ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА С ПОМОЩЬЮ СКАЗОК
статья на тему
Статья, в которой анализируется влияние сказок на воспитание дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА С ПОМОЩЬЮ СКАЗОК
Мельникова Е.А.
Мельникова Екатерина Андреевна – воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №24 «Светлячок».
Аннотация: в статье анализируется влияние сказок на воспитание дошкольников.
Ключевые слова: сказка, воспитание.
«Сказки – прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. В простодушных и нехитрых историях о лисе и волке, цапле и журавле, дурачке Емеле, чудесах царевны-лягушки нас привлекает острота социального смысла, неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений». [1. c.5].
Сказки присутствуют в жизни ребенка с самого его рождения. Как только ребенок начинает осмысливать окружающий мир в его жизнь входят сказки, с ними он делает первые шаги, они живут с ребенком до школы и даже дольше. Они помогают ему адаптироваться в этом мире, преподают первые уроки нравственности. Благодаря тому, что сказка преподает уроки не в виде нравоучений, а в доступной, занимательной форме, ее влияние на формирование мировоззрения малыша оказывается достаточно сильным. Именно через сказку ребенок постигает, что такое хорошо, а что такое плохо, что такое добро и зло, что такое дружба и взаимовыручка. Как бы мы не внушали ребенку, что надо помогать друг другу, это не всегда может быть понятно ему, но прослушав сказку «Репка» он получает наглядный и пример взаимопомощи. Сколько бы мы не говорили, что надо слушаться старших, но это не всегда срабатывает, а сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» показывает, что, не послушав старшего, можно навлечь беду не только на себя, но и своих близких.
Сказки, как один из элементов воспитания, используются в фольклорах всех народов мира. На разных языках, различными методами они повествуют свои истории и служат для воспитания у детей правильного отношения к жизни. Известный русский языковед В.Я. Пропп отмечал: «Сказка - символ единства народов. Народы понимают друг друга в своих сказках. Независимо от языковых или территориальных или государственных границ сказки широко переходят от одного народа к другому».[2,с.163]. Основоположник русской педагогической науки Д.К. Ушинский также очень большое значение придавал сказкам, использовал их в своей системе педагогики и даже сам писал сказки.
В дошкольных учреждениях есть много форм и методов использования сказки в процессе воспитания:
- чтение книг и прослушивание аудиокниг, просмотр мультфильмов по мотивам сказок;
- использование примеров из сказок в повседневной жизни, на прогулках, на занятиях творчеством и любых играх с воспитателями;
- организация сюжетно-ролевых игр, праздников на основе сказочных сюжетов с привлечением родителей к участию в них;
- использование сказок при знакомстве дошкольников с художественными произведениям;
- применение отрывков из сказок как иллюстрации при проведении непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей действительностью;
- использование сказочных персонажей в изобразительной деятельности;
- коллективное сочинение сказок;
- введение сказочных героев и отрывков из сказочных сюжетов в занятиях физической культурой.
Такие формы работы с материалом помогают развивать у дошкольников, кроме фантазии, произвольную память, внимание, воображение и коммуникативные навыки.
В заключение хочется привести слова В.А. Сухомлинского: «Сказка – это зернышко из которого прорастёт эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». [3,c.97].
Список литературы
- Аникин В.П. Русская народная сказка.- М., 1977
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. С. 361.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –– Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание детей с помощью русских народных сказок.
В современном мире,мы все реже и реже обращаемся к классике,к русским традициям,сказкам.А ведь именно сказки нас воспитывают....
«Воспитание ребенка с помощью сказки»
Есть в детской литературе книги разные: веселые и грустные, но они всегда жизнеутверждающие. Поэтому дети не могут не любить книгу, поэтому радуются книге, как празднику. А взрослые должны подготовить...
Воспитание ребёнка при помощи сказок.
сказки-воспиталки...
Воспитание с помощью сказок
Всем известно, что стремление к чтению закладываться с самого раннего детства. Воспитывая любовь к книге, читая произведения художественной литературы каждый день, мы помогаем ребенку познавать окружа...
Папка-передвижка "Развиваем речь ребенка с помощью сказок"
Папка - передвижка для родителей "Развиваем речь ребенка с помощью сказок"...
НОД по воспитанию основ толерантности у детей с помощью сказок
Воспитание миролюбия...
Воспитываем ребенка с помощью чтения сказок.
Воспитываем ребенка с помощью чтения сказок....