Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
методическая разработка на тему
Сохранение и укрепление здоровья ребёнка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного. В последние годы появилось несколько значимых нормативных документов, определяющих приоритеты в сохранении и укреплении здоровья ребёнка, в том числе, Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 г.) и приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Инжавинский детский сад «Берёзка»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по формированию навыков здорового образа
жизни у детей дошкольного возраста
Четверткова
Елена Абумуслюмовна,
старший воспитатель МБДОУ
«Инжавинский детский сад
«Берёзка»
р.п.Инжавино
2017 г.
Сохранение и укрепление здоровья населения остаётся одним из важнейших приоритетов социально – экономической политики нашего государства.
Культура здоровья – одна из самых значимых в теоретической системе современного человекознания. В настоящее время большинство специалистов рассматривают здоровье, в первую очередь, как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а уж затем – как отсутствие болезней и физических дефектов. Такой подход предполагает, что главная ценность здоровья для человека определяется тем уровнем качества жизни, который доступен ему именно в силу состояния его здоровья. Это позволяет говорить о здоровье как об основном средстве реализации имеющегося у человека потенциала.
Сохранение и укрепление здоровья ребёнка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного. В последние годы появилось несколько значимых нормативных документов, определяющих приоритеты в сохранении и укреплении здоровья ребёнка, в том числе, Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 г.) и приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Настоящие Требования включают восемь групп требований:
- целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
- соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников;
- рациональная организация образовательного процесса;
- организация физкультурно – оздоровительной и спортивно – массовой работы в образовательном учреждении;
- организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;
- организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками;
- комплексное сопровождение системы формирования культуры здлрового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
- мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.
Федеральные государственные образовательные стандарты и требования включают в себя требования:
- к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной общеобразовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- условия реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально – техническим и иным условиям;
- результатам освоения основных образовательных программ.
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на реализацию следующих образовательных областей:
- физическое развитие
- социально – коммуникативное развитие
- речевое развитие
- художественно – эстетическое развитие
- познавательное развитие
которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Значимость реализации образовательной области «Физическое развитие» обусловлена ценностью здоровья и необходимостью освоения культуры здоровья с самого рождения.
Анализ требований ФГОС в реализации этой области показывает необходимость формирования у детей дошкольного возраста культуры здоровья, которая представляет совокупность ценностного отношения ребёнка к здоровью, его сохранению и укреплению, а также личностно и социально значимых способов деятельности (культурно – гигиенических умений и навыков), направленных на физическое, психическое и социальное благополучие ребёнка. Результатом освоения культуры здоровья дошкольника становится готовность самостоятельно решать элементарные задачи ЗОЖ.
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Наше муниципальное дошкольное образовательное учреждение разработало общеобразовательную программу на основе примерной общеобразовательной программы под редакцией Н.Е.Вераксы «От рождения до школы».
Программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка; сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности; обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей; строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основывается на комплексном тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривает решение программных образовательных задач совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; осуществляет построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Программа определяет основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности – игру.
Общий объём обязательной части основной общеобразовательной программы, реализуемой в ДОУ, рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития и включает время, отведённое на :
- непосредственно образовательную деятельность;
- образовательную деятельность, Осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Обязательная часть программы должна быть реализована в любом ДОУ, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Должна обеспечить достижение воспитанниками готовности к школе (необходимый и достаточный уровень развития ребёнка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.
Вторая часть программы формируется участниками образовательного процесса.
Упираясь на теоретические положения, определяющие здоровый образ жизни, как ориентацию его субъекта на сохранение и улучшение своего здоровья, педагогический коллектив главной задачей образовательной работы определил формирование здорового образа жизни.
Содержание здоровьесберегающей модели педагогического процесса включает в себя:
- организационно – педагогические условия: наличие гибкого режима организации жизнедеятельности, взаимодействие педагога с детьми, система закаливания и двигательный режим, а также система физкультурно – оздоровительной работы ДОУ;
- систему профессиональной подготовки педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
- блок организации взаимодействия с семьёй по сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
- мониторинг физического здоровья.
