Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ.
методическая разработка по теме

Людмила Александровна Цыганкова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад комбинированного вида «Теремок» № 39 г. Канска Красноярского края, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», обеспечивает помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплению их физического и психического здоровья, развитию индивидуальных способностей и психических функций.

     Адаптированная образовательная программа  разработана в соответствии с нормативно-правовой базой получения образования детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx36.53 КБ
Файл prilozhenie_1.docx33.82 КБ
Файл prilozhenie_2.docx42.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №39 «Теремок»

Адаптированная образовательная программа

для  ребенка с ОВЗ.

И.Ф.О         Максим        

Дата рождения  00.00.2009г.  

Срок реализации  2016- 2017 уч. г.

Согласованно (подпись родителей, законных представителей)_____________

Разработали:  Председатель ПМПк  МБДОУ №39 Н.В.Маклакова

                        Педагог - психолого М.А.Плужникова

                        Воспитатели: С.А.Прокопьева, Л.А.Цыганкова

                        Музыкальный руководитель Л.Н.Михайлова

                        Инструктор по физической культуре  А.А.Пегасина

                       

   

г. Канск

2016 г.

Рассмотрено

на родительском комитете

МБДОУ №39

Протокол №___

от_____________          

Принято

на педагогическом совете МБДОУ №39

Протокол №____

от______________        

Утверждаю

Заведующий

МБДОУ №39

Е.И.Балабина______

Приказ №__________  

от_________________

Содержание

I   Целевой раздел.

  1. 1. Пояснительная записка
  1. Значимые для реализации адаптированной образовательной программы характеристики особенностей развития ребенка с ОНР.
  2.  Цели и задачи реализации индивидуальной образовательной программы.
  3. Принципы к формированию реализации индивидуальной образовательной программы.

II   Содержательный раздел

II .1. Содержание коррекционной работы

     2.1.1.Организация работы педагога-психолога.

     III Организационный раздел

      III.1. Режим дня.

      III.2.График работы специалистов.

                                                   I.   Целевой раздел

1.1        Пояснительная записка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад комбинированного вида «Теремок» № 39 г. Канска Красноярского края, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», обеспечивает помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплению их физического и психического здоровья, развитию индивидуальных способностей и психических функций.

     Адаптированная образовательная программа  разработана в соответствии с нормативно-правовой базой получения образования детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях.

Международные документы:

- Всеобщая Декларация прав человека (от 10 декабря 1948 года) положение о свободе и равенстве достоинства и прав личности каждого человека: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

- Декларация прав ребенка (от 20 ноября 1959 г.) принцип 5 – «ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния».

- Конвенция «О борьбе с дискриминацией в области образования» (от 14.12.1960 г.)

- Декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями», (Саламанкская декларация) (Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.).

   Федеральные документы:

- Конституция Российской Федерации,

- Федеральный закон  № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г.,

- Федеральный закон  № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г.

- Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г.

- ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 г. № 124,

- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» от 30 июня 2007 г. № 120

- Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы (от 17 марта 2011 г. № 175).

- Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (от 01.06.2012, № 761)

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (от 29 декабря 2012 года)

Статьи (34, 42, 55, 59, 79) закрепляют право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.

- Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) (приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082)

- Федеральный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155)

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014

    Региональные документы:

- Закон «Об образовании в Красноярском крае» от 26 июня 2014 г.  №6-2519

(Статья 12)

- Постановление правительства Красноярского края от 23 июня 2014 года №244-п  http://zakon.krskstate.ru/doc/19129

- Санитарно-эпидемиологическими  требованиями  к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049 -13.

    Данная программа представляет собой локальный акт дошкольного  учреждения, разработанной на основе «Адаптированной примерной  образовательной программы для дошкольников «Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей»  Боряковой Н.Ю., Шевченко «Подготовка к школе детей с ЗПР»)

    В программе учтены  разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

    Данная программа обеспечивает создание оптимальных условий для:

- развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер ребенка;

- развития позитивных качеств личности ребенка;

- коррекции недостатков психологического развития и предупреждение вторичных нарушений развития;

- формирования определенного круга представлений и умений, необходимых для успешной подготовки ребенка к обучению в общеобразовательной школе. 

Данная рабочая программа предназначена для работы с ребенком возраста от 5 до 6  лет. Программа имеет образовательную, коррекционно-развивающую направленность.  

Реализация данной программы позволит создать оптимальные условия для повышения эффективности образовательной работы и коррекционно-развивающего воздействия педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре в установлении продуктивного взаимодействия с семьей дошкольника для максимального преодоления отставания в познавательном развитии.

  1. Значимые для реализации индивидуальной образовательной программы характеристики особенностей развития ребенка с ОВЗ.

Педагогическое заключение на ребенка дошкольного возраста.

1.Общие сведения о ребенке:

 Ф.И.О. Максим

Дата рождения 00.00.2010г.

Домашний адрес г.Канск

2.Характеристика семьи:  семья не полная

3.Цель обращения на ПМПк : нарушение звукопроизношения.

4.Развитие общей и мелкой моторики: развиты слабо

5.Соответствие объёма знаний, умений и навыков требованиям программы:

Математические представления знания в пределах нормы.

Сформированность пространственно-временных отношений сформированы не достаточно

Конструктивный праксис навыки конструирования развиты слабо, с трудом выполняет инструкции взрослого.

Развитие речи: нарушение звукопроизношения.

Изобразительная деятельность: выполняет с помощью взрослого. 

Игровая деятельность: самостоятельно может выбрать вид игровой деятельности, является активным участником игры.

6. Характеристика обучаемости: средняя, выполняет все инструкции взрослого

7. Отношение ребёнка к занятиям, организация деятельности: положительное, добросовестно относится к поручениям

8.Особенности личности ребёнка, его взаимодействие со сверстниками и взрослыми: общается со своими сверстниками дружески, со взрослыми отношения ровные

9.Общая осведомлённость, социально-бытовая ориентировка, доминирующие увлечения и интересы: общая осведомленность на среднем уровне.

10.Сформированность навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков (младший возраст: культурно-гигиенические навыки сформированы

Сформированность навыков общественного поведения: в пределах нормы

Сформированность предпосылок учебной деятельности: положительные

11.Заключение: знания, умения, навыки сформированы недостаточно.  

Образовательные области

Характеристика

Итоги

Физическое  

3 гр. Здоровья – средняя.

На учете в туб.диспансере.

Сердечно-сосудистая.  дыхательная системы в норме.

Общая моторика развита недостаточно.

Индивидуальная работа инструктором по физ.культуре

Художественно-эстетическое

Графическая деятельность развита слабо. (лепка, аппликация, рисование)

Индивидуальная работа с воспитателем

Познавательное

Элементарные математические представления развиты на среднем уровне.

