Основная образовательная программа «Тохорюухан»
статья на тему

ключевые моменты построения воспитательной работы в дет саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_oop_tohoryuuhan.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №89 «Журавленок» г. Улан-Удэ»

Основная образовательная программа «Тохорюухан»

Стремительные изменения, происходящие в наше время,  приобретают характер устойчивой тенденции. Эти изменения настолько глубоки, что вряд ли кто-нибудь осмелится сказать, каким наш мир будет в будущем. Реализовать себя в современном обществе – это быть готовым принимать самостоятельные и ответственные решения, способность быстро адаптироваться к новым условиям.

С марта 2015 года в соответствии с приказом Министерства образования и науки Республики Бурятия от 06.03.2015г. №474 «О присвоении статуса республиканской пилотной площадки по реализации развивающей программы на основе технологий проектирования в условиях билингвальной (трилингвальной) среды» детский сад «Журавленок» является пилотной площадкой для реализации развивающей программы на основе технологий проектирования в условиях билингвальной (трилингвальной) среды в Республике Бурятия.

Актуальность билингвального образования в современном нестабильном мире подтверждается тем, что для достижения цели развития образовательных инноваций в сфере овладения языками в дошкольном возрасте, особое внимание необходимо уделять содействию введения занятий на родном и иностранном языках в дошкольных образовательных учреждениях и использованию в учебном процессе родного и иностранного языка в качестве рабочих инструментов.

В марте, июне и октябре 2015г. педагогический коллектив детского сада принимал участие в проектных семинарах, проводимых Министерством образования и науки РБ совместно с Институтом проблем образовательной политики «Эврика» г. Москва, что оказало большую методическую помощь в организации и внедрении билингвальной среды и конструировании основной образовательной программы учреждения. Кроме этого, положительным моментом стало участие в организованных WEBINARах, дающих возможность анализировать воспитательно-образовательную деятельность в детском саду в рамках основной образовательной программы, а также осознания неприемлемости применения учебной модели в дошкольной организации.

В декабре 2015г. в конкурсе на лучшую основную образовательную программу дошкольной организации среди пилотных площадок РБ по реализации развивающей программы на основе технологий проектирования в условиях билингвальной (трилингвальной) среды, наше учреждение заняло V призовое место, и денежное вознаграждение на сумму 10 000 рублей, что способствовало развитию творческой инициативы педагогов учреждения, повышению научно-методической деятельности. 

В настоящее время во всех группах детского сада реализовывается проект по внедрению трилингвальной среды (изучению детьми бурятского и английского языков в непосредственной образовательной деятельности, а также через погружение детей в языковую среду в режимных моментах).

Наш сад работает по программе «Тохорюухан», написанной на основе примерной основной образовательной программы «Открытия» под ред. Е.Г. Юдиной, научный руководитель А.Г. Асмолов, которая подразумевает индивидуально-личностный подход к каждому ребенку.

Основными технологиями, применяемыми при реализации образовательной программы являются: технология проведения утреннего группового сбора, технология проектной деятельности, здоровьесберегающие педагогические технологии, технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, технология создания условий для осознанного и ответственного выбора (планинг) и др.

ООП «Тохорюухан» - это программа развития личности ребенка.

Цель программы: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих возрасту видам деятельности.

Задачи:

•        Укреплять физическое и психическое здоровье детей, развивать двигательную активность, воспитывать гигиеническую культуру, приобщать к ценностям здорового образа жизни.

•        Развивать гуманистическую направленность отношения детей к миру (социальному, природному, рукотворному),   воспитывать культуру общения, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, дружеские взаимоотношения, стремление к сотрудничеству, взаимодействию со сверстниками и близкими взрослыми.

•        Развивать познавательную активность, любознательность, стремление детей к исследованию и экспериментированию с предметами, материалами, природными объектами. Умение вести наблюдение, сравнение, анализ, пользоваться схемами, моделями, пооперационными картами; обогащать кругозор  детей, углублять и дифференцировать представления о мире.

•        Развивать инициативу и самостоятельность детей в деятельности, общении и познании, неуклонно расширять область самостоятельных действий, обогащать личный субъектный опыт каждого ребенка, возможность для творческого самовыражения в разных видах детской деятельности (в играх, изобразительной, театральной, музыкальной, речевой, коммуникативной деятельности) в соответствии с интересами и склонностями дошкольников.

•        Обогащать эстетические чувства и впечатления детей, интерес к искусству, музыке, художественной литературе, развивать речевую культуру, умение грамматически правильно, выразительно и связно передавать в речи свои мысли, стремиться к взаимопониманию в общении со взрослыми и сверстниками.

