Хороводные игры с пением и движением
учебно-методическое пособие по теме
Предварительный просмотр:
Хороводные игры
Каравай
Как на Машины именины
Испекли мы каравай:
Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше)
Вот такой нижины! (дети опускают руки как можно ниже)
Вот такой ширины! (дети разбегаются как можно шире)
Вот такой ужины! (дети сходятся к центру)
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай!
Я люблю, признаться, всех,
А Машу больше всех.
Заинька
Заинька, походи,
Серенький, походи.
Вот так-этак походи.
Вот так-этак походи.
Заинька, покружись,
Серенький, покружись.
Вот так-этак покружись.
Вот так-этак покружись.
Заинька, топни ножкой
Серенький, топни ножкой.
Вот так-этак топни ножкой,
Вот так-этак топни ножкой.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Вот так-этак попляши,
Вот так-этак попляши.
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись.
Вот так-этак поклонись,
Вот так-этак поклонись.
Движения по тексту
Грушка
Играющие образуют круг, в середине которого становится ребенок – это будет грушка. Все ходят вокруг грушки по кругу:
«Мы посадим грушку – вот, вот!
Пускай наша грушка растет, растет!
Вырастай ты, грушка, вот такой вышины.
Вырастай ты, грушка, вот такой ширины.
Вырастай ты, грушка, вырастай в добрый час!
Потанцуй, Марийка, покрутись ты для нас!
А мы эту грушку все щипать будем.
От нашей Марийки убегать будем!»
Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне (танцевать, крутиться). На слова «Вот такой вышины» руки вверх, а на слова «Вот такой ширины» в стороны. Когда поют: «А мы эту грушку все щипать будем», все приближаются к груше, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а груша ловит детей.
Арина
Играющие встают в круг, в середине водящий – Арина. Ей завязывают глаза. Все поют:
«Дорогая Арина, встань выше овина,
Рученьки сложи, чье имя укажи!»
Арина ходит, напевая:
«Хожу, гуляю вдоль караваю,
Вдоль по караваю, кого найду, узнаю!»
Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной.
Ходит Ваня
Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Ходит Ваня, ходит Ваня.
Ищет Ваня, ищет Ваня,
Для себя дружочка
Нашел Ваня. Нашел Ваня.
Для себя дружочка.
Дети и воспитатель становятся в круг, ходят по кругу и приговаривают слова. Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: «Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка». Стоя в круге они танцуют, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего, игра продолжается.
Зайка
Цель: Учить двигаться по кругу, хлопать в ладоши.
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты совсем сидишь больной.
Встань, попрыгай, попляши,
Твои ножки хороши.
Движения: дети и воспитатель становятся в круг, ходят по кругу и приговаривают, выполняя при этом движения по тексту.
Мы матрешки
Цель игры. Учить выполнять движения по тексту, показывать ладошки, сапожки.
Ход игры. Дети становятся в круг, ходят по кругу и приговаривают:
Мы матрешки, вот какие крошки.
А у нас, как у нас чистые ладошки.
Мы матрешки, вот какие крошки.
А у нас, как у нас новые сапожки.
Мы матрешки, вот какие крошки.
А у нас, а у нас новые платочки.
Мы матрешки, вот какие крошки.
Побежали, побежали все мы по дорожке.
Заинька
Цель: учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями.
Ход. Дети становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает зайчика, он становится в центр круга. Дети ходят по кругу и приговаривают:
Заинька, по сеничкам
Гуляй, погуливай!
Серенький, по новеньким
Погуливай, гуляй!
Некуда заиньке выскочити,
Некуда серому выпрыгнути.
Заинька, поскачешь —
Выскочешь,
Серенький, попляшешь —
Выпустят.
Воспитатель с детьми напевает мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, а зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового.
Мы по лесу идем
Возьмитесь за руки и ходите по кругу:
Мы по лесу идем,
Зверей найдем.
Зайца громко позовем:
«Ау-ау-ау!»
Никто не откликается,
Лишь эхо отзывается,
Тихо: «Ау-ау-ау!»
Вместо зайца, можно подставлять другие слова: «Волка громко позовем», «Мы медведя позовем», «Мы лису позовем».
Зайка шел
Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:
Зайка шел, шел, шел,
Морковку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Капустку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Картошку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.
Где был, Иванушка?
Иванушка стоит в центре круга. Дети спрашивают, Иванушка отвечает.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Курочку.
