Сказка, как элемент развития творческого воображения детей младшего дошкольного возраста.
презентация к уроку (младшая группа) на тему

Мазник Татьяна Сергеевна

Сказка-один из самых любимых жанров фольклора. Она даёт богатейшую пищу детской фантазии,развивает воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.docx531.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №108 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Презентация для выступления.

«Сказка, как элемент развития творческого воображения детей младшего дошкольного возраста»

http://madou395.ru/wp-content/uploads/2016/06/52ef53747acb8.jpg

        Подготовила:
воспитатель

Мазник Татьяна Сергеевна

Санкт-Петербург

2017 год

Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Сказка не оставляет ребёнка равнодушным наблюдателем, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.

Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, охраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их с взрослыми.

     Чтение помогает понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки,    какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы.

В детстве мы все любили слушать сказки. В зависимости от настроения дети могут представлять себя тем или иным героем; и Снежной королевой, с ее неприступностью и холодностью, и Гердой с пламенным сердцем, не отступающей ни перед какими преградами, то принцессой из "Бременских музыкантов".

Обычно герой сказки: добрый, справедливый, красивый, сильный. Он обязательно добивается успеха, преодолевая всякие препятствия не только с помощью чудесных помощников, но, прежде всего благодаря личным качествам -уму, силе духа, самоотверженности, изобретательности, смекалке. Таким хотел бы стать каждый ребёнок, и идеальный герой сказки становится первым образцом для подражания.  

По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но обычно выделяют три большие группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые (сатирические).                  

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

Что могут дать такие сказки для детей?

Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.

Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т. е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.

1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).

2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.

3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.

4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.

Формы работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок.

        https://egords1.edumsko.ru/uploads/2000/1030/section/49511/kartinki/repka.jpg   

        http://xn----7sbb3aaldicno5bm3eh.xn--p1ai/98/7.jpg

                           

                                    Перспективный план работы с детьми.                                                               

Сентябрь:                                   Русская народная сказка « Колобок»

  1. Рассказывание сказки.
  2. Театрализация.
  3. Рисование гуашью: « Вот какой колобок».

Октябрь:                                     Русская народная сказка « Курочка ряба».

  1. Рассказывание сказки.
  2. Театрализация.
  3. Лепка: « Яйца для курочки рябы».

  Ноябрь:                                     Русская народная сказка «Три медведя».

  1. Рассказывание сказки.  
  2. Театрализация.
  3. Аппликация: « Посуда для трёх медведей».

  Декабрь:                                  Русская народная сказка « Репка».

  1.  Рассказывание сказки.
  2. Театрализация.
  3. Коллективная работа. Аппликация: « Вот какая репка!».

  Январь:                                     Русская народная сказка « Теремок».

  1.   Рассказывание сказки.
  2.   Театрализация.
  3.    Пересказ по картинке.

  Февраль:                                    Русская народная сказка « Кот, петух и лиса» 

  1.   Рассказывание сказки.
  2.   Театрализация. Разучивание стихотворения « Петушок, петушок…».
  3.    Рисование: « Петушок-золотой гребешок».                        

    Март:                                        Русская народная сказка  « Заюшкина избушка»

  1. Рассказывание сказки.
  2. Театрализация.
  3. Конструирование: «Избушка ледяная и лубяная»

       Апрель:                                  Русская народная сказка «Маша и медведь».

  1. Рассказывание сказки.
  2. Театрализация.    3.   Лепка: «Пирожки для бабушки и дедушки».

     Май:                                     Русская народная сказка « Волк и семеро козлят».

  1. Рассказывание сказки.  2. Театрализация.
  1. Аппликация « Козлятушки-ребятушки».                                  

                                                                             Заключение

Сказка – один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора.  Она полнее, ярче, чем любой другой вид народного творчества, воспроизводит  мир во всей его сложности и красоте. Сказка создаёт среду для детской фантазии, развивает воображение. А точный, выразительный язык сказки столь близок уму и сердцу ребёнка, что запоминается на всю жизнь.

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Занятия направлены на развитие творческого воображения. В них входят задания на развитие невербального воображения, релаксация, пальчиковая гимнастика, игры....

Технология развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством техники рисования «по мокрому»

В процессе своей работы я не ставила целью повысить уровень технических навыков и умений детей и поэтому из множества изобразительных техник  способ рисования «по-мокрому» выбран намеренно....

Коррекционная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через изодеятельность

Возникающее в дошкольном возрасте творческое вооброжение  важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формированияличности ребенка в целом....

Реферат на тему: «Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста»

Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста....

«Рисование с элементами бумажной пластики и аппликации, как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста».

«Рисование с элементами бумажной пластики и аппликации,  как средстворазвития творческого воображениядетей старшего дошкольного  возраста»....

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ_РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ СО СКАЗКОЙ

Целью исследования является изучение возможностей влияния сказки на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста....