Сказки в эстетическом и нравственном воспитании дошкольников.
статья (старшая группа) на тему

В данной статье речь идет о значении народной сказки для эстетического и нравственного воспитания детей. Через конкретные художественные образы сказок воспитатель подводит детей к нравственно-эстетическим оценкам явлений действительности, формирует любовь к добру и справедливости, ненависть и отвращение ко всякой лжи, несправедливости и угнетению. При этом надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий и эстетического вкуса - это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий воспитателя, систематического и планомерного воздействия на чувства и сознание детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_v_estet_i_nravst_vospitanii_.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Панкова Лариса Валентиновна

 воспитатель

Золотарева Тамара Леонидовна

старший воспитатель

Евстафиева Людмила Ивановна

воспитатель

 МБДОУ Д/С №29 «Рябинушка»

 Старооскольского городского округа

 г. Старый Оскол, Белгородская область

Сказки в эстетическом и нравственном воспитании дошкольников

Аннотация: В данной статье речь идет о значении народной сказки для эстетического и нравственного воспитания детей. Через конкретные художественные образы сказок воспитатель подводит детей к нравственно-эстетическим оценкам явлений действительности, формирует любовь к добру и справедливости, ненависть и отвращение ко всякой лжи, несправедливости и угнетению. При этом надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий и эстетического вкуса - это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий воспитателя, систематического и планомерного воздействия на чувства и сознание детей.

Ключевые слова: нравственно-эстетическое воспитание, сказка, воображение, эстетические переживания.

По силе воздействия на чувства и воображение детей среди многообразия детской литературы первое место занимают сказки. Трудно представить себе ребенка, который не любил бы сказки. «Если лишить ребенка сказок‚ - утверждает большой знаток детской психологии Н. И. Чуковский‚ - то он сам станет их выдумывать». Существует глубокая, органическая связь между природой сказки и природой ребенка.

Стремление детей ко всему яркому, необычному, их особенная страсть к преувеличениям, умение удивляться и удивлять находят опору и удовлетворение в сказочной героике и фантастике. Сказка умеет говорить с ребенком так увлекательно и интересно, как только и надо с ним говорить. Она смотрит на мир как бы глазами ребенка. В непременном утверждении правды, добра, красоты, в разоблачении зла и состоит огромная‚ нравственно-эстетическая сила сказки.

В жизни дошкольника сказка приобретает новое значение. Он учится слушать и пересказывать сказку, вдумываться в ее смысл, вслушиваться в ее звучание. Для вдумчивого, целенаправленно работающего воспитателя  народные сказки являются благодарнейшим материалом для воспитания чувств детей, развития их воображения, формирования эстетического отношения к окружающей действительности. Приступая к работе со сказкой, воспитатель в первую очередь должен позаботиться о том, чтобы она была воспринята детьми эстетически. Дошкольникам нужно помочь воспроизвести в своем воображении удивительные события и образы сказки,  увидеть ее персонажей в разнообразных ситуациях.

Опыт воспитателей показывает, что  рассказывание воспитателем сказки намного эффективнее, чем чтение по книге. При чтении непосредственная связь читающего со слушателями неизбежно нарушается, он как бы отделен от детей книгой. Рассказывание обеспечивает наибольшую выразительность и наглядность повествования. Воспитатель наблюдает за реакцией, видит, как дети отзываются на события и поступки действующих лиц, какие чувства владеют ими, что их особенно затрагивает. Повествование ведется очень задушевно в естественном разговорном тоне, умело используются все разнообразие интонаций, пауз, темпа речи, логические ударения, чтобы помочь детям ярче представить героев сказки и те драматические коллизии, в которых они оказываются, вызвать сострадание и симпатию к ним.

Иногда воспитатель отказывается от устного изложения сказки потому, что оно, как ему кажется, не прозвучит у него достаточно убедительно и естественно. Но, думается, любой воспитатель при некоторой подготовке сможет хорошо рассказать детям сказку. Нередко воспитатель обнаруживает «сказочников» среди детей своей группы. Есть дети, которые хорошо чувствуют тон, ритм сказок и любят их рассказывать.

Сказочная фантастика прекрасно стимулирует работу детского воображения, дает настоящий простор для воображения, для сотворчества. Ребенок должен представить себе то, чего он никогда в жизни не видел. Каждый из ребят делает это в соответствии со своим личным опытом, с особенностями своей индивидуальности.

После прослушивания  сказки очень важно создать условия для свободных высказываний детей, для обмена впечатлениями, мыслями, чувствами. Дети обычно охотно делятся услышанным и пережитым, припоминают отдельные эпизоды сказки, выражают  свое отношение к ее персонажам. Благодаря этому эстетические переживания детей становятся более осознанными, смысл сказки лучше уясняется ими, более понятными делаются мотивы поступков действующих лиц, связи между отдельными эпизодами сказки.

Список литературы;

1. Ульева, Е. А. «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми 2–6 лет»- Москва «ВАКО», 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Испокон веков именно сказка  вводила детей в мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и даже подростку. Только задачи сказки по отношению к каждому возр...

Русские народные сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Роль русских народных сказок в воспитании дошкольников...

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

                                                      ...

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников...

Программа реализации темы по самообразованию : "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" в подготовительной к школе группе

Программа реализации темы по самообразованию :"Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"  в подготовительной к школе группе № 15МБ ДОУ "ЦРР - детский сад № 71"...

«Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Разработка по теме самообразования(старшая группа)...