Круглый стол "Посеешь привычку - пожнешь характер"
консультация (младшая группа)

Николаева Светлана Ивановна

Родительское собрание  по воспитанию культуры поведения  у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx47 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол в 1 младшей группе

«Посеешь привычку - пожнешь характер»

(Воспитание культуры поведения у дошкольников)

Воспитатели: Николаева С.И., Путятина Л.Н.

                                                                                 

                                                                           Родители для ребенка -  

                                                  камертон: как они прозвучат,

                                                                       так он и откликнется.

Форма проведения: круглый стол.

Цель: воспитание культуры поведения у дошкольников.

Задачи: актуализировать понятие «культура поведения»; определить основные аспекты воспитания культуры поведения у дошкольников; расширить представления родителей о значении воспитания культуры поведения в жизни дошкольника; привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе; создать условия для обмена семейным опытом; вооружить родителей советами педагогов по воспитанию культуры поведения у дошкольников.

Актуальность проблемы воспитания культуры поведения обусловлена следующими причинами:

1. Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям, формируется в целом механизм нравственного становления личности и каждый его компонент: чувства и отношения, мотивы навыки и привычки, поступки, знания и представления, обуславливающие формирование качеств личности, как положительных, так и отрицательных.

2. Привычки нравственного поведения дошкольников носят неустойчивый, ситуативный характер, поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа с учетом индивидуальных особенностей детей.

3. Формирование культуры поведения и отношений - сложный деятельный процесс, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат, поэтому воспитателям надо терпеливо повторять использованные методы и подбирать новые, с пониманием относится к тому, что результат будет достигнут сразу и может не совсем в той форме, качестве какие мы ожидаем.

Участники: родители, воспитатели.

Место проведения: помещение группы.

План проведения

  1.  Вступительный этап:

разминка.

  1.  Основная часть:

- актуальность проблемы;

- анализ результатов социологического исследования;

- речевой этикет;

-  памятка «Правила поведения дошкольника»;

- упражнения.

  1.  Подведение итогов Круглого стола:

- рефлексия.

Ход мероприятия:

I. Подготовительный этап

  1.  Приглашение родителей.
  2. Проведение анкетирования родителей  (приложение 1).
  3. Оформление цитат:

  «Умение себя вести украшает и ничего не стоит» (немецкая пословица).

  «Дети — это счастье, созданное нашим трудом» (В. Сухомлинский).

«Родители для ребенка — камертон: как они прозвучат, так он и откликнется».

«Хороший пример — наилучшая проповедь» (А. Чехов).

«Воспитатель сам должен быть воспитан» (К. Маркс).

«Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соус на скатерть, а в том,

 что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой» (А. Чехов). «Хорошее воспитание ребенка – это наша обеспеченная старость»                     (А. Макаренко)

II.Организационный этап

III. Вступительный этап

(Звучит песня В. Шаинского «Улыбка».)

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас. Как вы думаете, почему наша встреча   началась с этой песенки?

       Конечно, улыбка помогает нам показать доброе отношение  и внимание к другим людям. И от этого у всех поднимается на строение и становится радостно на душе. Мы всегда должны помнить, что к другим людям надо относиться внимательно и сердечно, чтобы это доброе отношение вернулось назад к нам.

       Как выдумаете, как мы называем человека, который никогда об этом не забывает, и потому всякому с ним легко и приятно общаться? Верно, вежливым и воспитанным.         

Итак, тема нашего Круглого стола: «Воспитание культуры поведения у дошкольников».

Возьмите друг друга за руки, закроем глаза, постараемся передать с помощью ваших рук тепло и поддержку соседу, находящегося справа и слева. Почувствуйте добрую энергию своего соседа.

Разминка

— Каким должен быть культурный человек? (вежливым, доброжелательным, воспитанным, аккуратным, образованным, чутким, внимательным, отзывчивым и т.д.)

(Родители по очереди высказывают свое мнение. Движение мяча продолжается.)

 IV. Основная часть

Актуальность проблемы

Культура поведения дошкольника — совокупность полезных для общества, устойчивых форм повседневного поведения в быту, общении, в различных видах деятельности.

Компоненты культуры поведения:

  •  культура деятельности;
  •  культура общения;
  •  культура речи;
  •  культурно-гигиенические навыки.

       Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. Сегодня наш разговор о простых вещах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, но иногда не придаем им должного значения. А эти мелочи зачастую мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать наших детей.

