Картотека народных игр
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Народные игры многому учат детей, способствуют развитию речевых навыков, сообразительности, ловкости, быстроты движений, меткости. Безусловно, эти игры – национальное богатство, и важно, чтобы дошкольники их знали и любили.
Шатёр
Участники игры делятся на 3-4 подгруппы. Каждая подгруппа образует круг по углам площадки. В центре каждого круга ставится стул, на котором вешают платок с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу шагом вокруг стульев, поют и приговаривают:
Мы весёлые ребята.
Соберемся все в кружок,
Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок.
С окончанием пения дети перестраиваются в один общий круг. Взявшись за руки, подскоками двигаются по кругу. С окончанием музыки (или по сигналу «Строим шатер») дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши). Выигрывает группа, которая первой построит «Шатер».
Огородник
В центре большого круга ставят «пенёк» (стульчик), в круге складывают колышки (либо игрушки, обозначающие овощи). Все играющие стоят за кругом. «Огородник» сидит на пенечке и «тешет колышки», при этом приговаривает:
На пенечке я сижу,
Мелки колышки тешу,
Огород горожу.
С окончанием слов играющие стараются быстро вбежать в огород и унести колышки («овощи»). Ребенок, до которого дотронулся «огородник», выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех наберет колышков.
Подкиды
Один из играющих берет в руки мяч и напевает:
Оля, Коля, дуб зеленый
Ландыш белый, зайка серый
Брось!
Со словом «Брось!» сильно подбрасывает мяч вверх. Кто из игроков первым на лету его подхватит, тот поет тот же игровой припев и подбрасывает мяч.
Катай каравай
Одному из детей завязывают глаза, потом поворачивают его несколько раз вокруг оси и, продолжая поворачивать поют:
Катай каравай,
Поворачивай , давай,
К лесу – куролесу,
В огород залезу,
Плетень изломаю,
Гряды ископаю.
Говори, слепой,-
Куда головой?
«Слепой» должен отгадать и назвать место, куда он повернут головой. Например, к стене, к окну и т.д. Если он отгадывает правильно, тот его место занимает другой участник.
Аисты и лягушки
Дети делятся на две группы: «аисты» и «лягушки» - и располагаются на противоположных сторонах площадки. Аисты стоят на одной ноге, а Лягушки прыгают к ним со словами:
На одной ноге стоишь,
На болото ты глядишь,
А мы весело, прыг – скок,
Догони – ка нас, дружок!
Аисты догоняют Лягушек. На следующий раз дети меняются ролями.
Селезень
Играющие строятся в круг, выбирают «селезня» и «уточку». Дети идут по кругу, держась за руки, и поют:
Селезень утку догонял
Молодой утку загонял:
«Ходи, утица, домой,
Ходи, серая, домой!»
Селезень идет внутри круга по часовой стрелке, а Уточка за кругом против часовой стрелки. С окончанием пения селезень ловит уточку по типу игры «кошки- мышки». Поймав «Уточку» , Селезень приводит ее в круг и целует в щеку.
Гори ясно
Дети стоят в кругу и держатся за руки. В середине – ребенок с платочком в руке (водящий). Сначала дети идут по кругу вправо, а водящий машет платочком. Затем дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий двигается поскоками внутри круга. С окончанием музыки останавливаются и поворачиваются лицом к двум стоящим в кругу детям. Затем играющие хором поют считалку:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Раз, два, три!
На слова «Раз, два, три» дети три раза хлопают в ладоши, а водящий три раза взмахивает платочком. После этого двое ребят, напротив которых остановился водящий, поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремится прибежать первым, чтобы взять у водящего платок и поднять его вверх.
Гори, гори ясно (2)
Дети выстраиваются пара за парой. Водящий становится впереди. Ему не разрешается оглядываться. Все поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят, колокольчики звенят!
Когда песня заканчивается, дети, стоявшие в последней паре, разъединяются и обегают стоящих в парах (один слева, другой справа). Они стараются впереди схватиться за руки. Водящий, в свою очередь, старается поймать кого – нибудь из бегущих. Пойманный становится с водящим в первой паре, а оставшийся без пары становится новым водящим. Если же пара бегущих успевает соединиться раньше, чем водящий успеет кого – либо поймать, то эта пара становится впереди, игра продолжается с прежним водящим.
Ворон
Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребенок - ворон. ( он стоит в кругу вместе со всеми).
Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
(дети идут к центру круга дробным шагом)
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
(тем же шагом дети идут назад, расширяя круг, и оставляют в центре «ворона»)
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
(ворон пляшет, дети повторяют его движения)
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.
