Статья на тему: "Сенсорное познание у детей дошкольного возраста"
статья по теме
О важности развития сенсорного познания у детей дошокльного возраста. И о том, как оно развивается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное развитие у детей дошкольного возраста.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
Понятие «сенсорика» произошло от латинского «сенсус» (чувство, чувствовать), отсюда сенсорное воспитание ребенка подразумевает воздействие обучающей и развивающей среды на органы чувств ребенка. А значит, что данное воздействие будет обуславливаться возрастом ребенка.
Сенсомоторная координация – это согласование действий рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает руку», а с помощью движения рук, участвующих в манипуляции с предметами, открывается больше новой информации. Зрение и движение рук становятся источником познания ребенком окружающей действительности.
У человека есть несколько сенсорных систем, которые необходимо развивать для полноценного представления об окружающей действительности:
- ощущения – проявление общебиологического свойства живой материи — чувствительности. Через ощущение происходит психическая связь с внешним и внутренним миром. Благодаря ощущениям информация обо всех явлениях внешнего мира доставляется в мозг. Таким же образом через ощущения замыкается петля для получения обратной связи о текущем физическом и отчасти психическом состоянии организма.Через ощущения мы узнаем о вкусе, запахе, цвете, звуке, движении, о состоянии своих внутренних органов и т.п. Из этих ощущений складываются целостные восприятия предметов и всего мира.
- слух: Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет четыре качества звука:
силу (громкий — слабый),
высоту (высокий — низкий),
тембр, длительность звучания и темпоритмический узор воспринимаемых звуков.
Фонематическим называется слух, используя который можно различать звуки речи. Он формируется в течение жизни и зависит от речевой среды обитания. Способность к обучению иностранным языкам определяется фонематическим слухом, который также влияет и на грамотность письменной речи.
Музыкальный слух человека воспитывается и формируется, как и речевой. Способность наслаждаться музыкой является многовековым результатом развития музыкальной культуры человечества.
Шумы и шорохи — менее значимы для человека, если только они не мешают ему жить. Шумы могут вызывать приятный эмоциональный настрой, например шум дождя, рокот морского прибоя, также они (шумы) могут служить сигналом опасности — шипение газа, топот ног за спиной, вой сирены.
- обоняние
Рецептор обонятельных ощущений — это окончания обонятельного нерва в носовой полости, он относится к дистантным. Микроскопические частицы веществ, попадающие в носовую полость с воздухом, являясь раздражителями, вызывают обонятельные ощущения.
Обонятельная чувствительность тесно связана с вкусовой, помогает распознавать качества пищи. Обоняние предупреждает об опасной для организма воздушной среде, позволяет различать в ряде случаев химический состав веществ.
- вкусовые ощущения — контактные, возникающие при соприкосновении органа чувств (языка) с самим предметом. Чувство вкуса обнаруживает молекулы, растворенные в слюне.
Существуют четыре основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое. Из комбинаций этих четырех ощущений, к которым присоединяются движения языка, и возникает комплекс вкусовых ощущений.
В кожных покровах имеется несколько самостоятельных анализаторных систем:
- тактильная (ощущения прикосновения),
- температурная,
- болевая.
- Все виды кожной чувствительности относятся к контактной чувствительности. Кожные рецепторы передают информацию в спинной мозг, контактируя с двигательными нейронами, что делает возможным рефлекторные действия такие, как, например, как отдергивание руки от огня.
- Осязание — это тактильные ощущения руки вместе с мышечно-суставной чувствительностью.
- Температурная чувствительность регулирует теплообмен между организмом и окружающей средой.
- Сильное давление на поверхность тела вызывает болевое ощущение. Рецепторные окончания болевой чувствительности расположены под кожей, глубже, чем тактильные рецепторы.
- Кинестезическими ощущениями называют ощущения движения и положения отдельных частей тела. Рецепторы кинестезических ощущений расположены в мышцах и сухожилиях. Раздражение в этих рецепторах возникает под влиянием растяжения и сокращения мышц.
Благодаря восприятию предметов и окружающего мира начинается познание.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития; упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; развивает наблюдательность; готовит к реальной жизни; является основой для развития воображения; развивает внимание; дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; обеспечивает усвоение навыков учебной деятельности; влияет на расширение словарного запаса ребенка; влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Дидактические игры являются эффективным средством для развития сенсорного восприятия ребенка.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте формируются представления о цвете, величине, форме.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные эталоны – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, положении предмета в пространстве, отношениях по величине между несколькими предметами. А также навыки дифференцирования предметов по названному признаку (цвет, форма, размер относительно образцов). Так же формируется аналитическое и логическое мышление (умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму на возможные геометрические фигуры, выделять отдельные величины)
В старшем возрасте, при усвоении грамматического строя речи, большую роль играет фонематический слух, то есть, различение речевых звуков, восприятие начертания букв.
Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения в школе.
Задачи сенсорного воспитания в 1й младшей группе:
- Совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух.
- Продолжать работу по обогащению чувственного опыта детей в различных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.
- Упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым названием. (разные мячики, куклы, машины и т.д.)
- Учить детей называть свойства предметов.
Задачи сенсорного воспитания во 2й младшей группе:
- Продолжать создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов; для восприятия музыкальных инструментов, звучания родной речи.
- Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
- Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.
- Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи.
- Продолжать показывать разные способы обследования предметов.
- Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.
Задачи сенсорного воспитания в средней группе:
- Продолжать работу по сенсорному воспитанию детей в разных видах деятельности. Обогащать опыт детей новыми способами обследования предметов. Закреплять полученные ранее навыки их обследования.
- Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).
- Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Приветствовать попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы: сравнивать, группировать, классифицировать предметы.
- Учить использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по одному, двум качествам (цвет, размер, материал и т. п.).
Задачи сенсорного воспитания детей в старшей группе:
- Учить детей воспринимать предметы, выделять их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.) и сравнивать предметы между собой.
- Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку, выбирая их из других предметов.
- Продолжать знакомить детей с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические).
- Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно их называть.
- Показывать особенности расположения цветовых тонов в спектре.
- Продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы.
- Формировать умение обследовать предметы разной формы, выделять самую крупную часть, а затем более мелкие, соотносить их по величине. При обследовании включать движения рук по предмету.
- Совершенствовать глазомер.
Задачи сенсорного воспитания в подготовительной группе:
- Продолжать развивать органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).
- Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук.
- Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться).
- Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов, сравнивать предметы по форме, величине, строению, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков.
- Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету) и по характерным деталям.
- Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра.
- Обогащать представления о цветах и их оттенках.
- Учить называть цвета по предметному признаку (малиновый, лимонный и др.).
- Закреплять знание эталонов (форма, цвет, материал и др.).
В итоге можно сделать следующие выводы:
- Сенсорное развитие ребенка должно осуществляться непрерывно на протяжении всего его пребывания в детском саду.
- Роль педагога в данном процессе значительная, если не определяющая.
- Задачи сенсорного развития усложняются с взрослением ребенка, так как усложняется процесс познания мира, усложняются и обогащаются приёмы познания и способы обработки полученной информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3. Статья на тему:"Развитие интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста по средствам дидактической игры."
Раскрыто значение дидактических игр,задачи и основные направления организации дидактических игр....
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательног...
Как происходит процесс познания у детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий ...
Статья на тему «Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста»
Сенсорное воспитание - целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, форм...
Презентация на тему "Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста"
Сенсорное воспитание - целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются пр...
Сюжетно-ролевая игра «Издательство», как средство в развитии познания у детей дошкольного возраста.
quot;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности." ...