          Многих родителей, как гром среди ясного неба, поражает поведение их детей в подростковом возрасте. Был вроде нормальный ребенок и вдруг грубит, хлопает дверью... Нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в детстве, что заложили в его душу от рождения до 10—11 лет.

Родители для ребенка — камертон: как он прозвучат, так он и откликнется.

Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того же нужно ждать от своих детей. В нашей повседневной жизни мы больше всего страдаем от недостатка культуры в людях.

     Привычки, приобретенные ребенком, сохраняются длительно и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Многие из них складываются в дошкольном возрасте и остаются на всю жизнь.

       Ребенок еще не в состоянии усвоить многие нравственные нормы и понятия, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. Но, усваивая при помощи взрослых определенные способы поведения, он привыкает поступать в соответствии с этими нормами задолго до того, как может осознать их. Так, например, навыки и привычки самообслуживания, посильной помощи по хозяйству – основа для воспитания трудолюбия как черты характера. Ребенок привыкает трудиться еще до того, как сможет понять, что труд является обязанностью и долгом каждого человека. Воспитывая у ребенка привычку убирать свою постель, складывать одежду, поддерживать порядок в игровом уголке и т.п., взрослые тем самым закладывают основу для формирования таких черт характера, как аккуратность, опрятность, вежливость, отзывчивость.

Анализ результатов социологического исследования

Обратимся к результатам анкетирования родителей.

Первый вопрос звучал так: «Какие привычки культурного поведения имеет ваш ребенок?»

(Приводятся примеры ответов родителей.)

Так с чего следует начинать воспитание культуры поведения?

(Родители высказывают свои предположения, опираясь на опыт семейного воспитания.)

      С создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. Учитывая возраст детей, начинать его воспитание надо с создания духа игры, с приветливо-вежливой сказки. Пусть иногда в комнате ребенка появляется фея в волшебном фартуке, в котором находится секрет. Пусть от нее придет записка с шуточным замечанием, указанием на правила, в которых он допускал оплошности. Ежедневно можно вывешивать на стене оценку-маску: если малыш вел себя прекрасно во всех отношениях - появится улыбающаяся маска феи, если слегка провинился — маска одного из гномов, если ведет себя совсем плохо — маска дракона.

  Следующий вопрос анкеты звучал так: «Что, по-вашему, является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?»

       Одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример родителей. Именно вы, родители, — авторитет для ребенка. И именно с вас в первую очередь он берет пример во всем.

        Представьте такую ситуацию. Мама забирает ребенка из детского сада. Они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребенок, заглядывая в группу, говорит: «До свидания». И мама с ребенком отправляются домой.

        Как вы думаете, все ли правильно было сделано для привития ребенку правил культуры поведения? Нет, мама тоже должна была попрощаться с воспитателем и оставшимися детьми.

 Третий вопрос анкеты: «Перечислите методы, которые вы используете для привития ребенку навыков культурного поведения и хороших манер».

(Воспитатель перечисляет методы, которые указали родители в третьем вопросе анкеты: личный пример, чтение книг с ярким примером хороших манер, общение с авторитетными для ребенка людьми, постоянство и настойчивость в обучении, уважительное отношение друг к другу в семье, влияние общества (круг общения).

         Все эти методы имеют положительные результаты. В детском саду мы также используем методы и приемы, направленные на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок, обеспечивающие создание у детей практического опыта общественного поведения.

Упражнение "ладошки". На листе бумаги обведите свою ладонь, на каждом пальце напишите букву имени вашего ребенка. После этого расшифруйте каждую букву, характеризую своего ребенка. Например Дима - добрый, искренний, милый, активный.

Речевой этикет

Ребенок усваивает родную речь, подражая близким, так называемым материнским способом, поэтому так важно, чтобы or слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета.

Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.

А часто ли вы обращаетесь к своему ребенку в форме не приказания, а просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете свое одобрение по поводу проявленной им вежливости? Задумайтесь над этим.

Памятка «Правила поведения дошкольника» 

Уважаемые родители! Познакомьтесь, пожалуйста, с памяткой. Многие из советов, конечно же, проверены вами на практике и наверняка имеют положительные результаты.

(Звучит спокойная фоновая музыка. Родители читают памятку.)

Чаще вспоминайте строки из стихотворения Агнии Барто:

Когда не ладятся дела,

Мне помогает похвала.

