проект "Подводный мир"
проект по теме

Мигунова Юлия Владимировна

подводный мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvodnyy_mir.docx47.62 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная работа

Тема: «Подводный мир»

Выполнили: воспитатели Шахова Анна Владимировна,

Мигунова Юлия Владимировна.

Место работы: МБДОУ «Ужурский детский сад № 2»

г.Ужур, Красноярский край.

Проблема

На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры.


Актуальность

Наша страна со всех сторон омывается морями. И что бы сохранить их красоту и богатства, необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует что, они очень мало знают о флоре и фауне морей, о работе морского флота. С целью осознания уникальности данных природных объектов и воспитания экологически грамотного поведения и был разработан детский образовательный проект «Подводный мир».

Цель проекта

Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Подводный мир».

Задачи проекта

1) Сформировать у детей представления о морских обитателях;
2) Дать знания о труде моряков на корабле, слаженности в их работе;
3) Совершенствовать навыки речевого общения;
4) Развивать творчество, воображение, фантазию;
5) Формировать желание пользоваться специальной терминологией;
6) Формировать навыки поисковой деятельности;
7) Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу;
8) Воспитывать бережное отношение к природе.


Ожидаемый результат

1) Овладение детьми понятиями: «морские обитатели», «млекопитающие», «моллюски», «кораллы», «водоросли»;
2) Дети имеют представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;
3) Знают о взаимосвязи с другими обитателями;
4) Имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
5) Сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.

Вид проекта: Групповой, познавательный.

Продолжительность проекта: 5 дней.

Срок реализации: С 10.03.16  – 14.03.16 г.

Участники проекта: Дети и воспитатели старшей группы, родители.

Продукт проектной деятельности:  Коллективное панно «Морские просторы».

Предварительная работа:

1)Консультация для родителей по отдыху с детьми на море: «Путешествие на море»
2) Поиск родителями картинок по теме проекта.


 
Формы организации проекта:

Наблюдения, игры, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, рисование, аппликация, лепка.

Этапы осуществления проекта

1.Подготовительный этап:

1.Сбор литературы по теме проекта: стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки.

2.Подбор картин, фотографий, иллюстраций по теме проекта.

3.Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

4.Разработка занятий, определение тематики бесед.

2 этап. Реализация проекта

1.Физическое развитие.

Подвижные игры: «Море волнуется», «Водяной», «Рыбак и рыбки», «Водолаз».

2.Социально-личностное развитие.

Сюжетно – ролевая игра:
«Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция», «Аквалангисты».

3.Познавательно-речевое развитие.
Беседы:
«Море в опасности», «Моря нашей страны (Черное, Азовское)»,
«Море и его обитатели»,  «Гроза океанов: большая белая акула, гигантская медуза – бойтесь больших щупальцев».


Чтение художественной литературы:

С. Сахарнов «Кто в море живёт?»,
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»,
Г.Х.Андерсен «Русалочка»,
П. П. Ершов «Конек – Горбунок».


Познание:

- Образовательная деятельность:

Рассматривание репродукций картин по теме проекта:

- И.К. Айвазовский  «Чёрное море»,

- А. Рылов «В голубом просторе»,
- А. Боголюбов «Парусник в море»;

- Дидактические игры:   «Угадай на ощупь», «Отгадай загадку».

4.Художественно-эстетическое развитие.

Художественное творчество:

Рисование: «Морской пейзаж».

Аппликация: «Красивые рыбки».

3-й этап итоговый

-Презентация коллективного панно «Морские просторы».

Вывод

В ходе осуществления проекта «Подводный мир» дети познакомились с морскими обитателями и с тем, какое значение море имеет в жизни человека.

В результате бесед, познавательных занятий совершенствовались навыки речевого общения. Дети овладели основными понятиями «морские обитатели», «моллюски», «кораллы», «млекопитающие», что так же помогло их общению в ходе проекта. Детям были даны знания о труде моряков на корабле и профессиях связанных с морем.
Знания, полученные в ходе проекта, ребята применяли во время рисования, лепки, изготовления аппликации. Они без особого труда могли изобразить внешнее строение рыбы.
Так же была проведена работа с родителями. Для них были разработаны рекомендации о том, какие следует, соблюдать меры предосторожности находясь с ребенком на море. Родители оказали помощь в создании коллективного панно: «Морские просторы».
Таким образом, в ходе данного проекта были созданы условия для воспитания у детей экологической культуры, были развиты познавательные и творческие способности детей старшей группы «Пчелки».

Приложение 1

Дидактические игры:


«Занимательная зоология»
Цель: познакомить детей с богатым животным миром морей и океанов, способствует развитию ассоциативной памяти.
Ход игры: дети должны разложить карточки на игровом поле по среде их обитания.

«Угадай на ощупь»
Цель: учиться определять морских обитателей на ощупь с завязанными глазами.
Ход игры: с завязанными глазами определить какой морской обитатель у тебя в руках.

Подвижные игры:


«Море волнуется»
Цель: развивать фантазию, художественный вкус в придумывании морских фигур.
Ход игры: Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит:
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего или отдает фант.


«Водяной»
Цель: развивать умение с закрытыми глазами угадывать своего товарища.
Ход игры: дети стоят в кругу, а ведущий - в центре с завязанными глазами должен определить кто перед ним стоит.


«Рыбак и рыбки»
Цель: совершенствовать прыжки через скакалку, развивать ловкость и выносливость.
Ход игры: водящий становится в центр круга, образованного остальными участниками. «Рыбак» вращает скакалку так, чтобы она скользила по земле и описывала круги под ногами играющих. Участники-«рыбки» должны перепрыгивать через скакалку, чтобы не «попасться на удочку». Попавшаяся «рыбка» становится «рыбаком».


«Водолаз»
Цель: закрепить название морских обитателей, учиться передавать движениями их внешний вид и способы передвижения.
Ход игры: ведущий загадывает морское животное, а игроки должны изобразить его. Кто интереснее изобразит становиться ведущим.


Сюжетно – ролевые  игры:


«Путешествие на корабле»
Цель: дать знания о труде моряков на корабле, слаженности в их работе; совершенствовать навыки речевого общения; развивать творчество, воображение, фантазию; воспитывать интерес и уважение к труду работников морского флота.


«Подводная экспедиция»
Цель: создать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре. Побуждать к развертыванию сюжета.


«Аквалангисты»
Цель: познавательный интерес к обитателям морского дна, умение видеть интересное и занимательное во время морской прогулки.

4. Продуктивная деятельность

Приложение 2

Консультация для родителей

«Путешествие на море»

Уважаемые родители! Если у Вас появится возможность поехать вместе с ребенком на море, то необходимо организовать отдых так, чтобы он был интересным, увлекательным, познавательным, а для вас приятным.

Прежде всего, начните с подготовки ребенка к путешествию.   Дайте ему немного знаний о море.   Деткам важна наглядность, поэтому дополните свой рассказ картинкой, мультфильмом или фильмом.  

Рассказывайте ребенку только приятные, добрые истории, которые вызывают интерес и любопытство, а не тревогу.

Если ребенок говорит, что боится моря, выясните, что же все-таки волнует его.

Чтобы занять ребенка на отдыхе, подберите для поездки соответствующие игрушки. Берите только то, что понадобится на берегу и у воды: набор для игры с водой, песком, игрушки для коллективных игр - мяч, летающая тарелка, бумеранг, летающий змей и т.д.

Во время отдыха на море не исключены развлечения на детских аттракционах (качели, карусели), которые не только доставляют детям удовольствия, а также способствуют укреплению вестибулярного аппарата.

Как и взрослому, ребенку важно заниматься продуктивной деятельностью, когда видны результаты собственного труда.   Это работа ручками, самостоятельная деятельность с природным материалом (водой, ракушками, песком).   Вчера ребенок построил маленький замок из песка, а сегодня - уже несколько замков, соединенных мостами.   Он радуется сам.   Родители счастливы и восхищаются его конструкторскими способностями.

Вода - благодать, и вместе с тем, если с ней неразумно обходиться - опасность. Ребенок стремится к морю.   Позвольте ему удовлетворить это желание.   Подстрахуйте, будьте рядом, но не сдерживайте постоянными окликами: «туда нельзя, это нельзя, не делай это». Когда ребенок в воде будьте вместе с ним, пусть он наслаждается своими новыми ощущениями и знакомством с морем.

Если ребенок боится или не хочет подходить к воде, не настаивайте.   Придет время и он полюбит воду.

На море интересно все.   Ребенок может задавать тысячу вопросов, ведь в мире для него столько нового, интересного и незнакомого, а может и не задавать их вовсе.  

Главное - занять мозг ребенка исследованиями окружающего мира, руки -деятельностью, эмоции - общением со взрослыми и сверстниками.   Радуйтесь вместе с ним его открытиям и находкам.   И пусть ваш отдых пройдет в приятных впечатлениях, положительных эмоциях, невероятных открытиях, а все это и есть ключ к здоровому развитию и отдыху вашего ребенка и вас.

Приложение 3

Беседа с детьми «Моря нашей страны (Черное, Азовское море)».

Цель: Активизировать словарь. Воспитывать любовь к родной природе, закрепить знания о морях нашей страны.
Материал: Карточки с изображением морских рыб и других обитателей морей. Фотографии морей расположенных на территории России.

Ход беседы:
Воспитатель: - Дети, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. А куда мы отправимся, нам подскажут волшебные картинки.

Воспитатель: - А ну-ка отгадайте загадку:
В нем соленая вода,
Ходят по нему суда
Летом взрослые и дети
Ездят отдыхать туда.
Ответы детей.

- А какие дети, вы знаете моря, которые находятся в нашей стране?

(Дети отвечают)
Воспитатель:  Азовское, Черное. Каждое море имеет свой цвет, он может меняться от различных условий: погоды, песка, цвета водорослей, цвета морских обитателей.
Море может быть то зеленым,
То задумчивым светло-синим,
Море может быть голубое,
Но бывает оно и черным,
Черным, мечущимся, покатым,
Поднимающимся, горбатым.
- Вода в море какая на вкус? (солено-горьковатая) – Это потому дети, что в ней растворено много морских солей (рассматриваем морскую соль) .
- А кто мне, ребята, скажет, что нужно иметь для исследования морских глубин? (Дети перечисляют: батискаф, подводная лодка, скафандр, водолазный костюм, акваланг, камера для съемок) .
- А вы знаете, что нам понадобится еще один предмет? Под мою диктовку «попутешествуйте» по клеткам, и вы узнаете, какой это предмет.
(Дети выполняют задания с помощью фломастера и листа в клетку) .
(Получается изображение фонаря) .
- Пока мы плывем к месту спуска батискафа, предлагаю поиграть в игру: «Отгадай последнее слово».


- Белокрылые хозяйки
Над волной летают …. (чайки).


- По морю синему плывет
Трехэтажный …. (пароход).


- Большому судну не страшна
Океанская …. (волна).


- Закаляют нас всегда
Солнце, воздух и … (вода).

Через океан плывет великан
И выпускает воды фонтан (кит).


В воде она живет,
Нет клюва, а клюет (рыба).


Стальная акула в океан нырнула.
Сама под водой, а глаза над водой (подводная лодка).


Кругом вода, а с питьем беда (море).


У родителей и деток
Вся одежда из монеток (рыба).


От зубастых щук таясь стороной проплыл … (карась).


Он в самом омуте живет, хозяин глубины,
Имеет он огромный рот, а глазки чуть видны (сом).


Как называется повар на корабле? (кок)


- А теперь надеваем скафандры, водолазные костюмы, занимаем места в батисфере, погружаемся. Нам дышится легко, вода чиста и прозрачна. Мы опускаем все глубже и глубже. Мимо нас проплывают юркие рыбки, покачиваются водоросли. Мы оказались на дне моря. (Воображаем с помощью движений, что одеваем скафандры и садимся на стулья).
Воспитатель: Молодцы ребята, все вы хорошо работали, загадки отгадали. О чем мы говорили? Какие моря есть в России?

Беседа «Море и его обитатели».

Цель: познакомить детей с флорой и фауной моря, уточнить представления о значении моря в жизни человека, воспитывать бережное отношение к природе, родному краю, желание защищать и охранять их.

Материал: игрушки  морских обитателей, кукла «Русалка», морская капуста, морская соль, мармелад, йод, макет российского флага.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, что это за звуки? Они мне очень знакомы, что – то напоминают. А вам что напоминают эти звуки?

(ответы детей).

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться со мной в увлекательное морское путешествие на корабле. Занимайте свои места. Посмотрите, что это у меня?(показать глобус).

(ответы детей).

Воспитатель: Если он не крутится, то, какие цвета мы видим?

(ответы детей).

Воспитатель: А если его сильно раскрутить, каким он кажется?

(ответы детей).

Воспитатель: Почему? Что обозначает голубой цвет?

(ответы детей).

Воспитатель: А вы знаете, как образовались моря и океаны?

(ответы детей).

Воспитатель: Ученые предполагают, что после своего возникновения, Земля была окутана плотной пеленой облаков. По мере того, как Земля остывала, на ее поверхность обрушились ливни и затопили все впадины на Земле. Так образовались первые океаны и моря. По морям и океанам можно плыть долго, не видя берегов.

Воспитатель: А какая вода в море, можно ли ее пить?

(ответы детей).

Воспитатель: А где можно применять морскую воду?

(ответы детей).

Воспитатель: Морская вода очень полезная, она содержит много минеральных веществ. Ею можно полоскать горло. С ней принимают лечебные ванны. Из морской воды добывают специальные вещества, из которых делают лекарства, мази. Из морской воды делают морскую соль и продают в аптеках.

(воспитатель приглашает детей к столу рассмотреть соль, морскую капусту).

Воспитатель: Дети, как по – научному называется морская капуста? Эта водоросль называется ламинария. Что можно из нее приготовить?

(ответы детей).

Воспитатель: А это что? (показать мармелад).

(ответы детей).

Воспитатель: В мармелад добавляют вещество агар – агар, которое получают из водорослей. Агар – агар используют для приготовления суфле, мыла, кремов, мороженого, зубной пасты. А еще из водорослей делают удобрение для цветов, йод.

Воспитатель: А вы знаете, где растет ламинария?

(ответы детей).

Воспитатель: Добывают ламинарию специально обученные водолазы, они погружаются на морское дно. А вы хотели бы оказаться на морском дне? Интересно, какое оно.

(ответы детей).

Воспитатель: Да, дно у моря не плоское, у него есть и долины, и холмы, и цепи гор, и даже пещеры. Как же нам попасть на морское дно?

(ответы детей).

Воспитатель: Ребята, но из-за большой загрязненности в море погибают дельфины, крабы, киты, становится меньше рыбы. Жители морей и океанов кричат о помощи, но мы их не слышим. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы спасти обитателей моря?

(ответы детей).

Воспитатель: Люди много делают для того, чтобы очистить море. Есть корабли – дворники, нефтесборщики. Люди – часть природы. Мы с ней одно целое, она дает нам силы, здоровье, радость и красоту. Чтобы сберечь себя, людям нужно беречь и охранять природу, дружить с ней.