Статья на тему: "Сенсорное познание у детей дошкольного возраста"
статья по теме

Марковская Анна Игоревна

О важности развития сенсорного познания у детей дошокльного возраста. И о том, как оно развивается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие у детей дошкольного возраста.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Понятие «сенсорика» произошло от латинского «сенсус» (чувство, чувствовать), отсюда сенсорное воспитание ребенка подразумевает воздействие обучающей и развивающей среды на органы чувств ребенка. А значит, что данное воздействие будет обуславливаться возрастом ребенка.

        Сенсомоторная координация – это согласование действий рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает руку», а с помощью движения рук, участвующих в манипуляции с предметами, открывается больше новой информации. Зрение и движение рук становятся источником познания ребенком окружающей действительности.

У человека есть несколько сенсорных систем, которые необходимо развивать для полноценного представления об окружающей действительности:

  •  ощущения – проявление общебиологического свойства живой материи — чувствительности. Через ощущение происходит психическая связь с внешним и внутренним миром. Благодаря ощущениям информация обо всех явлениях внешнего мира доставляется в мозг. Таким же образом через ощущения замыкается петля для получения обратной связи о текущем физическом и отчасти психическом состоянии организма.Через ощущения мы узнаем о вкусе, запахе, цвете, звуке, движении, о состоянии своих внутренних органов и т.п. Из этих ощущений складываются целостные восприятия предметов и всего мира.
  • слух: Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет четыре качества звука:

силу (громкий — слабый),

высоту (высокий — низкий),

тембр, длительность звучания и темпоритмический узор воспринимаемых звуков.

Фонематическим называется слух, используя который можно различать звуки речи. Он формируется в течение жизни и зависит от речевой среды обитания. Способность к обучению иностранным языкам определяется фонематическим слухом, который также влияет и на грамотность письменной речи.

Музыкальный слух человека воспитывается и формируется, как и речевой. Способность наслаждаться музыкой является многовековым результатом развития музыкальной культуры человечества.

Шумы и шорохи — менее значимы для человека, если только они не мешают ему жить. Шумы могут вызывать приятный эмоциональный настрой, например шум дождя, рокот морского прибоя, также они (шумы) могут служить сигналом опасности — шипение газа, топот ног за спиной, вой сирены.

  • обоняние

Рецептор обонятельных ощущений — это окончания обонятельного нерва в носовой полости, он относится к дистантным. Микроскопические частицы веществ, попадающие в носовую полость с воздухом, являясь раздражителями, вызывают обонятельные ощущения.

Обонятельная чувствительность тесно связана с вкусовой, помогает распознавать качества пищи. Обоняние предупреждает об опасной для организма воздушной среде, позволяет различать в ряде случаев химический состав веществ.

  • вкусовые ощущения — контактные, возникающие при соприкосновении органа чувств (языка) с самим предметом. Чувство вкуса обнаруживает молекулы, растворенные в слюне.

Существуют четыре основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое. Из комбинаций этих четырех ощущений, к которым присоединяются движения языка, и возникает комплекс вкусовых ощущений.

В кожных покровах имеется несколько самостоятельных анализаторных систем:

  • тактильная (ощущения прикосновения),
  • температурная,
  • болевая.
  • Все виды кожной чувствительности относятся к контактной чувствительности. Кожные рецепторы передают информацию в спинной мозг, контактируя с двигательными нейронами, что делает возможным рефлекторные действия такие, как, например, как отдергивание руки от огня.
  • Осязание — это тактильные ощущения руки вместе с мышечно-суставной чувствительностью.
  • Температурная чувствительность регулирует теплообмен между организмом и окружающей средой.
  • Сильное давление на поверхность тела вызывает болевое ощущение. Рецепторные окончания болевой чувствительности расположены под кожей, глубже, чем тактильные рецепторы.
  • Кинестезическими ощущениями называют ощущения движения и положения отдельных частей тела. Рецепторы кинестезических ощущений расположены в мышцах и сухожилиях. Раздражение в этих рецепторах возникает под влиянием растяжения и сокращения мышц.

