Роль игры в развитии ребёнка дошкольного возраста
консультация (средняя группа) на тему
В материале раскрывается понятие игры, её значение в воспитании дошкольника. Приводятся примеры игр для детей 2-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igry_v_razvitii_rebyonka_doshkolnogo_vozrasta.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль игры в развитии ребёнка дошкольного возраста
Игра – это феномен в полном смысле данного слова. Никакая другая деятельность в жизни человека не имеет такого значения. Она помогает человеку получить образование, воспитание, способствует его развитию. Игра позволяет ребёнку познать не только окружающий мир, но и самого себя. Она значительно расширяет кругозор, формирует характер, обостряет ум и эмоции. Главное, что все это происходит в игре ненавязчиво, как бы само собой.
Что же такое игра и как она появилась? Каково ее значение в нашем современном обществе, в том числе для воспитания ребёнка? Словом «игра» мы называем деятельность, которая противоположна труду и направлена на получение удовольствия в развлекательной форме.
Вспомните знаменитые строчки Марка Твена из книги «Приключения Тома Сойера»: «Работа — это то, что человек обязан делать, а игра – это то, что он делать не обязан. Это высказывание показывает, что труд – это обязанность, а игра – получение удовольствия.
Такое определение игры по смыслу часто приводится в психологической и педагогической практике, однако оно не отражает всей сущности игры. Это связано с тем, что любая игра кроме развлечения содержит в себе и полезные элементы. В процессе игры человек обогащает свой опыт — он пополняет свои знания, умения и навыки. Чаще всего последнее происходит незаметно для игрока. Таким образом, например, маленький ребёнок обучается многим полезным действиям. Включаясь во время игры в «дочки-матери» или «разъезжая» на «грузовике», только что собранном из стульев, в мир взрослых, ребёнок усваивает образцы поведения в соответствующих ситуациях. В игре, помогая друг другу, игроки понимают, что такое товарищество и дружба. В процессе игры дети обучаются мыслить: сопоставлять предметы и находить в них сходства и различия. Полезные цели, которые возможно достичь с помощью игры, можно перечислять еще долго. Поэтому добавим к вышесказанному, что игра дли ребёнка — это особая деятельность. Во время игры ребёнок подражает взрослым и перенимает их поведение, ценности и установки. В процессе игры ребёнок осваивает определенные социальные роли. Исходя из всего этого, получается, что игра для ребёнка — средство не только развлечения, но и приобщения к нормам и морали общества.
По форме своей игры бывают самыми разными. Игры могут быть предметными (игра ведётся с предметами материальной и духовной человеческой культуры, которые игрок использует по их прямому назначению). Примером такой игры является игра «Угадай, что спрятано». В этой игре от ребёнка потребуется умение представлять предметы по их словесному описанию и самому давать описание разных предметов. Спрячьте какую-нибудь игрушку и опишите ребёнку её внешний вид, например: «Жёлтого цвета, туловище круглое, голова круглая, клюв острый» (цыплёнок). Если ребёнок догадывается, вы отдаёте ему спрятанный предмет. Следующим прятать и описывать предмет будет ребёнок. Игру можно разнообразить, пряча предметы в «чудесный мешочек» и предлагая ребёнку, после того как он отгадает, найти загаданный предмет на ощупь.
Игры могут быть сюжетными (в процессе игры создаются определённая ситуация, сюжет, в который включаются все играющие, причём сюжет может быть как почерпнут из реальной жизни, так и придуман). В нашей группе есть много атрибутов магазина «Агрокомплекс», с помощью которых дети с удовольствием играют в игру «Магазин».
Игры бывают общественные и индивидуальные, физические и умственные. В процессе организации образовательной деятельности детей я использую логико-математические игры. Я предлагаю вам поиграть в одну из таких игр. Надя, Женя, Аня и Наташа послали друзьям поздравительные открытки. У 3-х девочек открытки были в маленьких конвертах, а у одной – в большом. Надя и Женя послали открытки в конвертах разного размера. У Нади открытка была в большом конверте. В каком конверте послала открытку Женя: в большом или маленьком? (В маленьком).
Ещё одна любимая игра у наших детей – это «Подарки».
Цель игры — помочь детям сблизиться друг с другом. Игра способствует созданию дружеской, доброжелательной атмосферы, учит детей прислушиваться к пожеланиям окружающих.
Рекомендуемый возраст детей — 2-5 лет.
Играть можно всей группой, как на площадке, так и в помещении. В начале игры ведущий спрашивает детей, любят ли они получать подарки (естественно, ответ на этот вопрос наверняка будет положительным). После этого ведущий предлагает детям поиграть в подарки: каждый игрок получит свой подарок, а делать ему подарок будут остальные дети.
