Культурно-гигиенические навыки детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа) на тему
Статья о формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Виды, примеры, стишки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Культурно-гигиенические навыки у детей младшей группы | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Культурно-гигиенические навыки детей младшего дошкольного возраста
Культурно-гигиенические навыки – это навыки по соблюдению чистоты тела, поддержания порядка в окружающей обстановке, поддерживания культурных отношений друг с другом и с взрослыми.
Формирование культурно-гигиенических навыков является одной из самых важных задач для воспитателя детей младшей группы. Необходимость следить за собой, своей одеждой, чистотой, опрятностью продиктована не только общественными нормами, но и требованиями гигиены.
Развитие навыков происходит дома, в семейной обстановке, где родители начинают приучать ребёнка к первым правилам гигиены. Воспитатели приходят на помощь и представляют собой вспомогательную силу. Следует понимать, что детей младшего дошкольного возраста не заинтересует рассказ о надобности мытья рук. Поэтому воспитателям следует проявить выдумку и фантазию, чтобы список правил походил на увлекательную игру и способствовал положительному закреплению привычек.
Какие культурно-гигиенические навыки нужно развивать у детей?
Личная гигиена
- Использование носового платка
Нужно показать ребёнку, как правильно использовать носовой платок. Рассказать, для чего он нужен и объяснить, что это личный предмет, который нужно использовать по назначению и не давать использовать другим людям. Если у ребёнка возникают трудности с использованием – поощрять его просить помощи у взрослого человека.
- Аккуратность и опрятность
Прививать ребёнку внимательное отношение к своему виду.
Умывание
Необходимо показать правильный порядок действий на собственном примере.
- Засучить рукава
- Открыть кран с холодной водой, затем с горячей. Настроить подходящую температуру.
Ребёнку будет сложно сделать это самостоятельно, поэтому воспитатель должен помочь.
- Взять мыло, намочить его под водой и тщательно намылить руки.
- Смыть мыло водой и насухо вытереть руки полотенцем.
- Повесить полотенце на место.
Для того чтобы превратить мытьё рук в увлекательный процесс и закрепить положительный эмоциональный настрой можно показывать детям тематические наборы картинок, например «Маша умывается», «Зайчик моет лапки», также короткие стишки на подходящую тему:
Зайка начал умываться
Будем вместе с ним стараться
Мылить ручки и смывать
Зайка будет очень рад
Руки надо чисто мыть,
Рукава нельзя мочить,
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.
Приём пищи
Аккуратное поведение за столом – один из важнейших навыков, которому нужно научить ребёнка. К обучению нужно подходить терпеливо и не ругать за пролитый сок или испачканный стол, следует спокойно и ласково объяснить и показать, как следует делать.
- Всегда мыть руки перед едой
- Правильно держать столовые приборы
- Сидеть за столом прямо
- Пользоваться салфеткой
- Кушать аккуратно, не крошить хлеб
- Не разговаривать во время еды
- Тщательно жевать еды
- Благодарить взрослых
Новые правила не должны угнетать ребёнка или вызывать у него стресс, поэтому в обучении также помогут тематические карточки, поговорки и стишки:
Ротик надо вытирать,
И с едою не играть
Не крутись и не вертись,
А к тарелке возвратись!
Кушает зайка,
Кушает мишка,
Кушает мышка,
И вы, ребятишки!
Одевание и раздевание
Ребёнку младшего дошкольного возраста может быть трудно справиться со всеми пуговицами, молниями, застёжками. Поэтому задача воспитателя помогать ребёнку и поощрять его просить помощи у взрослых. Осенью следует начать подготовку к самостоятельному процессу переодевания, чтобы с увеличением количества одежды зимой ребёнку было легче справиться.
Для лучшего запоминания и закрепления положительного опыта лучше всего учить детей в игровой форме, рассматривая картинки «Миша идёт на прогулку», «Кукла Маша одевается», рассказывая стишки и потешки. Хорошим дополнением будут различные мозаики, игры со шнурками, порядок одевания на доске или картинках.
Порядок действий на примере подготовки ко сну
- Расстегнуть пуговки на рубашке
- Снять платье (брюки)
- Аккуратно сложить (повесить) на стульчик
- Снять рубашку
- Снять обувь и поставить рядом со своим стулом
- Снять колготки и сложить на стульчике
Раз, два, три, четыре, пять –
Собираемся мы спать!
Сняли юбки, сняли брючки,
Какие ловкие у нас ручки!
Поведение на прогулке
За маленькими детьми нужно постоянно следить на прогулке и стараться организовывать их досуг, чтобы не допускать падений в грязь и пачкания одежды. Воспитатель может заинтересовать детей, рассказывая весёлые стишки про зверят на прогулке, показывая окружающую природу, водить хоровод и прочее.
Мы на улице гуляем,
С воспитателем играем,
Никуда мы не отходим,
Вместе хороводы водим.
Мишка бегал и скакал,
Прямо в лужицу упал,
У нашего Мишки
Теперь грязные штанишки
Мы не будем так шалить,
Чтоб могли нас похвалить!
Формирование культурно-гигиенических навыков – важный этап в развитии ребёнка. Чем скорее он освоит эту науку, тем легче ему будет в обществе, тем увереннее он себя будет чувствовать. Поэтому крайне важно, чтобы рядом находился внимательный и чуткий взрослый, который сможет направить и подсказать, похвалить его успехи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.
Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста....
Статья по теме "Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста"
Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста....
Проект по теме: Привитие культурно - гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.
Проект позволяет формировать культурно – гигиенические навыки у детей первой младшей группы через использование художественной литературы в разных видах деятельности...
План-конспект образовательных ситуаций, направленных на развитие культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.
Обучение Культурно - гигиеническим навыкам в игровой форме....
Методическая разработка "перспективное планирование развития культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста"
В данной разработке представлены игры, перечень художественной литературы,игровые ситуации...
Дидактическая игра как средство развития культурно-гигиенических умений у детей младшего дошкольного возраста
Дидактические игры – это отличная возможность расширить представления детей о мире, который их окружает. Кроме развития наблюдательности они направлены на то, чтобы научить определять различные призна...