Проект "Молдавия"
проект (подготовительная группа) на тему

Сухих Ирина Викторовна

Проект разработан для формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Молдова"128.01 КБ
Файл Игры18.92 КБ
Файл Пословицы и поговорки12.85 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Центр развития ребенка - Детский сад N67 "Буратино"

г. Мытищи Московской области.

Проект «Молдова»

Воспитатель: Сухих Ирина Викторовна

2017г.

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».

Э. К. Суслова.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: социальный.

По числу участников проекта: групповой (30 человек, все желающие).

По времени проведения: краткосрочный (2 неделя).

По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Состав проектной группы:

Автор проекта, воспитатель – Сухих Ирина Викторовна, дети и родители подготовительной группы «Капитошки»

Цель: объединение усилий семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей

Задачи:

  1. Расширить знания о жизни людей молдавской  национальности, их обычаях, традициях, фольклоре.
  2. Познакомить с национальной одеждой, кухней молдаван;
  3. Учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким. 
  4. Приобщить детей к молдавским народным играм, танцам, песням, сказкам.
  5.  Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей.
  6. Развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков; уважения к окружающим людям.

Тип проекта: социально-культурный

Сроки: 13-24 ноября

Актуальность проекта.

Россия – страна многонациональная, многокультурная,  многоязычная. Так было всегда. Тема толерантности, совместного проживания разных народов как для мира, так и для России в последнее время стала очень актуальной. 

Ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания.

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивах государственных документах: «В законе об образовании», «Концепции государственной национальной политики».

Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание.

Практическая значимость:

  • Пополнение игровой картотеки   молдавскими народными играми;
  • Знакомство с молдавским народным фольклором, танцами, песнями;
  • Пополнение библиотеки  детской художественной литературы (сказки, стихи, пословицы, загадки).

Идея проекта:

Через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур народов, живущих в России.

Замысел проекта:

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов, проживающих в родном краю.

Средства реализации проекта:

  • устное народное творчество; -
  • художественная литература;
  • музыкальное народное творчество;
  •  декоративно-прикладное искусство, живопись;
  • народные праздники, обряды, традиции;
  • игра, народная игрушка и национальная кукла;

Продукт проекта: Выставка поделок для праздника  «Мэцишор»

                                  Изготовление  рисунков для книги .

Этапы проектной деятельности:

1 этап Целеполагание. 

Раздел «Нравственное воспитание толерантности» включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей,  является неотъемлемым условием толерантного воспитания, ведь все  люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе.

2 этап Разработка проекта.( Подготовительный этап)

3 этап Выполнение проекта.( Основной этап)

      Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Провести работу с родителями.

4 этап. Презентация проекта.( Заключительный этап)

     Выставка поделок для праздника  «Мэцишор»

     Изготовление  рисунков для книги  «»

      5 этап. Определение задач для новых проектов.

Мероприятия

Ответственные

1

Целеполагание. 

Воспитатели

2

Подготовительный этап

1)Довести до участников важность данной темы.

2)Подбор методической литературы. Подобрать наглядно-дидактический материал, художественную литературу (соответствующие теме проекта)

3)Составление плана мероприятий .

Воспитатели

Основной этап

3

1. Консультация для родителей « Что такое толерантность»

2. Консультация для родителей «Как воспитать толерантного ребёнка?»

(Приложение №3)

Воспитатели, родители

4

Реализация проекта :

1.  Молдавские народные игры: «Лощадки», «Яблоко», «Овцы и волк», «Сбей кушму», «Барашек», «Перешагивание через ноги», «Скользящий прут», «Охотник и медведь».

2.  Чтение художественной литературы: народные сказки: «Волшебный колокольчик», «Алистар Фэт-Фрумос», «Базилик Фэт-Фрумос и Иляна Косынзяна, сестра Солнца», «Иляна Косынзяна», «Черт и человек», «Повар и царь»,  «Легенда о ласточке», «Пэкалэ и Тындалэ», «Конь и медведь», «Когда за добро злом платят .

