Картотека опытов
опыты и эксперименты на тему
Эксперементирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_opytov.docx | 16.51 КБ |
roditelskoe_sobranie_po_eksperementirovaniyu.docx | 17.94 КБ |
opyty_na_ulitse_v_zimniy_period.docx | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека опытов
Сентябрь | Октябрь | ||
неделя | название опыта | неделя | название опыта |
I неделя | Морковь вверх ногами | I неделя | Водоворот |
II неделя | Вулкан | II неделя | Как сделать лёгкое |
III неделя | Испарение в пакете | III неделя | Как получить белый цвет? |
IV неделя | Пар - это тоже вода | IV неделя | Удивительные пузыри |
Ноябрь | Декабрь | ||
неделя | название опыта | неделя | название опыта |
I неделя | Конструируем сердце | I неделя | В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются |
II неделя | Облака в кувшине | II неделя | Разделяем цвета |
III неделя | Выращиваем микробы | III неделя | Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем |
IV неделя | Карта языка | IV неделя | Почему все звучит? |
Январь | Февраль | ||
неделя | название опыта | неделя | название опыта |
I неделя | I неделя | Воздух повсюду | |
II неделя | Вода принимает форму | II неделя | Воздух работает |
III неделя | Замерзшая вода | III неделя | Можно ли менять форму камня и глины |
IV неделя | Каждому камешку свой домик | IV неделя | Тающий лед |
Март | Апрель | ||
неделя | название опыта | неделя | название опыта |
I неделя | Зелёная жизнь | I неделя | Размножение черенками |
II неделя | Свет повсюду | II неделя | Прозрачная вода |
III неделя | Свет и тень | III неделя | Разноцветные шарики |
IV неделя | Подушка из пены | IV неделя | Таинственные картинки |
Май | |
неделя | название опыта |
I неделя | Все увидим, все узнаем |
II неделя | Песочная страна |
III неделя | Где вода? |
IV неделя | Водяная мельница |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду и дома»
Цель: познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников. Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.
Подготовительный этап: сбор информации к родительскому собранию, приглашение шеф-повара для проведения мастер-класса, для родителей и детей, подготовка атрибутов для экспериментирования (фрукты, фрукты, нарезанные на кусочки, шпажки, салфетки, одноразовые перчатки, фартуки для детей).
Ход родительского собрания:
Экспериментальная деятельность является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе образовательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Поддьяков Н. Н. считал, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, наряду с игрой, а может быть даже главнее, важнее игры.
Организуя условия для детского экспериментирования, используя метод проектов, моделирование и другие активные методы, воспитатель развивает интерес детей к познанию, умение выделять сходное и различное, помогает дошкольникам систематизировать и обобщить накопленный опыт чувственного познания мира.
Вместе со взрослым дети осуществляют опыты и поисковые действия, помогающие понять, например, связи между строением органа и его назначением (зачем растению корень); узнать, какие условия жизни нужны растениям и животным: располагать в разных местах по отношению к свету, потребность в определенных световых условиях. С помощью вопросов, обсуждения помогать детям лучше понимать связи между способом поведения живого существа и условиями среды обитания (Почему рыбка плавает? Почему воробей летает? Почему утенок плавает, а цыпленок нет).
Вовлекая детей в познавательные, практические ситуации в центре экспериментирования, педагог помогает им выявлять свойства воды, воздуха, снега, песка, почвы, камней, обсуждать полученные результаты.
Организуя условия для детского экспериментирования, используя метод проектов, моделирование и другие активные методы, воспитатель развивает интерес детей к познанию, умение выделять сходное и различное, помогает дошкольникам систематизировать и обобщить накопленный опыт чувственного познания мира.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности педагог побуждает детей самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предположений: метод проб и ошибок, опыты, эвристические рассуждения, сравнительные наблюдения. Предлагает детям размышлять о полученных маленьких «открытиях».
Примерные темы для реализации опытно-экспериментальной деятельности:
«Звуки музыки».
Цель: упражнять в сравнении звуков по разным свойствам, выделять сходство звучания по высоте в разных музыкальных инструментах, в разных регистрах, различать звуки по тембру, громкости, длительности.
«Занимательная геометрия».
Цель: создавать условия для познания детьми структуры геометрических фигур, выделения сходства на основе структуры между подобными фигурами (например, треугольники прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, выделения отличий в сходных по структуре фигурах (четырехугольники — ромб, квадрат, прямоугольник, трапеция).
«Мои помощники — глаза, уши, нос, язык и руки».
Цель: помочь старшим дошкольниками осознать возможности использования органов чувств для познания окружающего мира, установить связи между способами познания и познаваемыми свойствами и качествами предметов.
«Волшебные краски».
Цель: помочь детям понять взаимосвязи цветов в спектре, развивать умение создавать на этой основе новые тона и оттенки цвета.
Для проведения опытов и экспериментов в группе создана «Лаборатория природы», в которую входят:
• уголок природы (растения, аквариум с водой, календарь природы,
• уголок экспериментирования.
Это то место, где ребёнок может заниматься самостоятельной исследовательской деятельностью. Одна из главных задач лаборатории природы - научить детей задавать вопросы и самостоятельно искать и находить на них ответы, не принимать, а самостоятельно ставить цели и находить решение. Отправной точкой самостоятельной деятельности детей в лаборатории природы являются сведения, полученные на занятиях или в совместной со взрослым деятельности (например, на занятии проводили опыт на изучение плавучести разных тел). Вечером эти сведения дети ещё раз могут проверить самостоятельно в процессе опытной, экспериментальной деятельности в лаборатории природы. Опыты в лаборатории природы проводятся только по желанию детей. Воспитатель никого не принуждает. Желающие могут проводить их многократно в течение нескольких дней. Воспитатель уточняет у ребёнка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Результаты опытов дети отражают в круговой дискуссии. Дети собираются за круглым столом и рассказывают о том, кто что делал и что у кого получилось, анализируют полученные результаты.
Следует отметить, что несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, кухня, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ, о воздухе. Начните экспериментировать, и тогда один опыт повлечёт за собой другой, вы будете захвачены процессом и теми открытиями, которые вас ожидают.
А сейчас, уважаемые родители, мы проведем эксперимент «Узнай на вкус» вместе с детьми.
Цель: Упражнять детей в определении вкуса фруктов.
Вам будут предложены кусочки фруктов, название которых вы должны определить по вкусу.
Ход эксперимента:
На столе на подносе лежат фрукты, знакомые детям: яблоко, груша, слива, бананы, виноград. На другом подносе эти фрукты разрезаны на небольшие кусочки на каждого ребенка. Здесь же находятся бумажные салфетки (либо зубочистки для каждого ребенка). Воспитатель с подносом обходит всех играющих. К кому подойдет, тому завязывает глаза, кладет на салфетку один кусочек фрукта и просит ребенка определить название фрукта на вкус. Затем находит фрукт на столе. И так воспитатель ходит до тех пор, пока все дети будут вовлечены в игру.Но кроме это из фруктов еще можно сделать веселое полезное угощение в виде фруктовых канапе и шашлычков, различных молочных коктейлей, а также оформить фруктовую тарелку для украшения праздничного стола.
Сейчас совместно с детьми и шеф-поваром мы сделаем фруктовое канапе, а также научимся делать молочные коктейли, чтобы порадовать своих маленьких и любознательных детей.
И наше родительское собрание хотелось бы закончить словами китайской пословицы:
Расскажи — и я забуду.
Покажи — и я запомню.
Дай попробовать — и я пойму.
Предварительный просмотр:
Опытно – экспериментальная деятельность в детском саду
Опыты на улице в зимний период
Воспитатель: Фомина Я.Е.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
- Опыт: «Ветер – невидимка»
Вопросы к детям:
- Знаете ли вы, что такое ветер? (Это движение воздуха)
- Можно ли создать искусственный ветер? (Да, для этого нужно заставить воздух двигаться – помахать рукой, подуть друг на друга, помахать веером, поиграть султанчиками).
- Почему ветер называют невидимкой? (Ветер нельзя увидеть глазами, его можно только почувствовать).
- Какой бывает ветер (сильный, слабый, холодный, злой, колючий, освежающий).
- Как можно узнать, дует ли на улице ветер? (если веточки деревьев качаются, значит, ветер есть)
Игра «Ветер добрый, ветер злой»
Воспитатель: У меня есть волшебная палочка – выручалочка. Она может превратить вас в кого угодно:
Чики – чики – чики – чикалочка,
Игра – превращалочка.
Вокруг себя повернитесь
И в деревья превратитесь!
(Дети превращаются в «деревья»)
Дети и воспитатель (вместе):
Наши ноги – это корни,
Наше туловище – ствол,
Наши руки – это большие ветки,
Наши пальцы – это маленькие веточки!
Имитационная игра «Дерево»
Воспитатель:
Подул легкий ветерок – закачались маленькие, тоненькие веточки на деревьях. (Дети шевелят пальчиками)
Усилился ветер – затрепетали, закачались большие веточки. (Дети шевелят кистями рук)
Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветки деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону)
Но вот утих ветер. Отдыхают деревья от бури (Дети выпрямляются, шевелят только пальцами и руками)
Воспитатель (взмахивает палочкой). Пусть деревья станут ребятами.
- «Опыт со снежинками».
Интересно наблюдать, как падают снежинки. То они опускаются медленно, мягкими хлопьями. То их гонит злой и колючий ветер. Тогда снежинки режут лицо до слез: от них хочется поскорее спрятаться, пока не утихнет непогода.
Поймай снежинку варежкой сухой и темного цвета. На темном фоне снежинку можно рассмотреть, а на сухой варежке она дольше не растает. С помощью лупы дети рассматривают снежинки. Правда, красивые? Вроде бы все похожи: у каждой шесть лучиков. А все – таки разные, двух одинаковых отыскать нельзя.
Подышите на снежинку – вмиг исчезла снежинка. Заблестела на этом месте крошечная капелька воды.
Вывод: Дыхание теплое, поэтому снежинка растаяла.
- Опыт со снегом
Возьмите две одинаковые формочки. В одну насыть рыхлого снега. В другую формочку, снег постепенно насыпай и утрамбовывай, чтобы как можно больше вошло. Взвесь эти формочки на ладонях вытянутых рук. Какая тяжелее? Конечно, та, в которой больше снега. Внеси формочки со снегом в тепло. Продолжай наблюдать. Где скорее растаял снег? Где оказалось больше воды?
Вывод: Снег тает в тепле. Снег можно взвесить. Чем больше снега, тем больше воды
- Опыт со снегом
Возьми чистое блюдце белого цвета и зачерпни им немного свежевыпавшего снега. Именно зачерпни. Накрой блюдце крышечкой. Занесите блюдце в детский сад. Снег растает. Что же мы видим? На дне блюдца лужица мутной воды, а по краям грязная каемка.
- Опыт со снегом
Цель опыта – сравнить температуру под снегом и над снегом. Где теплее?
-Для чего, родная, снег зимой идет?
-Из него природа одеяльце ткет!
-Одеяльце, мама, а зачем оно?
-Без него земле бы стало холодно!
-А кому, родная, в ней тепло искать?
-Тем, кому придется зиму зимовать!
Семенам – малюткам, зернышкам хлебов,
Корешкам былинок, злаков и цветов!
Выроем в снегу глубокую лунку с таким расчетом, чтобы в нее можно было положить уличный термометр. Забросаем термометр снегом и слегка разровняем холмик лопаткой. Через полчаса достанем термометр и быстро поставим фломастером точку на стекле в том месте, где кончается столбик. Повесим термометр на ветку дерева, под которым измеряли температуру. Через несколько минут посмотрим, что произошло с высотой столбика.
Помнишь ли ты сказку «Морозко» Там Настенька попала в гости к Морозу. Трудолюбивая девочка Деду Морозу постель стелить помогала: «Отогнула Настенька снеговую перину, а под ней травка зелененькая. Так было в сказке. А как на самом деле? Бывает ли живая трава под снежным одеялом? Раскопаем снег там, где росло много травы. Убедимся в том, снег для растений как шуба, от мороза спасает.
Вопросы:
- Где теплее: на снегу или под снегом?
- Почему под снегом трава зеленая?
- Опыт: «Украсим елочку»
Алгоритм деятельности детей: налить воду в емкость (формочку) – растворить в ней краску понравившегося цвета – взять формочку, налить в нее окрашенную воду – опустить нитку, сложенную вдвое, ближе к краю формы – оставить на холоде. После замерзания на несколько секунд опустить дно формы в горячую воду и вынуть содержимое и украсить елочку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста
Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...
Картотека опытов с детьми (опыты с водой)
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ» Опыт № 1. «Окрашивание воды»....
Картотека опытов с детьми (опыты с песком)
Экспериментирование с песком. Цель и задачи: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать ма...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ "ОПЫТЫ С ВОДОЙ"
Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»...
Картотека опытов и экспериментов "Самые простые опыты для малышей в домашних условиях"
Картотека опытов и экспериментов для младшего возраста...