Вопросы для обсуждения:

Можно ли согласиться с тем, что хвалить ребенка надо тогда, когда не все получается, авансом, или же следует хвалить только за результат?

 Как часто и за что вы хвалите своего ребенка: за самостоятельность, проявление внимания, вежливости? Есть ли успехи?

Упражнения

Упражнение-конкурс «Кто дольше сможет хвалить ребенка за проявление вежливости?»

(Родители называют фразы, которыми они хвалят ребенка и передают игрушку по кругу)

Похвала очень помогает в достижении результатов. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. Продолжайте  хвалить ребенка, и вы увидите, насколько быстрее он будет усваивать правила поведения, как велико будет желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы ребенок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой тоже обязательно найдите возможность его похвалить и дома в присутствии родственников, соседей, друзей хвалите и хвалите, и тогда произойдут большие перемены.

Упражнение «Поведение детей»

А сейчас мы предлагаем вам как бы со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносах.

Если ваш ребенок:

  •  выполняет данное правило, то вы кладете на стол фишку красного цвета;
  •  не всегда выполняет или не совсем правильно — желтого цвета;
  •  не выполняет совсем — синего цвета.

Варианты

  •  Ребенок умеет мыть руки.
  •  Моет их всегда перед едой.
  •  Моет их после посещения туалета.
  •  Умеет вытираться развернутым полотенцем.
  •  Аккуратно складывает одежду.
  • Не указывает пальцем на окружающих, на предметы.
  • При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания».
  •  Не бросает на улице, в помещении бумажки, обертки и т. д.
  • Кушает самостоятельно.
  • Правильно держит ложку.
  • Одевается самостоятельно.
  • Раздевается самостоятельно.
  • Собирает ли за собой игрушки.

Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой приемы: похвалу и упражнения.

Упражнение «Рассуждения»

(Короткие вопросы раздаются родителям. Время для ответа 1—3 минуты. Родители отвечают только по желанию, т. е. если вопрос достался родителю, не желающему отвечать на него, то он вправе передать вопрос дальше.)

- Следует ли говорить «будь здоров», если кто-то чихнул? (Оказывается, если кто-то чихнул или с ним произошла другая подобная неловкость, лучше всего не обратить на это внимание.)

- В каких случаях нужно говорить «вы», в каких — «ты»? ( двухлетний малыш говорит взрослому «ты» и в его устах это звучит даже мило, то с 4 лет дети уже должны, обращаясь к взрослому, кроме близких родных, говорить «вы» и называть по имени и отчеству.)

-  Как нужно принимать подарки? (Завернутый подарок нужно но развернуть, рассмотреть и поблагодарить того, кто е принес: ему ведь тоже интересно, понравился ли подарок

- В каких случаях следует говорить «извините» и «простите».  (Оказывается, если провинность незначительная, нужно говорить «извините», если же очень виновны — то «простите»

- Каким образом следует указывать на предмет? (Нельзя показывать пальцем на какой-нибудь предмет и уж тем более на человека. Если вы хотите обратить внимание на какой-нибудь предмет, то показывать нужно всей ладонью.)

Воспользуйтесь советами, которые вы сегодня услышали, и вы увидите, как мир вокруг начнет изменяться.

V. Подведение итогов Круглого стола

Путь от формирования у детей представлений о хорошем до их правильного поведения очень сложен и требует постоянной кропотливой работы взрослых над развитием нравственного сознания детей.

Воспитан ли мой ребенок? Не стыдно ли за него в обществе? Присущи ли ему чуткость, внимательность? На эти вопросы у каждого свой ответ будет сегодня, завтра, спустя многие годы, и зависеть он будет от нашего желания и умения.

Желаем нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы поднять наших детей к высотам культуры поведения.

Дети- это счастье, дети- это радость,

Дети- это в жизни свежий ветерок.

Их не заработать, это не награда,

Их по благодати взрослым дарит бог.

Дети, как ни странно, также испытание.

Дети как деревья, сами не растут.

Им нужна забота, ласка, понимание.

Дети это время, дети это труд.

Дети это чудо, доброты посланье,

Лучики восхода, капельки любви.

Дети - это каждой девушки желанье,

Даже карьеристки в глубине души.

Дети  это ночью частые вставанья,

Дети это соски, колики, горшки.

Дети это споры в вопросах воспитанья,

Мамины молитвы, папины посты.

