Памятка "Сказкотерапия"
материал (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
У ребенка свое особое умение видеть, думать и
чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться
подменить у них это умение нашим.
Жан Жак Руссо
Сказкотерапия
рекомендации педагога - психолога: Бурхановой Татьяны Валерьевны.
1. Сказкотерапия - инструмент передачи опыта из уст в уста (это способ воспитания особого отношения к миру, также это способ передачи ребёнку необходимых моральных норм и правил).
2. Сказкотерапия - инструмент развития (в процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются фантазия и творчество, он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений).
Задачи сказкотерапии:
- Способствуют самопознанию ребенка.
- Учат ребёнка описывать и осознавать свои желания и чувства, физические и эмоциональные ощущения.
- Гармонизируют потребность ребёнка в социальном признании.
Когда читать (рассказывать) сказку?
Можно выбрать один день в неделю или использовать время, когда непогода. Можно читать сказку ребёнку на ночь.
Как выбрать сказку?
- Предварительно прочитайте сказку сами.
-Задайте себе вопросы: «Какой результат я хочу получить? Чего я жду от сказки? Чего необходимо достичь?».
Как читать (рассказывать) сказку.
- Не навязывать ребёнку своего видения, восприятия, понимания и ощущений, а лишь способствовать раскрытию ребёнка как личности.
- Не «учить жить», а помочь ребёнку самому изучать себя и других людей, научиться понимать свои чувства, контролировать свои мысли и поступки.
Как вести беседу?
В конце прочитанной сказки следует её обсудить, проговаривать вопросы неторопливо, терпеливо дожидаться ответа, не спешить отвечать за ребёнка. Вместе с ребёнком прийти к единому мнению о сути прочитанной сказки.
Как «работает» сказкотерапия?
1. Психотерапевты называют сказку метафорой, которая позволяет заглянуть во внутренний мир человека. В сказке каждый образ имеет свое переносное значение. Подсознательно любой человек ассоциирует себя с героем. Таким образом, сказка может помочь погрузиться в свой внутренний мир, задуматься над тем, что мешает, а что – помогает.
2. «Осознать проблему и решить ее» - это замечательно, однако, когда дело касается нас самих, то все становиться не так просто. Сказка в данном случае предоставляет несколько неоценимых возможностей:
- в ситуации, схожей с нашей собственной, оказываемся не мы, а главный герой;
- сказка может повернуть время вспять, то есть сказка позволяет проиграть несколько финалов.
3. Сказка – это удивительный мир, она дает возможность преобразить внутренний и внешний мир, увидеть и принять его красоту и уникальность.
4. Любая сказка практически всегда ассоциируется у нас с какими-то приятными воспоминаниями.