МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА
статья на тему
Центральной фигурой инновационного процесса являнтся педагог, способный изменять и перестраивать свою деятельность в соответствии с потребностями и возможностями ребенка и собственными возможностями развития. О чём и пойдёт речь в данной статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
initsiativa.docx | 16.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тимофеева Е.Е., воспитатель
ГБДОУ детский сад №143 Невского района
Санкт- Петербурга
МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА
«Расскажи и я забуду, покажи и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Сейчас в сфере образования происходят большие перемены, предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это говорит о развертывании инновационных процессов в системе образования. Как существенный элемент развития образования инновации выражаются в тенденциях накопления и внедрения нововведений в образовательный процесс, что приводит к качественным изменениям его содержательных и технологических аспектов. Конкретно инновация это: обновление, изменение; - введение чего-либо нового; - процесс освоения новшества.
Следует отметить, что центральной фигурой инновационного процесса становится педагог, способный изменять и перестраивать свою деятельность в соответствии с потребностями и возможностями ребенка и собственными возможностями развития. В инновационной деятельности педагога можно выделить следующие существенные элементы:
- мотивы, установки, направленность, характеризующие открытость педагога и его восприимчивость к новому;
- творческие способности, такие как креативность и индивидуальность. Деятельное самосознание, педагогическая культура, база творчества;
- технологический компонент, обеспечивающий вариативные способы реализации традиционных задач;
- рефлексия, способствующая адекватному представлению педагога о себе и своём месте в инновационном процессе.
Не менее важны и такие характеристики педагога, как новаторство, инновационный потенциал и восприимчивость к новому. Феномен новаторства проявляется у тех педагогов, которые ставят своей целью введение нового, высокий интеллектуальный потенциал, критичное отношение, поиск альтернатив. Содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе существенно отличается от традиционной. Теперь важной функцией воспитателя становится умение поддержать ребенка в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в мире, облегчить решение возникающих проблем, помочь освоить разнообразную информацию.
Таким образом, необходимыми предпосылками инновационной деятельности в ДОУ выступают потенциал и поведение педагога, его чувствительность и к новому. Изменение позиций педагога и ребенка в образовательном процессе требуют перестройки системы взаимодействия, а также совершенствования взаимодействия «педагог – ребенок – родители». Это является с одной стороны, предпосылкой инновационного процесса в ДОУ, с другой – результатом и показателем его успешности.
У Платона есть выражение: « Познание начинается с того, что обыденно…» С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: явления и объекты природы, чувства и переживания. Мы знаем, что маленькие дети очень любознательны. Чем глубже ребенок познает окружающий мир, тем больше у него возникает вопросов. Мне бы хотелось использовать в моей работе методы, которые помогут ребёнку самостоятельно найти ответы на все интересующие его вопросы:
- вопросы, развивающие логическое мышление;
- моделирование проблемных ситуаций;
- экспериментирование;
- опытно-исследовательская деятельность;
- решение кроссвордов, головоломок.
Некоторый опыт практической деятельности позволяет сделать вывод о том, что в процессе совместных дискуссий, рассуждений, поиска ответов на бесконечные вопросы, создаются благоприятные условия для развития детской пытливости и познавательной активности. Появляется возможность разглядеть и развить даже самые крошечные задатки ребёнка, совершенствовать умственную деятельность, заинтересовывать, придумывать что-то новое.
Исходя из проблем, которые выдвигают дети, я готова решать следующие педагогические задачи:
1. Развивать поисковую деятельность (развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам).
2. Стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различия, связей вещей и явлений, к словесному анализу-рассуждению.
3. Развивать познавательную инициативу детей, любознательность, самостоятельную исследовательскую деятельность за счет партнерства с взрослым.
Исследовательская, поисковая активность это естественное состояние ребенка. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, и самовыражаться.
Мне нравится, когда дети стремятся к активной деятельности, и я стараюсь не дать этому стремлению угаснуть, способствую его дальнейшему развитию, чтобы сделать полезными эти исследования, потому что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Дети с удовольствием добывают знания, сведения, материалы, используя различные источники информации. Любая исследовательская деятельность вызывает у них огромный интерес.
Предметно-развивающая среда, созданная в группе, выступает мощным стимулятором личностного развития ребенка и способна провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности. Хотя никакая конкретная исследовательская деятельность не задается мною заранее, она строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Отсюда вывод – чем разнообразнее предметно-развивающая среда, тем больше возможностей у ребенка, ведь исследовательская деятельность наряду с игровой является ведущей деятельностью ребенка - дошкольника. Организуя исследовательскую работу с детьми нужно подходить к процессу творчески , но все же необходимо соблюдать определённые правила, позволяющие успешно решать поставленные задачи.
- учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
- не сдерживать инициативы детей.
- не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.
- не спешить с вынесением оценочных суждений.
- помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний
И самое главное, на мой взгляд – необходимо хвалить ребенка, даже когда его успехи очень скромны. Это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя педагогическая инициатива "Газета для детей, родителей и воспитателей ДОУ "Русалочка"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13372913","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"347"}}]]Актуальность. В современном дошкольном образовательном у...
Эссе "Моя педагогическая инициатива"
Эссе воспитателя для конкурса "Воспитатель года"...
Моя педагогическая инициатива "Рабочая тетрадь по формированию правового сознания дошкольников "Мои права"
Одной из важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита прав детей.Начинать знакомить детей с правами надо уже с детского ...
ЭССЕ на тему: «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА»
ЭССЕ на тему: «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА»...
Моя педагогическая инициатива
В данной презентации показана моя работа с детьми в течение учебного года по образовательной программе "Тропинки". Описание процесса обучения дано в стихотворной форме, работа авторская. Мне нрав...
Педагогические инициативы по развитию взаимодействия с родителями в рамках клуба "Знатоки педагогических секретов"
Педагогические инициативы по развитию взаимодействия с родителями в рамках клуба "Знатоки педагогических секретов"...
VI Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество»
VI Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество»https://bur...