Детские стихи Григоре Виеру: «Осень», «Мамин день» и т.д.

Молдавские  пословицы, поговорки, загадки, приметы.

3 .Познавательные беседы и презентации: «Путешествие в Молдову», «Танцы и песни молдаван», «Природа Молдовии», «Традиции и обычаи народа», «Ремёсла и быт Молдаван».

4. Художественное творчество:

 Презентация  картин художника:  Ревуцкой Елена Борисовны .

Продуктивная деятельность: рисование по сюжетам сказок.

5.  Игровые ситуации и дидактические упражнения: «Мои соседи – Молдаване», «Мы – разные, но мы вместе!», «Приготовим Молдавское  блюдо»,  «Найди характерные признаки".

6. Пальчиковые и артикуляционные гимнастики: «Гости», «Прятки», «Двое нас».

7. Музыкальная деятельность: Прослушивание произведений молдавских  композиторов, разучивание элементарных танцевальных движений под национальную музыку; (Совместная работа с специалистом по музыке)

8. Театрализованная деятельность: драматизация сказки «Волшебный колокольчик».

9. Работа с родителями:

оформление выставки «Кукла в национальном костюме»;

Воспитатели,

Дети

Заключительный этап

5

Выставка поделок «Мэцишор»

Изготовление  рисунков для книги .

Воспитатели, дети

Мэрцишор и Мартеница: история возникновения

Праздников прихода весны существует достаточно много – в разных культурах и в разных странах. Как правило, праздники прихода весны выпадают на первые числа марта. Например, в Румынии и Молдавии 1 марта отмечается праздник Мэрцишор, означающий традиционную встречу весны. В Болгарии тот же самый праздник носит название Мартеница (или Баба Марта).

Так откуда взялся праздник Мэрцишор и Мартеница?

Праздник Мэрцишор: история возникновения

Считается, что праздник Мэрцишор берет свое начало еще в Римской империи, когда 1 марта праздновалось наступление Нового года. Этот праздник был посвящен богу Марсу, который одновременно символизировал земледелие и войну – то есть гибель и возрождение природы. Согласно раскопкам, в Румынии мэрцишоры мастерились еще 8 тысяч лет назад.Праздник Мэрцишор: история возникновения

Существует несколько легенд о Мэрцишоре, которые и положили начало этому празднику.

Первая легенда рассказывает о красивом парне Фэт-Фрумосе (в переводе на русский, Добрый Молодец), жившем среди Гетов и Даков в древние времена (территория Карпатов и Трансильвании), который в первый день весны отправился на прогулку в лес. Парень очень любил свой родной край и родную природу, был веселым и добрым. Доскакав до солнечной поляны, он увидел маленький цветок Подснежник, который возвышался над снегом. Парень подошел к цветку и спросил у него, кто он, Подснежник ответил, что он посланец Весны, что зима закончилась и скоро станет тепло и хорошо. А когда Фэт-Фрумос забеспокоился, не замерзнет ли цветок, Подснежник сказал, что не боится холода. Эти слова услышал Вьюга-Мороз, который в этот момент проходил мимо, и разозлился, что маленький цветок его не боится. Чтобы проучить Подснежник, Вьюга-Мороз начал лютовать и наслал такой холод, что Подснежник начал замерзать и умирать.

Фэт-Фрумос, не желая гибели цветка, начал бороться с Вьюгой-Морозом, но ему оказалось это не по силам. И тогда, умирая, Фэт-Фрумос закрыл грудью цветок от холода, и капли крови парня упали на землю рядом с Подснежником. Цветок выжил, согретый дыханием и кровью своего защитника, и смог и дальше расти и возвещать на весь мир о приходе Весны. А Фэт-Фрумос превратился в другой цветок, который был так же прекрасен, как и Подснежник. По другой версии этой же легенды, Фэт-Фрумос встретил на поляне прекрасную Фею, которая ему очень понравилась. Но Вьюга-Мороз решил заморозить ее, а юноша, вступившийся за нее был смертельно ранен. Когда Фэт-Фрумос решил согреть замерзающую Фею своей горячей кровью, он обнял ее, но и Фея, и парень погибли. А на месте их гибели выросли белый подснежник и пион.