Курочка по сеничкам (дети показывают, как курочка клюет)
Зернышки клюет,
Иванушка в горенке
Песенки поет.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Уточку.
Уточка по лужице (дети показывают, как уточка плывет)
Взад — вперед плывет.
Иванушка в горенке
Песенки поет.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Ослика.
Ослик на лужайке (Дети показывают, как ослик щиплет травку)
Травушку жует,
Иванушка в горенке
Песенки поет.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Тетеру (выходит тетера (взрослый) и заводит хоровод).
Ходим, ходим хороводом
Включите музыку и поводите с детьми хоровод:
Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом.
Сели (присаживаемся),
Встали (встаем),
Себя показали.
Попрыгали (прыгаем),
Потопали (топаем),
В ладошки мы похлопали (хлопаем).
На реке камыши
Возьмитесь за руки и идите по кругу:
На реке – камыши.
Расплескались там ерши.
Круг – постарше (остановитесь и повернитесь лицом в центр круга)
Круг – помладше (сделайте шаг к центру).
Круг – совсем Малыши! (сомкните круг)
Мы на луг ходили
Дети водят хоровод, внутри круга сидит «зайчик».
Мы на луг ходили, Хоровод водили Вот так на лугу, хоровод водили. | идут по кругу |
Задремал на кочке зайка в холодочке. Вот так задремал, зайка в холодочке. | присаживаются и показывают, как дремлет зайка |
Разбудить хотели, в дудки загудели. Ту-ту, ру-ту-ту - в дудки дудели. | имитируют игру на дудке |
Зайку мы будили, в барабаны били: Бум-бум, тра-та-та - в барабаны били. | имитируют игру на барабане |
Зайка, просыпайся, ну-ка поднимайся. Вот так, не ленись. ну-ка поднимайся. | делают зарядку |
Мы с тобой попляшем, в хороводе нашем. Вот так, мы с тобой весело попляшем | пляшут |
Как на нашем на лугу
Как на нашем на лугу
Пляшет Олечка в кругу,
А мы песенку поем
и в ладоши громко бьем.
Оля, Оля веселей!
Своих ножек не жалей.
Поклониться не забудь,
Выбирай кого-нибудь.
Как на нашем на лугу
Заплясали все в кругу.
Мы все пляшем и поем
и в ладоши громко бьем.
Дети стоят в кругу. В середине круга находиться ребенок, про которого поется в песне. Ребенок пляшет так, как умеет. После слов «поклониться не забудь» он кланяется кому-нибудь, и тот выходит в круг. 1 куплет и припев повторяются несколько раз, имена детей меняются. В заключение поется 2 куплет. Пляшут все дети.
Горошина
Дети стоят по кругу, «петушок» в кругу.
По дороге Петя шел | петушок проходит около детей, высоко поднимая колени, размахивая руками |
Он горошину нашел, | Останавливается около ребенка – тот и становится горошиной |
А горошина упала, Покатилась и пропала. | петушок кружится, горошина прячется за любого ребенка, присаживается на корточки |
Ох, ох, ох, ох! Где - то вырастет горох? | все дети медленно присаживаются, горошина встает, поднимая руки вверх – выросла |
Ворон
Дети стоят по кругу, «ворон» - в центре.
Ой, ребята, та-ра-ра. На горе стоят гора. | дети дробным шагом идут к центру |
А на той горе – дубок, | так же отходят назад |
А на дубе воронок. | ворон кружится, разведя руки в стороны |
Ворон в красных сапогах В позолоченных серьгах, Сидит ворон на дубу. | все танцуют, выставляя ногу на пятку |
Он играет во трубу. | имитируют игру на дудке |
Труба точенная, Позолоченная, Труба ладная Песня складная. | хлопают в ладоши, пляшут |
С окончанием все закрывают глаза, «ворон» ходит по кругу. Пробегая за детьми, он дотрагивается до одного ребенка, который начинает преследовать «ворона». Независимо был ли пойман «ворон», выбранный ребенок становится в круг и игра повторяется.
Огородный хоровод
Во саду ли, в огороде
Весело гуляли,
Во саду ли, в огороде
Грядки мы вскопали.
В грядку семена сажали,
В ямку опускали,
а потом водою теплой
Грядку поливали
Ты расти скорей, морковка.
Грядку мы прополем.
Будет литься летной дождик
На тебя, на поле.
Вот и осень наступила,
Урожай снимаем
Радостно и весело
Пляску затеваем.