С окончанием песни «ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза. Ворон обегает круг, дотрагивается до чьей – нибудь спины, а сам становится в круг. С началом песни ребенок, до которого дотронулись, становится вороном.
Родничок
Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья. Все поют:
Разлился родничок,
Золотой рожок. У -ух!
Разлился ключевой,
Белый, снеговой. У-ух!
По мхам, по болотам,
По гнилым колодам. У-ух!
Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при этом каждый мешает своему соседу. Тот, кто коснется воды, из игры выбывает.
Краски
Играющие выбирают хозяина и покупателя– черта. Все остальные – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и так, чтобы не услышали покупатели, называет его хозяину. Потом хозяин приглашает покупателя. Подходит черт, стучит палочкой о землю и говорит с хозяином:
- Тук, тук!
- Кто пришел?
- Я черт с рогами, с горячими порогами,
С неба свалился, в горшок провалился!
-Зачем пришел?
- За краской.
- За какой?
- За красной.
Если красной краски нет, хозяин говорит:
- Нет такой. Ступай домой. По своей дорожке кривой.
Если краска есть, хозяин говорит:
Скачи на одной ножке по красной дорожке
Найди красные сапожки.
Поноси, поноси
И назад принеси!
В это время красная краска убегает. А черт пытается ее догнать.
Дятел
Играющие выбирают участника, изображающего дятла. Остальные игроки подходят с дятлом к дереву и поют:
Ходит дятел по пашнице,
Ищет зернышко пшеницы,
Не нашел и долбит сук,
Раздается в лесу стук.
Тук-тук-тук!
После этого дятел берет палку и считая про себя, стучит по дереву задуманное количество раз. Кто из игроков первым правильно назовет число и столько раз обежит вокруг дерева, становится новым дятлом и игра повторяется.
Грачи летят
Дети становятся в круг. Один выходит на середину и поет:
Грачи летят,
На всю Русь трубят:
-Гу-гу-гу-
Мы несем весну!
Он поднимает руки вверх, показывая, как летят грачи.
Летят! Летят! – кричат дети и поднимают руки
Журавли летят
На всю Русь кричат.
Гу-гу-гу!
Не догнать нас никому!
Летят! Летят! – кричат дети и поднимают руки.
Поросята летят,
Полосаты визжат.
Хрю-хрю-хрю
Надоело нам в хлеву!
Летят, ле… - ошибаются некоторые дети и поднимают руки вверх. Кто ошибается – тот выходит из игры. Далее можно называть и других птиц и животных.
Колечко
Ведущий берет в руки кольцо. Все остальные участники садятся на лавку, складывают ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладошки свои ладони, при этом он приговаривает:
Я по горенке иду, колечко несу! Угадайте – ка, ребята, где золото упало?»
Одному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов от лавки и произносит нараспев слова:
Колечко, колечко,
Выйди на крылечко!
Кто с крылечка сойдет,
Тот колечко найдет!
Задача игрока, у которого в руках колечко – вскочить с лавки и убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и постараться придерживая руками, не пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удается убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если сумеет убежать, то становится новым ведущим и продолжает игр.
Капуста
Рисуется круг – огород. На середину круга играющие складывают свои шапки, пояса, платки, обозначающие капусту .Все участники игры стоят за кругом, и один из ребят, выбранный хозяином садится рядом с капустой. Хозяин, показывая движениями воображаемую работу поет:
Я на камушке сижу
Мелки колышки тешу/ 2раза
Огород свой горожу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали
Волк и лисица,
Бобр и куница,
Заинька усатый
Медведь толстопятый.
Ребята пытаются быстро забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого Козлик коснется рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет из огорода «капусты» , объявляется победителем.
Баба Яга
По считалке выбирается Баба Яга. Затем на земле рисуется круг. Баба Яга берет в руки ветку – помело и становится в центр круга. Ребята бегают по кругу и дразнят:
Бабка Ёжка - костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала
А потом и говорит:
-У меня нога болит.
Пошла она на улицу,
Раздавила курицу.
Пошла на базар
Раздавила самовар.
Пошла на лужайку
Испугала зайку.
Баба Яга скачет из круга на одной ноге и старается коснуться ребят своим помелом.
Волк и овцы
Играющие выбирают волка и пастуха, все остальные – овечки. Пастух становится посреди лужка с палкой в руках. Около него пасутся овечки. Волк прячется за деревом. Пастух поет:
Пасу, пасу овечек недалеко от речки
Волк за горою, серый за крутою.
И днем и ночью рыщет, моих овечек ищет.
А я волка не боюсь. батожком оборонюсь,
Кочережкой отобьюсь.
