В мире здорового образа жизни
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakalivanie.docx | 466.47 КБ |
konsultatsii_rol_semi.docx | 258.87 КБ |
konsultatsiya_dlya_roditeley_logicheskoe_myshlenie.docx | 148.68 КБ |
konsultatsiya.docx | 16.29 КБ |
profilaktika_orvi.docx | 135.23 КБ |
okruzhayushchiy_mir.docx | 400.44 КБ |
pdd.docx | 2.69 МБ |
ns_zozh.docx | 773.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Закаливание детей в дошкольном возрасте
Закаливание — важный элемент здорового образа жизни человека в любом возрасте. Но особое значение оно имеет для детей, организм которых ещё не выработал способности к быстрой адекватной реакции на резкие изменения условий внешней среды. Дети быстрее, чем взрослые, перегреваются, переохлаждаются, более чувствительны к влажности (особенно повышенной влажности внешнего воздуха — сырости), ультрафиолетовым лучам. Детей, закаливание которых начато в раннем возрасте, болеют реже, легче переносят адаптацию при поступлении в детский сад. Летняя пора — самый благоприятный период начала закаливающих процедур.
Известно, что уже младенец отвечает врожденными приспособительными реакциями на воздействие различных факторов окружающей среды.
Учитывая тот факт, что выносливость и регуляторные функции на ранних этапах развития еще ограничены, надо с первых дней жизни малыша активно, а главное - сознательно расширять и совершенствовать регуляторные механизмы относительно таких факторов, как холод, тепло, влажность, колебания атмосферного давления. Ведь появившись на свет после комфортных условий, когда организм матери брал на себя все обязанности по их обеспечению, ребенок должен перейти на «самостоятельную работу» и сам проводит регуляторную функцию. И здесь развитие может пойти по одному из двух направлений. Рожденный здоровым, ребенок, попав в неблагоприятные условия, становится слабым, болезненным. Или, наоборот, рожденный с определенными недостатками, ребенок может развиваться нормально, если для этого созданы благоприятные условия.
Сколько тревог, волнений и бессонных ночей доставляют нам частые простудные заболевания детей, одна из причин которых – отсутствие должной закалки детского организма.
Закаливание детей дошкольного возраста рекомендуют для общего укрепления организма, профилактики простуд и повышения иммунитета.
Специалисты в области здоровья рекомендуют начинать совершать закаливание с самого раннего возраста. Поскольку у малышей механизмы терморегуляции функционируют пока что не в полную силу, позволяющую без проблем справляться с перегреванием и переохлаждением, закаливающие процедуры станут отличной тренировкой неокрепшего детского организма. Закаливание детей дошкольного возраста позволяет им как можно быстрее адаптироваться к систематическому пребыванию в детском саду, являющемся в данное время основным учреждением, помогающим родителям в воспитании своих чад.
Раннее закаливание позволяет укрепить иммунную систему и, тем самым, реже болеть. Чем раньше проводятся закаливающие процедуры, тем скорее формируется сопротивляемость холоду. Также у закаленного ребенка быстрее образуются полезные условные рефлексы, необходимые для экстренной мобилизации внутренних ресурсов организма.
Система закаливания разрабатывается и периодически корректируется медицинскими работниками детского учреждения в соответствии с имеющимися условиями. Она последовательна: от щадящих процедур переходит к более интенсивным. Основной принцип-постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры. Предпочтение отдается контрастному воздушному закаливанию. Физкультурные занятия, гимнастика после сна проводятся только в трусиках. Спят дети без маечек. Чтобы, встав с постели, получить контрастную воздушную ванну, так как температура под одеялом приблизительно +38 градусов Цельсия, температура воздуха в спальной старшей группы-от +16 градусов Цельсия, а младшей -+18.
Водные процедуры вводятся постепенно. Впервой младшей группе детей учат полоскать рот, мыть прохладной водой руки по локоть, шею, верхнюю часть груди, ходить по мокрым дорожкам.
Приемы закаливания.
1. Обширное умывание.
Ребенок должен:
- Открыть кран с водой, намочить правую ладышку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки. Сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
- Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».
Намочить обе ладошки и умыть лицо.
Ополоснуть, «отжать» руки. Вытереться насухо.
2.Ходьба по мокрым дорожкам.