•        Развивать стремление к школьному обучению, интерес к школе, к будущей новой социальной позиции школьника, обеспечивать становление полноценной готовности детей к обучению в школе.

•        Развивать самосознание детей, воспитывать в детях уверенность, чувство собственного достоинства, стремление к социально одобряемым действиям и поступкам, радость взросления, понимания роста возможностей и достижений.

•        Обогащать представления детей о людях, о родной стране, многообразии стран и народов мира, формировать основы гражданских, патриотических чувств и толерантности к другим народам

Программа «Тохорюухан» основана на практике образования, учитывающего развитие каждого ребенка, что позволяет большинству детей развиваться и учиться, полностью используя свой потенциал.

Цель вариативной части программы:

- способствовать приобщению дошкольников к традиционной культуре народов Бурятии (традициям, обычаям, укладу жизни, быту и др.), создание условий для формирования у детей интереса к изучению бурятского и английского языков

Задачи вариативной части программы:

•        Дать детям знания об окружающем мире через традиции своей социальной среды – местные историко культурные, национальные, географические, климатические особенности региона;

•        Формирование у детей системы экологических ценностей, определяющей их поступки и действия в будущем;

•        Развивать у детей способность воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения. Воспитывать патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине;

•        Развивать познавательные и творческие способности детей посредством создания развивающей среды, мини-лабораторий, творческих мастерских, мини-музеев, этнобиблиотек;

•        Сформировать элементарные умения и навыки в построении несложных диалогов и монологов на бурятском и английском языках в игровых и учебных ситуациях;

•    Развивать речевые способности, мотивацию к овладению английским и бурятским языками.

Содержание Программы включает 3 основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел Программы включает цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров, характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста (младший дошкольный возраст, средний возраст, старший возраст, подготовительный возраст), развивающее оценивание качества образования деятельности по Программе.

Принципы:

  • Принцип развивающего обучения
  • Принцип позитивной социализации ребенка
  • Принцип возрастной адекватности
  • Принцип личностно-ориентированного взаимодействия
  • Принцип индивидуализации дошкольного образования

Система оценки качества образовательного процесса включает в себя педагогическую диагностику, которая проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Инструментарием для педагогической диагностики являются карты наблюдений детского развития.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

На основе данных карт наблюдений педагог должен составить индивидуальный маршрут каждого ребенка.

Содержательный раздел включает описание образовательной деятельности в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.

Программа определяет содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:

- игровая;

- коммуникативная;

- познавательно-исследовательская;

- восприятие художественной литературы и фольклора;

- самообслуживание и элементарный бытовой труд;

- конструирование из различного материала;

- изобразительная;

- музыкальная;

- двигательная формы активности ребенка.

Также в содержательном разделе описаны способы и направления  поддержки детской инициативы, формы, способы, методы и средства реализации  Программы, взаимодействие взрослых с детьми, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Часть, формируемая участниками образовательного процесса включает: образовательную программу для детей дошкольного возраста «Тоонто нютаг», сост. Цыренова Л.А., Раднаева В.В., Жигмитова Е.В., Комиссарова Л.Г.; программу по бурятскому языку «Амар мэндээ – Здравствуйте!» Г-Х.Ц. Гунжитовой, О.А Дареевой, Б.Д. Шожоевой; программу начального курса бурятского языка для детей старшего дошкольного  возраста «Алтаргана малышам», сост. Сономов Ц.С.; развивающую программу «Key to learning» Г.Н. Доля.

Билингвальная среда в группах организуется как учителями бурятского и английского языков, так и основными воспитателями. В сетке НОД в каждой группе предусмотрены занятия по бурятскому и английскому языкам, кроме этого «проведение» этих языков через режимные моменты: прием, прогулка, подготовка ко сну, обед.

Образовательной единицей Программы является проектная деятельность. Выделяют следующие виды проектов: исследовательский, ролево-игровой, практико-ориентированный, информационно-ориентированный, творческий.