Другая легенда про праздник Мэрцишор рассказывает, что в первый мартовский день на полянку, где рос Подснежник, вышла Весна. Увидев прекрасный цветок, она начала расчищать снег вокруг него, чтобы дать ему пробиться. Лютая Зима увидела это, разозлилась – и начала насылать злые ветры и холод на Подснежник. Весна, желая защитить цветок, прикрыла его руками и укололась об иголку терновника. Кровь из пальца Весны упала на Подснежник – и он ожил и согрелся.

Еще одна легенда о празднике Мэрцишор говорит о том, что однажды Солнце превратилось в прекрасную девицу и спустилось на землю. Но злой Змей, не желая прихода тепла, выкрал ее и спрятал в своем замке. Без Солнца в мире стало холодно, птицы престали петь, а люди забыли, что значит веселье. Но один юноша, который был очень смелым, решился победить Змея и вызвал его на поединок. Парню удалось освободить Солнце, но от полученных в бою ран он скончался – и его красная кровь, падающая на снег, заставляла его таять, а на месте проталинок вырастали подснежники – символ весны.

Праздник Мэрцишор: символика

Главным символом этого праздника являются Мэрцишоры – специальные бутоньерки, сочетающие в себе красный и белый цвета и символизирующие чистоту первого весеннего цветка подснежника и красную кровь его защитников.Праздник Мэрцишор: символика

Мэрцишоры дарят друг другу 1 марта и носят вплоть до 31 марта, после чего их вешают на цветущие фруктовые деревья. Считается, что если дерево, на которое человек повесил свой мэрцишор, хорошо уродит – значит, у этого человека будет удачный год, полный любви и успехов. Кроме того, если, вешая мерцишор на дерево, загадывать желание, оно точно сбудется. Но, повесив мэрцишор на определенное дерево, человек брал на себя обязательство приглядывать и ухаживать за этим деревом в течение года.

Первые мэрцишоры делали из золотой или серебряной монеты, обмотанной красной и белой нитками и подвешенной на шею в качестве кулона. Дети носили мэрцишоры весь март, а девушки – только первые 12 дней марта, после чего вплетали их в волосы и носили, ока не прилетят аисты или не зацветут первые деревья. После этого монету разматывали, привязывали нить к дереву, и за монету покупали особый вид брынзы из овечьего молока – каш.

Сейчас мэрцишоры вяжут из двух ниток и скрепляют друг с другом в виде кружочков или головок подснежника – красной и белой. Скрепив их друг с другом, нити мэрцишора связываются в бант и пришивают мэрцишор на одежду или прикрепляют его с помощью булавки на грудь со стороны сердца.



Предварительный просмотр:

МОЛДАВСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Лошадки (Де-а каий)

Играющие делятся на лошадок и кучеров. На площадке проводится черта, по одну сторону которой становятся лошадки, по другую - кучера. Лошадки, взявшись за руки, подходят к черте и говорят:

Та-ра-ра, та-ра-ра,

Ушли кона со двора.

После этих слов они разбегаются, а кучера их ловят и уводят в специально отгороженное место - конюшнкх Дети-лошадки должны все время, пока их не поймают, щелкать языком: «Цок-цок-цок», чтобы кучера знали, кого ловить.

Когда переловят всех лошадок, кучера седлают их (надевают на них вожжи) и уезжают, говоря:

Еду, еду на коне

По чудесной стороне,

По Молдавии зеленой,

Жарким солнцем опаленной.

Цок, лошадка,

Цок, Гнедок,

Цок подковой,

Цок-цок-цок.

Правила игры. Кучера не имеют права ловить лошадок, пока дети не кончат говорить слова. Лошадки должны все время, щелкать языком, пока их не поймают.

