожими девочки умывались водой, в которую была опущена крашенка.
В завершении все приняли участие в хороводной игре «Весну – красную зовём»
3-ий день – День национальной кухни
За празднично накрытыми столами дети дегустировали различные национальные блюда, приготовленные родителями: русские блины и оладьи, печеная картошка и холодец, пельмени и пряники, лаваш и драники, лепешки и «Чак-чак».
4-ый день – День национальной игры
Этот день был посвящен играм народов России.
Малыши с большим удовольствием играли в национальные подвижные игры: «У медведя во бору..» (русская), «Скачет зайчик» (украинская), «Гроза» (башкирская), «Топ-топ» (народов Коми) и т.д.
Воспитатель по ФИЗО Карнеева С.В. устроила в этот солнечный день настоящий праздник. Вспомнив с детьми уже знакомые национальные игры, используемые ежедневно на занятиях, Алина Вячеславовна познакомила их и с новыми, передающими традиции русского народа.
5-ый день – День национального фольклора
Воспитатели знакомили детей с обрядами, сказаниями, частушками, колыбельными разных народов. Каждый воспитатель выбрал свою форму занятия: беседа, музейное занятие, чтение произведений устного народного творчества.
Воспитатель младшей группы Т.В Лобанова со своими воспитанниками укачивала в люльке «младенца» - куклу Ванечку, дети разучили колыбельные песенки разных народов.
В течение недели все специалисты на своих занятиях работали в рамках «Недели толерантности».
На занятиях по изобразительной деятельности дети украшали орнаментом национальные костюмы и рушники;
педагог-психолог Карнеева С.В. с группой детей старшего возраста провела коррекционно-развивающее занятие на снятие агрессии, проявление сплоченности, взаимопомощи.
«Неделя толерантности» завершилась весёлым концертом «Мы живём семьёй единой», подготовленным музыкальными руководителями. В нём приняли участие дети всех возрастных групп. Дошколята с удовольствием показали друг другу весёлые украинские хороводы «Веснянка», «Галя по садочку ходила», эстонский танец «Приседай»,), русские народные песни и танцы; с интересом были приняты зрителями образная игра «У Маланьи», русская обрядовая игра «Сиди Яша». Ну а какой концерт без русской народной пляски?
В своих песнях, хороводах, плясках дети показали не только любовь к своему наследию и своему народу, но и уважение к культуре других национальностей.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
Перспективное планирование и диагностика по интеркультурному воспитанию в ДОУ.
планирование деятельности по интеркультурному воспитанию в средней,старшей и подготовительной группах + диагностика...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
Конспект по интеркультурному воспитанию дошкольников
из опыта работы...
Цикл занятий по интеркультурному воспитанию дошкольников «Давайте знакомится Диана Касатанян и Арман Сукисян
Цикл занятий по интеркультурному воспитанию дошкольников «Давайте знакомится Диана Касатанян и Арман Сукисян...