Хороводные игры в детском саду.
статья на тему

Бутыркина Татьяна Сергеевна
Хороводные игры - это целый комплекс игровых упражнений, включающих в себя музыку, пение, свободные движения, декламацию стихов, пантомиму. Хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл horovol.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

                          Хороводные игры в детском саду.

   

Хороводные игры - это целый комплекс игровых упражнений, включающих в себя музыку, пение, свободные движения, декламацию стихов, пантомиму. Хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить. Они:

Развивают чувство ритма и музыкального слуха.

Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега).

Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.

Учат детей действовать вместе, сотрудничать.

Знакомят детей с древними традициями и обычаями.

   Хороводные игры в детском саду можно разделить по тематике, под любую тему можно подобрать игру или придумать ее.

    Хороводные игры помогают развивать у детей выразительность движений, чувство ритма, воображение и фантазию. Мелодическое и ритмическое начало дает возможность выполнять движения в нужном темпе и ритме. В то же время такие игры способствуют усовершенствованию двигательных навыков: прыжков, пружинного и дробного шага, топающего шага, переменного шага, стремительного бега.

     Хороводы всегда сопровождаются музыкой. Хороводные игры способствуют формированию доброжелательных отношений между детьми. Данная разновидность игр удовлетворяет много важных потребностей детей. В частности, потребность в общении, физическом контакте и выражении своих эмоций. Также дети учатся согласованным и слаженным совместным действиям.

      Хороводные игры являются прекрасным помощником в организации детей. Эти игры дают детям возможность проявлять свои лучшие качества: благородство, доброту, самопожертвование и взаимовыручку. Используя в играх народный фольклор, можно легко познакомить детей с древними обычаями и традициями.

      Тексты игр необязательно специально заучивать, они довольно легко и быстро запоминаются в процессе самой игры. Во время проведения хороводных игр важно помнить о выразительном, распевном и ритмичном произнесении текста. Участники хоровода держатся за руки, иногда за пояс, платок или венок. Иногда игроки движутся друг за другом, сохраняя строгий интервал.

      Хороводные игры почти забыты. Многие воспитатели сталкиваются с тем, как тяжело организовать малышей. Особенно переключить их внимание с одного вида деятельности на другой. А ведь хороводные игры -  верный помощник в организации детей. Как только организовываешь такую игру - все дети сразу сбегаются, забываются обиды, ссоры. Хороводная игра сплачивает, сближает детей. В группе царит мир и спокойствие. Хороводные игры издавна служили средством самопознания. В этих играх дети проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.

     Основой  хоровода является исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Очень точно говорят в народе про эту связь: «Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы». Определение хоровода было бы не полным, если бы мы не сказали, что хоровод объединяет и собирает большое количество участников. В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества.      

      Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление его характера. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира, играя с ребенком. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Ребенок должен уметь играть! Вот тут-то на помощь приходит детский фольклор.

       Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становиться более интересной и содержательной. Используя детский фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем народные игры, потешки, приговорки. Хороводных игр огромное количество. Они, наверно,  знакомы педагогам с большим стажем работы, а вот начинающим они могут пригодиться. Все дети очень их любят, они вносят в нашу жизнь положительные эмоции, дают хороший настрой на весь день. Хороводные игры доступны каждому ребенку, как только они встали на ножки. Они завлекают детей уже с году. Порой и мы взрослые с удовольствием поиграли бы в хороводные игры со своей взрослой компанией.

    В хороводе важна роль ведущего (родителя, педагога), который является образцом для подражания. Взрослый берет на себя большую долю ответственности за создание хороводных фигур.

     В процессе музыкально-игровой деятельности в детском сознании возникают естественные закономерные ассоциации музыки с другими видами искусства, а также с самой жизнью, которые формируют эстетический взгляд и воспитывают культуру ребёнка. Народная игра – самый «лёгкий» вид деятельности. Дети получают удовольствие от процесса игры, вступают в игру без опасений и боязни. Народная игра содержит минимальное количество правил, соблюдать которые не трудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального «я». Народные хороводы повествуют о природе, о фольклорных персонажах, о повседневной жизни детей. Это доступно для детского восприятия, а значит, может вызвать у ребёнка интерес и желание принять участие в совместной игровой деятельности.

     Педагоги хорошо знают, что хороводы - очень эффективное средство обучения и воспитания. Народные хороводы "Березонька", "У калинушки", "Заинька, выходи", "Как у наших у ворот", "Плетень" включены в программы развития детей.