Яблоко (Де-а мэрул)

Играют одновременно до пятнадцати детей. Взявшись за руки, они образуют круг. По желанию выбирается водящий. Он встает в центр круга и говорит:

Яблоко, червивое яблоко,

Ветер дует, оно падает,

Когда водящий начинает произносить эти слова, игроки бегут по кругу. С окончанием фразы все должны быстро присесть на корточки. Тот, кто не сумеет это выполнить, т. е. сделает хотя бы один шаг или упадет, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется трое игроков. Они объявляются победителями.

Правила игры. Бегущим по кругу игрокам не разрешается разъединять руки. Из двух игроков, нарушивших правило, выходит из игры один - тот, у кого окажется свободной правая рука. Однако по уговору можно выводить из игры и того, у кого окажется свободной левая рука. За соблюдением правил во время игры следит водящий.

Овцы и волк (Оиле ши лупул)

Играющие становятся по одну сторону площадки -- это овцы, ведущий -по другую. Из числа играющих выбираются волк и пастух. Ведущий, обращаясь к пастуху, говорит:

Мэй, чабан, Мэй, молодой,

Мэй, чабан, мэй.

Ты совет послушай мой,

Мэй, чабан, мэй.

К нам гони овец домой,

Мэй, чабан, мэй.

Здесь луга с такой травой!

Все заботы с плеч долой!

После окончания слов пастух гонит овец домой, а волк ловит их и уводит в логово.

Правила игры. Овцы начинают перебегать на другое пастбище, а волк ловит их после окончания слов ведущего. Овца считается пойманной, если волк дотронулся до нее рукой. Волк не имеет права ловить овец за чертой пастбища.

Сбей кушму (Дэ жос кушма)

Двое игроков, обвязавшись кушаками (широкий пояс), становятся друг против друга. Левой рукой берутся за кушак соперника, делая обманные движения правой рукой, стараются снять кушму (шапку) с головы противника. Побеждает тот, кто сделает это первым.

Правила игры. Левая рука должна находиться на кушаке соперника в течение всего времени игры. Снимать кушму с головы противника можно только правой рукой. В игре участвуют две - четыре пары.

Барашек (Мелуц)

Играющие стоят в кругу, а барашек - внутри круга.

Игроки идут по кругу и произносят слова:

Ты, барашек серенький,

С хвостиком беленьким!

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили.

Ты нас не бодай!

С нами поиграй!

Скорее догоняй!

По окончании слов дети бегут врассыпную, а барашек их ловит.

Правила игры. Разбегаться можно только после окончания слов.

Перешагивание через ноги (Пзшитул песте пичоаре)

Для проведения игры по кругу устанавливаются несколько стульев. Выбирается водящий. Он внимательно смотрит, стараясь запомнить, кто из играющих где сидит. Затем ему завязывают глаза. Сидящие на стульчиках вытягивают ноги вперед и немного их приподнимают (на высоту 10--20 см от пола). Водящий должен пройти по кругу, перешагивая через вытянутые ноги и стараясь не задеть за них.

Правила игры. Водящий может вытянуть вперед руки, чтобы не натолкнуться на играющих, сидящих на стульях, но он не имеет права руками нащупывать вытянутые вперед ноги играющих. Играющим не разрешается поднимать ноги выше обозначенной высоты. Изредка играющие могут подшучивать над водящим: они опускают и сгибают ноги, наблюдают, как он старается шагать через отсутствующее препятствие.

Побеждает тот, кому удается перешагнуть через ноги всех играющих, ни разу за них не задев.

Игры с предметами

Скользящий прут (Де-а баланка)

Играют мальчики школьного возраста на ровной площадке (10х5 м). Инвентарь: гибкие прутья (по числу игроков) для метания на дальность с отскока (длиной 1,5 м, диаметром 1-2,5 см) и палка (длиной до 2 м, диаметром 3 см). Играющие, обычно 2-6 человек, устанавливают (по желанию) очередность участия в игре.