Для проведения процедуры одна дорожка намачивается, вторая остается сухой. Дети топают несколько секунд по мокрой дорожке. Затем прыгают на сухую и тщательно вытирают стопы.
3. Обливание ног.
4. Погружение ног в воду.
В ногомойку наливается вода. Ребенок входит в воду с одной стороны. Выходит-с другой и насухо вытирает ноги. По мере привыкания он может немного постоять в воде.
В ногомойку ставят трапик, стул. Два ведра с водой и ковш. Пол застилается ковриком. Старым одеялом или простыней. Ребенок садится на стул, зачерпывает ковшом воду и обливает одну стопу. Затем другую. Насухо вытирает полотенцем.
5. Влажное обтирание.
Необходимо 4 комплекта варежек. Они шьются из старых махровых полотенец. Воспитатель надевает на одну руку влажную варежку, на другую-сухую и растирает ребенка. Затем обе варежки сбрасываются в специальную емкость и сдаются в стирку.
6. Ходьба босиком.
Вначале детей приучают некоторое время ходить по ковру или паласу. Затем дети ходят босиком.
7. Сон без маечек
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ В
РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА » Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ванте» вместо «вообще» и т. д.) Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи. Вы должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Опытный учитель, присмотревшись к вновь поступившим ученикам, очень быстро Развитие речи ребёнка старшего дошкольного возраста. В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Старшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других — меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Большинство детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 10 лет) говорят правильно, но все же у некоторых встречается нечистая речь (15—20%). Речевые недостатки этой возрастной группы выражаются в искажении шипящих звуков ш, ж, ч, а также ф и л , причем здесь уже нет неустойчивости, характерной для детей среднего дошкольного возраста. Чаще всего старшие дети заменяют один звук другим. Картавость, шепелявость становятся привычными. Встречаются и более серьезные отклонения: заикания, сложная дислалия, но они составляют сравнительно большой процент среди всех случаев речевых недостатков. И все же у многих детей 6—7 лет встречается неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов. Часто небрежность в произношении объясняется подражанием речи взрослых: «яб- луко», «мине», «ходить», «фатить». Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь. В раннем детстве мы можем заметить, какой у ребенка формируется характер. Представим себе ребенка с дефектом речи, который не посещает детский сад. Он не испытывает по этому поводу никаких переживаний. Сверстники не смеются над ним, не дразнят его. Он раскован, разговорчив, охотно общается. Точно такой же ребенок, посещающий детский сад, будет подвергаться насмешкам, обидным замечаниям, в концертах на детских утренниках такие mm не участвуют, воспитатели не допускают их на выступления. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно он будет стараться при удобном случае отмолчаться или ответить односложно, он постарается не принимать участия в речевых играх. Характер у него сформируется замкнутый, он будет молчуном, неуверенным в своих силах, и, став взрослым, выберет себе профессию, которая не потребует частого и интенсивного общения с людьми. А потом и у него появятся дети, которые будут воспитываться в так называемой нездоровой речевой среде. Есть большая вероятность, что у ребенка сформируется неправильное звукопроизношение, когда в семье кто-то из родителей, или брат, или сестра имеют дефекты произношения. РЕЧЕВОЙ АППАРАТ Чем же объяснить, что некоторые дети 5—6 лет страдают недостатками звукопроизношения, и как должна вестись с ними работа, чтобы при поступлении в школу они имели чистое произношение? В чем причины речевых недостатков ребенка? Речь — это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих — ребенок учится на примере речи родителей, воспитателей и друзей. Серьезное значение имеют психологические особенности ребенка: он должен четко воспринять слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Дети с ослабленным слухом (тугоухие) часто являются и косноязычными. Рассеянные, невнимательные дети также совершают ошибки в звуко-и-словопроизношении. Для того, чтобы правильно воспроизвести услышанное, у ребенка должен быть хорошо развит речевой аппарат, он должен им легко действовать. Потому так необходимо заниматься с ребёнком дома. Это закрепит работу логопеда и ускорит процесс исправления неправильного звукопроизношения.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему: «Развитие логического мышления у детей » Развитие логического мышления у детей является очень важным. Во-первых, потому что все развитие идет из детства. Во-вторых, потому что то, как будет происходить развитие логического мышления у детей и с какого возраста, окажет влияние на обучение ребенка в дальнейшем. Поступая в первый класс замечено, что немало детей умеют читать и неплохо пишут печатными буквами, пересказывают. Но в чем была заметна проблема, так это в развитии логического мышления у детей. А между тем, логическое мышление будет базой их дальнейшей учебы. Читать и писать первоклашек научат. Поэтому лучше больше времени посвятить развитию логики. Развитие логического мышления у детей включает в себя немало операций мышления. Поэтому для занятий с детьми подбирайте разнонаправленные упражнения. Вот несколько упражнений, которыми можно развивать данный вид мышления. А под каждую группу можно подобрать то, что есть у вас в наличии
1. Исключить лишнее. Положите перед крохой ряд каких-то предметов или картинок с предметами, объединенных одной группой: мебель, транспорт, растения, техника, посуда и т.д. И среди этих предметов положите один, который не относится к этой группе. Попросите вашу умницу найти «лишний» предмет или изображение предмета.