Знания об окружающем мире сформированы недостаточно.

Индивидуальная работа  воспитателя

Социально-коммуникативное

Сформировано в соответствии с возрастом.

Индивидуальная работа не требуется

Речевое

Нарушения в звукопроизношении.

Индивидуальная работа  учителя – логопеда. (рекомендации родителям)

 

Заключение экспериментально-психологического обследования ребёнка дошкольного возраста

Наблюдение за поведением ребенка в процессе обследования:

Поведение во время беседы спокойное, адекватное. Контакт полноценный. Отношение  к ситуации обследования адекватное, присутствует интерес стимулирующий деятельность. Темп деятельности снижается при выполнении заданий вербального типа. Задания выполняет после неоднократного повторения, ошибки исправляет как самостоятельно, иногда прибегая  к  помощи взрослого.

Характеристика моторики: движения достаточно координированы, мелкая моторика развита слабо.

Особенности восприятия: Кругозор беден; Представления об окружающем ниже  возрастной нормы.

Особенности запоминания, мнестической деятельности: Зрительная память на среднем уровне, слухоречевая не достаточна, ниже возрастной нормы и объем памяти.

Внимание: неустойчивое, снижен объем внимания, трудности в переключении, распределении.

Особенности интеллектуальной деятельности: Интеллектуальная деятельность на среднем уровне. Мышление не соответствует возрастной норме. Обобщает предметы, но выделить лишний не может. Складывает разрезные картинки из 3, 4, частей. Сенсорные представления соответствуют возрастной норме.

Особенности речевого развития: словарный запас беден, низкая речевая активность, нарушения звукопроизношения.

Общая характеристика деятельности: деятельность целенаправленная, игровые навыки сформированы.

Индивидуально-психологические особенности: Навыки общения со сверстниками, направленные  на совместную деятельность сформированы.

Заключение: уровень психического развития не соответствует возрастной нормы, но данных о стойком нарушении познавательной деятельности нет.

  1. Организация психолого-медико-педагогического сопровождения.

Занятия с психологом

По коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер.

  1. Контроль усвоения программы в мае 2017 г.

1.1.2.        Цель и задачи реализации индивидуальной образовательной программы

Цель программы:

Создание оптимальных условий для коррекции познавательной, психолого–педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации, развития личности ребенка  с ОВЗ.

Задачи:

  1. Осуществление диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений ребенка с ОВЗ.
  2. Коррекция и развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольника.
  3. Обеспечение условия для социализации ребенка.
  4. Обеспечение информированности родителей по проблеме преодоления трудностей в усвоении общей образовательной программы. Оптимальное включения семьи в коррекционно-педагогический процесс.

1.1.3.Принципы к формированию реализации индивидуальной  образовательной программы.

Принцип индивидуализации, который предполагает учет индивидуально-личностных особенностей ребенка: возраст, тип детско-родительских отношений, уровень общего состояния ребёнка.

Принцип безусловного принятия, который характеризуется уважением к ребенку, как к личности, заслуживающей внимание. При этом должно постоянно присутствовать безусловное принятие ребенка таким, какой он есть.

Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

 Принцип гуманизации. предполагающий переориентацию на личностно ориентированные, гуманные образовательные технологии; реализацию «субъект-субъектных» отношений и сотрудничество между обучающими и обучающимися в процессе обучения.

Единство диагностики и коррекции – наблюдение за динамикой развития имеет значение для определения путей, методов коррекционной работы на различных этапах обучения и воспитания.

Учет ведущей деятельности. Для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении. Логопед, (психолог, воспитатель и др.) включается в игру и незаметно для ребенка помогает ему преодолеть нарушение.

Взаимосвязи развития речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;

Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.

Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.

Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольника на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.

II .Содержательный раздел.

II .2. Содержание коррекционной работы

Образовательная деятельность по программе дошкольного образования в ДОУ в соответствии с приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам

       Максим  посещает подготовительную группу, в которой занимаются с детьми воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог.

    В группе реализуется индивидуальная образовательная программа дошкольного образования для Максима с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Коррекционная работа направлена:

- освоение ребенком  с ОВЗ программы, коррекции и развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

   Структура организованных форм обучения разработана с учетом специфики  развития детей дошкольного возраста c задержкой психического развития.

    Режим  группы, длительность пребывания в ней дошкольника, а также  учебные нагрузки не превышают нормы предельно допустимых нагрузок, определенных на основе рекомендаций органов здравоохранения.

   В неделю предусматривается пять комплексных коррекционно-развивающих видов деятельности для развития мелкой моторики, внимания, памяти, различных видов восприятия, не за счет времени отводимого на прогулку или сон.

Содержание индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы обеспечивает:

- выявление особых образовательных потребностей Максима;

- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи Максима с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей ребенка (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- возможность освоения ребенком основной общеобразовательной и дополнительных  программ и их интеграции в образовательном учреждении.

      2.2.2. Организация работы педагога-психолога

Основные направления деятельности педагога - психолога:

- получение информации об уровне психического развития ребенка, выявление индивидуальных особенностей и проблем.

- создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития;

- оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи  при выстраивании и реализации  индивидуальной программы воспитания и развития.

- создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей.

Основные задачи работы педагога - психолога:

- Помочь ребенку поверить в собственные силы, развить его творческие способности.

- Устранить искажение эмоционального реагирования и стереотипов поведения,  

- Наладить полноценные контакты ребенка со сверстниками.

- Сформировать основы позитивной Я – концепции ребенка.

-  Развивать способность ребенка к эмпатии.

- Формировать  позитивное отношение к себе и окружающим.

- Способствовать развитию основных когнитивных процессов память, внимание, мышление.        

Организация работы педагога – психолога

       Коррекционная  работа  с  ребенком  проводится  индивидуально  и  подгруппами. Планирование работы с ребенком осуществляется по индивидуальному коррекционно-развивающему плану ( Приложение..), при составлении которого учитываются психические и физические возможности ребенка, по коррекции и развитию познавательной и эмоционально-волевой сфер.

Занятия  проводятся педагогом-психологом в  соответствии  с  расписанием  и  режимом  дня  в  данной  возрастной  группе. Продолжительность занятия 25 минут.

Форма работы:

- групповая -1 раз в неделю – понедельник

- индивидуальная – 1 раз.

Методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы педагога-психолога

Наименование программы, методики

Автор

Возраст

«Развитие познавательных способностей детей»

В.Л. Шарохина

3 – 7

«Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук».

