Картотека опытов
опыты и эксперименты на тему

Аверьянова Яна Евгеньевна

Эксперементирование 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека опытов

Сентябрь

Октябрь

неделя

название опыта

неделя

название опыта

I неделя

Морковь вверх ногами

I неделя

Водоворот

II неделя

Вулкан

II неделя

Как сделать лёгкое

III неделя

Испарение в пакете

III неделя

Как получить белый цвет?

IV неделя

Пар - это тоже вода

IV неделя

Удивительные пузыри

Ноябрь

Декабрь  

неделя

название опыта

неделя

название опыта

I неделя

Конструируем сердце

I неделя

В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются

II неделя

Облака в кувшине

II неделя

Разделяем цвета

III неделя

Выращиваем микробы

III неделя

Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем

IV неделя

Карта языка

IV неделя

Почему все звучит?

Январь

Февраль

неделя

название опыта

неделя

название опыта

I неделя

I неделя

Воздух повсюду

II неделя

Вода принимает форму

II неделя

Воздух работает

III неделя

Замерзшая вода

III неделя

Можно ли менять форму камня и глины

IV неделя

Каждому камешку свой домик

IV неделя

Тающий лед

Март

Апрель

неделя

название опыта

неделя

название опыта

I неделя

Зелёная жизнь

I неделя

Размножение черенками

II неделя

Свет повсюду

II неделя

Прозрачная вода

III неделя

Свет и тень

III неделя

Разноцветные шарики

IV неделя

Подушка из пены

IV неделя

Таинственные картинки

Май

неделя

название опыта

I неделя

Все увидим, все узнаем

II неделя

Песочная страна

III неделя

Где вода?

IV неделя

Водяная мельница



Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду и дома»

Цельпознакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников. Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.

Подготовительный этап: сбор информации к родительскому собранию, приглашение шеф-повара  для проведения мастер-класса, для родителей и детей, подготовка атрибутов для экспериментирования (фрукты, фрукты, нарезанные на кусочки, шпажки, салфетки, одноразовые перчатки, фартуки для детей).

Ход родительского собрания:

Экспериментальная деятельность является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе образовательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Поддьяков Н. Н. считал, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, наряду с игрой, а может быть даже главнее, важнее игры.

Организуя условия для детского экспериментирования, используя метод проектов, моделирование и другие активные методы, воспитатель развивает интерес детей к познанию, умение выделять сходное и различное, помогает дошкольникам систематизировать и обобщить накопленный опыт чувственного познания мира.

Вместе со взрослым дети осуществляют опыты и поисковые действия, помогающие понять, например, связи между строением органа и его назначением (зачем растению корень); узнать, какие условия жизни нужны растениям и животным: располагать в разных местах по отношению к свету, потребность в определенных световых условиях. С помощью вопросов, обсуждения помогать детям лучше понимать связи между способом поведения живого существа и условиями среды обитания (Почему рыбка плавает? Почему воробей летает? Почему утенок плавает, а цыпленок нет).

Вовлекая детей в познавательные, практические ситуации в центре экспериментирования, педагог помогает им выявлять свойства воды, воздуха, снега, песка, почвы, камней, обсуждать полученные результаты.

Организуя условия для детского экспериментирования, используя метод проектов, моделирование и другие активные методы, воспитатель развивает интерес детей к познанию, умение выделять сходное и различное, помогает дошкольникам систематизировать и обобщить накопленный опыт чувственного познания мира.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности педагог побуждает детей самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предположений: метод проб и ошибок, опыты, эвристические рассуждения, сравнительные наблюдения. Предлагает детям размышлять о полученных маленьких «открытиях».

Примерные темы для реализации опытно-экспериментальной деятельности:

«Звуки музыки».

Цель: упражнять в сравнении звуков по разным свойствам, выделять сходство звучания по высоте в разных музыкальных инструментах, в разных регистрах, различать звуки по тембру, громкости, длительности.

«Занимательная геометрия».

Цель: создавать условия для познания детьми структуры геометрических фигур, выделения сходства на основе структуры между подобными фигурами (например, треугольники прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, выделения отличий в сходных по структуре фигурах (четырехугольники — ромб, квадрат, прямоугольник, трапеция).

«Мои помощники — глаза, уши, нос, язык и руки».

Цель: помочь старшим дошкольниками осознать возможности использования органов чувств для познания окружающего мира, установить связи между способами познания и познаваемыми свойствами и качествами предметов.

«Волшебные краски».

Цель: помочь детям понять взаимосвязи цветов в спектре, развивать умение создавать на этой основе новые тона и оттенки цвета.

Для проведения опытов и экспериментов в группе создана «Лаборатория природы», в которую входят:

• уголок природы (растения, аквариум с водой, календарь природы,

• уголок экспериментирования.

Это то место, где ребёнок может заниматься самостоятельной исследовательской деятельностью. Одна из главных задач лаборатории природы - научить детей задавать вопросы и самостоятельно искать и находить на них ответы, не принимать, а самостоятельно ставить цели и находить решение. Отправной точкой самостоятельной деятельности детей в лаборатории природы являются сведения, полученные на занятиях или в совместной со взрослым деятельности (например, на занятии проводили опыт на изучение плавучести разных тел). Вечером эти сведения дети ещё раз могут проверить самостоятельно в процессе опытной, экспериментальной деятельности в лаборатории природы. Опыты в лаборатории природы проводятся только по желанию детей. Воспитатель никого не принуждает. Желающие могут проводить их многократно в течение нескольких дней. Воспитатель уточняет у ребёнка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Результаты опытов дети отражают в круговой дискуссии. Дети собираются за круглым столом и рассказывают о том, кто что делал и что у кого получилось, анализируют полученные результаты.

Следует отметить, что несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, кухня, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ, о воздухе. Начните экспериментировать, и тогда один опыт повлечёт за собой другой, вы будете захвачены процессом и теми открытиями, которые вас ожидают.

А сейчас, уважаемые родители, мы проведем эксперимент «Узнай на вкус» вместе с детьми. 

Цель: Упражнять детей в определении вкуса фруктов.

Вам будут предложены кусочки фруктов, название которых вы должны определить по вкусу.

Ход эксперимента:

 На столе на подносе лежат фрукты, знакомые детям: яблоко, груша, слива, бананы, виноград. На другом подносе эти фрукты разрезаны на небольшие кусочки на каждого ребенка. Здесь же находятся бумажные салфетки (либо зубочистки для каждого ребенка). Воспитатель с подносом обходит всех играющих. К кому подойдет, тому завязывает глаза, кладет на салфетку один кусочек фрукта и просит ребенка определить название фрукта на вкус. Затем находит фрукт на столе. И так воспитатель ходит до тех пор, пока все дети будут вовлечены в игру.Но кроме это из фруктов еще можно сделать веселое полезное угощение в виде фруктовых канапе и шашлычков, различных молочных коктейлей, а также оформить фруктовую тарелку для украшения праздничного стола.

Сейчас совместно с детьми и шеф-поваром  мы сделаем фруктовое канапе, а также научимся делать молочные коктейли, чтобы порадовать своих маленьких и любознательных детей. 

И наше родительское собрание хотелось бы закончить словами китайской пословицы:

 Расскажи — и я забуду.

Покажи — и я запомню.

Дай попробовать — и я пойму.



Предварительный просмотр:

Опытно – экспериментальная деятельность в детском саду

Опыты на улице в зимний период

                                                                   Воспитатель: Фомина Я.Е.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

  1. Опыт: «Ветер – невидимка»

Вопросы к детям:

  1. Знаете ли вы, что такое ветер? (Это движение воздуха)
  2. Можно ли создать искусственный ветер?  (Да,  для этого нужно заставить воздух двигаться – помахать рукой, подуть друг на друга, помахать веером, поиграть султанчиками).
  3. Почему ветер называют невидимкой?  (Ветер нельзя увидеть глазами, его можно только почувствовать).
  4. Какой бывает ветер (сильный, слабый, холодный, злой, колючий, освежающий).
  5. Как можно узнать, дует ли на улице ветер? (если веточки деревьев качаются, значит, ветер есть)

Игра «Ветер добрый, ветер злой»

Воспитатель: У меня есть волшебная палочка – выручалочка. Она может превратить вас в кого угодно:

Чики – чики – чики – чикалочка,

Игра – превращалочка.

Вокруг себя повернитесь

И в деревья превратитесь!

(Дети превращаются в «деревья»)

Дети и воспитатель (вместе):

Наши ноги – это корни,

Наше туловище – ствол,

Наши руки – это большие  ветки,

Наши пальцы – это маленькие веточки!

Имитационная игра «Дерево»

Воспитатель:

Подул легкий ветерок – закачались маленькие, тоненькие веточки на деревьях. (Дети шевелят пальчиками)

Усилился ветер – затрепетали, закачались большие веточки. (Дети шевелят кистями рук)

Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветки деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону)

Но вот утих ветер. Отдыхают деревья от бури (Дети выпрямляются, шевелят только пальцами и руками)

Воспитатель (взмахивает палочкой). Пусть деревья станут ребятами.

  1.  «Опыт со снежинками».

Интересно наблюдать, как падают снежинки. То они опускаются медленно, мягкими хлопьями. То их гонит злой и колючий ветер. Тогда снежинки режут лицо до слез: от них хочется поскорее спрятаться, пока не утихнет непогода.

Поймай снежинку варежкой сухой и темного цвета. На темном фоне снежинку можно рассмотреть, а на сухой варежке она дольше не растает. С помощью лупы дети рассматривают снежинки. Правда,  красивые? Вроде бы все похожи: у каждой шесть лучиков. А все – таки разные, двух одинаковых отыскать нельзя.

Подышите на снежинку – вмиг исчезла снежинка. Заблестела на этом месте крошечная капелька воды.

Вывод: Дыхание теплое, поэтому снежинка растаяла.

  1. Опыт со снегом

Возьмите две одинаковые формочки. В одну насыть рыхлого снега. В другую формочку, снег постепенно насыпай и утрамбовывай, чтобы как можно больше вошло. Взвесь эти формочки на ладонях вытянутых рук. Какая тяжелее? Конечно, та, в которой больше снега. Внеси формочки со снегом в тепло. Продолжай наблюдать. Где скорее растаял снег? Где оказалось больше воды?

Вывод: Снег тает в тепле. Снег можно взвесить. Чем больше снега, тем больше воды

  1. Опыт со снегом

Возьми чистое блюдце белого цвета и зачерпни им немного свежевыпавшего снега. Именно зачерпни. Накрой блюдце крышечкой. Занесите блюдце в детский сад. Снег растает. Что же мы видим? На дне блюдца лужица мутной воды, а по краям грязная каемка.

  1. Опыт со снегом

Цель опыта – сравнить температуру под снегом и над снегом. Где теплее?

-Для чего, родная, снег зимой идет?

-Из него природа одеяльце ткет!

-Одеяльце, мама, а зачем оно?

-Без него земле бы стало холодно!

-А кому, родная, в ней тепло искать?

-Тем, кому придется зиму зимовать!

Семенам – малюткам, зернышкам хлебов,

Корешкам былинок, злаков и цветов!

                                                                     

Выроем в снегу глубокую лунку с таким расчетом, чтобы в нее можно было положить уличный термометр. Забросаем термометр снегом и слегка разровняем холмик лопаткой. Через полчаса достанем термометр  и быстро поставим фломастером точку на стекле в том месте, где кончается столбик. Повесим термометр на ветку дерева,  под которым измеряли температуру. Через несколько минут посмотрим, что произошло с высотой столбика.

Помнишь ли ты сказку «Морозко» Там Настенька попала в гости к Морозу. Трудолюбивая девочка Деду Морозу постель стелить помогала: «Отогнула Настенька снеговую перину, а под ней травка зелененькая. Так было в сказке. А как на самом деле? Бывает ли живая трава под  снежным одеялом? Раскопаем снег там, где росло много травы. Убедимся в том, снег для растений как шуба, от мороза спасает.

Вопросы:

  1. Где теплее: на снегу или под снегом?
  2. Почему под снегом трава зеленая?

  1. Опыт: «Украсим елочку»

Алгоритм деятельности детей: налить воду в емкость (формочку) – растворить в ней краску понравившегося цвета – взять формочку, налить в нее окрашенную воду – опустить нитку, сложенную вдвое, ближе к краю формы – оставить на холоде. После замерзания на несколько секунд опустить дно формы в горячую воду и вынуть содержимое и украсить елочку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...

Картотека опытов с детьми (опыты с водой)

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ» Опыт № 1. «Окрашивание воды»....

Картотека опытов с детьми (опыты с песком)

Экспериментирование с песком. Цель и задачи: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать ма...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ "ОПЫТЫ С ВОДОЙ"

Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»...