2. Найти общее. Здесь надо работать над разными свойствами и качествами предметов. Можно подбирать предметы общие по:
• цвету (яблоко и игрушка — желтые);
• форме (часы и тарелка — круглые);
• предназначению (лампа и свечка – светят);
• размеру (пуговица и бусинка – маленькие);
• смысловой группе (пылесос и веник – предназначены для уборки).
Задача ребенка — понять, по какому признаку вы их объединили, то есть найти общее.
3. Обобщение. Можно играть с теми же предметами, но суть будет другая. Кладете перед крохой предметы одной смысловой группы и просите его назвать, что это такое все вместе. К примеру, яблоко, лимон, груша — фрукты.
4. Классификация. Кладете перед ребенком предметы из разных смысловых групп или объединенные разными признаками. К примеру: — зеленые, круглые и разные часы; — мелкие предметы, продукты, квадратные предметы и т.д. Задание: разложить предметы по группам.
5. Продолжи ряд. Предложите малышу логическую цепочку предметов. К примеру, пуговица- бусинка-пуговица-бусинка… И попросите продолжить ряд в той же последовательности, предложив необходимые предметы. Можно ряд выкладывать по принципу увеличения: малюсенькая пуговица-маленькая пуговица-средняя пуговица… Можно чередовать цвета: зеленый-зеленый- желтый-желтый-зеленый-зеленый…
6. Найди отличия. Для этого упражнения хорошо использовать готовые картинки, которые сейчас можно легко найти и в интернете и в журналах для детей.
7. Чего не хватает? Ну, пора бы порисовать! Начинайте рисовать какой-то рисунок и в процессе сознательно пропускайте какую-то деталь. Спрашивайте у ребенка: «Все? Рисунок готов? А чего не хватает?» Развитие логического мышления у детей должно проводиться систематически. Не переживайте, если сначала что-то не получается. Наши ребятишки постепенно все поймут. Подсказывайте, как надо помочь поймать суть. Но зато, если он овладеет этими операциями мышления, то он будет гораздо быстрее понимать смысл прочитанного, легче обучаться и разбираться в науках.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей старшей группы
«Ссоры и драки в детском саду»
- Причины ссор и драк
Особенности возраста:
Ведущая потребность – потребность в общении, творческая активность;
Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра;
Ведущая функция воображение.
Поведенческие проявления: яркий интерес к другим детям, к своему окружению. Ребенок способен к сотрудничеству со сверстниками, способен соблюдать правила, очередность (если, нет – учить!) Появляются элементы произвольности всех психических процессов (т.е. способность их контролировать). Способен вести себя нормально (хорошо) в течение всего времени пребывания в ДОУ. Ориентируется что хорошо, а что плохо, правда – неправда. Но при этом: бурно реагирует на ложь взрослых, разоблачает любое отступление в поведении взрослых и детей от декламируемых правил, ябедничает на сверстников; чаще видит в другом ребенке отрицательные черты (в себе нет), недостаточность умения встать на позицию другого, признать желания другого (высокая эгоистичность – только я хочу, только мне больно, только на меня мама должна смотреть 8 марта – старшая гр.) только формируются навыки бесконфликтного общения: делиться, уступать, договариваться. Представление о времени уже сформировано (вчера, сегодня, завтра), но еще недостаточно и может проявляться в выражениях: всегда меня бьёт, все время забирает…Это нормальное поведение для возраста, неадекватное реагирование взрослых ведет к закреплению негативных черт в характере, повышению конфликтности, агрессивности детей, не способствует формированию навыков взаимодействия, сотрудничества, общения
- Ссоры и даже мелкие драки естественны между детьми в течение дня, но воспитатель на них реагирует, разбирает, если нужно наказывает, беседует… (родителям, как правило, сообщается о поведении детей, которое резко отличается от поведения других)
- Это нормальное для возраста поведение, но неадекватна реакция взрослых (поддержка, зацикливание (тебя сегодня обижали?), провокация (пусть только еще раз, скажешь мне, воспитателю, сдачи…), разрешение, игнорирование или излишнее внимание к дракам) – необходимо учить и поддерживать социальноприемлемое общение!
