Изотерапия как метод коррекции психологического состояния дошкольников
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Кривенко Елена Николаевна

В краткой статье приводятся тезисы , раскрывающие понятие изотерапии как метода психологического состояния дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изотерапия как метод коррекции  психологического состояния дошкольников.

Кривенко Елена Николаевна, воспитатель ГБДОУ детского сада №77 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Изотерапия, как составная часть арт-терапии, активно входит в педагогику. Изотерапия позволяет ребёнку и взрослому гармонизировать пространство вокруг себя, понять проблемы собственной личности, справиться с поведенческими проблемами, страхами, неуверенностью в себе. Изотерапия помогает справиться с нервным напряжением, раскрепоститься. Деятельность с бумагой, холстом, красками, другими средствами художественной выразительности  даёт человеку возможность выразить свои надежды, чувства, те, что до этого момента трудно было выразить мысленно и словесно.

Изотерапия, как составная часть арт-терапии, активно входит в педагогику. Детям, как и взрослым, часто бывает трудно, некомфортно в окружающем мире. Развитие гармоничной личности ребёнка неотъемлемо от развития способов  самопознания и самовыражения. Язык изобразительных средств часто бывает ближе ребёнку  для понимания ситуаций и охватывающих его чувств. Изотерапия помогает детям снять стресс, ослабить психологическое напряжение, найти выход из конфликтной ситуации.

Можно разделить методы изотерапии на активные и пассивные. Если в активных методах педагог и ребёнок использует уже готовые произведения изобразительного искусства, то в активных методах ребёнку предлагается создать изображение, выбор художественных средств должен быть широк и разнообразен. Использованы  могут быть любые средства художественной выразительности: акварель, гуашь, пластилин, бумага разных цветов и фактур, бросовый материал.  

Основными целями изотерапии можно считать:

1.Создание взаимопонимания между ребёнком и педагогом.

2.Снятие психологического напряжения.

3.Получение материала для педагогической и психологической диагностики.

4.Развитие у ребёнка способности управлять своими чувствами.

5.Возможность осознания ребёнком конфликтных  ситуаций и своего места в конфликтах.

6. Снятие страхов.

7. Возможность дать выход негативным чувствам, в том числе агрессии.

8. Развитие способности держать чувства и эмоции под контролем.

9.Развитие творческих способностей.

Для занятий изотерапией рекомендованы небольшие группы, состоящие из 5-6 человек. Конечно же, педагог при помощи вводного вступления, вводной сказки создаёт особую доброжелательную атмосферу, помогая детям раскрепоститься. Далее детям предлагаются релаксационные упражнения, желательно с музыкальным сопровождением.  Ни в коем случае педагог не критикует качество художественного мастерства дошкольников, принимая все продукты детского творчества.

Наиболее распространённые упражнения изотерапии- это каракули, рисование пальцами, рисование музыки, рисование природными материалами. Такие упражнения помогают адаптироваться в новом коллективе, снять внутренние зажимы, излишнюю нервозность.

Творческие продуктивные занятия- любимые у малышей. Они с удовольствием рисуют, лепят, наклеивают. Общение во время изотерапии между ребёнком и взрослым происходит свободно и легко, доброжелательно, причём ребёнок здесь- в центре внимания, что и требуется очень многим детям в наше время. Основное в занятиях изотерапии для детей- это создание рисунка, картины и  непосредственная беседа о ней, решение психологических проблем ведётся исподволь, ненавязчиво, что, несомненно, важно. Всё это объясняет большой интерес с изотерапии как к современному эффективному методу психокоррекции в работе с дошкольниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал «Музыкотерапия – метод коррекции эмоциональных состояний, укрепления здоровья и стимуляции интеллектуального развития ребенка».

Данный методический материал дает объяснение, что же такое музыка, как музыка влияет на людей. Описываются методы музыкотерапии и практическое их применение....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Пескотерапия как метод коррекции эмоционального состояния детей"

Назначение:Программа предназначена для работы с учащимися 1-4-ых классов образовательного учреждения. Группа формируется на основе добровольного согласия участников, каждая группа состоит из...

Проведение мастер-класса по теме "Взаимодействие с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья с целью улучшения психологического состояния дошкольников и их родителей"

Проведение мастер-класса по теме «Взаимодействие с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья с целью улучшения психологического состояния дошкольников и их родителей»...

Мандалотерапия как метод коррекции психоэмоционального состояния и профилактики эмоционального выгорания

Всегда и во все времена человек стремился к  гармонии. Изображение круга мы встречаем еще у  древних египтян, смена времен года, круг как символ бесконечного круга жизни(сансара), колесо и д...

Изотерапия как средство коррекции эмоционального поведения дошкольников.

в настоящее время у детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональное неустойчивость. Изотерапия - это направление арт - терапии , применяющее в своей работе ...