Т.В. Башаева

3 – 7

«Развивающие игры для дошкольников»

Н.В. Новотворцева

3 – 7

 «Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у дошкольников»

Н.М. Пылаева. Т.В.Ахутина

5-7

 «Умные картинки. Материалы для коррекционно-развивающей работы в детском саду»

Н.Н. Павлова

Л.Г. Руденко

3-7

 «Развитие математических способностей дошкольников»;

К. В. Шевелев

3-7

 «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»

А.В. Белошистова

5-7

   «Психогимнастика»,

М.И. Чистяковой

Е.А. Алябьева

3-7

«Цветик- семицветик»,

Н.Ю. Куражева

Н.В. Вараева

4-7

«Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей.»

Н.Ю. Борякова

«Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте»

А.В.Семенович

4-7

«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. – М., 2005

С.Г. Шевченко.    

4-7

III. Организационный раздел.

III.1 Режим дня

Одно из ведущих мест в жизнедеятельности ребенка в ДОУ принадлежит режиму дня. Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

Основные компоненты режима: дневной сон, бодрствование (игры, трудовая деятельность, занятия, совместная и самостоятельная деятельность), прием пищи, прогулки.

Режим дня соответствует возрастным особенностям ребенка и способствует его гармоничному развитию. Продолжительность непрерывного бодрствования составляет 5.5-6 часов. Продолжительность прогулке не менее 4- 4.5  часов, прогулку организуют 2 раза в день: до обеда и после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже –15 °С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже –20 °С и скорости ветра более 15 м/с.

Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста должна составлять 12–12,5 часов, из которых 2–2,5 часа отводится на дневной сон.

Самостоятельная деятельность ребенка (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3–4 часов.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию в старшей группе (дети 6-го года жизни) – 15 занятий.

Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в старшей группе не должно превышать трех.

Продолжительность занятий для детей для ребенка 6-го года жизни – не более 25 минут.

Педагог-психолог проводит групповые и индивидуальные занятия с ребенком согласно графику и плану (Приложение 1), воспитатель (Приложение 2 а), учитывая возрастные особенности ребенка и  санитарно-эпидемиологические  требования  к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольной образовательной организации»

                                                                                                           

 Приложение 1

III.2.График работы специалиста.

пон

вт

ср

чт

пят

Груп.раб. психолога

+

Инд.раб. психолога

+



Предварительный просмотр:

Приложение №2

Пояснительная записка

      В содержание адаптированной образовательной  программы включены коррекционно-развивающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития воспитанника и его потенциальных возможностей. Для реализации задач  по указанной программе сопровождения предусмотрено взаимодействие специалистов, воспитателей и  родителей (законных представителей).

Срок реализации индивидуальной программы сопровождения с сентября 2016 по апрель 2017г.

    Результаты работы по данной программе рассматриваются на итоговом заседании ПМПк в мае  2017 года и доводятся до сведения родителей (законных представителей) под роспись с рекомендациями на летний период.    

Цель программы: Осуществление коррекционно – развивающей работы с  ребенком  для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка.

 Основные задачи:

1.Расширение представлений о предметном окружении;

2. Развитие и коррекция мелкой моторики;

3. Формирование различных видов деятельности (рисование, конструирование, элементарный труд);

4. Формирование представлений о целостном образе предмета;

5. Развитие психических процессов (память, внимание, восприятие, мышление, речь, воображение)

6. Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции.

Периодичность занятий: 2 раза в неделю.

Продолжительность занятий: 25 мин.

Данная программа разработана для детей имеющих сходные дефекты

Индивидуальный маршрут коррекционно-развивающего психологического сопровождения

на первый период ( ноябрь, декабрь, январь,)

2016-2017 уч.г.

№ Недели

Тема недели

Задачи коррекционно-развивающей работы

Содержание коррекционно-развивающей работы

1 неделя

ноябрь

Знакомьтесь! Это Я!

- Учить называть свой возраст, свое имя и фамилию, формировать коммуникативные умения;

- Развивать эмоциональную сферу;

- Развивать тонкую моторику рук;

- Развивать  речь  (активизация и обогащение словарного запаса, умение пользоваться  фразовой речью при ответах на вопросы).

- Устанавливание контакта с ребенком.

- Беседа «Как тебя зовут, маму, папу? и тд

- Пальчиковая игра «Дружная семья»

- Задание «Нарисуй тропинку» (на песке)

- Упражнение : выпрямление кисти, сжимание пальцев, присоединение пальцев друг к другу.

- Игра «Назови»

2 неделя

ноябрь

Осень

- Формирование целостной картины мира

- Закреплять знания о временах года, систематизировать представления на основе рассмотрения сюжетных картинок, содержащих основные признаки осени;

- Развивать зрительное и тактильное восприятие (форма, величина);

- Развивать непроизвольную память ,мышление,  мелкую моторику;

-Развивать  речь  (активизация и обогащение словарного запаса, умение пользоваться  фразовой речью при ответах на вопросы).

-Пальчиковая игра  «Осенний букет»

- Рассматривание сюжетных картинок «Осень»,

- Игра «Назови»

- Игра «Найди отличия»

- Игра «Волшебный мешочек;

- Квадраты (большой, маленький);

- Игра «разбери и собери пирамидку»

- Игра «Построим домик из кубиков»

3 неделя

ноябрь

Фрукты овощи

- Развитие восприятия (форма, цвет)

- Развитие внимания и памяти

- Развитие мышления

- Развитие навыков счета

- Развитие  речи  (активизация и обогащение словарного запаса по теме «Фрукты, овощи», умение пользоваться  фразовой речью при ответах на вопросы).

- Развитие общей и мелкой моторики

 - Снятие негативного  психического напряжения

- Пальчиковые  игры «Мы капусту солим», «Овощная зарядка», «Фрукты»

- Игра «Сад и огород»

- Игра классификация «Фрукты», «Овощи»

- Задание «Нарисуй подходящую форму»

- Задание «Нарисуй подходящий предмет»

- Задание  «Посчитай сколько» (яблок, груш, огурцов и тд)

4 неделя

декабрь

Зима

- Закреплять знания о временах года, систематизировать представления на основе рассмотрения сюжетных картинок, содержащих основные признаки зимы.

- Развивать восприятие (форма, величина, цвет);

- Развивать непроизвольную память ,мышление,  мелкую моторику;

- Развивать  речь  (активизация и обогащение словарного запаса по теме «Зима и зимние забавы», умение пользоваться  фразовой речью при ответах на вопросы).

 - Пальчиковые игры: «Снежок», «Пришла зима», «Снеговик»

- Беседа по картинкам «Зима»

- Игра «Назови»

- Задание «Обведи снежинку по точкам» (большая, маленькая)

- Игра «Классификация «Зимняя и летняя одежда»

- Игра «посчитай снежинки»

5 неделя

декабрь

Зимние забавы

- Расширять знания о зимних забавах, систематизировать представления на основе рассмотрения сюжетных картинок, содержащих зимние забавы

- Развивать восприятие (форма, величина, цвет);

- Развивать память ,мышление,  мелкую моторику;

- Развивать  речь  (активизация и обогащение словарного запаса по теме «Зимние забавы», умение пользоваться  фразовой речью при ответах на вопросы).