Дети это ласка, искренность и дружба.

Спорят понарошку, любят как в серьез.

С ними нам лукавить, прятаться не нужно,

Детскими глазами видно нас насквозь.

Дети это папы часто нету дома,

Дети это мама, мама целый день.

Дети это часто узкий круг знакомых

Собственные планы часто двигаются в тень.

Дети - это будто жизнь пошла сначала.

Первые улыбки, первые шаги,

Первые успехи, первые провалы.

Дети  это опыт, дети - это мы.

Рефлексия

 Ваши впечатления.

Мыс вами проделали большую работу. Поделитесь впечатлениями.

  •  Насколько полезно было то, что мы делали?
  •  Что получилось удачно, а что стоило сделать иначе?
  •  Что важного для себя вы узнали?

В конце нашей встрече мы вам предложим памятки " Методы и приемы, направленные на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок", " Правила поведения дошкольника", " Педагогические задачи ". Эти небольшие подсказки помогут вам в воспитании детей, заглядывайте в них почаще.

Анкета для родителей

  1. Какие привычки культурного поведения имеет ваш ребенок?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Что, по-вашему, является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Перечислите методы, которые вы используете для привития ребенку навыков культурного поведения и хороших манер.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2. Методы и приемы, направленные на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок

Доверительное общение взрослого с ребенком, разговор по душам в вечернее время.

Пояснение понятия конкретным примером.

Чтение художественной литературы и рассказ с последующим обсуждением.

Пословицы и поговорки о добрых отношениях между людьми.

Беседы на этические темы.

 Игры-инсценировки несложных сюжетов с помощью игрушек с последующими разбором, беседой; сюжеты сценок взрослый черпает из наблюдений, дети с интересом воспринимают сценки из своей жизни.

Разыгрывание сценок из жизни детей при помощи кукол или кукольного театра.

Прямые вопросы, побуждающие к выбору: «Что бы сделал, как поступил, если бы...».

 Решение проблемных этических ситуаций.

 Дидактические игры («Парные картинки» и т. п.).

Обращение к личному опыту детей и взрослых (рассказ из личного опыта).

 Наблюдения младших детей за поведением детей старшего возраста (во время которых воспитатель разъясняет, в чем проявляется отзывчивость, щедрость, внимание к другу).

Наблюдение за общением детей в процессе деятельности

Рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, на которых изображены различные ситуации; просмотр диафильмов, видеофильмов, телепередач, прослушивание радиопередач и т. д.

Правила поведения дошкольника

Культурно-гигиенические навыки

  1.  Вставай утром всегда в одно и то же время.
  2.  Обязательно делай зарядку.
  3.  Тщательно умывайся, обязательно чисти зубы, аккуратно причесывайся.
  4.  Мой руки перед едой, после пользования туалетом, прогулки, ухода за животными.
  5.  За столом всегда сиди прямо, не клади локти на стол.
  6.  Правильно пользуйся столовыми приборами.
  7.  Ешь не торопясь, аккуратно, бесшумно, жуй с закрытым ртом, тщательно пережевывай пищу.
  8.  Не кроши хлеб, отламывай по кусочку.
  9.  Косточки от фруктов из компота осторожно складывай на блюдце с помощью чайной ложки.
  10.  Закончив еду, клади ложку и вилку в тарелку, а не на скатерть.
  11.  Пользуйся салфеткой во время еды.
  12.  Не бегай с бутербродом, кусками съестного — поешь за столом.
  13.  Поднимаясь по лестнице, ставь ногу на ступеньку всей ступней.
  14.  Спускаясь по лестнице, держи спину прямо и слегка придерживайся за перила.
  15.  Пользуйся носовым платком; чихая и кашляя, отвернись от собеседника, прикрой рот и нос платком.
  16.  После прогулки тщательно вытирай ноги, стряхивай и чисти щеткой пальто.
  17.  Сам чисти свою обувь; аккуратно вешай или складывай одежду.
  18.  Вечером, прежде чем лечь спать, приведи в порядок свою одежду и обувь.
  19. Ложись спать всегда в одно и то же время, спи в хорошо проветренной комнате.

