Памятка для воспитателей
учебно-методический материал на тему

Махалина Инна Алексеевна

Данный материал поможет воспитателям правильно прописывать цель и задачи в НОД, планировать ход НОД, правильно подводить итог НОД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_vospitateley_dou.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА для воспитателей ДОУ

При постановке цели и задач НОД помните:

  •  Цель всегда одна.
  •  Задачи должны носить триединый характер, т.е. должны включать образовательную, развивающую, воспитательную направленность. При этом самих задач может быть более трех.
  •  Формулирование образовательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.
  •  Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер НОД Вы планируете: по сообщению нового знания, тренировочный или итоговый.

Примерные формулировки образовательных задач НОД по сообщению нового знания:

«Актуализировать знания детей о ...»

«Создать условия для получения детьми знания о ...»

«Мотивировать детей к самостоятельному изучению ...»

«Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о ...»

«Сформулировать у детей потребность правильно употреблять в

собственной речи притяжательные местоимения»

Примерные формулировки образовательных задач НОД тренировочного и итогового характера:

«Актуализировать знания детей о ...»

«Расширить знания детей о ... через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности»

«Дать возможность применить на практике полученные знания о...» «Закрепить в самостоятельной деятельности умение ...»

  • Развивающие задачи направлены, как правило, на развитие высших психических функций (мышление, память, воображение, внимание), общей, мелкой, артикуляционной моторики, просодических компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация), речевого дыхания.
  • Формулирование развивающих задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.
  • В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:
  • если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов «формировать ...», «начать работу по развитию...» и т.д.
  • если функция недостаточно сформирована, либо необходимо закрепить

какой — либо навык, то выбор будет следующий «продолжать

формировать...», «продолжать развивать ...», «совершенствовать ...» и

т.д.

  • Воспитательные задачи направлены, как правило, на развитие личностных качеств ребенка, его эмоционально — волевой сферы.
  • Формулирование воспитательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.
  • В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство), над которым Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:

если качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать ...», «воспитывать ...» и т.д.

- если качество (свойство) недостаточно сформировано, либо необходимо его закрепить, то выбор глагола будет следующий «продолжать формировать ...», «продолжать воспитывать ...», «совершенствовать ...» и т.д.

При  планировании хода НОД помните:

НОД должна включать в себя следующие основные этапы:

  • организационный момент;
  • актуализацию имеющихся знаний;
  • сообщение цели НОД (в доступной для детей форме), для того, чтобы мотивировать детей активной деятельности в ходе образовательного Процесса;
  • сообщение нового знания, либо тренировка использования нового знания в собственной практической деятельности детей (в зависимости от характера НОД);
  • рефлексия НОД.

Включение выделенных физминуток в ход НОД необязательно, если в ходе НОД наблюдается постоянная смена видов деятельности.

 

В ходе НОД помните:

  • В любой момент дети могут предложить Вам такую образовательную и развивающую ситуацию, которой нет в ВАШЕМ плане. Не упускайте ее. Вспомните пословицу «Ложка дорога к обеду» и не бойтесь отступить от конспекта! Знание, полученное в нужное время, усвоится детьми намного лучше.
  • Не торопите детей с ответами!!!!! Держите паузу. Попробуйте переформулировать свой вопрос, потому что отсутствие детского ответа может быть из - за неправильно заданного вопроса, а не от незнания.
  • Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это бессмысленно.
  • Не спешите отвечать на детские вопросы. Попробуйте в ответ спросить его: «А как ты думаешь?» и внимательно выслушать предположение ребенка, а потом вместе с ним или с другими найти ответ на вопрос в различных источниках или проведя какой — либо эксперимент.
  • Провоцируйте детей задавать вопросы, особенно на этапе фиксации затруднения в чем — то. «Вы не знаете? А что же делать, когда чего — то не знаешь? («Можно спросить у кого — нибудь») Спросите меня!»

С каких слов НЕЛЬЗЯ формулировать цель:

Познакомить, дать, рассказать, воспитать, развивать, показать.

Формулировка целей НОД:

Формулировка образовательного аспекта:

Обеспечить узнавание...

Обеспечить воспроизведение...

Обеспечить применение на практике

Добиться усвоения…

Добиться уточнения знаний о ...

Добиться повторения

Систематизировать знания детей о.. .

Подвести детей к выводу..

Помочь понять..

Вызвать желание найти..

Формулировка развивающего аспекта:

Обеспечить развитие умения планировать...

Обеспечить развитие умения пользоваться..

Обеспечить развитие умения пересказывать

Обеспечить развитие умения формулировать..

Обеспечить развитие умения составлять характеристики..

Обеспечить развитие умения словесно рисовать..

Обеспечить развитие умения сопоставлять..

Обеспечить развитие умения анализировать

Обеспечить развитие умения устанавливать причинно- следственные связи

Формулировка воспитывающего аспекта:

Пробудить чувства

Помочь получить эстетическое наслаждение Убедить в том, что..

Порадоваться вместе с детьми..

Вызвать желание помочь..

Подвести к мысли..

Подвести к выводу. .

Способствовать развитию..., формированию..

Формулировка в самостоятельной деятельности:

Выложить

Предложить

Создать ситуацию

При подведении итога НОД помните:

  • Вопросы не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия: «Где мы были?», «Чем занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т.д.
  • Используйте больше вопросов проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь зайчику?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что бы ты хотела сказать ребятам, Маша?», «Что нам нужно будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?» и т.д.
  • Не хвалите каждый раз всех детей словами «Вы все молодцы!». Отмечайте конкретные заслуги КАЖДОГО ребенка: «Дима, ты очень здорово придумал, как нам перейти через речку», «Мне было очень приятно видеть, как Полина и Саша договорились сами, кто первым будет рисовать», «Марина замечательно выполнила трудное задание...», «Порадовал сегодня Паша. Хоть у него не очень получилось справиться с заданием ..., но он показал настоящий пример того, как нужно преодолевать трудности» и т.д.

Получайте удовольствие от общения с детьми и тогда у Вас все обязательно получится!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. Речь воспитателя.

Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи....

Памятка для воспитателей "Действия воспитателя при проведении утренней гимнастики и ООД по физической культуре"

Данный материал может быть полезен инструкторам по физической культуре при взаимодействии с воспитателями в ДОУ....

памятка для воспитателей и помощников воспитателей в адаптационный период

в памятке даётся описание правил поведения персонала ДОУ, приёмы и методы работы в адаптационный период, применение упражнений и игр  во время прохождения этого периода...

Памятки для воспитателей. Правила поведения и общения воспитателя в ДОО.

Правила поведения и общения в дошкольной образовательной организации...