- Пальчиковые игры: «Зимние забавы»

«Снежки»,

- Игра «Назови что делает» (катание на санках. коньках, лыжах и тд.)

-Задание : нарисуй 4 треугольника, 3 квадрата, 2 круга, разукрась)

- Разукрась картинку

6 неделя

декабрь

Игрушки

- Систематизировать знания об игрушках, формировать обобщающее понятие  «игрушки», формировать интерес и предпочтение в выборе игрушек, игр. Любимых занятий.

- Развивать внимание, память, восприятие (форма, цвет)

- Развивать  речь  (активизация и обогащение словарного запаса по теме «Игрушки», совершенствование грамматического строя , развитие связной речи);

- Развитие общей и мелкой моторики.

  - Пальчиковая игра «Подарок мишки»

- Заучивание стихотворения  из цикла «Игрушки» А.Барто

- Игры на классификацию игрушек по цвету, форме, величине.

-  Д\и «Подарим куклам бусы» (рисование  и раскрашивание бус из геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник )

- Игра «Чего не стало?»

7 неделя

декабрь

Домашние животные

- Формирование целостной картины мира

- Развитие внимания и восприятия (форма, цвет)

- Развивать  речь  (активизация и обогащение словарного запаса по теме «Домашние животные», совершенствование грамматического строя , развитие связной речи);

- Развитие мелкой моторики

- Пальчиковые игры  «Котенок – шалун», «Кто в деревне живет?»

- Игра «Назови и скажи где живут» (корова, овца, свинья. конь. кошка, собака)

- Упражнение «Две собачки» (маленькая ,большая)

- Игра «Зеркало»

- Задание « Раскрась  квадрат красным карандашом, а круг желтым»

8 неделя

декабрь

Дикие животные

- Формирование целостной картины мира

- Развитие мышления, памяти,  внимания и восприятия (форма)

- Развивать  речь  (активизация и обогащение словарного запаса по теме «Дикие животные», совершенствование грамматического строя , развитие связной речи);

- Развитие мелкой моторики

- Снятие негативного  психического напряжения

- Пальчиковые игры «Зайки-порыгайки», «Где же мёд?»

- Рассматривание иллюстраций «Кто  в лесу живет»

- Тематические загадки ,игра «Назови»

- Описание игрушек «Лесные гости»

- Игра «Кого не хватает?»

-Задание «нарисуй два квадрата, три круга»

9 неделя

январь

Деревья, лес

- Уточнить представления ребенка о значении леса в жизни людей.

- Расширять  и уточнять знания о растениях ближайшего окружения

- Познакомить с зимними явлениями в жизни природы

- Воспитывать бережное и заботливое; отношение к природе.

- Развивать восприятие (цвет, форма, величина)

- Развивать  речь  (активизация и обогащение словарного запаса по теме «Деревья, лес», совершенствование грамматического строя , развитие связной речи);

- Развитие мелкой моторики

- Пальчиковые игры «Вот какая Белка», «Яблонька»,  «За грибами»

- Игра «Назови»

- Игра «Деревья»

- Игра «Чья ветка»

- Задание «Обведи елочку по точкам»

- Игра «Какой предмет лишний?»

- Задание «Продолжи геометрический ряд»

- Игра «Воспроизведи по памяти»

10неделя

январь

Столовая и кухонная посуда

- Уточнить названия и назначение столовой и кухонной посуды, учить различать и называть ее части.

-  Развитие слухового и зрительного восприятия

- Развитие внимания и наблюдательности

- Развитие зрительной памяти

- Развитие речи и мышления

- Развитие общей и мелкой моторики

- Снятие негативного  психического напряжения

- Пальчиковые игры: «Мы посуде перемыли»

-  Игра на внимание «Встань, если услышишь слово, обозначающее деревья » (фрукты,.);.  «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее домашнее животное ; встань, если услышишь слово, обозначающее дикое животное ».

- Игра «Найди отличия»,

- Классификация (посуда кухонная столовая, деревья, животные)

- «Угадай, что хотел нарисовать художник?»

- Игра «назови фигуры, посчитай и разукрась»

Индивидуальный маршрут коррекционно-развивающего психологического сопровождения

на второй период  ( февраль ,март, апрель)

2016-2017 уч. г.

11неделя

февраль

Одежда

обувь

- Расширять представление о видах одежды соответственно времени года.

- Формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь»;

- Уточнить название и назначение  обуви, одежды;

- Учить группировать обувь и одежду по: сезонному признаку

- Развивать мышление, память, восприятие, воображение

- Развивать  речь  (активизация и обогащение словарного запаса по теме «Одежда»,  «Обувь» )

- Развитие мелкой моторики

- Пальчиковая игра

- Игра «Назови, что на картинке»

- Классификация «Одежда для мальчиков и девочек»

- Игра «Угадай, что хотел нарисовать художник»

- Найди 5 одинаковых фигур»

- Игра «Чего не хватает»

- Игра «найди и вычеркни»

12неделя

февраль

Зимующие птицы

- Расширять  и уточнять знания о зимующих птицах

- Воспитывать бережное и заботливое; отношение к природе.

- Развивать восприятие (цвет, форма, величина)

- Развивать  речь  (активизация и обогащение словарного запаса по теме «Зимующие птицы», совершенствование грамматического строя , развитие связной речи);

- Развитие мелкой моторики

- Пальчиковые  игры: «Птички-невелички», «На птичьем дворе» «Гусь задира»

- Игра «Опиши птицу и назови»

- Игра 4-ый лишний

- Игра  «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)»,

- Игра на развитие памяти «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов),

13неделя

февраль

Здоровье

- Расширять  представления о здоровье и здоровом образе жизни, о том, какое поведение опасно; развивать умение избегать опасности, соблюдать меры предосторожности.

-  Развитие слухового и зрительного восприятия

- Развитие внимания и наблюдательности

- Развитие зрительной памяти

- Развитие речи и мышления

- Развитие общей и мелкой моторики

- Снятие негативного  психического напряжения

Пальчиковая игра  

- Найди большой красный квадрат, маленький синий треугольник и тд.

- Игра «Составь рисунок по картинке» (из спичек или счетных палочек)

- Классификация (Овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда)

- Игра «Найди и зачеркни»

- «Разрезные картинки» (3-х,  4-х составные)

14неделя

февраль

Зима. Обобщение

- Закреплять знания о времени года «Зима» , систематизировать представления на основе рассмотрения сюжетных картинок, содержащих основные признаки зимы.