Правила культуры общения

  1. Пользуйся словами вежливого обращения: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «будьте добры», «извините», «спасибо», «благодарю», «разрешите войти» и др.
  2.  Будь приветлив и вежлив со всеми взрослыми.
  3.  Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.
  4.  На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно; не требуй к себе особого внимания; не ешь во время спектакля, демонстрации кинофильма.
  5.  Слушай старших внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо собеседнику.
  6.  Умей выслушать товарища, не перебивая.
  7.  С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай взрослым, не шуми, не капризничай.
  8.  Уступай в транспорте место взрослым и малышам.
  9.  Подай стул или уступи место вошедшему взрослому.
  10.  Подними и вежливо подай оброненный кем-то предмет (карандаш, варежку и т. п.).
  11.  Мальчики должны пропускать вперед девочек в транспорт, в помещение.
  12.  Помоги малышу или сверстнику надеть пальто, застегнуться, повязать шарф.
  13.  Делись с товарищами игрушками, книгами, играй дружно.
  14.  Умей признавать, что был не прав.
  15.  Старайся уступить товарищу в споре, игре, помочь ему договориться.

Правила культуры деятельности

  1. Не сиди без дела.
  2.  Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.
  3.  Доводи начатое дело до конца; выполняй работу только хорошо.
  4.  Делай все, что умеешь сам, не требуя помощи взрослых.
  5.  Соблюдай чистоту и порядок в своем игровом уголке, за своим столом.
  6.  Везде и всегда бережно относись к вещам и игрушкам.
  7.  Люби природу, заботься о животных.
  8.  Книгу читай за столом, не загибай углы страниц, бери книгу чистыми руками.
  9.  Если что-то не понял, переспроси старших или товарищей. Будь настойчив в достижении цели.

Общие правила нравственности

  1. Радуйся успеху товарища.
  2.  Будь правдивым, имей мужество откровенно сказать о с проступке; не перекладывай вину на других.
  3.  Говори всегда только правду.        
  4.  Дорожи доверием взрослых и товарищей.        
  5.  Не хвастайся даже самым красивым поступком — хорошее дело само за себя говорит.
  6.  Дал слово — держи его, дал обещание — выполни.
  7.  Настоящий друг познается не только в радости, но в беде - он всегда поможет, утешит, удержит от дурного поступка.        I
  8.  Никого не обижай — ни словом, ни поступком; заботься о младших, помогай им, защищай тех, кто слабее тебя.
  9.  Живи и поступай так, чтобы окружающим — взрослым и детям — было с тобой приятно и радостно.

Педагогические задачи

  • Обеспечить условия для нравственного воспитания детей
  •  Создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия.
  • Приучать общаться без свойственной возрасту крикливости
  • Продолжать формировать образ «я». Помогать детям ос знавать, кто они и какие они. Сообщать им разные сведения (ты девочка, у тебя серые глаза, ты любишь прыгать и т. п. в том числе сведения об их прошлом (не умел ходить, говорить, ел из бутылочки) и о произошедших с ним изменениях (умеешь рисовать, танцевать).
  • Формировать доброжелательное отношение ко всем детям группы, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
  • Формировать такие качества, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность, которые помогут ребенку различать состояние человека, решать, как следует поступить в конкретном случае, чтобы не причинить окружающим неприятность.
  • Приучать к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь.
  • Учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами.
  • Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевальной и умывальной комнатах, в спальне.
  • Формировать навыки организованного поведения в детском саду, на улице.
  •  Формировать самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности.
  • Формировать умения выполнять действия в ходе режимных процессов.
  •  Формировать бережное отношение к игрушкам, к труду старших.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Посеешь привычку, пожнешь характер».

Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, и здесь происходит его социальное рождение. Родители являются основными исполнителями процесса воспитания...

Консультация для родителейдошкольников. "Посеешь привычку-пожнешь характер"

   Консультация для родителей дошкольников«Посеешь привычку – пожнёшь характер» Какой глубокий, значимый, важный смысл содержит в себе всем известная народная мудрость: «Пос...

Посеешь привычку - пожнешь характер

В этой статье говорится о детских привычках, о полезных и неочень....

«Посеешь привычку - пожнешь характер»

Привычка – сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенных ситуациях приобретает для человека характер потребности....

Консультация для родителей на тему: «Посеешь привычку, пожнешь характер».

Формирование многих ценных качеств личности будущего взрослого человека, его характера, поступков включает образование у ребенка уже в раннем возрасте необходимых навыков и привычек: нравственного пов...

Посеешь привычку - пожнешь характер

Эта презентация поможет Вам разобраться в причинах появления у Ваших детей вредных привычек....