«Пойду, буду спать!» - говорит пастух, ложится и делает вид, что овечек нет, и припевает:
Пасу, пасу до вечера,
А гнать домой нечего!
Пришел серый волк
Моих овечек столк?
А я заснул и духом не чул!
Подходит к волку и спрашивает:
-Волк, ты не видел моих овечек?
-А какие они?
- Беленькие.
- Побежали по беленькой дорожке. (овечки, у кого светлые волосы убегают от волка к пастуху) Затем волк говорит «Побежали по черненькой дорожке» и убегают овечки с темными волосами.
Ерыкалище
Очерчивается круг. По считалке выбирается Ерыкалище. На него надевают маску страшного чудовища. Он становится в круг. Остальные бегают вокруг и припевают:
Эко диво, чудо – юдо,
Морская губа – Ерыкалище!
Эко диво, чудо – юдо,
С горынова дуба – хромое поганище!
Неожиданно игрок, изображающий Ерыкалище, выскакивает из круга, и прыгая, на одной ноге, ловит бегающих вокруг детей. Кого он поймает, того уводит в плен в круг и отдыхает. Затем его снова дразнят, и Ерыкалище уже вместе с пленным игроком прыгают на одной ноге, ловят оставшихся. Игра продолжается, пока Ерыкалище с помощниками не переловят всех детей.
Заря – Заряница
Один из ребят держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Каждый играющий берется за ленту. Один из играющих – водящий. Он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:
Заря -Заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые.
Раз, два – не воронь
А беги, как огонь!
С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого – нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.
Пчелы
Выбирается участник – изображающий цветок. Остальные ребята делятся на 2 группы – сторожей и пчел. Сторожа, взявшись за руки ходят вокруг цветка и поют:
Пчелки яровые
Крылья золотые
Что вы сидите?
В поле не летите?
Аль вас дождиком сечет,
Аль вас солнышком печет?
Летите за горы высокие,
За леса зеленые.
На кругленький лужок,
На лазоревый цветок.
Пчелы стараются забежать в круг, а сторожа, то поднимая, то опуская руки мешают им. Как только одной из пчел удастся проникнуть в круг и коснуться цветка, сторожа не сумевшие уберечь цветка разбегаются. Пчелы бегут за ними стараясь ужалить и пожужжать в уши.
Золотые ворота
Одна пара играющих берется за руки и поднимает их вверх, образуя ворота. Остальные участники игры, взявшись за руки, цепочкой проходят через ворота и напевают:
Идет матушка Весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел –
Всех детей привел.
А за ним и апрель –
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май –
Сколько хошь теперь гуляй!
Пропустив всех несколько раз, игроки, образующие ворота, каждого спрашивают, какую он выбирает сторону – правую или левую.
Разделившись на 2 команды все составляют новые пары и взявшись за руки, подняв их вверх, становятся в ряд за воротами. Один из играющих, не имеющий пары, входит в ворота, и ему поют:
Ходит матушка Весна
По полям, лесам одна
Первый раз прощается,
Другой раз запрещается
А на третий раз не пропустим Вас!
Затем он ребром ладони разъединяет руки стоящих пар . образовавшиеся 2 команды меряются силой – перетягивают канат.
Дедушка Мазай
Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие работу, будут ему показывать (молотьбу, жатву и т.д.) они подходят к дедушке Мазаю и поют:
Здравствуй, дедушка Мазай,
Из коробки вылезай!
Где мы были – мы не скажем,
А что делали – покажем!
После этих слов все изображают движениями работу, о которой договорились. Если дедушка Мазай отгадывает, дети разбегаются и он их ловит. Кого первого поймает, тот становится новым дедушкой Мазаем и игра повторяется. Если не отгадывает, ему показывают другую работу.
Вор – воробей
Выбирается огородник и воробей. Остальные играющие образуют круг и берутся за руки. Огородник выходит на середину хоровода, воробей остается за кругом. Дети водят хоровод и огородник поет:
Эй, вор – воробей,
Не клюй мою конопель,
Ни мою, ни свою, ни соседову.
Я за ту коноплю
Тебе ножку перебью.
Огородник бежит ловить воробья. Дети впускают в круг воробья и выпускают, а огородник может ловить его только за кругом. При этом все поют:
Наш воробьишка
В сером армячишке
В чисто поле не идет,
Коноплю не клюет,
По двору шныряет,
Крохи собирает.
Поймав воробья, огородник меняется с ним местами, или выбираются новые огородник и воробей, и игра повторяется.
Сова
Один из играющих изображает сову, остальные – мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» и тут же мыши начинают бегать, скакать. Сова кричит: «День», мыши продолжают двигаться. Зетем сова говорит: «Вечер!», тогда мыши начинают ходить вокруг нее и петь:
Ах, ты, совушка-сова,
Золотая голова,
Что ты ночью не спишь,
Всё на нас глядишь?