- Развивать восприятие (форма, величина, цвет);

- Развивать непроизвольную память ,мышление,  мелкую моторику;

- Развивать  речь  (активизация и обогащение словарного запаса по теме «Зима, зимние забавы, зимние виды спорта», умение пользоваться  фразовой речью при ответах на вопросы).

- Пальчиковая игра «Снеговик», «горячие ручки»

- Игра  «На какой предмет похожа фигура?»,

- Игра «Из каких фигур состоит предмет , сколько их посчитай (елка, снеговик, шкаф, часы и тд.)

- Игра  Разложи по порядку «Что сначала, что потом?»

- Задание «Обведи по точкам»

15неделя

март

О любимых мамах

- Развивать внимание, мышление, восприятие, память, воображение

- Развивать речь ((активизация и обогащение словарного запаса по теме «Семья», совершенствование грамматического строя , развитие связной речи);

- Развивать общую и мелкую моторику

- Снятие негативного  психического напряжения

-. Пальчиковая игра Маму я свою люблю»

- Рассматривание семейных фото «Назови, кто на фото, расскажи какой, какая»

-  Беседа по картинкам (части суток),

- Игра «Лабиринт»

- Ирга «Найди отличия»

- Игра «Что перепутал художник?»

16неделя

март

Весна

- Расширять представления о весне.

- Воспитывать бережное отношение к природе,

умение замечать красоту весенней природы.

- Расширять представления о сезонных изменениях (изменение в погоде, растения весной, поведение зверей и т. д.)

- Развивать мышление, память, восприятие, воображение

- Развивать  речь  (активизация и обогащение словарного запаса по теме «Весна»)

- Развитие общей и  мелкой моторики

- Пальчиковые игры: «Солнышко», «Солнышко встало…»

- Игра   «Угадай время года по описанию (вариативность)»,

- Игра «Покажи и опиши»

- Игра «Чего не стало?»

- Игра  «Продолжи ряд»

- 4-ый лишний

- Игра «Дорисуй круги»

17неделя

март

Мой город

- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

- Учить называть родной город.

- Расширять элементарные представления о родном городе. (Подвести к пониманию. что в городе много улиц, многоэтажных домов, разных машин.

- Воспитывать любовь к родному городу.

- Развитие внимания и наблюдательности

- Развитие зрительной памяти

- Развитие речи и мышления , восприятия

- Развитие общей и мелкой моторики

- Снятие негативного  психического напряжения

- Игра «Прогулка по городу»

- Игра «Разложи картинки»,

- Играт «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»,

- Игра «Найди и зачеркни»

- «Разрезные картинки»

- «Что сначала, что потом?»

- Беседа по картинкам (части суток),

- Классификация (домашние и дикие животные)

- 4-й лишний

- Обведи по точкам и раскрась

18неделя

март

Профессии

- Расширять представления ребенка о  профессиях (шофер, врач, продавец, повар и др)

- Развивать внимание, мышление, восприятие, память

- Развивать речь (активизация и обогащение словарного запаса по теме «Профессии», совершенствование грамматического строя , развитие связной речи);

- Развить тактильно-кинестическую чувствительность мелкой моторики рук.

- Снятие негативного  психического напряжения

- Пальчиковые игры  «Парикмахеры», «Столяры», «Физкультурник»

-  «Угадай время года по описанию (вариативность)»,

- «Найди и вычеркни»

- «На какую фигуру похож предмет?»

- «Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур),

19неделя

март

Транспорт

- Расширять представления ребенка о  видах транспорта, о  правилах поведения в городе, с элементарными правилами дорожного движения. Знакомить с профессиями «шофер», «водитель автобуса»

- Развивать внимание, мышление, восприятие, память

- Развивать речь ((активизация и обогащение словарного запаса по теме «Транспорт», совершенствование грамматического строя , развитие связной речи);

- Развить тактильно-кинестическую чувствительность мелкой моторики рук.

- Снятие негативного  психического напряжения

- Игра «Вот мы в автобусе сидим»

- Игра «Из каких фигур состоит предмет?»

- Игра «Назови» (транспорт)

-  Найди отличия»,

-  «Что неправильно?»

- Классификация («Транспорт», «Одежда», «Фрукты», «Овощи»)

-  «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов),

20неделя

апрель

Семья

- Уточнить знания о родственных связях, воспитывать любовь и уважение к своим близким. Формировать представления о семье и своем месте в ней.

- Формировать образ Я. Развивать тендерные представления, формулировать умения называть свое имя, фамилию, имена членов семьи.

- Развивать внимание, мышление, восприятие, память, воображение

- Развивать речь ((активизация и обогащение словарного запаса по теме «Семья», совершенствование грамматического строя , развитие связной речи);

- Развивать общую и мелкую моторику

- Снятие негативного  психического напряжения

- Пальчиковые  игры «Приготовили обед», «Кто живет у нас в квартире?»

—  «Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.»

— «Перескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами

— игра «Найди предметы такого же

цвета»;

— «Угадай, какого цвета одежда»;

21неделя

апрель

Птицы: перелетные

- Расширять  и уточнять знания о перелетных птицах

- Воспитывать бережное и заботливое; отношение к природе.

- Развивать восприятие (цвет, форма, величина)

- Развивать  речь  (активизация и обогащение словарного запаса по теме «Перелетные птицы», совершенствование грамматического строя , развитие связной речи);

- Развитие общей и мелкой моторики

— «Посмотри и найди предметы круглой формы»,

— «Найди отличия».

- «Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур),

- игра «Найди цветок для бабочки».

22неделя

апрель

Насекомые

- Расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках.

-  Учить устанавливать отличия бабочки и жука (у бабочки - яркие большие крылья, усики, хоботок, бабочка ползает, летает

- Развивать внимание, мышление, восприятие, память

- Развивать речь ((активизация и обогащение словарного запаса по теме «Насекомые», совершенствование грамматического строя , развитие связной речи);

- Развить тактильно-кинестическую чувствительность мелкой моторики рук.

- Снятие негативного  психического напряжения

- «Расскажи, где, какая игрушка стоит?»

 — «Четвёртый лишний»,

 «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз),

— «Разложи предметы по цвету» и т. д.

— игра «Угадай, какого цвета полоска»;

— «Найди пару»;

 — «Какой палочки не стало»;

- «Лабиринт»

 

23неделя

апрель

Квартира,

мебель

- Расширять представление о доме,  предметах домашнего обихода ( мебель, бытовые приборы)

- Формировать обобщающее понятия «мебель»; учить сравнивать и обобщать.

- Воспитывать любовь к родному дому

- Развитие внимания и наблюдательности

- Развитие зрительной памяти

- Развитие речи и мышления , восприятия

- Развитие общей и мелкой моторики

- Снятие негативного  психического напряжения

- Пальчиковые игры «Дом», «Мебель»

— «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т. д.»,

—  Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)»,

— «Смотри и делай».

- «Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур),



Предварительный просмотр:

Приложение 2а

План работы с Максимом

воспитатели: Л.А.Цыганкова,

С.А.Прокопьева

     Цель: формирование  знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.

Основными задачами являются:

  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине), о расположении их в пространстве;
  • накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка, природных явлениях;
  • формирование   представлений   о   здоровом   образе   жизни.
  • повышение уровня сенсорного и умственного развития;
  • обогащение и систематизация словаря, развитие устной диалогической и монологической речи.

План работы.

Игры на развитие внимания, памяти:

Сентябрь

1.В магазине зеркал

Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона Формирование чувства уверенности, а также умения подчиняться требованиям другого человека.

Описание. Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности долны повторять все игроки.

Инструкция: « Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы -- зеркалами».

Примечание. На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребё нок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре).

2. Найди два одинаковых предмета

Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.

Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши.

Описание. Ребенку предлагаются:

а) рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух предметов;

б) картинка (карточка) с изображением предметов и образца; необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть;

в) рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем схожесть каждой пары.

Инструкция:

а) Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их схожесть. Приступай к работе.

б) Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них можно найти пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два одинаковых предмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания.

 3. Выкладывание из палочек.

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: счетные палочки (куски толстой изоляционной проволоки, трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора.

Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек

а) 1-й уровень сложности -- узоры в одну строчку ;

б) 2-й уровень сложности -- простые силуэты, состоящие от б до 12 палочек ;

в) 3-й уровень сложности -- более сложные силуэты, состоящие от б до 13 палочек;

г) 4-й уровень сложности -- сложные силуэты с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек

Инструкция: Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик...). При выкладывании будь внимате лен. Приступай к работе.

Октябрь

  1. Исключение лишнего.

Цель: развитие мышления и объема внимания.

Оборудование: карточка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.

Описание. Ребенку предлагается найти

из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличный от других, и объяснить свой выбор.

Инструкция: «Посмотри внимательно на изображенные здесь предметы и найди среди них такой, который отличается от остальных. Покажи найденный предмет и объясни, почему он не похож на другие. Приступай к работе».

  1. Найди отличия

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.

Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Описание. Ребенку предлагаются:

а) серия картинок

по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;

б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

  1. Выкладывание узора из мозаики.

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.

Оборудование: мозаика, образец.

Описание: ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.

Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».

  1. Чей это дом?

Цель: развитие наблюдательности.

Оборудование: рисунок с изображением домов и людей .

Описание. Ребенку предлагают рисунок с изображением домов и людей, спешащих в разные стороны. Необходимо, внимательно посмотрев на рисунок, найти хозяина каждого дома.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена деревня. Найди хозяина каждого дома. Объясни свой выбор».

Ноябрь

  1. Смешанный лес.

Цель: развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание.

Оборудование: рисунок с изображением замаскированных деревьев.

Описание. Ребенку дается рисунок с изображением замаскированных деревьев, среди которых ему надо отыскать березу (сосну, самую маленькую елочку).

Инструкция: «Посмотри, на этой картинке изображены замаскированные деревья. Среди них нужно как можно быстрее найти березу (сосну, самую маленькую елочку). Начинай искать».

2.  Витрина магазина.

Цель: развитие объема внимания и наблюдательности.

Оборудование: рисунок с изображением витрины магазина.

Описание: Ребенку необходимо найти (не считая) коробку с наибольшим количеством конфет и объяснить свой выбор.

Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена витрина магазина, в которой выставлены только что поступившие конфеты. Они выложены в прозрачные коробки разной величины. Мама сказала своему сыну выбрать любую коробку. Мальчик захотел ту коробку, где больше конфет. Ты должен помочь мальчику найти коробку, где содержится наибольшее количество конфет. Объясни свой выбор.

Какими способами можно проверить правильность выбора? (Можно сосчитать.)

Посмотри еще раз внимательно на рисунок, подумай и скажи, почему же на первый взгляд кажется, что в коробках разное количество конфет. Приступай к работе».

3.Кто забил гол?

Цель: развитие наблюдательности.

Оборудование: рисунок с изображением футболистов.

Описание. Ребенку предлагают найти на рисунке игрока, забившего гол, и объяснить свой выбор.

Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. На нем изображены футболисты. Найди здесь игрока, забившего гол, покажи его и объясни, почему ты считаешь, что именно он забил гол.

4.Танграм.

Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, способах видоизменения их путем составления новых геометрических фигур из двух-трех имеющихся по образцу.

Оборудование: вырезанные геометрические фигуры для выкладывания целой фигуры; образцы фигур-силуэтов.

Описание. Ребенку предлагают самостоятельно выложить по образцу фигуру-силуэт из геометрических фигур.

Инструкция: «Внимательно посмотри на рисунок. Из всех геометрических фигур составь рядом с образцом точно такую фигуру».

Примечание. Несмотря на инструкцию, некоторые дети пытаются выкладывать части на образец. Необходимо остановить ребенка и попросить выложить фигуру рядом с образцом. Образцы фигур-силуэтов получаются путем разрезания квадрата 7х7 см определенным образом.

При составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую.

5. Что где лежит?

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: бланк с эталонами фигур предметов, соответствующих этим эталонам, а также стеллаж и вырезанные фигуры для манипулирования.

Описание. Ребенку необходимо распределить предметы относительно предложенных эталонов фигур. Методика может использоваться в двух вариантах.

1. Упрощенный вариант: на отдельном бланке изображен стеллаж с эталонами фигур, а плоские предметы вырезаны и раскладываются ребенком на полки стеллажа относительно предложенных эталонов фигур (происходит сравнение эталонов с предметами).

2. Стеллаж с полками и эталонами фигур, а также предметы изображены на одном бланке. Ребенок должен выполнить задание, не манипулируя предметами. Показать и объяснить свои действия.

Декабрь

1.Строители.

Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания.

Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из которых - образец, а три остальные отличаются от образца не достающими деталями; простой карандаш.

Описание. Ребенку предлагают лист с чётырьмя рисунками, содержащими элементы башни. Первый рисунок -- образец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка соответствовали образцу.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эти четыре рисунка. На первом из них изображена готовая башня, а на трех остальных детали башни не дорисовали. Тебе необходимо до- рисовать недостающие детали к каждой башне так, чтобы все четыре башни стали одинаковыми. Приступай к работе».

  1. Найди героев передачи.

Цель: развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания.

Оборудование: картинки с изображением героев детской передачи -- Хрюши, Степашки, Фили, замаскированных в рисунке; простой карандаш.

Описание. Ребенку необходимо найти и обвести обратной стороной простого карандаша каждую из замаскированных в рисунке фигурок героев.

Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. В нем замаскированы фигурки знакомых героев детской передачи: Хрюши, Степашки, Фили, Каркуши. Необходимо найти и обвести пальцем или обратной стороной карандаша каждого из героев».

  1. Воспроизведение геометрических фигур.

Цель: развитие произвольного внимания, объема внимания, памяти, мышления.

Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру образца (IЗхIО см).

Описание. Ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и постарайся запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же геометрически фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце».

  1. Кто внимательнее?

Цель: развитие объема внимания, наблюдательности.

Оборудование: картинки с изображением разного количества звезд.

Описание. Ребенку предлагают на несколько секунд рассмотреть картинки с нарисованными звездами и ответить (не считая), где самое большее (меньшее) количество предметов.

Инструкция: « Посмотри внимательно на картинки. Здесь нарисованы звезды. На какой картинке расположено самое меньшее (большее) количество предметов? Объясни свой вы бор. Начинай играть».

Игры, упражнения  на развитие мелкой моторики рук

Посещения кружка бисероплетения 1 раз в неделю.

Сентябрь

1. Выкладывание узора из мозаики  Дикие животные»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.

Оборудование: мозаика, образец.

Описание: ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.

Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».

2. Выкладывание из палочек. «Дерево осенью»

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: счетные палочки (куски толстой изоляционной проволоки, трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора.

Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек

а) 1-й уровень сложности -- узоры в одну строчку ;

б) 2-й уровень сложности -- простые силуэты, состоящие от б до 12 палочек ;

в) 3-й уровень сложности -- более сложные силуэты, состоящие от б до 13 палочек;

г) 4-й уровень сложности -- сложные силуэты с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек

Инструкция: Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик...). При выкладывании будь внимате лен. Приступай к работе.

 

3. Нанизывание бусинок.

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: образец для нанизывания бус; бусинки, соответствующие образцу, или одинаково нарезанные кусочки цветной изоляции толстой проволоки; для усложнения задания - крупный бисер.

Описание. Ребенку предлагают по образцу нанизать бусы.

Инструкция: «Посмотри на эти нарисованные бусы. Ты хочешь сам собрать бусы? Я дам тебе бусинки и проволоку, на которую нужно нанизать друг за другом бусинки точно так, как они выглядят на рисунке».

Октябрь

1. Выкладывание узора из мозаик «Осеннее деревьо».

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.

Оборудование: мозаика, образец.

Описание: ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.

Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».

2. Срисовывание по клеточкам «Заяц»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики.

Оборудование: чистый лист бумаги в крупную клетку (IхI см); образец для рисования; остро отточенные карандаши.

Описание. Ребенку предлагают нарисовать согласно образцу фигуру на чистом листе в клетку простым карандашом. Задание представляет собой два уровня сложности:

1-й уровень сложности -- образец состоит из разомкнутых фигур;

2-й уровень сложности -- образец состоит из замкнутых фигур.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена фигура, состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам на чистом листе. Будь внимателен!». Примечание. Использовать для рисования ручку или фломастер не рекомендуется. По желанию ребенок может заштриховать замкнутую фигуру цветным карандашом.

3. Выкладывание из палочек «Лес»

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: счетные палочки (куски толстой изоляционной проволоки, трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора.

Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек

а) 1-й уровень сложности -- узоры в одну строчку ;

б) 2-й уровень сложности -- простые силуэты, состоящие от б до 12 палочек ;

в) 3-й уровень сложности -- более сложные силуэты, состоящие от б до 13 палочек;

г) 4-й уровень сложности -- сложные силуэты с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек

Инструкция: Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик...). При выкладывании будь внимате лен. Приступай к работе.

4.Раскрашивание готовых изображений

Цель: мелкой моторики пальцев.

Ноябрь

1.Лепка из жгутиков «Флаг России»

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев

2. Выкладывание из палочек. «Дом в котором я живу»

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: счетные палочки (куски толстой изоляционной проволоки, трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора.

Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек

а) 1-й уровень сложности -- узоры в одну строчку ;

б) 2-й уровень сложности -- простые силуэты, состоящие от б до 12 палочек ;

в) 3-й уровень сложности -- более сложные силуэты, состоящие от б до 13 палочек;

г) 4-й уровень сложности -- сложные силуэты с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек

Инструкция: Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик...). При выкладывании будь внимате лен. Приступай к работе.

3.Штриховка по образцу «Жители пустыни»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.

4. Выкладывание узора из мозаики  «Цветы для мамы»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.

Оборудование: мозаика, образец.

Описание: ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.

Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».

 Декабрь

1.Аппликация «Снежинка»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.

2. Штриховка по образцу «Елочка»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.

3. Срисовывание по клеточкам «Подарки под елкой»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики.

Оборудование: чистый лист бумаги в крупную клетку (IхI см); образец для рисования; остро отточенные карандаши.

Описание. Ребенку предлагают нарисовать согласно образцу фигуру на чистом листе в клетку простым карандашом. Задание представляет собой два уровня сложности:

1-й уровень сложности -- образец состоит из разомкнутых фигур;

2-й уровень сложности -- образец состоит из замкнутых фигур.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена фигура, состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам на чистом листе. Будь внимателен!». Примечание. Использовать для рисования ручку или фломастер не рекомендуется. По желанию ребенок может заштриховать замкнутую фигуру цветным карандашом.

4. . Выкладывание узора из мозаики «Елочная игрушка»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.

Оборудование: мозаика, образец.

Описание: ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.

Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».

Ознакомление с окружающим миром

Сентябрь

1.Подвижная игра «Вершки – корешки»

Цель: уточнять и закреплять  названия овощей и фруктов, где они растут, развивать быстроту реакции.

2.дидактическая игра «Кому что нужно»

Цель : закрепление названий профессий, какие предметы нужны для работы определенной професии.

Октябрь

1.Д/и «Моя комната».

Цель. Выявить представления каждого ребенка о том, какой должна быть его комната. Выяснить, какие предметы, вещи, игрушки ему нравятся, есть ли интерес к книгам, как ребенок соотносит цветовые гаммы, какое у него настроение. Развивать пространственное мышление.

Материал. Листы бумаги различного цвета (пустые комнаты) по одному на каждого ребенка; карточки с изображением мебели различных цветовых оттенков, игрушек, занавесок (темных и светлых тонов) ; карточки, изображающие комнатные растения, домашних животных, книги, компьютер.

Задания.

1. Обустроить свою комнату.

2. Выбрать карточки с предметами, которые нравятся.

3. Самостоятельно все расставить.

4. Рассказать о своем выборе.

2.Д/и «Давайте поселим зверей в наш лес».

Цель. Знакомить детей со средой обитания различных животных. Выяснить, каким образом связаны между собой образ животного и среда обитания. Формировать умение детей, ориентируясь по внешнему виду животного, соотносить его со средой обитания(наземная, водная, воздушная) .