Критериями культуры здоровья в дошкольном детстве могут быть:
- наличие ценностного отношения к здоровью и жизни человека;
- наличие первичных представлений о здоровье и правилах сохранения и укрепления здоровья, об основах здорового образа жизни;
- наличие соответствующих умений и навыков;
- проявление готовности решать здоровьесберегающие задачи, задачи здорового образа жизни;
- инициативность, активность и самостоятельность в решении обозначенных задач;
- верность предложенных решений, выбор здоровьесберегающих стратегий поведения и поступков.
В связи с этим содержание образовательной области «Здоровье» направлено на охрану здоровья детей и формирование основ культуры здоровья путём решения следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно – гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
С учётом возраста детей содержание психолого – педагогической работы по формированию первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни должно быть конкретизировано.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
При создании предметной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей. Основные положения личностно – ориентированной модели отражаются в принципах построения предметно – развивающей среды:
- Принцип дистанции позиции при взаимодействии;
- Принцип активности;
- Принцип стабильности – динамичности;
- Принцип комплексирования и гибкого зонирования;
- Принцип сочетания привычных и неординарных элементов;
- Гендерный принцип;
- Принцип этапности и учёта возрастных особенностей, который отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом, и ориентируется на зону «ближайшего развития»;
- Принцип свободы достижения ребёнком своего права на игру.
Правильно организованная среда ориентирована на создание условий для изменения в соответствии со вкусом , настроением и возможностями, реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься детям разными видами деятельности, не мешая друг другу. Большое внимание уделяется самостоятельной деятельности ребёнка, во время которой он может уединиться, заняться любимым делом или игрой.
- Эстетическая организация среды. Очень часто этот принцип недооценивается. Не секрет, что основную информацию человек получает при помощи зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.
СОЗДАНИЕ ЗДОРОАЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОСТРАНСТВА.
Создание здоровьесберегающего образовательного пространства наличие следующих компонентов:
- укрепление материально – технической базы ДОУ;
- организация «непосредственно образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий;
- рационная организация режима дня и питания в соответствии с санитарными правилами и федеральными государственными требованиями;
- привитие интереса и навыков самостоятельной активной двигательной деятельности;
- оснащение групповых помещений необходимым здоровьесберегающим оборудованием, инвентарём, учебно – методическими, дидактическими пособиями для освоения основной и дополнительных образовательных программ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«ЗДОРОВЬЕ»
В федеральных требованиях выделен раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нём описаны интегративные качества, которые ребёнок может приобрести в результате освоения программы. В портрете выпускника отражаются качества личности ребёнка и степень их сформированности, в том числе:
- физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками. У ребёнка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Результатом освоения образовательной области «Здоровье» становится, таким образом, ребёнок, не только овладевший основными культурно – гигиеническими навыками и самостоятельно выполняющий доступные возрасту гигиенические процедуры, но и соблюдающий элементарные правила здорового образа жизни.
Здоровье является универсальным содержанием и увлекательной деятельностью для дошкольника. Чтобы быть здоровым, ребёнку приходится совершать разнообразные действия, применять умения и навыки, и все они могут быть крайне интересны и привлекательны для него. Их закрепление происходит на любом образовательном содержании и в самых разных видах деятельности. По этой причине возможности сближения и связи образовательной области «Здоровье» с другими образовательными областями Программы достаточно высоки.
Условием интеграции становится насыщение разных видов детской деятельности (игра, экспериментирование, познание, общение) информацией о культуре здоровья и об основах здорового образа жизни с последующим формированием на этой базе эмоционально положительного отношения к данному процессу. Организация педагогом детской деятельности и наполнение разных её видов содержанием области «Здоровье» представляют ребёнку возможность уточнить и закрепить представления об элементах ЗОЖ, приобрести новые знания о важности его ведения для сохранения и укрепления собственного здоровья (чистить зубы означает, что зубы будут здоровыми, не будут болеть, делать зарядку – значит быть активным целый день, двигаться – быть подтянутым и красивым и т.п.). интенсивное накопление и развитие представлений о культуре здоровья и об основах ЗОЖ в процессе разных видов деятельности, становление от года к году ценностного отношения к здоровью создают возможность для самостоятельного открытия ребёнком здоровьесберегающих правил.
В зависимости от возраста детей, новизны и сложности предлагаемого материала воспитателям рекомендуется использовать методы и приёмы:
- предполагающие накопление представлений, оценок и суждений (наблюдение, пример взрослых, опыты, эвристические беседы);
- вызывающие познавательную активность (опыты, сравнительное наблюдение, проектирование, чтение художественной литературы);
- активизирующие поведение и деятельность (пример сверстников, поощрение, моделирование, самооценка).
Поисковая деятельность включает принятие (или выдвижение) детьми познавательной задачи, анализ условий взаимодействия с воспитателем и со сверстниками, выдвижение предположений о причине и результатах наблюдения, отбор способов проверки, проверку на практике выбранных способов, выдвинутых предположений, анализ полученных фактов и самостоятельно сделанные выводы.
Экспериментирование может определяться активностью самого ребёнка или оцениваться взрослым. Опыты и эксперименты, используемые в работе с детьми, должны быть направлены на подтверждение необходимости соблюдения здоровьесберегающих правил, владение культурно – гигиеническими умениями и навыками, основами ЗОЖ, правилами безопасного поведения.
Игры – эксперименты или игры – экспериментирования, а также игры – путешествия относятся к дидактическим играм.
Игры – эксперименты в младшем дошкольном возрасте – это игры прежде всего с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка 3-4 лет – манипуляция с определённым предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в закреплении на практике культурно – гигиенических умений и навыков, навыков ЗОЖ.
Суть игр – путешествий заключается в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними и разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия.
Богатейшим подспорьем в организации воспитателем режимных моментов становиться фольклор и детская литература. С их помощью несложно придумать игры, которые помогу ребёнку научиться умываться, чистить зубы, следить за чистотой рук и лица, быть опрятным и аккуратным и вместе с тем доставят малышу удовольствие и радость.
Учитывая, что программа дошкольного образования базируется на идее интеграции, чтение художественной литературы необходимо сочетать с другими видами деятельности, которые позволяют углубить понимание содержания произведения. Такими интегративными методами и приёмами становятся проектирование и создание детьми собственных тематических книжек, рисование иллюстраций к прочитанному, организация тематических выставок и коллекций, разработка, разработка правил здоровьесберегающего поведения, составление и решение загадок и кроссвордов, драматизация.
Примером интеграции литературы и игры может служить игра – этюд, один из любимых видов деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста. Игра – этюд – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, осуществляемая детьми совместно с воспитателем. Учитывая возраст детей, методика организации подобных игр осуществляется следующим образом: педагог читает текст, предлагая детям показывать отдельные действия героев сюжета, или, если дети подготовлены, импровизируются фрагменты поведения героев.
Очевидно, что педагогический процесс в детском саду представляет собой сочетание разнообразных игровых форм развития детей дошкольного возраста, которые приумножают их здоровье. Один из первых теоретиков дошкольного образования – Е.А.Аркин утверждал: «Не может быть здорового развития без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребёнок ведёт в игре, свободной, им самим создаваемой, или в играх с правилами. Я как врач восхваляю игру не потому только, что в ней ребёнок не творит, что он проявляет себя в ней с наибольшей полнотой, но и потому, что она благотворно влияет на его здоровье. Игра – единственная форма деятельности ребёнка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда не предъявляет она требований ему, которых он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья»
ЛИТЕРАТУРА.
1. Федеральные государственные требования и структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ № 655 от 21.11.2009 г.)
2. Федеральные требования к охране здоровья воспитанников (приказ Минобрнауки Росси от 28.12.2010 г № 2106).
3. Методические рекомендации МИОО г. Москва «Модель образовательной программы ООУ».
4. Примерная основная общеобразовательная программа «Успех».
5. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему: «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Я представлю вам несколько основных направлений работы....
Мастер-класс на тему: «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Я представлю вам несколько основных направлений работы....
Презентация "Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"
Презентация к мастер-классу...
Семинар-практикум по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста.Задачи семинара:1....
Консультация для родителей «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством использования музыкальных игр»
Использование здоровьесберегающих технологий не только на занятиях в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их ...
Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
Описание материала: предлагаю вам статью по формированию навыков здорового образа жизни у дошкольников, посещающих детский сад по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей д...
Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
Описание материала: предлагаю вам статью по формированию навыков здорового образа жизни у дошкольников, посещающих детский сад по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей д...