     Хороводы могут стать составной частью радостной повседневной жизни детей в детском саду и дома. В детском саду хороводы начинают осваивать рано. Уже в первой младшей группе, в возрасте  2 лет дети учатся вставать в круг, браться за руки и идти друг за другом. Для маленьких детей это довольно сложно. Малышам очень непросто двигаться по кругу, не сбиваясь в центр или в сторону. Для детей этого возраста подходит хороводная игра "Раздувайся, пузырь". Во второй младшей группе (дети 3-4 лет) работа над хороводами продолжается. Как и в младшей группе, поют хороводную песню, прежде всего, взрослые (родители, воспитатели, музыкальный руководитель). Дети концентрируют свое внимание на выполнении движений: ходьба по кругу, в круг, движения по тексту хоровода. Постепенно они начинают подпевать. Для освоения хоровода им желательно заниматься не менее одного раза в день до тех пор, пока он не усвоен. В зависимости от способностей и желания детей работа может занять и месяц, и два. Воспитатель может организовать хороводную игру на прогулке, во время физкультурных занятий и в другое удобное время. Главное, чтобы детям это нравилось, чтобы они хотели водить хоровод, делали это не из-под палки. Хоровод является не только средством приобщения детей к хороводному искусству, но и инструментом, с помощью которого дети учатся владеть своим телом, выстраивать совместные действия. Систематические занятия хороводами приводят к тому, что в средней группе (4-5 лет) дети начинают свободно ходить хороводным шагом с пением под музыку, и делают это с большим удовольствием. В таком возрасте детям по силам выучить не только движения, но и текст. В летнее время хороводные игры можно проводить на улице, поскольку большую часть времени дети находятся на свежем воздухе, хоровод можно разучивать и в первой, и во второй половине дня. Очень результативной и интересной для детей формой разучивания хороводов является игра "Мы к вам в гости пришли". Старшие дети приходят к маленьким "в гости". Взрослые предлагают старшим детям разучить (или повторить) с малышами хороводы, которые те уже знают.

    Опыт показывает, что в течение одного года дети 2-3 лет с успехом разучивают один хоровод,  дети 3-4 лет - два хоровода, дети 4-5 лет - 4-5 хороводов, а старшим дошкольникам по силам освоение всех 10 хороводов. Важно помнить, что осваиваемые хороводы должны нравиться детям, они с удовольствием играют в хороводы, которые разучивали, когда были еще маленькими.

Хороводы пользуются большим успехом на детских праздниках, досугах и развлечениях. Детям очень нравятся организованные для них хороводные фестивали, а также игры-соревнования между группами. Они любят водить хороводы у себя в группе между занятиями, на физкультминутке. Воспитатели часто используют хоровод в качестве разминки, чтобы перейти от одной образовательной области к другой.

КАРТОТЕКА ХОРОВОДНЫХ ИГР.

ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ:

Эти игры помогут малышам научиться выполнять простейшие движения, развивать координацию движений как всего тела, так и крохотных пальчиков.

«Зайка»

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит

Вот так, вот так, вот так-так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так, вот так-так

Надо лапочки погреть…

Зайке холодно стоять.

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так вот так-так

Надо зайке поскакать.

Мишка зайку испугал

Зайка … прыг и ускакал.

Воспитатель или ребенок, переодетый в «Мишку» догоняет детей.

«Пузырь»

Дети берутся за руки и образуют кружок. Вместе произносят слова:

«Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой

Да не лопайся.

Он летел, летел, летел

Да за веточку задел.

Ручкой хлоп-хлоп-хлоп,

Ножкой топ-топ-топ,

А пальчиками чик-чик-чик,

А головкой тик-тик-тик.

Раз сюда, два сюда,

Повернись вокруг себя.

Пузырь лопнул! Воздух вышел!

Дети отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!» или произнося при этом звук «ш-ш-ш» - как будто выходит воздух.

 «Каравай»

Как на … именины

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины,

Вот такой нижины,

Вот такой  ужины,

Вот такой  ширины.

Каравай, каравай, кого хочешь выбирай…

- Я люблю конечно всех.

А вот ….. – больше всех!!!

«Карусель»

Дети образуют круг, берутся за руки и двигаются по кругу под слова:

                                                            Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише не спешите,

Карусель остановите!

Раз – два, раз – два,

Вот и кончилась игра!»

ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОСТАРШЕ:

«Мышеловка»

Дети стоят по кругу, держась за руки  поднятые вверх как воротца, приговаривают, а дети-мышки бегают в круг и из круга:

Ах как мыши надоели.

Всё погрызли, всё поели,

Берегитесь же плутовки,

Доберёмся мы до вас.

Как поставим мышеловки –

Переловим всех за раз!

Мышеловка закрывается. Кто остался в центре – того поймали.

 «Колпачок»

Дети идут по кругу, внутри круга водящий сидит на корточках.

Колпачок, Колпачок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили.

Подходят к Колпачку и поднимают его на ноги:

На ноги поставили.

Танцевать заставили.

Колпачок танцует, а  дети приговаривают и хлопают в ладоши:

Танцуй, танцуй сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

Ребёнок крутится вокруг своей оси с вытянутой вперёд рукой и закрытыми глазами:

Я люблю, конечно, всех,

Но вот эту больше всех.

На кого указал Колпачок, тот становится ведущим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хороводные игры в детском саду.Практический материал для всех возрастов детского сада (средний, старший, подготовительный)

Хороводные игры для развития коммуникативных навыков, певчевских и танцевальных....

Хороводные игры в детском саду

В статье дано описание игр, они разложены по возрастам и немного истории....

Хороводные игры в детском саду.

Хороводные игры в детском саду....

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ1. КукушкаДети стоят в кругу.В центре водящий с закрытыми глазами.Дети идут по кругу и поют:К нам кукушка в огородПрилетела и поетТы кукушка не зевайКто кукует отгадай&ra...

Хороводные игры в детском саду. (картотека игр).

Автор представил подборку хороводных игр....

"Хороводные игры в детском саду"

Хороводные игры в детском саду...

Хороводные игры в детском саду

Важность проведения хороводных игр в детском саду, как развитие в детях творческого начала, дружелюбия, активности....