МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА
статья на тему

Тимофеева Елена Евгеньевна

Центральной фигурой  инновационного процесса являнтся педагог, способный изменять и перестраивать свою деятельность в соответствии с потребностями и возможностями ребенка и собственными возможностями  развития. О чём и пойдёт речь в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл initsiativa.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тимофеева Е.Е., воспитатель

ГБДОУ детский сад №143 Невского района

Санкт- Петербурга

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА

                                                                              «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню,

                                                                                                 дай  попробовать  –   и я пойму».

          Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Сейчас  в сфере образования  происходят большие перемены,  предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это говорит  о развертывании инновационных процессов в системе образования.  Как существенный элемент развития образования  инновации  выражаются в тенденциях накопления и внедрения нововведений в образовательный процесс, что приводит к качественным изменениям его содержательных и технологических аспектов. Конкретно  инновация это: обновление, изменение; - введение чего-либо нового; - процесс освоения новшества.

        Следует отметить, что  центральной фигурой  инновационного процесса становится педагог, способный изменять и перестраивать свою деятельность в соответствии с потребностями и возможностями ребенка и собственными возможностями  развития. В инновационной деятельности педагога можно выделить следующие существенные элементы:

-  мотивы, установки, направленность, характеризующие открытость педагога и его восприимчивость к новому;

-  творческие способности,  такие как  креативность и индивидуальность. Деятельное самосознание, педагогическая культура, база творчества;

-  технологический компонент, обеспечивающий вариативные способы реализации традиционных задач;

-   рефлексия, способствующая адекватному представлению педагога о себе и своём месте в инновационном процессе.

        Не менее важны и такие характеристики педагога, как новаторство, инновационный потенциал и восприимчивость к новому. Феномен новаторства проявляется у тех педагогов, которые ставят своей целью введение нового, высокий интеллектуальный потенциал, критичное отношение, поиск альтернатив. Содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе существенно отличается от традиционной. Теперь  важной функцией воспитателя становится умение поддержать ребенка в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в мире, облегчить решение возникающих проблем, помочь освоить разнообразную информацию.                

      Таким образом, необходимыми предпосылками инновационной деятельности в ДОУ выступают потенциал и поведение педагога, его чувствительность и  к новому. Изменение позиций педагога и ребенка в образовательном процессе требуют перестройки системы взаимодействия, а также совершенствования взаимодействия «педагог – ребенок – родители». Это является с одной стороны, предпосылкой инновационного процесса в ДОУ, с другой – результатом и показателем его успешности.                                                                     

     У  Платона есть выражение:  « Познание начинается с того, что обыденно…»               С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые:  явления и объекты природы, чувства и переживания. Мы знаем, что маленькие дети очень любознательны.  Чем глубже ребенок  познает окружающий  мир, тем больше у него возникает вопросов. Мне бы хотелось использовать в моей работе  методы,  которые помогут ребёнку самостоятельно найти ответы на все интересующие его вопросы:

-  вопросы, развивающие логическое мышление;

-  моделирование проблемных ситуаций;

-  экспериментирование;

-  опытно-исследовательская деятельность;

-  решение кроссвордов, головоломок.

         Некоторый  опыт практической деятельности позволяет  сделать вывод о том, что в процессе совместных дискуссий, рассуждений, поиска ответов на бесконечные вопросы, создаются благоприятные условия для  развития детской пытливости и познавательной активности. Появляется возможность разглядеть и развить даже самые крошечные задатки ребёнка, совершенствовать умственную деятельность, заинтересовывать, придумывать что-то новое.

 Исходя из проблем, которые выдвигают дети, я готова решать следующие педагогические задачи:

1. Развивать поисковую деятельность (развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам).

2. Стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различия, связей вещей и явлений, к словесному анализу-рассуждению.

3. Развивать познавательную инициативу детей,  любознательность, самостоятельную исследовательскую деятельность за счет партнерства с взрослым.

        Исследовательская, поисковая активность это естественное состояние ребенка.  Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать,  и  самовыражаться.

        Мне нравится,  когда дети стремятся к активной деятельности,  и я стараюсь не дать этому стремлению угаснуть, способствую его дальнейшему развитию,  чтобы  сделать  полезными эти исследования, потому что в поисково-исследовательской деятельности  дошкольник получает возможность  удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.  Дети с удовольствием добывают знания, сведения, материалы, используя различные источники информации.  Любая  исследовательская деятельность вызывает  у них огромный интерес.                                                                                            

       Предметно-развивающая среда, созданная в группе, выступает мощным стимулятором личностного развития ребенка и способна провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности.  Хотя  никакая конкретная исследовательская деятельность не задается мною заранее,  она строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Отсюда вывод – чем  разнообразнее  предметно-развивающая  среда, тем больше возможностей   у ребенка, ведь  исследовательская деятельность   наряду с игровой является ведущей деятельностью ребенка - дошкольника. Организуя исследовательскую работу  с детьми нужно подходить к процессу творчески , но все же необходимо  соблюдать определённые правила, позволяющие  успешно решать поставленные  задачи.

-   учить  детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.

-   не сдерживать инициативы детей.

-   не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.

-   не спешить с  вынесением оценочных суждений.

-   помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний

И самое главное, на мой взгляд  –  необходимо  хвалить ребенка, даже  когда его  успехи очень скромны. Это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая инициатива "Газета для детей, родителей и воспитателей ДОУ "Русалочка"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13372913","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"347"}}]]Актуальность.  В современном дошкольном образовательном у...

Эссе "Моя педагогическая инициатива"

Эссе воспитателя для конкурса "Воспитатель года"...

Моя педагогическая инициатива "Рабочая тетрадь по формированию правового сознания дошкольников "Мои права"

Одной из важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита прав детей.Начинать знакомить детей с правами надо  уже с детского ...

ЭССЕ на тему: «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА»

ЭССЕ  на тему: «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ   ИНИЦИАТИВА»...

Моя педагогическая инициатива

В данной презентации показана моя работа с детьми в течение учебного года по образовательной программе "Тропинки". Описание процесса обучения дано в стихотворной форме, работа авторская. Мне нрав...

Педагогические инициативы по развитию взаимодействия с родителями в рамках клуба "Знатоки педагогических секретов"

Педагогические инициативы по развитию взаимодействия с родителями в рамках клуба "Знатоки педагогических секретов"...

VI Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество»

VI Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество»https://bur...