- Лидерство. У настоящего лидера хорошо развит навык общения, он умеет не только становиться центром внимания, но и ладить с людьми, организовывать деятельность, игры и поэтому добивается своего. Жажда лидерства в сочетании с неспособностью быть лидером – очень распространенная проблема. Такой ребенок тоже часто оказывается в центре внимания, но внимание это негативно, он конфликтен, обидчив, не идет на компромисс (я его побил, т.к. он со мной не хотел играть) Нельзя воспитывать ребенка для себя самого, пытаться взращивать лидера там, где нет в этом необходимости (невротизация детей)
- Про сдачу: если учить ребенка давать сдачу, то мы взрослые 1 ) одобряем, даем разрешение ребенку на проявление физической агрессии, 2)учим физической агрессии (дай ему так, чтоб не лез; дай сильнее; бей сразу в нос...) Сдача может быть неадекватна ситуации: он мне показал язык, я его за это пнул в живот!
- Отзывы о д/саде, напутствия по утрам (давай сдачу, иди не бойся тебя никто не смеет обижать! Мы ж его в сад, как на бой отправляем, живым-невредимым бы его забрать), разборки взрослых с чужими детьми, разборки –угрозы между родителями, рекомендации не играть с каким-то ребенком) Если такое отношение к саду – вопрос: стоит ли его посещать?
- ИТОГ: распущенная, неуправляемая, агрессивная группа, как следствие повышение тревожности большинства детей, нарастание агрессивного поведения, все силы уходят на переживание негативных эмоций - снижение внимания, снижения интереса, любознательности, готовности к обучению в школе.
Следовательно, учитывая возрастные особенности наших детей и наблюдения за некоторыми родителями (их высказываниями), рассказы детей о поведении и пожеланиях родителей ВСЁ это делает острым вопрос с детскими ссорами, конфликтами, драками, дисциплиной в целом, ЧТОБЫ СИТУАЦИЯ НЕ ВЫШЛА ИЗ ПОД КОНТРОЛЯ, МЫ свою внутреннюю работу ведем, делаем, то что в наших силах, НО нуждаемся в помощи, поддержке, сотрудничестве с ВАМИ (родителями)
Что делать:
- Единство требований, правил воспитателей и родителей! (Наше правило: обижать наших детей нельзя! Кто дерется играет один!)
- Проявлять терпение, выдержку, всегда давать оценку ПЛОХОМУ поведению своего ребенка.
- Не давайте негативных оценок другим детям, обсуждайте со своим ребенком каждый волнующий его случай ПЛОХОГО поведения, при этом стремитесь помочь ему сформулировать собственное отношение к поступку, сохранив хорошее отношение к ПРОВИНИВШЕМУСЯ!
- Обычно детские ссоры ярко привлекают внимание взрослых, поэтому дети часто неосознанно используют их для манипуляции (Не хочу идти в сад, меня там все обижают; Меня Петя все время бьет…)
- Сдачу дают только в магазине!!!!! (Про то, как дать сдачи дети знают сами прекрасно!)
- Обсуждать, проигрывать, поддерживать, одобрять все социально приемлемые способы решения споров, конфликтов. Хвалить дружную игру и сотрудничество.
