Статья на тему: «Знакомство детей с малой Родиной – основа патриотического воспитания детей».
статья (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Знакомство детей с малой Родиной – основа патриотического воспитания детей».
Автор: Осетрова Е.В. – воспитатель ГБДОУ №38 Красногвардейского района г. Санкт – Петербург.
Проблема патриотического воспитания детей сегодня очень актуальна. Осторожное отношение ко всему российскому ставит её в ряд жизненно важных и требует поиска новых подходов к воспитанию и организации обучения подрастающего поколения.
Потеря культурных ценностей народа и безразличное отношение к опыту прошлых поколений объясняется отсутствием знаний и неразвитостью чувств детей, что приводит к бездуховности и эмоциональной глухоте.
Патриотическое воспитание детей – сложный процесс. В его основе лежит развитие чувств, эмоциональной сферы, обусловленных духовным климатом общества, историческими корнями. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с детьми становится воспитание любви к малой родине, возвращение к историческим корням.
Формирование гармоничной личности ребёнка, его самостоятельности и социальной значимости всегда было предметом особого внимания всех социальных институтов общества. Направленность ФГОС ДО на включение региональных особенностей в образовательную среду способствует не только воспитанию, но и гражданскому становлению личности, освоению общечеловеческих ценностей.
Нет и не может быть настоящего человека без любви к родному краю. Воспитатель должен строить образовательную среду в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей. Очень важно подумать, что можно показать в ближайшем окружении и очём рассказать детям, выделив самое характерное для данного города или края. Окружающая среда региона даёт богатый материал для познания своего края, общения и активной деятельности детей и взрослых, воспитания базовой культуры личности ребёнка.
На основе знаний и впечатлений крае, городе, районе формируются патриотические чувства, которые проявляются не только в сложных жизненных ситуациях, но и в каждодневном труде. Они не возникают сами по себе, это результат целенаправленного воздействия на ребёнка, начиная с раннего возраста. Но без помощи взрослого детям трудно выделить в окружающем значимое и характерное, необходимо направить их восприятие на происходящие события в окружающей жизни, чтобы они оценили прошлое и дорожили настоящим. Это требует глубокой и ответственной работы именно со стороны воспитателя.
Воспитание любви к Родине многогранное: это любовь к семье, родному дому, природе, истории и культуре своего города и края, бережное отношение ко всему, что создано людьми старшего поколения и сохраняется земляками. Зарождаясь из любви к малой родине, патриотические чувства перерастают в любовь к Отечеству. Однако мало любить родную землю, необходимо знать её историю и культуру.
Одно из направлений ценностного отношения к окружающему, труду-ознакомление с традициями народа. Русские люди всегда славились сплочённостью, трудолюбием, мастерством, гостеприимством, добротой, благодарностью, широтой души. Доброта сердца была отличительной чертой русских людей: родители учили проявлять доброту не только к близким, но и к немощным, убогим. Любовь к земле, труду в старые времена прививалась с малых лет, детей последовательно вовлекали в трудовую жизнь семьи. Дети ценили труд взрослых и гордились своими умениями.
Русские люди не только умели трудиться, но и отдыхать. Об этом свидетельствуют ярмарки, народные гуляния, посиделки, забавы. Семейные традиции – духовная жизнь края – соблюдались обязательно (уважение старших, не запятнать доброе имя отцов, трудом упрочить авторитет рода). Взаимоотношения детей и родителей строились на любви и ласке.
И сейчас особое место в патриотическом воспитании занимает воспитание любви к семье на основе семейных традиций и ценностей.
Любовь к малой родине можно воспитывать и при ознакомлении с символами города: гербом, флагом, гимном.
Таким образом можно сделать вывод, что основа патриотического воспитания – использование неограниченных возможностей ближайшего окружения для расширения кругозора, представлений о малой и большой Родине, воспитания патриотических чувств, формирования активной гражданской позиции. Современное патриотическое воспитание это прежде всего воспитание ответственности, неравнодушия ко всему, что происходит вокруг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Знакомство детей с «малой» Родиной». Формирование знаний о Красносельском районе Санкт-Петербурга.
«Знакомство детей с «малой» Родиной». Формирование знаний о Красносельском районе Санкт-Петербурга....
" Малая Родина."- историко- патриотическое воспитание
Историю своего края, своей страны должен знать каждый. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты- всё это необходимо дать детям. Это очень важно для воспитания нравственных и...
Конспект НОД по познанию в старшей группе д/с №5 «Сказка» на тему «Моя малая Родина» (нравственно – патриотическое воспитание)
Конспект НОД по познанию в старшей группе д/с №5 «Сказка» на тему «Моя малая Родина» (нравственно – патриотическое воспитание) ...
Конспект организованно-образовательной деятельности по позновательному развитию "Бирск-моя малая Родина"(нравственно-патриотическое воспитание)
Данное занятие направленно на формирование познавательного интреса к изучению истории и культутры города Бирска.Способствовать обогащению впечатлений о родном городе,его достопримечательностях:архитек...
Проект «Моя малая Родина» по патриотическому воспитанию в старшей группе
Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе«Моя малая Родина»Подготовила: Карцева Е.Ю.,воспитатель.ВведениеПатриотизм — это не значит только одна любовь к своей р...
Статья «Малая Родина в патриотическом воспитании дошкольников»
Описание опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников....