ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Использование малых фольклорных форм обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать как на занятиях, так и в повседневной работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

«Я И МОЁ ТЕЛО»

Слово «фольклор» произошло от соединения двух английских слов: folk – «народ» и lore – «мудрость». История фольклора уходит в далёкую древность. Её начало связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и своё место в нём. Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью. Издавна существует множество фольклорных произведений, специально предназначенных для детей. Это играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения.                                                                 Многие жанры детского фольклора связаны с игрой, в которой воспроизводятся жизнь и труд старших, поэтому здесь находят отражение моральные установки народа, его национальные черты.                                                                        Потешки развлекают малыша, создают у него весёлое настроение. Потешки также дают простейшие знания о мире, воспринимают первоначальный счёт. Они являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии.                                                                                 Пестушки связаны с наиболее ранним периодом развития ребёнка. Они сопровождают физические процедуры, необходимые ребёнку. Их содержание связано с конкретными физическими действиями.                                                                        В настоящее время существует большое количество парциальных программ использования традиционной культуры в воспитательно - образовательном процессе: программа «Радуга» Дороновой Т.Н., «Наследие» под редакцией М.Ю. Новицкой, «Оберег» Е.Г. Борониной, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, «Российский Этнографический музей» Ботяковой О.А., Голяковой Л.Ф., «Красна Изба…» Тихоновой М.В. и другие.                                                        Познавая окружающий мир по средствам устного народного творчества, дети усваивают словесные, образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения. На ряду с этим идет важная составная часть занятий по развитию речи — работа над формированием словаря.

Лексическая тема «Я и моё тело».

C:\Users\Mercer\Desktop\image.jpg

Пестушки и потешки

Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки - все хватать-хватать.

Ножки бегали, скакали
Маше спать не давали.
Зубки наши кушали,
Ушки маму слушали.

Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!

А вот это Лизин ротик!
Покажи-ка язычок,
Пощекочим твой бочок,
Пощекочим твой бочок.

Для чего сыночку ножки?
Чтобы бегать по дорожке!
Для чего сыночку ушки?
Чтобы слушать погремушки!

Для чего сыночку ротик?
Чтоб у мамы молоко пить!
Для чего сыночку глазки?
Чтоб смотреть на мира краски!

Для чего сыночку спинка?
Чтоб валяться на простынке!
Для чего сыночку попа?
Что его ладошкой хлопать!

Прыг, прыг, скок, скок
Улыбается роток.
Ручками похлопаем,
Мамочку обнимем.

Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!

Подбородочек-малютка,
Щечки, щечки,
Носик, губки.
А за губками — язык
С соской он дружить привык.
Глазки, глазки,
Бровки, бровки,
Лобик, лобик-умница -
Мама им не налюбуется.

Щёчки, щёчки, щёчки,
Ямочки, комочки;
Целый день до ночки
Улыбайтесь щёчки!

Ножками ходушечки,
Ручками хватушечки.
Роток болтунок,
Глазки хлоп-хлоп.

Ротик есть?- Ах, вот он ротик,
Глазки есть и есть животик,
Ножки, ручки, носик есть,
Есть на что Илюше сесть.
Пальчики – аж десять штук!
Барабанят: тук- тук- тук.
Всё на месте у Ванюшки.
Даже маленькие ушки.

На малышку глядя,
Спинку мама гладит:
Рыбка по морю плывет,
Белка хвостиком метет,
Как по небу облачкá
Мы погладили бочкá.
Как летят снежинки,
Так мы гладим спинку!

Что за ножки? Что за ножки?
У тебя, у нашей крошки!
Ни собачке и ни кошке
Не дадим твои мы ножки.
Эти ножки, эти ножки
Будут бегать по дорожке.

Раз, два три четыре пять!
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формируются ...

Педагогическая гостиная для родителей "Малые фольклорные формы в работе с детьми раннего возраста"

Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....

"Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми раннего возраста по развитию мелкой моторики"

В статье рассматривается использование малых фольклорных жанров в целях развития мелкой моторики у детей. Раскрывается значение мелкой моторики для образовательного процесса. Приводятся...

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста...

Малые фольклорные формы в работе с детьми раннего возраста

Подборка малых фольклорных форм для работы с детьми раннего возраста с иллюстрациями Ю.Васнецова...

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми раннего возраста.

Фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящих огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру,...