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ПРОФИЛАКТИКА ГРИППА, ОРВИ" Наиболее велик риск заражения простудными заболеваниями у детей, посещающих дошкольные учреждения и школы: в больших коллективах инфекции распространяются очень быстро. Переносчиками ОРВИ и гриппа могут стать и члены семьи. К профилактике гриппа у детей надо подходить очень серьезно. | |
Профилактика: как защитить ребенка от вирусов? Во избежание инфицирования внутри семьи, всем ее членам рекомендуется проводить как специфическую (вакцинация), так и неспецифическую профилактику гриппа и ОРВИ. · Вакцинация. Раз в год, осенью, всей семье рекомендуется сделать прививку против гриппа. При выборе вакцины врачи будут учитывать возраст прививаемых и противопоказания к применению. Для вакцинации людей с аллергическими реакциями или наличием хронических заболеваний используются специальные методики. Эффективность вакцинации у детей составляет 70-100%. · Профилактика при помощи лекарственных препаратов. Вакцинация не решает проблемы предупреждения всего разнообразия респираторных вирусных инфекций. Ее можно дополнить и средствами неспецифической профилактики - принимать по профилактической схеме лекарства от простуды и гриппа. Главное требование к таким препаратам - хорошая переносимость и минимальное количество противопоказаний. · Витаминная профилактика гриппа и у детей, и у взрослых повышает устойчивость организма к инфицированию респираторными вирусами. Детям и взрослым рекомендовано принимать курсы поливитаминов не реже 2 раз в год (например, весной и осенью). Приобретая витаминно-минеральные комплексы убедитесь, что они не вызывают аллергических реакций и рекомендованы НИИ питания РАМН. Противостоять неблагоприятным воздействиям окружающей среды, в том числе и вирусам, помогает соблюдение правил гигиены и активный, рационально организованный образ жизни, а именно: · Поддержание гигиены кожи и слизистых верхних дыхательных путей (полоскание горла, промывание носа, частое мытье рук с мылом и регулярные водные процедуры) · Соблюдение гигиены жилища (регулярные проветривания, поддержание температуры в пределах 20-24С и влажности 30-35%) · Полноценное сбалансированное питание, включающее достаточно овощей и фруктов, а также продуктов, обогащенных бифидобактериями · Систематическая физическая активность на воздухе или в проветренном помещении · Оптимальный режим труда и отдыха Если ребенок заболел: Не надейтесь на собственные силы - это опасно для здоровья и жизни ребенка. Вызывайте врача - только он может поставить верный диагноз и назначить эффективный курс лечения. |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Ах, какая осень!» |
Задачи:
Образовательные:
- обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
- уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
- закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека
Развивающие:
- развивать внимание, память
- улучшать общую моторику и координацию движений
- развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы
Речевые:
- отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
- активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие
- обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные
Воспитательные:
- воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
- воспитывать чувство любви к родной природе
- воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным
Дидактический материал: кукла Петрушка; иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Вершки-корешки» на каждого ребенка, цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок»
Предварительная работа:
Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.
Методы и приемы, использованные на занятии:
• информационно – рецептивный метод,
• словесный метод,
• наглядный метод,
• практический метод,
• игровой метод.
Ход занятия.
Звучит классическая музыка. П.И.Чайковский «Осень». Занятие начинается в познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из природного материала.
Ребята, отгадайте загадку:
Он с бубенчиком в руке,
В сине – красном колпаке.
Он веселая игрушка,
А зовут его… Петрушка
Сегодня к нам в гости пришёл Петрушка, и мы ему расскажем, что мы знаем про осень. - Ну, что, ребята, расскажете? Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор П.И.Чайковский так и назвал: «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. У нас прошел конкурс рисунков «Золотая осень», вы знаете о ней стихи, песни и загадки, мы очень много наблюдали за осенними изменениями, мастерили поделки из природного материала. Думаю, вам есть, что рассказать.
Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать: о чем бы вы хотели рассказать нашему гостю? О чем будем говорить сначала? Потом? Вам помогут схемы-подсказки.
Неживая природа
Растительный мир
Животный мир
Неживая природа осенью.
- Когда приходит осень?
- Какие осенние месяцы вы знаете?
- Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)
- Назовите признаки осени в неживой природе?
Подробнее, расскажите, каким становится день? (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее.
- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной) - Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас на Севере, даже выпадает снег.)
- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).
Марк, ты хочешь что – то добавить? (По утрам, на траве, я замечал капельки росы, когда я иду по улицам - сыро, слякоть.)
Петрушка: «Ой, как скучно!»
Да, Петрушка! Осень – унылая, но разноцветная пора.
Знаменитый русский поэт - А.С.Пушкин написал про осень много стихотворений.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы…
Ребята! А чтобы не было скучно Петрушке, мы попросим его помочь собрать листочки.