Описание. На землю кладут палку, в 2 м от которой проводят параллельную ей линию. Первый игрок, став на линию и взяв прут за тонкий конец, бросает его так, чтобы он, скользнув по палке (поперек нее), пролетел по площадке как можно дальше. Побеждает тот, кто бросит прут дальше всех.

Правило. Прут, брошенный игроком, обязательно должен удариться о палку, иначе результат не засчитывается.

Охотник и медведь (Вынэтбрул ши урсул)

Почти век назад, когда охота была широко распространена в некоторых районах Молдавии, там пользовалась популярностью игра в «Охотника и медведя». В ней участвовали наиболее ловкие и сильные юноши. Сейчас эта игра - большая редкость.

Правила игры. Двое игроков распределяют между собой роли по желанию: один - «охотник», другой - «путник». «Путник» втыкает в землю палочку длиной 35 см так, чтобы она легко вытаскивалась. Если игра проводится в помещении, то вместо палочки можно использовать кеглю. «Охотник» берет в руки две гладкие крепкие палки (длиной 30 см) и, зажав их в кулаках, принимает положение упор лежа, опираясь на палки и носки ног (см. рис. к игре «Охота на медведя» в разделе «Литва»). Как только он займет указанное положение, к нему подходит «путник» и затевает разговор:

- Куда ты идешь?

- На охоту на медведя.

- А где медведь?

- Там.

«Охотник», опираясь на одну палку, другой рукой показывает на «медведя» - палочку или кеглю, расположенную в 20 см от него.

- А где твое ружье?

- Здесь.

«Охотник» показывает одной рукой, с зажатой в ней палкой, за спину. При этом опирается на палку, зажатую в другой руке.

- А где твой рог?

- Есть у меня.

- Тогда стреляй в «медведя»!

Задача «охотника» - опираясь на одну палку, а другую положив около себя, схватить освободившейся рукой «медведя» и положить около себя. Побеждает тот, кто выполнит все перечисленные движения.

Правила.

«Охотнику», принявшему положение упор лежа, нельзя сгибать ноги в коленях и сгибаться в поясе.После каждого показанного движения «охотник» снова опирается на обе палки.



Предварительный просмотр:

Молдавские пословицы и поговорки

Молдаване — восточноевропейский народ романской языковой группы, основное население Молдавии. Крупными диаспорами проживают на Украине и в России, а также в других странах. Общая численность в  мире — около 3,5 млн. человек. Говорят на молдавском языке. Литературный язык молдаван практически не отличается от румынского. Молдаване, живущие в Приднестровье, используют письменность на основе кириллицы. Большинство верующих молдаван — православные. Родственный народ — румыны.

Брат, брат, а как до сыра — подавай денежки.

Будь бережливым, пока мешок ещё полон.

Вол имеет язык, да не может говорить.

Высок, как сосна, красив, как май.

Деньги и цыган имеет, да чести не имеет.

Дерево корнями сильно, человек — друзьями.

Как бы ни была коростлива коза, а всё хвост вверх дерёт.

Лень — сударыня знатная, но голодная.

Лучше горсть дружбы, чем воз денег.

Лучше вместе с достойным потерпеть поражение, чем вместе с трусом одержать победу.

Лучше умный упрёк, чем дурная похвала.

Море полно волн, а свет — горя.

На работе человек виден.

Он и чёрта вынет из земли. (о человеке с сильным характером, который привык добиваться своего)

Он хорош, как грудь матери.

Она оторвана от солнца. (говорят о красивой женщине)

Пальцем глубину моря не измеришь.

Перемена господ — радость глупцов.

Придёт старость и спросит, где молодость.

Сколько погребов — столько и обычаев.

Стал в круг — пляши!

Трать, но смотри, что осталось!

Труд на ноги ставит, а лень валит.

Хорошо, когда хлеб свежий, вино старое, а наречённая* молода.  (*невеста)

Цыган, сделавшись царём, первого повесил-бы своего отца.