На мелодию песни «Во саду ли, в огороде».
Ну-ка, зайка, попляши!
Ну-ка, зайка, попляши.
Ну-ка, серый, попляши.
Ля-ля-ля. Ля-ля-ля.
Хорошенько попляши! (дети с песней идут по кругу, в центре ребенок-зайчик пляшет, используя знакомые плясовые движения)
Ну-ка, зайка, покружись.
Ну-ка, серый, покружись.
Ля-ля-ля. Ля-ля-ля.
Ну-ка, серый, покружись. (дети хлопают в ладоши, зайка кружится)
Мишка
Мишка по лесу идет
И корзиночки несет (дети идут вперевалочку по кругу)
Ходит мишка по тропинке
ищет ягодку малинку. (смотрят по сторонам, прикладывая ладонь к глазам)
Любит мишка сладко есть (гладят ладошкой живот)
Ой, как много ягод здесь
Ну-ка, ягодка-малинка (манят рукой)
Полезай скорей в корзинку. (собирают ягоды)
Мишка ягоды собрал (показывают руки и покачиваются вправо-влево)
И от счастья зарычал
Р-р-р! Да-да-да! (рычат и кивают головой)
Очень ягодка вкусна (кружатся и кланяются на последние слова)
Хоровод-игра «Со вьюном я хожу»
Дети становятся в круг. Один ребенок — ведущий. У него «вьюнок». Под пение первого куплета ведущий идет «восьмеркой» (обходя каждого ребенка) и на последнем слове кланяется тому, перед кем останавливается.
Со вьюном я хожу, С зеленым я хожу Я не знаю, куда Вьюн положить. | |
Положи ты вьюн, Положи ты вьюн, Положи ты вьюн На правое плечо | с началом 2-го куплета за ведущим идет тот ребенок, кому поклонился ведущий |
А со правого, А со правого, А со правого На левое положи. | На третий куплет движения те же |
К концу песни со «вьюном» ходят четверо, тем «вьюн» кладут в центр круга. Под весел плясовую четверо детей танцуют, выполняя любые танцевальные движения. С окончанием музыки де стараются взять «вьюн». Самый ловкий становится ведущим, и игра повторяется.
Хоровод-игра «Плясовая»
На зеленом лугу Пляшет Оленька (Машенька, Ванечка) | |
А мы песенку поем | дети с песней идут по кругу, водящий противоходом движется внутри его |
И в ладоши громко бьем Оля, веселей! Своих ножек не жалей Поклониться не забудь, Выбирай кого-нибудь. | дети хлопают в ладоши, водящий произвольно пляшет, за тем с поклоном приглашает любого ребенка и кружится с ним |
Заря-заряница
Выбираются двое водящих. И водящие и играющие стоят по кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Все идут хороводом и поют:
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты расписные.
Один, два, три — не воронь
А беги, как огонь!
На последние слова водящего стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся себе следующего напарника.
Как под наши ворота
Как под наши ворота Подливается вода. | дети идут по кругу, держась за руки |
Ой, калина моя. Ой, малина моя. | Идут к центру круга и отходят назад |
Подливалася вода, Растилалася трава. | кружатся на шаге парами, взявшись за руки |
Ой, калина моя! Ой, малина моя! | идут к центру круга и отходят назад |
Растилалася трава, Трава шелковая. | идут по кругу |
Ой, малина моя, Ой, калина моя! | движения те же |
Лягушка
5—6 человек выбираются «лягушками». Они входят внутрь круга, который образуют остальные дети. Круг детей водит хоровод вправо и поет | Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки. |
Лягушки подпрыгивают в такт музыке | Ква, ква, ква-ква-ква! Скачет, вытянувши ножки. |
Идут влево, поют | Вот из лужицы на кочку, Да за мушкою вприскочку. |
Лягушки подпрыгивают в такт музыке | Ква, ква, ква-ква-ква! Да за мушкою вприскочку. |
По окончании пения дети, составляющие круг, разбегаются в разные стороны. Теперь они «мушки». «Лягушки» ловят «мушек» и отводят их в сторону. Затем пойманные дети встают в середину круга. Теперь «лягушками» будут они. | |
Остальные ребята вновь встают в круг и, двигаясь в правую сторону, поют | Больше есть ей неохота, Прыг опять в свое болото. Ква, ква, ква-ква-ква! Прыг опять в свое болото. |
Затем хоровод водят в левую сторону. | В поле мушек то и знает, Язычком своим хватает. |
Дети разбегаются, а «лягушки» их ловят. | Ква, ква, ква-ква-ква! Язычком своим хватает. |
Вейся, капустка
Вейся, вейся, капустка моя,
Вейся, вейся, белая моя.