Дидактическая игра «С какого дерева листок? ( Дети собирают разбросанные на полу листочки.) Молодцы, правильно.
Ой, Петрушка, разве это листья осины? Давайте поможем Петрушке собрать правильно листья.
Петрушка: «Спасибо. Ребята, теперь я запомнил!. А я предлагаю поиграть в мою любимую дидактическую игру « Назови листочек». Я называю дерево, а вы называете какой листочек.
дуб – дубовый
клён – кленовый
осина - осиновый
рябина – рябиновый
берёза – берёзовый
тополь – тополиный
калина - калиновый
Молодцы! Правильно
Растительный мир осенью
Дети рассаживаются на стульчики в познавательном уголке.
- Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях.)
- Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.)
- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточн.,листья меняют свой цвет и начинается листопад.)
Летом вырастают зелёными,
А осенью опадают желтыми.
Под ногами лежат,
Зашагаешь — шуршат,
Яркие, цветные,
Краешки резные.
- Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер северный подул (подуть на пальцы)
С-С-С все листочки с липы сдул (с-с-с)
Полетели, закружились и на землю опустились. (ладони зигзагами плавно опустить на стол)
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза, (постучать пальцем по столу)
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил. (постучать кулачками по столу)
Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил, (плавные движения вперед-назад кистями)
Одеялом их накрыл. (ладони крепко к столу)
Животный мир осенью
- Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. (смена картин)
- Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.)
- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)
- что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.)
- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)
- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком,и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)
- Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.
Дидактическаяигра «Улетают – не улетают»
Дети встают около стульчиков.
Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.
- Молодцы! Очень внимательны.
Петрушка: «Отгадайте загадку!»
Болтлива птичка - спору нет,
Расскажет новость и секрет!
Красива с виду, белобока
Кто? - Длиннохвостая... (сорока)
Эта птица перелётная или зимующая?
Человек осенью
- Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? (Мы будем говорить о заботах человека осенью.)
- Конечно. Петрушке, наверняка, не терпится узнать, чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)
- Какие работы выполняются в садах? (Нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай. Еще осенью в садах собирают урожай: яблоки, груши, картофель копают и морковь.)
- А как трудятся в деревне, на полях? (В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.)
А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, чтобы стало чисто.)
- Кто хочет добавить? (Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады.)
- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.
Дидактическое упражнение «Вершки-корешки»
- У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т.е. листья, зелень. Красным цветом – корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.
Мы приглашаем нашего гостя Петрушку поиграть с нами.
Каждый постарался на славу! Петрушка, тебе понравилось трудиться вместе с ребятами?
-Петрушка, подумай и скажи: обо всем ли мы рассказали, что задумывали? Ничего не упустили?
- Чьи ответы тебе понравились больше всего: у кого из ребят они были самыми полными и правильными?
- Спасибо за хорошую работу. Приходи ещё к нам в гости.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Предупредим болезнь, что бы нам не заболеть!»
Образовательная область: познавательное развитие.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая.
Цель: формировать представления детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;
Задачи: учить беречь свое здоровье и заботиться о нем; продолжать прививать культурно-гигиенические навыки; закрепить основные понятия: «распорядок дня», «личная гигиена», «витамины», «полезные продукты», «здоровый образ жизни»; развивать мышление, воображение, память; расширять знания о питании и его значимости; воспитывать у детей навыки и потребности здорового образа жизни.
Материал:
иллюстрации на тему «Личная гигиена»;
иллюстрации на тему «Овощи и фрукты»;
влажные салфетки;
письмо;
кукла – Незнайка;
таблички с названиями улиц.
Предшествующая работа:
чтение пословиц, беседы про витамины и их пользе, рассматривание картинок с продуктами, игра дидактическая «Самые полезные продукты», заучивание загадок об овощах и фруктах, просмотр иллюстраций на тему «Мое здоровье — мое богатство», чтение книги «Мойдодыр» К. Чуковского, чтение и занятие по Г. Остеру «Вредные привычки», беседы «Что такое здоровье».
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я шла на работу, встретила почтальона, и он передал мне для нашей группы письмо. Я еще даже не посмотрела от кого оно, давайте, сейчас вместе посмотрим и прочитаем, может быть там что-то очень важное. Читаю: «Здравствуйте, ребята! Я очень скучаю, приезжайте ко мне в гости! Жду. Незнайка».
