сценарий "Ярмарка"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Кузьмина Наталья Анатольевна

 

 

 

 

                                  

 

 

 

 

                                                Конспект НОД

                                   по патриотическому воспитанию                                                                               

                                      « Русский сувенир»

                                                  в старшей группе.

 

 

 

 

 

 

                                                                 Подготовила:  Кузьмина Наталья Анатольевна

                                                                             2015 год.

 

 

Цель: Воспитывать интерес к русской народной культуре, народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства.

 

Задачи:

1.Социально-коммуникативное развитие:

-уточнить представление о понятии ярмарка ,  воспитывать любовь к русскому фольклору, развивать патриотические чувства.

 

2. Познавательное развитие:

-закрепить представление о количественном и порядковом счёте в пределах  пяти;

-закрепить знания, полученные ранее, о материалах, из которых изготовлены предметы (сувениры).

3. Художественно-эстетическое развитие:

-закрепить произведения народного искусства: загадки, песенки, хороводы, потешки, поговорки, изделия народного декоративно-прикладного искусства (русская матрешка, деревянные ложки, самовар, валенки, пряник);

-закрепить способность эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений.

 

Активизация словаря: употребительные прилагательные (деревянный, металлический, шерстяной, мятный).

 

Материал и оборудование:

Оформление ярмарки, предметы старинного быта, старинная посуда.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 Ход НОД.

Воспитатель:                                                                                                                                               

Здравствуйте! – мы скажем человеку. Здравствуйте! – кивнёт он нам в ответ. И наверно, не пойдет в аптеку и здоровым будет много лет. Что мы желаем нашим гостям, когда говорим « Здравствуйте »  (здоровья). Всем гостям и Вам, ребята, я желаю крепкого здоровья.

В зал вбегает скоморох: Внимание! Внимание! Слушайте все! Веселая ярмарка у нас на дворе! Балалайка звонкая, тульский самовар! Веселая ярмарка, а вовсе не базар!

Приходите, примечайте ,   всё,  что нужно,  покупайте!

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, что такое ярмарка? (ответы детей: праздник, веселье, игры, забавы, торговля). Ребята, у нас сегодня тоже ярмарка, и на ней разные товары. А какие, мы узнаем, когда отгадаем загадки. Все товары накрыты красивыми платками.

 Скоморох:

Итак, первая загадка:

Эти яркие сестрички дружно спрятали косички

И живут семьей одной, только старшую открой,

В ней сидит сестра другая, в той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки, эти девицы – (Матрешки).

Воспитатель:

Вот он - первый наш товар. Под какой цифрой он лежит? (ответы детей: один), значит товар какой по счёту? (ответы детей: первый). Так, что мы видим на прилавке? (ответы детей: матрёшку),

- из чего сделана матрешка? (ответы детей: из дерева)

- если она из дерева, значит она какая? (ответы детей: деревянная)

-  матрешка появилась в России и называется русской игрушкой, русским сувениром.

Ее дарят на память. А символизирует матрешка любовь и дружбу.

Скоморох:

Хотите поиграть с Матрешкой? Вы, ребята не зевайте и в кружочек все вставайте.

Дети идут по кругу и поют песню «Матрешечка»: «Эх, Матрешечка Матрешка, аленький платочек, сарафан в цветочек. Мы тебя кормили, мы тебя поили на ноги поставили, танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь.

Скоморох: а сейчас пришла пора отгадать второй товар.

Деревянная подружка, без нее мы как без рук.

На досуге веселушка и накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот и обжечься не дает. (Деревянная ложка)

Воспитатель: Ребята, я приглашаю открыть товар под номером…  Какая это цифра? (ответы детей: два). Правильно, это цифра два, а товар какой по счёту? (ответы детей: второй). Правильно-второй.

Ребята, какой товар вы видите у меня на прилавке? Да, это ложки из дерева, значит они какие?   Деревянные. Красиво украсили мастера ложки?  По тому, как была расписана посуда, можно было сказать о богатстве хозяев: у богатых росписи были яркими,  а посуда была очень красивая, а у бедных – не расписана, а просто выточена из дерева. Деревянные ложки -  это первые ложки, которые появились на Руси. Сейчас деревянными ложками пользуются реже, а используют в качестве сувениров.

 Скоморох:

 Ребята, я вам предлагаю повеселить наших гостей, ведь ярмарка славилась не только товаром, но и весельем. Детям раздают деревянные ложки, под музыку они играют на них. (Ах, вы сени, мои сени).

Скоморох:

Вот очередь дошла и до третьего товара.

Кто такой стоит пузатый и блестящие бока,

Торчит носик крючковатый, в нем вода из родника.

Окружили его чашки, сахар, пирожки и мед,

Он, как командир в фуражке чаю всем гостям нальет. (Самовар)

Воспитатель:

Нам скоморох сказал, что наш самовар-это третий товар, потому что стоит под какой цифрой? (Ответы детей: три). Правильно, под цифрой три.  Ребята, что такое самовар? Для чего он нужен?  (Ответы детей). Первые самовары в России были сделаны в городе Тула и назывались они «Тульские самовары. Самый вкусный и ароматный чай, это чай из самовара. Хорошо сидеть вокруг самовара своей семьёй или с гостями за чашкой чая. Самовар тоже является русским сувениром.

Скоморох:

Что-то мы засиделись, ребята. Эй, честной народ, выходи в хоровод.

Проводится хороводная игра «Самовар». Как на ярмарку на праздник, принесли мы самовар, вот такой вышины, вот такой низины, вот такой узины, вот такой ширины. Самовар, самовар, ты пузатый самовар.

Скоморох:

Хотите еще узнать, что есть у меня сегодня на ярмарке под цифрой четыре?

Не ботинки, не сапожки, очень сильно греют ножки.

В них мы бегаем зимой: утром – в садик, днем – домой. (Валенки)

Воспитатель:

Ребята, валенки у нас товар под цифрой 4, значит – это какой по счёту товар? (Ответы детей: четвёртый товар). Для чего нужны валенки? Какие они? (Ответы детей) Они сделаны из шерсти. Валять валенки очень трудно. Шерсть моют и вычесывают, делают ее мягкой и пушистой. Потом валяют, поливают горячей водой, чтобы она лучше сваливалась. Вот видите, сколько труда затрачивает мастер, изготавливая валенки. Недаром гласит русская пословица «Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда». А, какие пословицы вы знаете о труде?  (Ответы детей: «Люби дело – мастером будешь», «Дело мастера боится»).  

 Физкультминутка: А теперь я предлагаю выполнить упражнение «Овечка»: «вот кудрявая овечка, шерстка белая в колечко, шерстка мягкая, густая, шубка у овцы такая».

Скоморох:

 Ребята, старые валенки раньше не выбрасывали. Вы удивитесь, если узнаете, как их применяли. В огороде домик для пчёл устраивали, делали почтовый ящик, применяли вместо подушки.                       А еще валенком можно поиграть. Что-то мы засиделись, пора народ повеселить. Проводится игра «Передай валенок».

Воспитатель:

Ребята, вам понравилась наша ярмарка?

На прощанье мы приготовили для вас подарок с ярмарки под номером 5, а значит,  какой он по счёту? (Ответы детей: пятый).  Только сначала отгадайте, что это?

Скоморох:

Очень ароматные, сладкие и мятные, сверху мы в глазурном глянце

Словно в радостном румянце (Пряник).         (Дети получают пряники).

А теперь пора прощаться, хоть и жалко расставаться. Приходите чаще к нам, рады мы всегда гостям.

 

                                          Используемый материал:

1. Н.В. Бердникова «Веселая ярмарка» Ярославль Академия развития 2005г страница 130.                  

 2.  «загадки о русских сувенирах».конспект по нравственно-патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ярмарка209.66 КБ

Предварительный просмотр:

                                   G:\фольклор  в фото\Изображение 012.jpg

                                                Конспект НОД

                                   по патриотическому воспитанию                                                                              

                                      « Русский сувенир»

                                                  в старшей группе.

                                                                 Подготовила:  Кузьмина Наталья Анатольевна

                                                                             2015 год.

Цель: Воспитывать интерес к русской народной культуре, народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства.

Задачи: 

1.Социально-коммуникативное развитие:

-уточнить представление о понятии ярмарка ,  воспитывать любовь к русскому фольклору, развивать патриотические чувства.

2. Познавательное развитие:

-закрепить представление о количественном и порядковом счёте в пределах  пяти;

-закрепить знания, полученные ранее, о материалах, из которых изготовлены предметы (сувениры).

3. Художественно-эстетическое развитие:

-закрепить произведения народного искусства: загадки, песенки, хороводы, потешки, поговорки, изделия народного декоративно-прикладного искусства (русская матрешка, деревянные ложки, самовар, валенки, пряник);

-закрепить способность эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений.

Активизация словаря: употребительные прилагательные (деревянный, металлический, шерстяной, мятный).

Материал и оборудование:

Оформление ярмарки, предметы старинного быта, старинная посуда.

                                                                 Ход НОД.  

Воспитатель:                                                                                                                                               

Здравствуйте! – мы скажем человеку. Здравствуйте! – кивнёт он нам в ответ. И наверно, не пойдет в аптеку и здоровым будет много лет. Что мы желаем нашим гостям, когда говорим « Здравствуйте »  (здоровья). Всем гостям и Вам, ребята, я желаю крепкого здоровья.

В зал вбегает скоморох: Внимание! Внимание! Слушайте все! Веселая ярмарка у нас на дворе! Балалайка звонкая, тульский самовар! Веселая ярмарка, а вовсе не базар!

Приходите, примечайте ,   всё,  что нужно,  покупайте!

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, что такое ярмарка? (ответы детей: праздник, веселье, игры, забавы, торговля). Ребята, у нас сегодня тоже ярмарка, и на ней разные товары. А какие, мы узнаем, когда отгадаем загадки. Все товары накрыты красивыми платками.

 Скоморох:

Итак, первая загадка:

Эти яркие сестрички дружно спрятали косички

И живут семьей одной, только старшую открой,

В ней сидит сестра другая, в той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки, эти девицы – (Матрешки).

Воспитатель:

Вот он - первый наш товар. Под какой цифрой он лежит? (ответы детей: один), значит товар какой по счёту? (ответы детей: первый). Так, что мы видим на прилавке? (ответы детей: матрёшку),

- из чего сделана матрешка? (ответы детей: из дерева)

- если она из дерева, значит она какая? (ответы детей: деревянная)

-  матрешка появилась в России и называется русской игрушкой, русским сувениром.

Ее дарят на память. А символизирует матрешка любовь и дружбу.

Скоморох:

Хотите поиграть с Матрешкой? Вы, ребята не зевайте и в кружочек все вставайте.

Дети идут по кругу и поют песню «Матрешечка»: «Эх, Матрешечка Матрешка, аленький платочек, сарафан в цветочек. Мы тебя кормили, мы тебя поили на ноги поставили, танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь.

Скоморох: а сейчас пришла пора отгадать второй товар.

Деревянная подружка, без нее мы как без рук.

На досуге веселушка и накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот и обжечься не дает. (Деревянная ложка)

Воспитатель: Ребята, я приглашаю открыть товар под номером…  Какая это цифра? (ответы детей: два). Правильно, это цифра два, а товар какой по счёту? (ответы детей: второй). Правильно-второй.

Ребята, какой товар вы видите у меня на прилавке? Да, это ложки из дерева, значит они какие?   Деревянные. Красиво украсили мастера ложки?  По тому, как была расписана посуда, можно было сказать о богатстве хозяев: у богатых росписи были яркими,  а посуда была очень красивая, а у бедных – не расписана, а просто выточена из дерева. Деревянные ложки -  это первые ложки, которые появились на Руси. Сейчас деревянными ложками пользуются реже, а используют в качестве сувениров.

 Скоморох:

 Ребята, я вам предлагаю повеселить наших гостей, ведь ярмарка славилась не только товаром, но и весельем. Детям раздают деревянные ложки, под музыку они играют на них. (Ах, вы сени, мои сени).

Скоморох:

Вот очередь дошла и до третьего товара.

Кто такой стоит пузатый и блестящие бока,

Торчит носик крючковатый, в нем вода из родника.

Окружили его чашки, сахар, пирожки и мед,

Он, как командир в фуражке чаю всем гостям нальет. (Самовар)

Воспитатель:

Нам скоморох сказал, что наш самовар-это третий товар, потому что стоит под какой цифрой? (Ответы детей: три). Правильно, под цифрой три.  Ребята, что такое самовар? Для чего он нужен?  (Ответы детей). Первые самовары в России были сделаны в городе Тула и назывались они «Тульские самовары. Самый вкусный и ароматный чай, это чай из самовара. Хорошо сидеть вокруг самовара своей семьёй или с гостями за чашкой чая. Самовар тоже является русским сувениром. 

Скоморох:

Что-то мы засиделись, ребята. Эй, честной народ, выходи в хоровод.

Проводится хороводная игра «Самовар». Как на ярмарку на праздник, принесли мы самовар, вот такой вышины, вот такой низины, вот такой узины, вот такой ширины. Самовар, самовар, ты пузатый самовар.

Скоморох:

Хотите еще узнать, что есть у меня сегодня на ярмарке под цифрой четыре?

Не ботинки, не сапожки, очень сильно греют ножки.

В них мы бегаем зимой: утром – в садик, днем – домой. (Валенки)

Воспитатель: 

Ребята, валенки у нас товар под цифрой 4, значит – это какой по счёту товар? (Ответы детей: четвёртый товар). Для чего нужны валенки? Какие они? (Ответы детей) Они сделаны из шерсти. Валять валенки очень трудно. Шерсть моют и вычесывают, делают ее мягкой и пушистой. Потом валяют, поливают горячей водой, чтобы она лучше сваливалась. Вот видите, сколько труда затрачивает мастер, изготавливая валенки. Недаром гласит русская пословица «Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда». А, какие пословицы вы знаете о труде?  (Ответы детей: «Люби дело – мастером будешь», «Дело мастера боится»).  

 Физкультминутка: А теперь я предлагаю выполнить упражнение «Овечка»: «вот кудрявая овечка, шерстка белая в колечко, шерстка мягкая, густая, шубка у овцы такая».

Скоморох:

 Ребята, старые валенки раньше не выбрасывали. Вы удивитесь, если узнаете, как их применяли. В огороде домик для пчёл устраивали, делали почтовый ящик, применяли вместо подушки.                       А еще валенком можно поиграть. Что-то мы засиделись, пора народ повеселить. Проводится игра «Передай валенок».

Воспитатель:

Ребята, вам понравилась наша ярмарка?

На прощанье мы приготовили для вас подарок с ярмарки под номером 5, а значит,  какой он по счёту? (Ответы детей: пятый).  Только сначала отгадайте, что это?

Скоморох:

Очень ароматные, сладкие и мятные, сверху мы в глазурном глянце

Словно в радостном румянце (Пряник).         (Дети получают пряники).

А теперь пора прощаться, хоть и жалко расставаться. Приходите чаще к нам, рады мы всегда гостям.

                                          Используемый материал:

1. Н.В. Бердникова «Веселая ярмарка» Ярославль Академия развития 2005г страница 130.                  

 2.  «загадки о русских сувенирах».