Консультация для родителей и педагогов "Застенчивые дети"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей и педагогов
«Застенчивые дети»
Застенчивость свойственна многим детям. Застенчивые дети замкнуты, нерешительны, робки, испытывают сложности в установлении контактов, общении со сверстниками и взрослыми. Такие дети испытывают дискомфорт, необъяснимый страх перед людьми, это не позволяет им высказать своё мнение, доказать свою точку зрения, показать свои способности и достижения.
Причина застенчивости – реакция на эмоцию страха, которая возникает у ребёнка в определённый момент при общении с другими взрослыми (сверстниками) и впоследствии закрепляется (это может быть реакция на агрессивную критику, игнорирование ребёнка, "травля” другими детьми, переход в новую школу, низкая самооценка и т.д.).
Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, вызвать интерес и научить общаться могут педагог-психолог, педагог, родители.
Работу необходимо начинать вовремя, потому что со временем у застенчивого ребёнка формируется определённый стиль поведения, он понимает, что не может рассказать стихотворение на празднике, попросить о помощи, поздороваться или поговорить и т.д. Понимание своих трудностей не только не помогает преодолеть проблемы застенчивости ребёнку, но и вызывает ещё большую скованность, усиливает неуверенность и страх перед общением.
Как помочь застенчивому ребёнку, чтобы он чувствовал себя уверенным и не боялся общаться со взрослыми и сверстниками:
1. Необходимо выработать определённый стиль взаимоотношения с ребёнком родителям и педагогам:
- не говорите при ребёнке или самому ребёнку, о том, что он стеснительный, застенчивый;
- обратить внимание на свое собственное поведение (излишнее давление только усилит неуверенность в себе, навязывание ребенку того, что он не в состоянии выполнить и т.д.);
- постоянно подкреплять в ребёнке чувство уверенности в себе и своих силах;
- постепенно, осторожно привлекать ребёнка к выполнению различных поручений, связанных с общением;
- во время прогулок предоставлять ребёнку определённую свободу действий, сдерживая своё беспокойство и желание всё сделать за него;
- чаще приглашать домой друзей, брать ребёнка в гости к знакомым; общаться с ребёнком тактично, без необходимости не нарушать личное пространство ребёнка, не настаивать на общении.
2. Поощрять контакт взглядом. Разговаривая с ребенком, повторяйте: "Посмотри на меня", "Посмотри мне в глаза" или "Я хочу увидеть твои глаза". В результате сознательного закрепления этого навыка и регулярного построения соответствующих моделей поведения ваш ребенок вскоре станет смотреть в глаза собеседнику. Если ребенку неловко это делать, посоветуйте ему смотреть на переносицу беседующего с ним человека. После некоторой тренировки ему этот прием больше не понадобится, и он будет увереннее смотреть в глаза собеседнику.
3. Научить ребенка начинать и заканчивать разговор. Составьте вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными группами людей, например, что он мог бы сказать знакомому человеку; взрослому, с которым он раньше не встречался; приятелю, с которым он не виделся некоторое время; новому ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами. Подсказка: тренировка разговорных навыков по телефону с доброжелательным собеседником не так страшна для застенчивых детей, как беседа лицом к лицу.
4. Отрабатывайте поведение в тех или иных ситуациях. Подготавливайте ребенка к предстоящему событию - рассказывайте о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику. Затем помогите ему потренироваться, как поздороваться с гостями, как вести себя за столом, о чем говорить и даже как элегантно попрощаться.
Педагогу-психологу необходимо принимать активное участие в работе с застенчивым ребёнком:
- выявить причину возникновения застенчивости (беседы с родителями, педагогами);
- организовать создание благоприятной, комфортной среды для ребёнка (наблюдение, консультации с педагогами и родителями и т.д.);
- проводить коррекционные занятия (предварительно разделив детей на подгруппы по сходству причин возникновения застенчивости).
На первом этапе главнейшей задачей психолога выступает установление эмоционального контакта с застенчивым ребенком. Прежде всего, необходимо выяснить, в каких случаях ребенок не хочет общаться, а в каких не может. Для этого нужно завоевать его доверие, заставить забыть об отрицательном опыте, восстановить и укрепить потребность в общении.
Общение должно проходить в спокойной обстановке. Поэтому важно, чтобы дизайн кабинета, в котором проводятся занятия, способствовал социальным контактам детей.
Универсальное средство обучения общению — это игра, так как она может изменить отношение человека к себе и другим, его психическое самочувствие, социальный статус, способы взаимодействия в коллективе.
Нужно ли оберегать малыша от сложностей жизни, если рано или поздно он все равно с ними столкнется?
Да, это неизбежно. Вопрос лишь в том, встретится ли он с ними уверенным в себе, уравновешенным, не отягощенным комплексами человеком, или запуганным неудачником, привыкшим к своей "второсортности”. Не нужно "подставлять руки” на каждом шагу, нужно создать условия для развития самостоятельности и веры в себя. Родителям важно предоставить ребенку определенную свободу, возможность самому принимать решения и решать проблемы. Но не менее важно не бросать его наедине с трудностями, к которыми он пока не готов.
Помните: опыт неудач и поражений приземляет, опыт побед и успехов окрыляет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПЕД СОВЕТА И КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:«Математика глазами детей , родителей , педагогов» под тема «Занимательные формы работы при изучении детьми математики».
Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников....
Консультация для родителей «Совместные игры детей и родителей»
Кто из родителей не хочет, чтобы их ребенок вырос здоровым и физически крепк...
Консультация для родителей Тема:"Безопасность детей — забота родителей" Старшая группа Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин
Консультация для родителейТема:"Безопасность детей — забота родителей"Старшая группаВоспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...
Консультация для родителей "Особеннности взаимоотношений детей и родителей"
Особенности взаимоотношений детей и родителей....
Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...