Ребята, у нас нет простуженных? Я надеюсь, что у нас в группе все здоровы, и мы не заразим нашего друга. Ребята, а вы знаете, что такое здоровье? (Ответы детей)
Воспитатель: Здоровье – это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Ну, что, ребята, поедем в гости к Незнайке?
Дети: Да.
Воспитатель: Незнайка живет на улице Витаминной, дом 17.
Отправляемся в путь.
Скорее, ребята, места занимаем Моторчик заводим и в путь, уезжаем! Колёсики, колёсики, стучат, стучат, стучат. А в маленьких вагончиках кампания ребят. | Встают друг за другом. Дети «крутят» руками у груди. «Едут» по кругу. Дети подходят к дому. |
Ну, вот ребята, наконец-то мы приехали. Вот дом, где живет Незнайка.
На полянке дом стоит Ну, а в домик путь закрыт, Мы ворота открываем, Всех вас в домик приглашаем. Но на дверях висит замок, Кто его открыть бы мог? Покрутили, постучали, Потянули и открыли. Ну, а в доме Незнайка живет, И нас в гости ждет. | Пальцы рук сомкнуты в виде крыши дома,
Отводим большие пальцы в стороны
Пальцы обоих рук скрещены
Руки поворачиваем (от себя, на себя) Тянем руки в стороны, Большой, безымянный и мизинец сомкнуты |
Пальчиковая игра.
Воспитатель: А где же Незнайка? Написал, что скучает, ждет в гости, а его и дома нет. Ну, ребята, давайте его подождем. (Дети садятся на стулья).
Появляется Незнайка, он еле-еле идет, грустный, вялый.
Воспитатель: Что с тобой Незнайка? Тебе нездоровится? Ты заболел?
Незнайка: Нет, просто я очень поздно лег спать и не выспался, а еще я хочу конфет – в них очень много витаминов. Витамины полезны для организма.
Воспитатель: Незнайка, ты говоришь правильно, что витамины полезны. А какие витамины в конфетах? От них только болят и портятся зубы. Ребята, что нужно употреблять в пищу, в каких продуктах есть витамины?
Ответы детей. Свежие фрукты и овощи.
Воспитатель: Дети, какие витамины вы знаете? (Ответы детей)
- Ребята, а для чего нужны витамины? (Чтобы укреплялся наш организм, было крепкое здоровье).
Воспитатель: Правильно, витамины укрепляют весь наш организм, организму легче бороться с болезнями. Нужно есть больше овощей и фруктов.
Воспитатель рассказывает детям, что в них много витаминов А, В, С, Д. Объясняет в каких еще продуктах они содержатся и для чего нужны.
Воспитатель: Витамин А – морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
Витамин В-мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С – цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
Витамин Д – солнце, рыбий жир (для косточек).
Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок черничный пьет.
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам,
И не только по утрам.
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон
Хоть и очень кислый он.
Незнайка: Спасибо, ребята. Перехожу на фрукты и овощи, а также на полезную пищу.
Игра «Совершенно верно!»
Воспитатель зачитывает четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, дети все вместе говорят: «Правильно, правильно, совершенно верно!» А если о том, что для здоровья вредно, дети молчат.
1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь очень строен и высок.
2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить
Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.
3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу, мед и виноград.
4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.
И Серёже и Ирине всем полезны витамины.
5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.
Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.
6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.
Воспитатель: Молодцы, вы все справились с заданием. Ребята, давайте познакомимся с соседней улицей. Называется эта улица Физкультурная.
Воспитатель: Незнайка, а ты зарядку делаешь по утрам?
Незнайка: Я не умею делать зарядку.
Воспитатель: А вы, ребята, делаете зарядку?
Дети: Делаем.
Воспитатель: По утрам зарядку делай
Будешь сильным,
Будешь смелым.
Прогони остатки сна
Одеяло в сторону,
Всем гимнастика нужна
Помогает здорово.
Чтобы нам не болеть
И не простужаться,
Мы зарядкой с вами
Будем заниматься.
Физкультминутка «Зоопарк»
Уселась кошка на окошко.
И стала лапкой ушко мыть.
И мы движение за кошкой
Рукою можем вам изобразить.