Для того чтобы объяснить правила игры, ведущий сам выбирает игрока, которого будут одаривать первым (назовем его водящим). Игроки становятся, держась за руки, в круг, а водящий встаёт в центр круга. Дети начинают водить вокруг него хоровод, говоря при этом:
Принесли тебе подарки. Что ты выберешь, дружок? Конь и кукла в платье ярком, Самолётик и волчок.
Говоря слова «конь», «кукла», «самолётик», «волчок», ребята тем самым перечисляют подарки. Водящий выбирает тот подарок, который хотел бы получить (из перечисленных). После того как водящий назвал его, остальные дети, не выходя из круга, начинают его изображать, выполняя игровые движения и произнося определённые слова (в зависимости от того, что имени пожелал себе в подарок водящий).
Если водящий выбрал в качестве подарка коня, то дети поворачиваются вправо и бегут по кругу, высоко поднимая согнутые коленях ноги. Руки при этом они вытягивают вперёд, как будто держат поводья, сами держатся прямо. При этом игроки хором произносят следующие слова:
Конь ретивый, Цок-цок-цок! Слышен топот быстрых ног: Цок-цок-цок, Цок-цок-цок! Тпруууу!
(Дети останавливаются и поворачиваются лицом к центру круга.)
Если водящий пожелал в подарок куклу, то движения и слова, которые произносят остальные игроки, будут уже другими:
Кукла, кукла, попляши, Нам платочком помаши!
(Слова повторяются 2 раза).
Под эти слова дети свободно танцуют.
Если водящий выбирает в подарок самолётик, то дети сначала «заводят» свои самолёты (т. е., стоя на месте, крутят руками, держа их перед собой), а потом «летят» по кругу, расставив руки в стороны. Заводя мотор, дети хором произносят:
Самолёт-самолёт, Ты возьми меня в полёт!
После того как самолёты «завелись», дети, изображая полёт, тянут звук «ж-ж-ж». Когда самолёты описали полный круг вокруг водящего, они замедляют движение и медленно «приземляются» (присаживаются на корточки).
Если водящий выбирает волчок, то дети хором произносят следующие слова:
Вот как кружится волчок:
(Дети кружатся на месте)
Прожужжал — и набочок!
(Дети присаживаются на корточки и слегка отклоняются вбок, oпираясь одной рукой о пол).
Так давайте спросим себя, в чём же заключается главная прелесть игры? Почему она так нужна детям? Ответить на этот вопрос не так-то просто, но, видимо, всё дело заключается в том, что в игре создается особый тип реальности — реальность условная, в которую помещается человек. Это совершенно особая, волшебная реальность: та, в которую человек одновременно и верит, и не верит.
Условная реальность игры помогает смоделировать любую ситуацию — от управления воображаемой ракетой до победы над воображаемым драконом, и в этих ситуациях ребёнок способен развиваться в самых разных направлениях: и физически, и умственно, и нравственно... Можно смело сказать, что именно через игру ребёнок учится. До поры до времени игра является для него чуть ли не единственным источником познания мира и самого себя. И самое притягательное в этом учении то, что оно ничего не навязывает: в занимательной форме игра способна научить ребёнка чему-либо полезному и нужному гораздо лучше и гораздо быстрее, чем чтение морали или серьёзное обучение.
Список литературы:
1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013.
2. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. – СПб.: Детство-пресс, 2004.
3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
роль чтения в развитии ребёнка дошкольного возраста.
Роль чтения в формировании психически и нравственно здоровой личности. Отраженье исчезнувших лет, Облегченье житейского ига, Вечных истин немеркнущий свет – Это – книга… Т. Л. Щепкина-Куперник Д...
роль чтения в развитии ребёнка дошкольного возраста.
Роль чтения в формировании психически и нравственно здоровой личности. Отраженье исчезнувших лет, Облегченье житейского ига, Вечных истин немеркнущий свет – Это – книга… Т. Л. Щепкина-Куперник Д...
Роль игры в развитии ребёнка дошкольного возраста
Мы редко задумываемся, почему наши дети любят играть, и что, собственно, им даёт игра. А игры малышам нужны, и самые разные. Просто потому, что они являются важнейшим звеном в системе детского развити...
Статья" Роль игры в развитии ребёнка дошкольного возраста"
Мы редко задумываемся, почему наши дети любят играть, и что, собственно, им даёт игра. А игры малышам нужны, и самые разные. Просто потому, что они являются важнейшим звеном в системе детского развити...
Психологическое содержание игрушки и её роль в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста
Объективные показатели негативного влияния игровой продукции на детей...
Статья.Роль игры в жизни ребёнка дошкольного возраста.
Роль игры в жизни ребёнка дошкольного возраста....