В детском саду успешно реализовывается проект по организации соуправления «Солнечная страна», где каждая группа является самостоятельной структурной единицей страны, где есть своя система управления, распределены должностные обязанности, как одна из форм подготовки детей к современной жизни. Ежегодно проходят выборы в органы управления страной и городом. 1 раз в год для родителей проводится день соуправления – день открытых дверей, где желающие родители оказываются в роли сотрудников детского сада, берут на себя их обязанности. Педагоги в «Солнечной стране» являются тьюторами, которые направляют и сопровождают деятельность каждого города. Задачами проекта являются: формирование начальных экономических и политических  знаний, возможность почувствовать себя ответственными за свой выбор, за свою страну, свой город, способствовать развитию коммуникативных качеств, выстраиванию комфортных условий для взаимодействия детского сада с семьями воспитанников. Система поощрения представляет собой введение детской денежной единицы – «журалей». В течении года проводятся ярмарки, где дети могут обменять «заработанные «журали» на небольшие презенты.

В детском саду представлен широкий спектр дополнительных платных образовательных услуг, что обеспечивает выбор каждого ребенка в соответствии с его склонностями и способностями.

Воспитанники детского сада с большим интересом и удовольствием посещают кружковые занятия. Все занятия проводятся на базе детского сада, что очень удобно для родителей.

Для более эффективной организации деятельности детского сада  необходима организация интеграции различных видов, уровней и форм образовательной и социальной деятельности.

Отличительной особенностью Программы является организация и внедрение технологии утреннего группового сбора как способ развития детской инициативы и самостоятельности. Основными задачами утреннего группового сбора являются:

  • - установить комфортный социально-психологический климат
  • - пообщаться с детьми, посмеяться и повеселиться
  • - дать детям возможность высказаться и выслушать друг друга
  • - познакомить детей с новыми материалами
  • - ввести новую тему и обсудить ее детьми
  • - организовать планирование детьми своей деятельности
  • - организовать выбор партнеров.

Задачами вечернего группового сбора являются:

  • - пообщаться по поводу прожитого дня
  • - обменяться впечатлениями
  • - пообщаться с детьми, посмеяться и повеселиться
  • - подвести итого разных видов активности в течении дня
  • - помочь детям продемонстрировать результаты своей деятельности; отрефлексировать, что получилось, что пока не удалось, почему; проанализировать свое поведение в группе.

Для формирования самостоятельного и осознанного выбора применяется планинг – «доска выбора».

Организационный раздел включает в себя: психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, кадровые условия реализации Программы, описание материально-технического обеспечения Программы, режим дня и распорядок, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, перечень нормативных и нормативно-методических документов, перечень литературных источников, примерное проектно – тематическое планирование.

Одним из главных приемов образовательной среды – разделение пространства в помещениях группы и на улице. Важную роль играет тщательно продуманная и безопасно организованная развивающая среда. Групповая комната должна быть разделена на субпространства – центры активности:

  • Центр искусств
  • Центр строительства
  • Литературный центр (в ст. гр. центр грамотности и письма)
  • Центр сюжетно-ролевых игр
  • Центр песка и воды
  • Центр математики и манипулятивных игр
  • Центр науки и естествознания
  • Центр кулинарии
  • Открытая площадка

При организации развивающей предметно-пространственной среды необходимо подчиняться требованиям ФГОС: среда должна быть содержательно-насыщенной, доступной, вариативной, полифункциональной, трансформируемой и безопасной.

При работе с родителями главная цель учреждения вовлечь родителей в конкретные дела, занятия, проекты.

Автор                                          Жигмитова Е.В., ст. воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Основной образовательной программы. Вариативная часть основной образовательной программы МКДОУ с. Мирное Хабаровского муниципального района Хабаровского края

Представляю Вашему вниманию описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Основной образовательной программы. Вариативная часть Основной образовательной программы МКДОУ с. Мирное Х...

Учебный план МБДОУ «Крутогорский детский сад» к основной образовательной программе с учётом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой на 2018-2019у

Учебный  план  МБДОУ «Крутогорский детский сад» к основной образовательной программе с учётом  примерной  основной  образовательной программы дошкольного образован...

Основная образовательная программа «Тохорюухан»

Цель программы «Тохорюухан» - создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих сп...

Основная образовательная программа "ТОХОРЮУХАН"

1.       Целевой раздел  1.1.    Пояснительная записка  Основная образовательная программа «Тохорюухан» МБДОУ «Детски...

Основная образовательная программа "Тохорюухан"

Программа направлена на создание социальной ситуации развития ребенка, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формированию у него доверия к миру, л...

Разработка и внесение изменений в Основную образовательную программу и Адаптированную основную образовательную программу ДОУ

Приказы об участии в работе рабочей группы по разработке и внесении изменений в Основную образовательную программу и Адаптированную образовательную программу ДОУ...

Основная образовательная программа «Тохорюухан»

Данная рабочая программа отражает содержание образовательной работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, интеграцию деятельности: игровую, образовательную, художе...