1,2,3 – ну-ка, повтори.
3,4,5 – повтори опять.
(Наклоны головы вправо-влево.
Круговые движения ладошкой поочерёдно возле правого и левого уха.
Хлопки в ладоши.
Круговые движения ладошкой поочерёдно возле правого и левого уха)
Змея ползёт лесной тропой,
Как лента по земле скользит.
И мы движение такое
Рукою можем вам изобразить.
1, 2, 3 – ну-ка, повтори.
3, 4, 5 – повтори опять.
(Извивающие движения туловищем.
Рукой показываем такое движение.
Волнообразные движения рукой)
Мартышка к нам спустилась с ветки.
Мартышка хочет погулять.
Ведь обезьяны – наши предки,
А предков, дети, надо уважать!
1, 2, 3 – ну-ка, повтори.
3, 4, 5 – повтори опять.
(Имитация движения спуска по канату.
Подскок на месте.
Имитация движения спуска по канату)
Незнайка: Спасибо ребята, я научился. Каждое утро буду делать зарядку.
Воспитатель: Как говорит пословица: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке».
Воспитатель: Дети, а вы знаете, чтобы быть здоровым, нужно не только кушать витамины и быть сильным! Нужно еще знать и выполнять правила личной гигиены.
И следующая улица, которая нас ждет, это улица Чистоты.
Воспитатель: Незнайка, а почему ты такой чумазый, ты не умывался?
Незнайка: А зачем умываться, мне и так хорошо.
Воспитатель: Ребята, давайте объясним Незнайке, правила личной гигиены.
Какие правила гигиены, ребята, мы с вами соблюдаем дома и в детском саду? Мы умываемся по утрам и вечерам, чистим зубы и др.
- Для чего это надо делать? (Чтобы быть чистыми, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленными, чтобы смыть микробы.)
– Как попадают микробы в организм? (при чихании, кашле не прикрывая рот; если не мыть руки перед едой, после туалета; не мыть овощи, фрукты)
– Что нужно выполнять, чтобы уберечься от них? (Ответы детей)
Незнайка: Дайте мне скорей умыться, я боюсь микробов.
(Воспитатель умывает Незнайку влажной салфеткой).
Воспитатель: Ребята, чтобы мы могли успешно бороться с микробами, нам нужны помощники. Про них я загадаю загадки:
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой.
Он без туч, без облаков,
Целый день идти готов!...
Волосистою головкой
В рот она влезает ловко
И считает зубы нам
По утрам и вечерам.
Если волосы запутал –
Я могу за три минуты
Расчесать их – без вопросов!
А потом – плетите косы,
Делайте хвосты, причёски –
Всё благодаря …
И махровое, и гладкое бывает.
Кто помылся, тот о нем не забывает:
Взрослого, младенца
Вытрет...
Воспитатель: Что еще помогает нам стать здоровыми?
Вместе с детьми воспитатель делает вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета, есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды.
Дети: Занятия физкультурой, подвижные игры, гуляние на свежем воздухе, солнечные лучи, катание на санках, коньках.
На прогулку выходи
Свежим воздухом дыши
Только помни при уходе
Одевайся по погоде!
Воспитатель: Молодцы ребята, помогли Незнайке. Давайте вспомним, чему мы сегодня его научили (научили делать зарядку, рассказали о правилах гигиены, о полезных и вредных продуктах, как беречь свое здоровье…).
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить,
Научись его ценить!
Незнайка: Спасибо ребята, я столько интересного узнал. До свидания ребята.
Воспитатель раздаёт детям витамины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Введение понятий о здоровом образе жизни Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.
Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы ...
Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?
Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?...
«Что такое здоровье? Значение здорового образа жизни». «Взаимодействие ДОУ и семьи - результат успеха в воспитании здорового образа жизни дошкольников».
Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастл...
Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?
Наша работа будет эффективна при вашей поддержке, родители!Родители должны поощрять детей в спортивных занятиях, обязательно подбадривать их, тем самым вселяя уверенность в полезности занятий физкульт...
Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое здоровый образ жизни?
Что такое здоровый образ жизни?...
Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?
Разработала: воспитатель МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30города Железногорска Курской областиСнегирева Татьяна Ивановна...
Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Здоровый образ жизни»
В целях формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности в образовательных областях «Здоровье», «Безопасность», «Физ...