Как мне, капустке, не виться,
Белою вилою не навиться?
Дети берутся за руки, образуя длинную вереницу. Ведущий проводит всех через «ворота» (поднятые руки), образованные последней парой. Когда все пройдут, стоящий сзади поворачивается и начинает «завивать капусту», перебрасывает руку через левое плечо, продолжая держаться за руку идущего сзади. Таким образом, хоровод движется, пока не пройдут все играющие. Затем летний останавливается, а хоровод «завивается улиткой», пока не получится «кочан». Потом движения повторяются в обратном порядке («развивается»).
Ходит Ваня
Дети стоящие в кругу, идут вправо. «Ваня» ходит в кругу, дети поют:
Ходит Ваня, ходит Ваня
Посреди кружочка, посреди кружочка.
«Ваня» ходит по кругу, выбирая себе «дружочка». Остальные дети стоят.
Ищет Ваня, ищет Ваня
Для себя дружочка, для себя дружочка.
«Ваня», выбрав себе «дружочка», ведет его в центр круга.
Нашел Ваня, нашел Ваня
Для себя дружочка, для себя дружочка
По окончании песни «Ваня» и «дружочек» пляшут под хлопки детей. Выбирается другой «Ваня» и игра повторяется
Мы на луг ходили
Дети стоят в кругу. Поодаль – стоит «зайчик». Дети поют и двигаются вправо по кругу, взявшись за руки:
Мы на луг ходили, хоровод водили.
Вот так, на лугу хоровод водили (2 раза)
Остановившись, дети указывают на «зайчика». Положив руки под щеки показывают, как он спит:
Задремал на кочке зайчик в холодочке.
Вот так задремал зайчик в холодочке (2 раза)
Дети имитируют игру на дудочках. «Зайчик» спит.
Разбудить хотели в дудочки дудели:
Ту-ту, ру-ту-ту, в дудочки дудели! (2 раза)
Дети идут вправо по кругу, имитируя игру на барабане:
Зайку мы будили, в барабаны били:
Бум-бум, тра-та-та, в барабаны били! (2 раза)
Зовут к себе зайчика, он скачет в середину круга. Все хлопают, а зайчик прыгает:
Зайка просыпайся, ну-ка поднимайся –
Вот так, не ленись, ну-ка поднимайся (2 раза)
По окончании игры, выбирается новый «зайка». Игру можно проводить не более 2-3х раз
Веселая девочка Алена
Дети стоят в кругу, в середину круга девочка, она слегка поворачивается вправо и влево, дети поют:
Ой, какое платье у Алены,
Да с какой каемкою зеленой!
Припев: Каблучок мой топай смелее
Да пускайся в пляс веселее!
В припев, все дети топают правой, затем левой ногой и поворачиваются вокруг себя, движения повторяются 2 раза. В круг вбегает другая девочка и, поворачиваясь вправо и влево, показывает воображаемые ленты в косичках, дети поют:
Принесла Ганнусеньке сестричка
Синих лент атласных для косичек
Припев:
В круг вбегает мальчик. Он танцует, выставляя поочередно, то правую, то левую ногу. Дети поют:
Посмотрите Мишеньке на ножки,
Хороши ли красные сапожки?
Припев:
Дети идут в середину круга и обратно, поют:
Ой, и мы, ребята, спляшем с вами,
Тоже можем топать каблуками!
Кто у нас хороший?
Дети стоят в кругу, поют и хлопают в ладоши. «Ванечка» выходит на середину круга:
Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?
Ванечка хороший, Ванечка пригожий.
«Ванечка» едет на лошади, машет плеточкой.
На коня садится, конь завеселится
Плеточкой помашет – конь за ним запляшет.
«Ванечка» ходит за детьми, стоящими в кругу, поднимая ноги (как бы «едет» на коне шагом).
Мимо сада едет, садик зеленеет
Цветы расцветают, птички распевают
«Ванечка» возвращается в круг, подходит к «Олечке». По окончании песни они танцуют вдвоем под хлопки детей.
К дому подъезжает, со коня слезает
Со коня слезает, Олечка встречает.