Материал. Дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором есть река, различные жилища диких животных, карточки с изображением жителей леса.

Задания.

1. Выбрать одного из зверей, подумать, где ему было бы удобно жить, объяснить почему.

2. Заселить зверя в определенный дом и объяснить свой выбор (почему он может жить в том или ином домике и не может – в других) .

3 . Д/и «Речные рыбы».

Цель. Выявить знания детей о рыбах, их строении, об особенностях среды обитания. Формировать умение соотносить строение живого существа со средой обитания, с образом жизни. Выяснить, каким образом окраска речных рыб помогает им прятаться или защищаться от других обитателей рек. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.

Материал. Дидактическая картина, на которой изображен проточный водоем, река; вырезанные изображения речных рыб.

Задания.

1. Рассмотреть внимательно предложенных рыб.

2. Выбрать из них только речных, назвать.

3. Поместить в водоем в отдельное место – туда, где любит обитать та или иная рыба.

4. Д/и «Наряды матушки – земли».

Цель. Уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.

Материал. Дидактическая картина, разделенная на четыре части (с изображением осени, зимы, весны, лета) ; карточки с изображением природных явлений (дождь, снег, ветер) .

Задания.

1. Выбрать карточки с изображением тех природных явлений, которые соответствуют тому или иному времени года, положить на соответствующую часть дидактической картины.

2. Рассказать о причинах выбора.

Ноябрь

1.Д/и «Город и село».

Цель. Выявлять знания детей о людях, живущих в городах и селах, о видах их деятельности. Выяснить, с чем связаны отличия. Формировать умение логически мыслить, обобщать уже известные сведения об окружающем мире. Воспитывать уважение к людям труда.

Материал. Карточки с изображением различных объектов города и села (лес, поле, ферма, кинотеатр, стадион, завод, городские и сельские дома, людей разных профессий (комбайнер, птичница, доярки, рабочий, врач) .

Задание. Одна команда должна составить картину города, другая – картину села.

2. Д/и «Виды труда»

Цель. Дать представление о физическом и умственном труде людей в нашей стране. Выявлять знания детей о деятельности людей умственного и физического труда, выяснить значимость каждого из видов труда. Развивать интерес к трудовой деятельности людей. Прививать уважение к людям труда.

Материал. Большая карта, разделенная на две части; на одной изображен человек за столом, на другой – человек с молотком, карточки с изображением учителя с детьми, врача в медицинском кабинете, инженера с чертежами, астронома с телескопом, рабочего на заводе, водителя автобуса, строителя на стройке.

Задания.

1. Выбрать карточки с изображением людей физического (для одной команды) и умственного (для другой команды) труда.

2. Рассказать о выбранных профессиях.

3.Д/и «Поступи правильно».

Цель. Формировать у ребенка представления о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни.

Материал. Стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»; серия картинок, на которых изображены дети в различных бытовых ситуациях, соответствующих сюжетам стихотворения, - примеры как положительного, так и отрицательного поведения детей, зеленые и красные круги.

Задания.

1. Внимательно рассмотреть полученную карточку, дать оценку поступкам героев.

2. Отложить карточки, изображающие положительные поступки в одну сторону, отрицательные – в другую.

4. Д/и «Гнездовья птиц».

Цель. Познакомить детей с разнообразием видов гнездовий птиц. Закреплять знания детей о строительных материалах, используемых птицами при строительстве гнезд, процессе строительства птицами гнезд, природных приспособлениях птиц – строителей. Развивать умение соотносить размер гнезда с величиной птиц, типы природных материалов с птицей – строителем, особенностями образа жизни птиц в зависимости от места, где она вьет гнездо.

Материал. Два полотна с гнездами птиц, карточки с изображением птиц – строителей этих гнезд, наборы строительных материалов для различного типа гнезд.

Задание. Рассадить птиц по гнездам согласно их предпочтениям (у воды, высоко над землей) .

Декабрь

1. Д/и «Снежинки».

Цель. Познакомить детей с защитными свойствами снега. Рассказать о строении снежинок, разнообразии узоров и форм. Закрепить умение вырезать различные формы снежинок.

Материал. Дидактическая картина зимнего леса (снег только на деревьях и кустарниках) ; карандаши, бумага, ножницы – на каждого ребенка.

2. Д/и «Путешествие по карте зимнего леса».

Цель. В игровой форме выявить знание детей о жителях леса, жилищах диких животных, их образе жизни, питании. Формировать умение детей соотносить внешний вид животного со средой обитания, своеобразием постройки его домика. Формировать умение составлять связный рассказ о жильце, в дом которого попали дети т.д.

Материал. Большая картина, изображающая лес с домиками лесных зверей и птиц. По карте леса идет дорожка из кружочков, от некоторых кружочков отходят красные стрелочки, соединяющие их с домиками лесных жителей, от домиков отходят две стрелочки (зеленая и синяя) .

Задание. Пройти по кружочкам до финиша, назвав домики животных и их хозяев.

3. Д/и «Поваренок».

Цель. Выявлять знание детей о продуктах, которые взрослые используют для приготовления определенного блюда (например, борща) ; о том. Какими инструментами и посудой они при этом пользуются. Формировать умение соотносить количество нужных продуктов для приготовления; планировать свою деятельность.

Материал. Посуда различного применения (кухонная, походная, столовая) ; картинки, изображающие различные продукты питания (колбаса, мясо, сосиски, яйцо, картошка) ; карточки, изображающие процесс приготовления; нож, ложка, половник.

Задание.

1. Подумать и выбрать посуду для приготовления блюда.

2. Выбрать нужные продукты в правильном количестве.

3. Выложить карточки, изображающие процесс приготовления данного блюда в правильной последовательности.

4. Рассказать о процессе приготовления блюда

4. Д/и «Небо. Земля. Вода» .

Цель. Закреплять знания детей о среде обитания живых существ; о приспособленности животных к среде обитания. Выяснить причины, по которым они не могут проживать в других условиях, средах.

Материал. Большая дидактическая картина, разделенная на четыре части: на одной части изображено небо, на другой —земля, на третьей — вода, на четвертой помещены карточки с изображением людей, зверей, птиц, рыб, земноводных.

Задание. Расположить то или иное живое существо на соответствующей части дидактической картины, рассказать о выбранных представителях.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в группах компенсирующей направленности для детей от до 7 лет на 2014-2015 учебный год. Физическое развитие (бассейн).

Учебная рабочая программа инструктора по «ФИЗО» (плавание) разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева,  А.Г.Гогобе...

Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.

Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках  деятельности Консилиума образоват...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...

Адаптированная образовательная программа ОКУ «Центр «Перспектива» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Кома

Адаптированная образовательная программа  разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования«От рожде...

Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения  по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...