Благодаря восприятию предметов и окружающего мира начинается познание.

        

        Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития; упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; развивает наблюдательность; готовит к реальной жизни; является основой для развития воображения; развивает внимание; дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; обеспечивает усвоение навыков учебной деятельности; влияет на расширение словарного запаса ребенка; влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

        

Дидактические игры являются эффективным средством для развития сенсорного восприятия ребенка.

        В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте формируются представления о цвете, величине, форме.

        В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные эталоны – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, положении предмета в пространстве, отношениях по величине между несколькими предметами. А также навыки дифференцирования предметов по названному признаку (цвет, форма, размер относительно образцов). Так же формируется аналитическое и логическое мышление (умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму на возможные геометрические фигуры, выделять отдельные величины)

        В старшем возрасте, при усвоении грамматического строя речи, большую роль играет фонематический слух, то есть, различение речевых звуков, восприятие начертания букв.

Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения в школе.

Задачи сенсорного воспитания в 1й младшей группе:

  • Совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух.
  • Продолжать работу по обогащению чувственного опыта детей в различных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.
  • Упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым названием. (разные мячики, куклы, машины и т.д.)
  • Учить детей называть свойства предметов.

Задачи сенсорного воспитания во 2й младшей группе:

  • Продолжать создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов; для восприятия музыкальных инструментов, звучания родной речи.
  • Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
  • Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.
  • Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи.
  • Продолжать показывать разные способы обследования предметов.
  • Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.

Задачи сенсорного воспитания в средней группе:

  • Продолжать работу по сенсорному воспитанию детей в разных видах деятельности. Обогащать опыт детей новыми способами обследования предметов. Закреплять полученные ранее навыки их обследования.
  • Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).
  • Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Приветствовать попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы: сравнивать, группировать, классифицировать предметы.
  • Учить использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по одному, двум качествам (цвет, размер, материал и т. п.).

Задачи сенсорного воспитания детей в старшей группе:

  • Учить детей воспринимать предметы, выделять их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.) и сравнивать предметы между собой.
  • Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку, выбирая их из других предметов.
  • Продолжать знакомить детей с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические).
  • Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно их называть.
  • Показывать особенности расположения цветовых тонов в спектре.
  •  Продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы.
  • Формировать умение обследовать предметы разной формы, выделять самую крупную часть, а затем более мелкие, соотносить их по величине. При обследовании включать движения рук по предмету.
  •  Совершенствовать глазомер.

Задачи сенсорного воспитания в подготовительной группе:

  • Продолжать развивать органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).
  • Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук.
  • Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться).
  • Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов, сравнивать предметы по форме, величине, строению, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков.
  • Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету) и по характерным деталям.
  • Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра.
  • Обогащать представления о цветах и их оттенках.
  • Учить называть цвета по предметному признаку (малиновый, лимонный и др.).
  • Закреплять знание эталонов (форма, цвет, материал и др.).

В итоге можно сделать следующие выводы:

  • Сенсорное развитие ребенка должно осуществляться непрерывно на протяжении всего его пребывания в детском саду.
  • Роль педагога в данном процессе значительная, если не определяющая.
  • Задачи сенсорного развития усложняются с взрослением ребенка, так как усложняется процесс познания мира, усложняются и обогащаются приёмы познания и способы обработки полученной информации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3. Статья на тему:"Развитие интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста по средствам дидактической игры."

Раскрыто значение дидактических игр,задачи и основные направления организации дидактических игр....

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательног...

Как происходит процесс познания у детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий ...

Статья на тему «Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста»

Сенсорное воспитание - целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, форм...

Презентация на тему "Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста"

Сенсорное воспитание - целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются пр...

Сюжетно-ролевая игра «Издательство», как средство в развитии познания у детей дошкольного возраста.

quot;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности."              ...