Сова говорит «Ночь». При этом слове мыши мгновенно замирают. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и веселыми гримасами старается рассмешить. Тот, кто засмеется или сделает какое – либо движение, из игры выбывает. Тот, кто не рассмеется остается в игре.
Молчанка
Играющие выбирают ведущего , садятся вокруг него и поют:
Кони, кони, мои кони,
Мы сидели на балконе,
Чаю пили, чашки мыли,
По – турецки говорили:
-Чаб – чаляби, чаб – чаляби.
Прилетели журавли
И сказали нам: «Замри!»
А кто первый отомрет,
Тот получит шишку в лоб.
Не смеяться, не болтать,
А солдатиком стоять!
Как только споют последнее слово, все замолкают. Водящий старается рассмешить каждого из детей – движениями, смешными гримасами. Если кто – то из игроков засмеется или скажет слово, то отдает водящему фант. В конце игры каждый из участников свой фант выкупает: по желанию водящего выполняют различные действия (поют, читают стих…)
Жмурки
Играющие выбирают участника, изображающего кота, завязывают ему глаза платком, - он и есть жмурка, - подводят к двери и поют:
Иди, кот, на порог,
Где сметана и творог!
Повернись пять раз,
Лови мышек, а не нас!
После этих слов все разбегаются, а кот их ищет. Дети увертываются, приседают, ходят на четвереньках (однако, прятаться или убегать очень далеко нельзя!). Если кот подойдет близко к какому – либо предмету, о который можно удариться, его предупреждают, говоря: «ОГОНЬ!» . Когда кот – жмурка поймает кого – либо из детей, тот занимает его место, и игра повторяется.
Чурилки
Играющие выбирают двоих. Одному завязывают глаза платком, другому дают бубенцы. Затем ведут вокруг них хоровод:
Трынцы – брынцы бубенцы,
Позолочены концы.
Кто на бубенцах играет –
Того жмурка не поймает!
После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка стараться его поймать. Как только жмурка его поймает, их заменяют другие игроки, и игра продолжается.
Мельница
Играющие встают в круг, каждый участник, не сходя с места, кружится. При этом все поют:
Мели, мели мельница,
Жерновочки вертятся!
Мели, мели засыпай
И в мешочки набивай!
На последнем слове песни все должны остановиться и стоять не шевелясь. Кто упадет или не сумеет вовремя остановиться, тот из игры выходит, остальные повторяют песню, и опять кружатся. Остается в круге самый выносливый . он и выигрывает.
Льдинка
Дети встают в круг. На середину выходит водящий. Он прыгает на одной ноге, а другой толкает перед собой льдинку. Ему напевают:
Капитан, капитан, Не бей льдинкой по ногам,
По кривым сапогам!У тебя нос сучком,
Голова лучком,Спина ящичком!
На это водящий отвечает:
Скачу по дорожке на одной ножке,В старом лапоточке,
По пенькам, по кочкам,По холмам, по горкам.
Бух! По норкам!
С последними словами водящий старается попасть льдинкой в ноги игроков. Дети подпрыгивают, пропуская льдинку. Кого льдинка коснется, тот становится новым водящим и продолжает игру.
Перстень
Дети садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого участника игры. Одному из них он должен незаметно оставить «паерстень» - колечко, камушек, орех, который зажат у него между ладонями. При этом напевают:
Я по лавочке иду,
Золот перстень хороню –
В матушкин теремок,
Под батюшкин замок.
Вам не отгадать, не отгадать!
Мне вам не сказать, не сказать!
Сидящие отвечают:
Мы давно уже гадали,
Мы давно перстень искали-
Все за крепкими замками,
За дубовыми дверями.
Затем один из играющих пытается отгадать, у кого спрятано кольцо. Ему приговаривают: «Покатилось колечко с красного крылечка – по овинам, по клетям, по амбарам, по сеням. Найди золотое колечко!» Если он найдет, с тем у кого было колечко обегают лавку. Бегут в разные стороны. Кто первый прибежит, тот и становится водящим.
Жаворонок
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Дети стоят в кругу, поют. Жаворонок – водящий ребенок с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год». Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится Жаворонком. Игра повторяется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека народных игр
материал представляет собой игры, которые можно использовать и в кружковой работе и в ознакомлении детей с народной культурой...

картотека народных игр
ИЗБРАННОЕАттестацияЛаборатория гуманной педагогикиЛаборатория одарённостиЛаборатория педагогического мастерстваПсихологические тестыТематические подборки материалов...