Огородная хороводная
Дети стоят в кругу, предварительно выбираются «морковь», «лук», «капуста», «шофер». Они тоже стоят в кругу. Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас огород. Там своя морковь растет
Вот такой ширины, вот такой вышины! (2 раза)
Дети останавливаются и раскрывают руки в ширину, а затем поднимают их вверх. Выходит «морковь», пляшет и по окончанию куплета возвращается в круг; дети, стоя на месте:
Ты, морковь, сюда спеши. Ты немного попляши,
А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас огород, там зеленый лук растет
Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)
В кругу танцует «лук», по окончанию куплета возвращается в круг, дети, стоя на месте, поют:
Ты лучок сюда спеши, ты немного попляши,
А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас огород и капуста там растет
Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)
Выходит «капуста» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:
Ты капуста, к нам спеши, та немного попляши,
А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас грузовик, он не мал и не велик.
Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)
Выходит «шофер» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:
Ты, шофер, сюда спеши, ты немного попляши
А потом не зевай увози наш урожай.
Выходи, подружка
Дети бегут по кругу, держась за руки. «Солист» - в центре круга. С началом песни дети останавливаются и хлопают – «солист» пляшет. Когда песня заканчивается, выбирается другой «солист»: Стань-ка на дорожке,
Хлопни-ка в ладошки,
Топни каблучками,
Потанцуй-ка с нами!
Нас в кружок приглашай
И меня выбирай!
Солнышко, ярче грей!
Дети стоят в кругу, держась за руки.
Скворушка, скворушка, Прилетай! Зимушку холодную | В кругу летает скворушка, размахивает крыльями – прогоняет Зимушку |
Скворушка, скворушка, Песню спой | Играет на свистульке |
И Весне-красавице Дверь открой. | Приподнимают ручки, скворушка заводит солнышко в круг |
Солнышко, солнышко. Ярче грей! | Солнышко идёт по кругу, размахивает руками – обогревает деток. |
В сыром бору тропина
В сыром бору тропина - 2 раза | Поднимают руки вверх, показывают, как качаются деревья. |
По той тропке Галка шла -2раза Галка шла, Галка шла. | Девочка идёт внутри хоровода с платочком в руке. |
А за нею Соколок - 2 раза | Мальчик догоняет девочку и держится за её платок. |
Постой галка не скачи - 2 раза | Поёт только мальчик-сокол, стоит и обращается к девочке. |
А ты, Сокол, не держи – 2 раза | Поёт девочка и помахивает платочком. |
В сыром бору тропина - 2 раза | Дети стоят в хороводе, девочка идёт по кругу за ней мальчик, держась за платок. |
По малину
По малину в сад пойдем, В сад пойдем, в сад пойдем. Плясовую заведем, Заведем, заведем. | Взявшись за руки, идут по кругу. |
Припев: Солнышко на дворе, | Поднимают руки вверх «фонарики» |
А в саду тропинка | Опускают руки и мягко водят кистями вправо-влево. |
Сладкая ты моя, Ягодка-малинка! | Хлопают в ладоши. |
Ты малинка, не в роток, Не в роток, не в роток, - Насыпайся в кузовок, В кузовок, в кузовок! | «Собирают ягоды» Грозят указательным пальцем |
Припев: тот же | |
Как малины наберем, | «Собирают ягоды» |
Наберем, наберем, | |
Пирогов мы напечем, Напечем, напечем. Припев: тот же | «Пекут пирожки» |
Пирогов мы напечем, Напечем, напечем, | «Пекут пирожки» |
Всех соседей позовем, Позовем, позовем. | Манят руками, как бы подзывая к себе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хороводные и народные игры с пением.
Хороводные и народные игры с пением....
Картотека "Русски народные хороводные игры с пением"
Картотека для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ...
Пение с движением. Синтез жанров.
Статья об особенностях современного подхода к работе над песней в сочетании с движением для музыкальных руководителей дошкольных учреждений....
Пение с движением. Синтез жанров.
Статья об особенностях современного подхода к работе над песней в сочетании с движением для музыкальных руководителей дошкольных учреждений....
Пение с движением. Синтез жанров.
Статья об особенностях современного подхода к работе над песней в сочетании с движением для музыкальных руководителей дошкольных учреждений....
Картотека "Хороводные игры с пением"
Интересные игры для развития речи, интонации, ритмических способностей для детей....
« РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ С ПЕНИЕМ»
Картотека хороводных игр...