Сказка, как элемент развития творческого воображения детей младшего дошкольного возраста.
презентация к уроку (младшая группа) на тему
Сказка-один из самых любимых жанров фольклора. Она даёт богатейшую пищу детской фантазии,развивает воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.docx | 531.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №108 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Презентация для выступления.
«Сказка, как элемент развития творческого воображения детей младшего дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель
Мазник Татьяна Сергеевна
Санкт-Петербург
2017 год
Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Сказка не оставляет ребёнка равнодушным наблюдателем, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.
Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, охраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их с взрослыми.
Чтение помогает понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы.
В детстве мы все любили слушать сказки. В зависимости от настроения дети могут представлять себя тем или иным героем; и Снежной королевой, с ее неприступностью и холодностью, и Гердой с пламенным сердцем, не отступающей ни перед какими преградами, то принцессой из "Бременских музыкантов".
Обычно герой сказки: добрый, справедливый, красивый, сильный. Он обязательно добивается успеха, преодолевая всякие препятствия не только с помощью чудесных помощников, но, прежде всего благодаря личным качествам -уму, силе духа, самоотверженности, изобретательности, смекалке. Таким хотел бы стать каждый ребёнок, и идеальный герой сказки становится первым образцом для подражания.
По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но обычно выделяют три большие группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые (сатирические).
У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
Работа со сказкой строится следующим образом:
1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.
Что могут дать такие сказки для детей?
Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.
Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т. е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.
В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.
В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.
1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).
2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.
3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.
4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.
Формы работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок.
Перспективный план работы с детьми.
Сентябрь: Русская народная сказка « Колобок»
- Рассказывание сказки.
- Театрализация.
- Рисование гуашью: « Вот какой колобок».
Октябрь: Русская народная сказка « Курочка ряба».
- Рассказывание сказки.
- Театрализация.
- Лепка: « Яйца для курочки рябы».
Ноябрь: Русская народная сказка «Три медведя».
- Рассказывание сказки.
- Театрализация.
- Аппликация: « Посуда для трёх медведей».
Декабрь: Русская народная сказка « Репка».
- Рассказывание сказки.
- Театрализация.
- Коллективная работа. Аппликация: « Вот какая репка!».
Январь: Русская народная сказка « Теремок».
- Рассказывание сказки.
- Театрализация.
- Пересказ по картинке.
Февраль: Русская народная сказка « Кот, петух и лиса»
- Рассказывание сказки.
- Театрализация. Разучивание стихотворения « Петушок, петушок…».
- Рисование: « Петушок-золотой гребешок».
Март: Русская народная сказка « Заюшкина избушка»
- Рассказывание сказки.
- Театрализация.
- Конструирование: «Избушка ледяная и лубяная»
Апрель: Русская народная сказка «Маша и медведь».
- Рассказывание сказки.
- Театрализация. 3. Лепка: «Пирожки для бабушки и дедушки».
Май: Русская народная сказка « Волк и семеро козлят».
- Рассказывание сказки. 2. Театрализация.
- Аппликация « Козлятушки-ребятушки».
Заключение
Сказка – один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее, ярче, чем любой другой вид народного творчества, воспроизводит мир во всей его сложности и красоте. Сказка создаёт среду для детской фантазии, развивает воображение. А точный, выразительный язык сказки столь близок уму и сердцу ребёнка, что запоминается на всю жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Занятия направлены на развитие творческого воображения. В них входят задания на развитие невербального воображения, релаксация, пальчиковая гимнастика, игры....
Технология развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством техники рисования «по мокрому»
В процессе своей работы я не ставила целью повысить уровень технических навыков и умений детей и поэтому из множества изобразительных техник способ рисования «по-мокрому» выбран намеренно....
Коррекционная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через изодеятельность
Возникающее в дошкольном возрасте творческое вооброжение важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формированияличности ребенка в целом....
Реферат на тему: «Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста»
Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ
Дипломная работа...
«Рисование с элементами бумажной пластики и аппликации, как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста».
«Рисование с элементами бумажной пластики и аппликации, как средстворазвития творческого воображениядетей старшего дошкольного возраста»....
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ_РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ СО СКАЗКОЙ
Целью исследования является изучение возможностей влияния сказки на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста....