План по самообразованию
материал на тему
план по самообразованию
«Психологическое сопровождение формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста как условие повышения уровня развития их интеллекта» на 2017-2023 годы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_samoobrazovanie.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №27 «Рябинушка» комбинированного вида
Елабужского муниципального района
план по самообразованию
педагога-психолога
Ахуновой Анны Петровны
«Психологическое сопровождение формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста как условие повышения уровня развития их интеллекта»
на 2017-2023 годы
2017г.
Актуальность темы
В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. В дошкольном возрасте эмоциональное развитие опережает интеллектуальное. Именно поэтому одним из самых острых вопросов дошкольного воспитания является проблема нравственных представлений личности и развития гуманных чувств. Область изучения эмоционального интеллекта является сравнительно молодой и насчитывает чуть больше одного десятилетия. Однако сегодня этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру. Среди них Г.Орме, К. Кеннон, Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Голман и другие. Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П.Саловеем.
Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства).
Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
способностью сознательно влиять на свои эмоции;
умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.
Таким образом, актуальность работы данном направлении определяется, во-первых, усилением значимости такого принципиально важного для межличностного взаимодействия и общения феномена, как эмпатия, во-вторых, недостаточной разработанностью проблемы в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту, и, в-третьих, состоянием вопроса в практике, связанного с необходимостью установления приоритета личностного взаимодействия на основе эмпатии, как общечеловеческой ценности.
Возможны два подхода к развитию эмоционального интеллекта: можно работать с ним напрямую, а можно опосредованно, через развитие связанных с ним качеств. Сегодня уже доказано, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе и эмпатия. Таким образом, развивая эти качества ребенка, можно повысить уровень его эмоционального интеллекта.
Этим обоснована необходимость разработки системы педагогических мероприятий, которая направлена на развитие эмоциональной сферы дошкольника, воспитание доброжелательного отношения к сверстнику.
Цели, задачи, методы работы
Цель: повышение уровня развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста посредством психологического сопровождения формирования их эмоциональной сферы.
Задачи:
Создание условий эмоционального благополучия дошкольников, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств.
Включение в рамки воспитательно-образовательного процесса обоснованной системы мероприятий психолого-педагогического сопровождения, способствующих развитию эмоциональной сферы дошкольников.
Практическая реализация технологии психолого-педагогического сопровождения.
При работе с детьми акцент делают на развитии следующих умений:
умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения;
умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и т.д.);
умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.
Направления работы
Познавательные занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;
• Творческие задания, коллекционирование; решение логических задач;
• Развивающие игры и упражнения; познавательные опыты;
• Анкетирование; консультационный материал (для педагогов и родителей)
Все вышеперечисленное дает возможность вести работу системно и комплексно. В основу реализации поставленных задач вошли основные направления работы с детьми:
научить понимать и осознавать потребности и эмоции тела, развить мышечное внимание и свободу;
формировать у дошкольников потребность и умение накапливать положительные эмоции, распознавать и справляться с неполезными эмоциями;
научить позитивно (без раздражения, капризов, агрессии) реагировать на различные жизненные ситуации и заранее создавать желаемые ситуации;
заложить у дошкольников основы умения анализировать и понимать себя и собственное поведение (что происходит и почему), поведение других людей, управлять своими эмоциями, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;
способствовать адекватному для дошкольников ролевому развитию, а также формированию эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения;
научить дошкольников поддерживать сотрудничество;
обеспечить осознанное участие семьи.
Такая целенаправленная работа дает дошкольникам возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет в дальнейшем успешно адаптироваться к школьному обучению.
От развития эмоционально-волевой сферы зависит формирование личности ребенка. Именно в дошкольном возрасте идет усвоение моральных норм, вырабатывается умение подчинять свои поступки и действия моральным и этическим правилам, складываются навыки поведения в коллективе. Следует заметить, что эмоционально-волевая сфера не развивается сама собой, а требует длительной кропотливой работы. Без должного развития она имеет все шансы сформироваться неправильно, в результате поведение ребенка может принять нежелательные формы, он может стать эгоистичным, избалованным, а интеллектуальные способности так и останутся невостребованными.
Цели:
- формировать способность к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности;
- повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство путем внедрения инноваций в обучении и воспитании;
- обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии и генерирование идей.
- повышение собственного профессионального уровня
Задачи:
- изучить общепедагогические и психологические знания с целью расширения и совершенствования психологических методов воспитания и обучения дошкольников;
- овладение достижениями психолого-педагогической науки;
- повышение общекультурного уровня;
- применение разнообразных форм работы в организации психолого-педагогического сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса - обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт
Основные этапы и направления работы по самообразованию.
№ | Этапы работы | Направления работы | Сроки реализации |
1. | Подготовительный | Знакомство и изучение практических методов по диагностике и развитию познавательных способностей в дошкольном обучении и воспитании (методические пособия, наработки педагогов дошкольного образования, обмен опытом с психологами дошкольного образования). Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования. | В течение всего периода |
2 | Диагностический | Создание блоков коррекционных занятий для дошкольников, педагогов, родителей | В течение всего периода |
3 | Практический | Введение в практику коррекционной работы . Разработка консультаций для педагогов ДОУ, основанных на методиках работы по развитию познавательных способностей для групповой, тренинговой работы с детьми дошкольного возраста. Обобщение собственного опыта психологической деятельности. | В течение всего периода |
4 | Аналитический | Анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования. | В течение всего периода |
Изучение литературы по профессиональной самоподготовке.
1.Афонькина Ю. Спецкурс: психолого-педагогические проблемы педагогической игры. - Дошкольное воспитание №9, 1998. - с.91
2.Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте СПб. - Речь, 2006. - 32 с.
3. Бех И. Личностно ориентированное воспитание / И. Бех - К.: Знания, 2007. - 343 с.
4.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед.училищ по специальности №2002 "Дошкольное воспитание" и №2010 "Воспитание в дошкольных учреждениях". -М.: Просвещение, 1989.
5 .Воспитание и развитие дошкольника / Под ред. проф. И. П. Прокопьева и проф. П. Т. Фролова. - Москва - Белгород, 1995.
6.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
7.Галузинский В. Педагогика В. Галузинский. - К.: Вища шк., 1995. - 432 с.
8.Гильбух Ю.З. Внимание: одарённые дети - М.: Знание, 1991, №9.
9.Голуб Н. Применение познавательных задач опережающего характера в процессе обучения 6-летних детей: Научно-методические материалы для студентов педагогических учебных заведений / Н. Голуб.- Харьков: ХНПУ им. Г.С.Сковороды, 2005.- Часть 2.
10 .Гордиенко С. Некоторые методические советы по активизации познавательной деятельности детей / С. Гордиенко // Начальное образование. - 2004. - № 37. - С.24-
11.Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Элементы "карнавальной культуры " в развитии ребенка дошкольника // Вопр. психол. 1994. № 2. С. 77 - 87.
12.Концепция национального воспитания // Родная школа. - 2003. - №6. - С.36.
13 .Матюшина М. Мотивация учения младших школьников / М. Матюшина. - М.: Педагогика, 1994. - 144 с
14 .Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991.
15 .Помяновская Н. Дошкольная педагогика : учеб. пособ. / Н. Помяновская. - К.: Академвидав, 2006. - 465 с.
16 .Улькина Т. К проблеме исследования проявлений и психологического содержания познавательных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т. Улькина // Психология. Сборник научных трудов НПУ имени М.П. Драгоманова. - Выпуск 11. - К.: НПУ имени М.П. Драгоманова, 2000. - С. 242 - 247;
17 .Уроктаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии - М., 1999.
Изготовление методического материала
№ | Название | Цель | Период изготовления |
1 | Изготовление стенда в кабинете психолога | Организация просветительской работы | Сентябрь2017 – январь 2018 |
2 | Создание картотеки на развитие графомотороных навыков у обучающихся | Развитие мелкой моторики пальцев рук | Октябрь |
3 | Изготовление памяток: «Это важно знать», «Вредные привычки», «Развиваем уверенность» | Организация профилактической работы с педагогами, обучающимися, родителями | 2017-2018 |
4 | Создание минут релаксации, психологических настроев | Снижение эмоционального напряжения всех участников общеобразовательного процесса | На педчасах |
5 | Создание героев для коррекционно-развивающих занятий | Для организационных моментов занятий | 2018-2019 |
6 | Изготовление карточек «Зрительные тренажеры» | Развитие зрительного внимания обучающихся | 2019-2020 |
7 | Создание картотеки игр | Коррекция и развитие психических процессов обучающихся | Май 2018 |
Практическая работа. Планируемые занятия.
№ | Название | Направление. Форма работы. | Период |
1 | Диагностические занятия на определение уровня развития мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения | Диагностический пакет | В течении всего периода |
2 | Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательных способностей. | ·сюжетно-ролевая психотерапия, базирующаяся на игровых психотехниках; ·драмтерапия с разыгрыванием игровых сюжетов и тем; ·спортивные и двигательные тематические игры; ·рисуночная арттерапия, базирующаяся на изобразительной деятельности с использованием игровых психотехник(изотерапия); ·библиотерапия, что включает как написание, так и творческое прочтения и толкования литературных образов и произведений, в том числе и сказкотерапия; ·куклотерапия с подготовкой и разыгрыванием сюжетов; ·драмтерапия; ·игры на песке | Ноябрь-май 2017-2023 г.г |
3 | Исследование уровня развития детей | Согласно годового плана работы | Сентябрь. Февраль. Май 2017-2023 г.г |
Заключение
Результативность работы будет видна стабильными позитивными результатами реализации мероприятий психолого-педагогического сопровождения по развитию эмоциональной сферы дошкольников как
успешное формирование детской компетентности в соответствии с возрастом; правильным построением взаимоотношений в детском социуме.
На сегодняшний день доказана центральная роль эмоциональной стабильности в успешности школьного обучения, а развитие эмоциональной сферы ребенка признано главным элементом понятия «психологическая готовность к школе».
Обобщая все вышеизложенное можно сделать вывод, что, способности, являющиеся составной частью эмоционального интеллекта, поддаются развитию. Поэтому начинать воспитание и развитие эмоционального интеллекта следует уже в самом раннем возрасте. Это лучший путь к укреплению личности и профилактике разных отклонений и проблем в развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...